Автор: Захарова Наталья Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Северомуйская СОШ"
Населённый пункт: п. Северомуйск, Муйского района Республики Бурятия
Наименование материала: открытый урок по музыке
Тема: "Импрессионизм в музыке и живописи"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Северомуйская СОШ»
Открытый урок по музыке
Импрессионизм в музыке и живописи
Разработала:
Учитель музыки
Захарова Н.В.
п. Северомуйск, 2018г
План – конспект открытого урока по музыке
« Импрессионизм в музыке и живописи»
Цель: раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие
импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-
импрессионистов и музыки К. Дебюсси.
Задачи урока:
расширять представление о направление французского искусства второй половины
XIX в. – импрессионизм;
показать, что явление музыкального стиля – наиболее общее, опорное для
искусства понятие, без осознания которого невозможно полноценное приобщение к
музыкальному искусству;
знакомить с творчеством художников-импрессионистов и композиторов-
импрессионистов.
Планируемые результаты:
Знать особенности импрессионизма, как художественного стиля.
Найти ассоциативные связи между художественными образами музыки и
живописи.
Передать свои впечатления в устной и творческой форме.
Уметь определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных
произведениях.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация,
музыкальный инструмент
Музыкальный материал:
«Диалог ветра с моря» из симфонической сюиты «Море» Клод Дебюсси, Римский-
Корсаков «Океан – море синее», «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», Лунный свет
(№3), «Кукольный кек-уок» Клод Дебюсси.
Художественный материал:
Эдуард Мане, КамильПиссарро, Эдгар Дега, Пьер Огю́
стРенуа́
р. «Впечатление. Восход
солнца» Клод Моне, Пабло Пикассо «Три музыканта»
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
1.
Актуализация знаний. (Слайд 3)
– Напомните, пожалуйста, тему прошлого урока. («Музыка на мольберте»). Давайте
вспомним с творчеством, какого композитора-художника мы знакомились?
(М.Чюрленисом) Какие произведения живописи мы разбирали? (Триптих
«Сказка.Путешествие королевны», «Сотворение мира», «Соната Море»). Какие
музыкальные произведения мы слушали? (Прелюдии, симфоническая Поэма «Море»).
- Сегодня мы познакомимся с новым направлением, как в изобразительном искусстве, так
и в музыкальном.
1.
Формулирование темы урока. Планирование деятельности. (Слайд 4)
- Откройте учебник на странице 142 прочтите тему урока и составьте план.
Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи».
План: (Слайд 5)
познакомиться с творчеством художников-импрессионистов;
анализировать картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»;
послушать музыкальные произведения французского композитора Клода Дебюсси;
сравнить музыку К. Дебюсси с картинами художников-импрессионистов.
1.
Работа над новым материалом.
Импрессионизм возник почти одновременно в живописи и в поэзии, позднее его влияние
распространилось на скульптуру, музыку, литературу, театр. Импрессионизм (от
французского слова impression – впечатление).
Движение импрессионистов создавали французские художники Эдуард Мане,
КамильПиссарро, Эдгар Дега, Пьер Огю́
стРенуа́
р. (Слайд 6,7) В своих картинах
художники старались отразить мимолетные впечатления от реально существующего мира,
выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои
мимолетные настроения, ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном
свете.
Давайте познакомимся с творчеством французского художника Клода Моне. (Слайд 8).
(Слайд 9) Рассмотрим репродукции нескольких картин К. Моне. Остановимся на картине
«Впечатление. Восход солнца».
Замысел картины художник передал такими словами: «Как много надо работать, чтобы
передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет,
разлитый в ней».
Ответьте на вопросы:
Что является центром композиции картины?
- Оранжевый круг солнца.
В каком направлении поднимается солнце?
- Из утренней мглы – навстречу зрителю.
В какие тона окрашивает солнце небо и воду?
- В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск –
оранжево-красная дорожка.
Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда?
- Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной
дымке; все окутано влажным туманом.
Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать
тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки.
Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колоритностью.
(Слайд 10) Клод Дебюсси – выдающийся французский композитор. Основоположник
импрессионизма в музыке. Его музыка наполнена светом, прозрачна и невесома. Влияние
живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал
названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы» (произведение
графического искусства), «Эскизы», «Этюды» и т.д.
Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси
во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова. Послушайте
фрагмент «Диалог ветра с моря» из симфонической сюиты «Море» Клода Дебюсси и
сравните с произведением Римского-Корсакова «Океан – море синее» (вступление к опере
Садко).
Слушание: «Диалог ветра с моря», «Океан – море синее».
Что между ними общего?
Каковы особенности музыки этих фрагментов, рисующих морской пейзаж?
Ответы уч-ся: Так же как и Римский-Корсаков, Дебюсси рисует разное море: из
неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части развивается картина
бури.
(Слайд 11)
«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» - так назвал одну из фортепианных
прелюдий К. Дебюсси.
Название большинства прелюдий звучат как поэтические строки:
«Что видел западный ветер», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует»,
«Девушка с волосами цвета льна»…
Музыке Дебюсси очень близки акварельные краски и постельные тона. Частыми
обозначениями характера исполнения произведений являются не указания темпа, а такие
замечания, как «вполголоса», «шепотом», «напевая».
Слушание прелюдии «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе».
- Есть в этом произведении ярко выраженная мелодия?
- Каковы особенности ее строения? (Взлет-падение, вопросительность).
- Какие особенности ритма передают мгновенность впечатлений? (Чередование движения
и остановок).
- Благодаря каким приемам композитор достигает живописности в музыке? (Причудливые
звучания, на фоне которых появляются неожиданные яркие всплески, возникающие и
исчезающие в одно мгновение).
(Слайд 12)
На следующем слайде мы видим Репродукцию картины «Руанский собор» Клода Моне.
Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-
импрессиониста, представляющих собой различные виды собора в зависимости от
времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг.
В свете восходящего солнца
В полдень
В солнце
Закат
Прослушивание прелюдии «Лунный свет» К. Дебюсси.
- Какую картину вы увидели, слушая эту музыку?
- Какая она по характеру?
Ответы уч-ся: Таинственная, завороженная, утонченная, изысканная, прозрачная,
кружевная оркестровка.
- С какими чувствами человека, любующегося ночным пейзажем, связаны яркие звучности
в средней части прелюдии?
Ответы уч-ся: Восторг, восхищение красотой ночи.
Слушание интерпретации «Лунный свет» (Сравнить произведения).
Сделайте вывод о прослушанной музыке К. Дебюсси
В ы в о д: Все эти произведения можно отнести к пейзажным зарисовкам Дебюсси. Они
изображают очарование, красоту и зыбкость окружающего мира, выражают тонкость и
свежесть человеческих ощущений, завороженность красотой.
(Слайд 13) Ярким контрастом этой музыке послужит следующее произведение Дебюсси.
Фортепианную сюиту «Детский уголок» он посвятил своей маленькой дочке Шушу, когда
она только училась играть на фортепиано. Мы послушаем финал сюиты «Кукольный кек-
уок» - это модный в начале XX века танец американских негров. Слово кек-уок с
английского переводится шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику). Дебюсси
написал эту музыку под впечатлением от американского шоу в Париже, где актеры
копировали произношение, жесты, пластику негров. Интонации и ритмы нового искусства
– джаза, который зародился в Америке, пронизывают эту фортепианную миниатюру.
Слушание «Кукольныйкек-уок».
- Каков характер звучания этой пьесы?
Ответы уч-ся: Яркий, прыгающий, озорной, резкий.
- Посмотрите картину Пабло Пикассо и попробуйте дать ей название.
Ответы уч-ся:
- Эта картина называется «Три музыканта».
- Кто знает, как называется это направление в изобразительном искусстве?
- Куби́
зм - направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и
характеризующееся использованием геометрических условных форм.
- Какая музыка звучит с этой картины?
Ответы уч-ся: яркая, современная, с острыми ритмами.
- В чем сходство языка картины и музыкальной пьесы «Кукольныйкек-уок»?
Ответы уч-ся: Характер звучания этой пьесы, передающий угловатость танцевальных
кукольных движений, напоминающих шарж, изломанность мелодической линии, озорной
синкопированный ритм - неожиданные ударения, акценты на слабой доле, паузы вместо
ожидаемых тонов перекликаются с особенностями Кубизма – художественного стиля.
Для изображения музыкантов художник использовал деформированные геометрические
фигуры.
III. Подведение итогов.
Какой вывод мы можем сделать по творчеству композитора К. Дебюсси.
В ы в о д: Приверженность композитора импрессионизму, но в то же время интерес к
новым современным ритмам джаза, которые впервые ввел в классическую Европейскую
фортепианную музыку.
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 14)
Ответы уч-ся:
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)
Самоанализ открытого урока в 5 классе
Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Тип урока: урок открытия нового знания, урок- путешествие
Цель: раскрыть особенности и понятия импрессионизма, как художественного стиля в
живописи и музыке
Задачи:
Образовательная:
-раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и
живописи на примерах художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов;
- создать условия для анализа художественного и музыкального образа
- Развивающая:
-развивать умение следить за развитием музыкального образа, устанавливать
взаимосвязи ;
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательная:
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
воспитать эмоциональную отзывчивость
Данный урок соответствует общей теме полугодия
В начале урока намеренно не была объявлена тема урока, чтобы учащиеся смогли
самостоятельно сформулировать её.
В течение урока учитель пытался заинтересовать учеников необычным подходом к
раскрытию главных особенностей жанра импрессионизма , для этого использовалось
активное участие детей при просмотре презентации .
Действуя активно и целенаправленно, учитель смог привлечь учащихся к выполнению
сравнительно-аналитической деятельности
На уроке уделялось внимание слуховому анализу, так же я использовала проблемно-
поисковый метод. Получив информацию о художниках, дети сами определяли
направление в искусстве и самостоятельно сформулировали тему урока .
На своем уроке использовала интеграцию обучения, что характерно по программе
Науменко, Алеев. Прослеживалась взаимосвязь музыки и истории , взаимосвязь музыки и
живописи, связь с жизнью и эстетическое развитие учащихся.
На уроке использовались активные формы деятельности учащихся
Практические методы
Самостоятельный слуховой анализ
Использовала иллюстрации (в качестве иллюстрации применение
ИКТ)
Игра на инструменте
Словесные методы
Рассказ учителя
В конце проведена рефлексия, которая подвела к итогу урока.
Мне удалось
Обеспечить активное участие всех детей в классе, приобщить к аналитической
деятельности.
Тема доходчиво разъяснена и усвоена Отработанный материал соответствовал
требованиям образовательной программы, соответствовал заявленным целям и задачам
урока.
Считаю, что цель урока достигнута.