Автор: Поленова Татьяна Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 86 Населённый пункт: г.Екатеринбург Наименование материала: методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема: Однозначные и многозначные слова Раздел: среднее образование
Современный урок русского языка в рамках требований ФГОС
1. Поленова Татьяна Геннадьевна
2. МБОУ СОШ № 86
3. Учитель русского языка и литературы
4. Предмет: русский язык
5. 5 класс
«
Однозначные и многозначные слова»
Пояснительная записка
Цель
: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие понятий однозначности и многозначности слова, открытие
способов их находить.
Личностные результаты :
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
слушать и слышать другого
Метапредметные результаты :
личностные УУД (мотивация):
умение
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей
Предметные результаты : применять на практике умение находить, различать однозначные и многозначные слова, составлять предложения
с многозначными словами, опираясь на их значения.
Место урока в теме : урок «открытия нового» знания
Оборудование, раздаточный материал : компьютер, проектор, экран, презентация, учебник.
№ Этапы
урока
(реше
ния
учебной
задачи)
Совместная деятельность
Ведущие
УУД
Лчностные
результаты
Предметные
результаты
1.
Мотивационный
постановка проблемы
По предложенным педагогом картинкам (слайд 1),
учащиеся должны назвать, что на них изображено, и
ответить на вопросы:
Учащиеся
проговаривают:
«ключ
гаечный,
ключ
дверной, ключ скрипичный, ключ-родник».
Что объединяет эти картинки?
(слайд 2)
личностные
формирование мотивации
Развитие познавательного
интереса
Осознание проблемы:
Дети не знают, что у многих слов в
русском
языке
может
быть
не
одно
значение, а несколько.
2.
Принятие
цели
планирован
ие
деятельности
Формулирование темы урока и цель:
Тема: «Однозначные и многозначные слова».
Цель:
познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и
«многозначные» слова;
формировать умения различать лексическое значение
многозначных слов, находить необходимые сведения в
толковом словаре.
Употреблять
многозначные
слова
в
необходимом
значении в предложении.
Записать тему урока в тетрадь.
регулятивные
целеполагание, действия по образцу
Ответственность, усвоение этических норм
Осознание цели деятельности и
планируемого результата:
Выдвигают
гипотезы,
с
помощью
учителя
проверяют,
отбрасывают
неверные
П ы т а ю т с я
д а т ь
о п р е д е л е н и я
однозначных и многозначных слов.
3.
Выбор
способов
и
действий
актуализация
прошлого опыта,
недостаток опытных знаний
Учитель спрашивает, где же можно найти информацию
о том, сколько у слова значений.
Где мы можем справиться о значении слова?
Конечно, в толковом словаре!
Демонстрируется
толковый
словарь
В.И.Даля,
С.Ожегова, школьный, толковый словарь в учебнике.
Мы сегодня разделились на группы по шесть человек –
у
каждой
пары
на
столе
–
по
одному
школьному
толковому словарю.
Посмотрите на строение словарных статей о словах
«ручка», «свекла».
Какие
особенности
словарной
статьи
указывают
на
одно
или
не сколько
значений
у
слова?
( у
многозначного
слова
значения
перечислены
под
номерами, у однозначного – без цифр)
А теперь можете дать определение однозначного
и
многозначного слова?
ИТОГ:
Формулируем
определения
однозначных
и
многозначных слов.
Молодцы! Пришло время сверить ваше определение с
научным, данным в учебнике.
коммуникативные
работа с информацией, с книжным источником информации,
работа в коллективе, в группе
Любознательность,
доброжелательность к другим,
усвоение норм морали
Осознание потребности в новом
способе действий:
Д ети
говорят
о
н е о бход и м о с т и
обратиться
за
значением
слова
к
толковому словарю.
Формулировка правила:
Слова с одним значением называются
однозначными,
а
с
не сколькими
значениями - многозначными
4.
Анализ
Открытие нового способа действий
Учащиеся читают учебник – стр. 51 , отмечают
правильность данных детьми определений.
С помощью вашего жизненного опыта и толкового
словаря определите значения слов, записанных на
слайде, и распределите из на две группы –
однозначные и многозначные (слайд 3)
Объясните свой выбор.
Фронтальная
проверка
выполненного
задания.
(Правильные ответы проецируются на экран – слайд 4)
Позавательные
анализ
Формирование рефлексии
Освоение нового способа
деятельности:
Уз н а л и ,
ч т о
д л я
о п р е д е л е н и я
принадлежности
слова
к
лексической
группе нужно посмотреть его значение
в словаре.
Анализ ошибок:
При
выполнении
задания
б ы л и
допущены ошибки, в ходе обсуждения
которые были выявлены. Исправление
ошибок.
5.
Творческ
ий этап
применени
е способа
решения к
новым ситуациям
Сейчас, ребята, придумайте и запишите каждый по 2
предложения с одним многозначным словом из
группы. Употребите его в разных значениях. Обсудите
в группе и зачитайте лучшие. (Слайд 5)
Выступления от группы.
По каким принципам вы выбирали лучшие?
(Предложение выражает законченную мысль,
правильно построено, слово употреблено в разных
значениях. Каких?)
Рассматривание упр. 46, в котором даны
юмористические рисунки. (работник железной дороги
подкладывает под поезд башмак, строитель держит в
руках кухонных ковш)
Скажите, ребята, какие ошибки сделал художник?
Чего он не знает о словах?
личностные
творчество
Развитие креативных способностей
Решение творческой задачи:
Выполнение
заданий,
связанных
с
изученной
темой,
и с п ол ь зуют с я
различные виды деятельности
6.
Контроль и оценка
решение заданий повышенной сложности
освоения нового способа действий
5. Рефлексия:
Поведение итогов
Какие слова называются многозначными?
Как
узнать
с
помощью
толкового
с л о ва р я ,
многозначно ли слово?
Где можно применить новые знания?
Комментированное домашнее задание. Предполагает
право выбора варианта учащимся.
Для всех - §17 (стр.51-52), определения выучить.
1
вариант:
упр.
47
(сделать
рисунки,
в
которых
обыгрывается значение многозначных слов);
2
вариант:
упр.
46
(по
учебнику,
составление
4-х
предложений со словами, значения которых не знал
художник – по 2);
А сейчас закончите фразы, данные на слайде 5:
А также оцените свою работу на уроке.
Как вариант, можно дать самооценку.
3 балла
Я всё очень хорошо понял (а)
2 балла
Мне всё понятно, но материал не
интересен
1 балл
Я не всё понял, но мне было интересно.
0
баллов
Я ничего не понял и на уроке скучал
регулятивные
контроль, коррекция, оценка
Формирование способности
к самосовершенствованию
Оценка достижения планируемого
результата:
Задача,
поставленная
в
начале
урока,
решена,
рассмотрены
творче ские
з а д а н и я ,
в ы п о л н е н ы
з а д а н и я ,
предложенные учителем
Оценка и самооценка результатов
деятельности
Выдано домашнее задание (предложено
в ы б р а т ь
в а р и а н т
з а д а н и я
самостоятельно),
проведена
оценка
деятельности
и
результат
обучения
учащимися.
Выводы о достижении целей урока:
цель урока достигнута, сформулированы определения однозначных и многозначных слов, проведена
отработка нахождения многозначных слов в словаре, проверено умение употреблять слово в контексте в соответствии с его выбранным
значением.