Автор: Щеглеватых Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 36" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: "Поощрение и наказание" Раздел: дошкольное образование
Поощрение или наказание?
Обучение малышей послушанию – одна из важнейших задач воспитания.
Часто перед родителями встает вопрос: нужно ли ограничивать ребенка во
всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки
свободы? Оказывается, только разумный баланс между строгими
ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично
развиваться.
Почему ребенку нужно слушаться?
- Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники,
которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие
проблемы с адаптацией к детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки
самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне.
- Способность подчиняться и следовать им важна для развития отношений
между детьми. Малышей без таких навыков сверстники могут не принимать
в игры, и даже отвергать.
- Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо
слушающихся детей. В результате к детскому саду такие дети обладают
слабой или средней задержкой развития навыков самообслуживания.
- Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода
привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и
выживание которых зависит от их родителей.
- По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать
правилам и быстро реагировать на указания родителей.
Итак, очевидно, малышу необходимо уметь беспрекословно слушать
родительские требования и запреты, однако важно, чтобы их количество
было минимально и они касались только особенных сфер.
В каких же сферах жизни ребенка запреты просто
необходимы.
- Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия
малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.
- Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те
действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом
неуважения в отношении другого человека.
- Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей.
Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении
природной и культурной среды.
Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься с
возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими
воспитательными ценностями.
Правила для родителей.
Давайте отдельные и короткие указания: ребенку им проще следовать,
нежели длинным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми,
например, лучше сказать. «Положи книжку на полку», а не «Убери в своей
комнате».
Давайте позитивные указания: говорите ребенку, что ему делать, а не что
ему не делать. Например, лучше сказать «Слезь со стула и подойди ко мне»,
чем «Прекрати качаться на стуле».
Указания должны быть конкретными, это позволит ребенку понять, что от
него в точности ожидают. Например, лучше конкретное «Пожалуйста, говори
тише», чем абстрактное «Веди себя прилично».
Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите, будьте
вежливы и проявляйте уважение. Это делает общение между вами и ребенком
более приятным.
Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило к
одним и тем же последствиям. Это самый быстрый способ научить
маленьких детей лучше слушаться. Послушание не должно восприниматься
как подарок, однако его нужно отмечать. Также вы должны быть
последовательны в обеспечении последствий того или иного плохого
поведения ребенка. Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.