Напоминание

"Бизнес–планирование и его место в стратегическом управлении фирмой"


Авторы: Рудченко Виктория Владимировна, Мугунова Галина Степановна
Должность: студент, научный руководитель
Учебное заведение: Орловский филиал Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: научная статья
Тема: "Бизнес–планирование и его место в стратегическом управлении фирмой"
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 338.26

Бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении фирмой

Студ. Рудченко В.В., к.э.н., доцент Мигунова Г.С.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, Орел

АННОТАЦИЯ: в

планировании

нуждается

любая

фирма,

любое

предприятие и экономика в целом. Спланировать бизнес - означает, оценить

возможности,

необходимость

и

объемы

выпуска

конкурентоспособной

продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить

спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на

рынке. Основную роль в процессе бизнес - планирования, играет разработка

и реализация бизнес - плана предпринимательского проекта.

Актуальность

темы

обусловлена

необходимостью

планирования

производственной, коммерческой и финансовой деятельности компаний.

Цель

данной

темы

заключается

в

рассмотрение

основы

бизнес-

планирования, разработка комплекса мероприятий бизнес-плана фирм.

Методической

основой

является

то

что

в

нестабильных

условиях

переходной к рыночной экономике периода бизнес-план фирмы должен, в

первую очередь, решать задачи по улучшению его финансового состояния. В

этой

связи

рассмотрение

финансовой

составляющей

бизнес-плана

очень

значительно.

КЛЮЧЕВЫЕ

СЛОВА: бизнес, планирование, бизнес-план, планирование

хозяйственной деятельности

Анализировать

финансово-хозяйственную

деятельность

очень

важно

для повышения эффективности деятельности предприятия, её управления, и

укрепления

её

финансового

состояния.

Рассматривать

экономику

организаций,

их

деятельность

с

точки

зрения

оценки

их

работы

по

1

разработки

бизнес-планов,

оценки

их

финансового

состояния

и

с

целью

выявления неиспользованных резервов.

В высоко-изменчивых условиях экономики, для менеджеров крайне

важно вовремя принимать необходимые меры реагирования. Наибольшую

помощь в данном случае оказывает планирование, нацеленное на то что бы

проанализировать все будущие меры для операций в бизнесе. Конкретно в

планировании

будущего

роста

компании

появляется

необходимость

уменьшить внутренние и часть внешних угроз и сохранить стабильность

функционирования предприятия.

Планирование

-

это

процесс

практического

внедрения

стратегии,

заключающийся

в

принятии

необходимых

решений,

позволяющих

обеспечить

эффективное

функционирование

и

развитие

организации,

в

дальнейшем уменьшить риски

На

сегодняшний

момент

не

существует

однозначного

определения

понятия «бизнес –план». Согласно Всяких Е.И., Зуева А.Г., Носков Б.В.,

Киселев С.П., Сидоренко Е.В., Слюсаренко А.И., «бизнес-план представляет

собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные

аспекты

планирования

производственной

и

коммерческой

деятельности

предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться,

а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач»

[1, c.246].

Дубровин И.А.

считает,

что

«бизнес-план

объективная

оценка

собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то

же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в

соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией» [2, с. 432].

«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и

для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех

сферах предпринимательства» Козлов А.С. [3, с.272].

2

Фомичев

А.Н.,

«бизне с-план

это

программа

д е й с т в и й

предпринимателя,

обоснованная

целевым

анализом

конъюнктуры

рынка,

инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов» [4, с.468].

То

есть,

бизнес-план

подразумевает

оценку

своей

финансовой

деятельности

компании

и

целевую

оценку

конъюнктуры

рынка.

Он

представляет

собой

программу

действий

для

предпринимателя,

необходимыми

рабочими

инструментами

проектно

инвестиционных

решений и внутрифирменного планирования.

Бизнес-план считается главным инструментом, используемым во всех

сферах бизнеса, это процесс функционирования организации. Он отражаем -

каким образом руководство собирается достигнуть собственных и главных

целей

и

задач.

Четко

подготовленный

бизнес-план

поможет

компании

развиваться,

освоить

новые

позиции

на

рынке,

где

оно

успешно

может

функционировать, формировать перспективные планы развития компании,

внедрять

инновации

для

новейших

товаров

и

услуг,

то

есть

выбирать

наилучшие способы их продажи. В этом случае в нем описываются главные

аспекты

развития

организации,

широко

рассматриваются

проблемы,

с

которыми

может

столкнется

(или

не

исключено

что

столкнется).

Самые

передовые методы определяют способы решения этих проблем [5, с.26].

Главной

целью

бизнес-плана

считается

составление

плана

хозяйственной

деятельности

предприятия

на

данный

или

будущий

промежуток

времени

в

соответствии

с

потребностями

рынка

и

способностями извлечения требуемых ресурсов [6 с.18].

В нынешней практике предпринимательства, бизнес-план выполняет

четыре функции:

1 функция - связана с возможностью использовать бизнес-план для

разработки

стратегии

бизнеса,

которая

играет

главную

роль

в

период

создания фирмы, и при выборе новых направлений деятельности.

3

2

функция

планирование,

оно

позволяет

оценить

возможность

развития

новой

направленности

деятельности,

контролировать

процессы

внутри организации.

3 функция - связана с привлечением денежных ресурсов: ссуд, кредитов

и т.д.

Сама

структура

бизнес-плана

не

должна

быть

«жесткой»

для

предприятия. Нет необходимости, да и слепого копирования его содержания

(например: из зарубежного опыта). Бизнес- план как бы не рекомендует, а

лишь

предлагает

придерживаться

некоторого

образца,

разработанного

на

основе анализа огромного количества информации. Структура бизнес плана

может видоизменяться в зависимости от

потребностей предприятия.

Существуют различные методики составления бизнес- плана.

По

современной

Российской

методике

он

состоит

из

двенадцати

разделов.

Раздел 1. Резюме.

Раздел 2. Инициатор проекта.

Раздел 3. Идея предлагаемого проекта.

Раздел 4. Оценка рынка.

Раздел 5. План маркетинга.

Раздел 6. План производства.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Инвестиционный план.

Раздел 9. Оценка риска и страхование.

Раздел 10. Финансовый план.

Раздел 11. Обеспечение.

Раздел 12. Приложения.

В

бизнес-плане

организации

содержится

изложенные

перспективы

развития фирмы в предстоящем плановом периоде перед советом директоров

или

собранием

акционеров

с

указанием

главных

бюджетных

и

хоз.

показателей с целью формирования объемов инвестиций или иных ресурсов.

4

Сравнение и анализ структур бизнес-плана по методикам ЮНИДО и

локальной показывают их следующие различия:

- в методике ЮНИДО выделены в отдельные главы (4, 5, 6, 7, 8, 9)

вопросы,

которые

в

российских

методиках

входят

в

раздел

«План

производства»;

- в методике ЮНИДО в отдельные главы не выделены инвестиционный

и

организационный

планы.

Однако

здесь

рассматривается

весь

спектр

вопросов,

необходимых

для

разработки

бизнес-плана

и

обоснования

инвестиций.

Все разделы бизнес-плана должны увязываться между собой. Создание

каждого раздела может привести к корректировке предыдущих. По этой

причине разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана.

В

основе

информационного

блока

для

бизнес-планирования

лежит

совокупность внутренней информации о деятельности предприятия.

Завершенный в разработке бизнес-план представляет собой визитную

карточку предпринимателя в общении с коллегами, работниками организации

и потенциальными инвесторами.

Составлением

бизнес-плана

не

следует

пренебрегать

ни

малому

бизнесу

(не

смотря

на

кажущуюся

простоту

последнего),

ни

большому

бизнесу,

находящемуся

в

сегменте

рынка,

изобилующим

переменами.

Напротив, умения совершенствуются в процессе планирования и со временем

скорость

разработки

бизнес-планов

увеличивается,

а

точный

анализ

позволяет держать под контролем изменения, происходящие во внешней и

внутренней среде фирмы.

Как показывает практика, потребность в подготовке бизнес-плана четко

прослеживается при решении актуальных задач деятельности организации.

5

Список используемых источников

1.

Ба л а б а н о в

И . Т.

А н а л и з

и

п л а н и р о ва н и е

ф и н а н с о в

хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 112с.

2.

Балашов

В.В.

Тезаурус

рыночной

экономики

и

управления.

/

Балашов В.В., Годин В.В., Райченко А.В. ГАУ — М., 2017.

3.

Всяких Е.И. Практика и проблематика моделирования бизнес-

процессов/ Всяких Е.И., Зуева А.Г., Носков Б.В., Киселев С.П., Сидоренко

Е.В., Слюсаренко А.И. Издательство: ДМК Пресс; Компания АйТи, 2015.

4.

Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник.

Издательство: Дашков и К, 2016.

5.

Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов:

учебное пособие. Издательство: ФЛИНТА, 2016.

6.

Попов В.М. Бизнес-планирование: учебное пособие / под ред.

Попов В.М. - М.: Финансы и статистика, 2012. -119 с.

7.

Романова

М.В.

Бизнес-планирование:

уч.

пособие.

-

М.:

ИД

"Форум": ИНФРА-М, 2014. - 240 с.

8.

Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов.

Издательство: Дашков и К, 2015.

6



В раздел образования