Напоминание

Создание социокультурной образовательной среды в ДОУ средствами театрализации


Автор: Идогова Татьяна Станиславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №48"
Населённый пункт: г. Соликамск
Наименование материала: Cтатья
Тема: Создание социокультурной образовательной среды в ДОУ средствами театрализации
Раздел: дошкольное образование





Назад





Создание социокультурной образовательной среды в ДОУ средствами

театрализации.
В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенно актуальным становится создание предметно-пространственной развивающей среды. Одной из основных задач ФГОС Дошкольного Образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. По данным психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других, среда является мощным фактором развития личности, рассматривается как пространство, окружающее человека и зона его развития. Сегодня, говоря об образованном человеке, мы представляем себе человека, обладающего не только специальными предметными знаниями, но и о человеке, разносторонне развитом. Такое разностороннее образование детей возможно лишь в специально организованных условиях, то есть существует необходимость создать развивающую предметно-пространственную и социокультурную среду. Французским философом и педагогом С. Френе была разработана концепция творческого развития личности. Он предлагал конструировать среду таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявлять свои потенциальные способности. Педагог же должен вовремя помочь ребенку обнаружить и развить свои природные задатки. Сегодня многие педагоги ищут новые гуманистические, личностно- ориентированные подходы к образованию. Современному обществу необходим человек, который бы смело мог входить в ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Все дети любят играть, поэтому именно театральная деятельность поможет развить эти личностные качества. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка. Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие ,развитие творческих способностей. Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе
атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Театральная игра рассчитана на активность, на творческое взаимодействие друг с другом. Дошкольники и педагоги выступают в качестве равноправных партнёров. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Театральное представление для малышей имеет ряд особенностей: сценарии спектаклей должны быть понятны, интересны, непродолжительны. Занятия организуются так, чтобы детям не приходилось воспроизводить текст сказки, его читает педагог. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель и музыкальный руководитель. У детей младшего дошкольного возраста отмечается интерес к настольному театру игрушек, плоскостному, магнитному театру картинок. Дети с удовольствием смотрят сказки о животных: «Теремок», «Репка», «Колобок» и др. С помощью выразительных движений активно передают знакомые образы. Звукоподражания используются для создания яркого изображения и вызывают эмоциональный отклик. В среднем возрасте ребёнок постепенно переходит к игре, ориентированной на зрителя. Дети ведут рассказ от первого лица с сопровождением текста и движений. В настольном театре дети учатся самостоятельно показывать знакомые сказки, сами придумывают диалоги для персонажей. Театрально-игровой опыт расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В старшем возрастеигровой опыт детей расширяется за счёт освоения театрализованной игры. Стремление ребёнка к сочинительству является потребностью души. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. В играх-драматизациях дети проявляют себя в песенном, танцевальном, игровом творчестве. Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче творческая деятельность. Для этого, воспитатели, проводя экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим обращают внимание детей на поведение животных, людей. Развивается умение выразительно передавать ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения персонажей. Усложняются тексты для постановок. Дети с удовольствием разыгрывают сказки «Волк и семеро козлят», «Колосок». Педагог поддерживает возникающую у детей самостоятельную игру: помогает подбирать атрибуты для роли, элементы костюмов, декорации. В самостоятельной деятельности часто используется пальчиковый и перчаточный театр. Детейподготовительной к школе группы важно научить пользоваться выразительными средствами: речь, мимика, пантомима. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, на примере которых дети учатся определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица. В своей работе педагоги используют этюды на выразительность жеста, выражения эмоционального состояния, упражнения на ритмопластику. Дети с удовольствием перевоплощаются в героев сказок по мотивам детских произведений «Муха-цокотуха», «Спящая красавица», «Золушка». С интересом передают характеры не только положительных героев, но и отрицательных.
Для полноценной работы по данному направлению необходимо обеспечить содержание и наполняемость развивающей предметно-пространственной среды. Важными элементами являются театральный зал со сценой и кулисами, костюмерная с разнообразными элементами костюмов по мотивам русских народных сказок, по мотивам литературных произведений, костюмы домашних и диких животных, насекомых, птиц, русские народные костюмы и элементы национальных костюмов, атрибуты и элементы костюмов овощей и фруктов, шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки, кокошники, корзинки, сумки, перчатки, варежки, украшения. Гримерная, содержащая грим, парики, очки, носы, уши. Технические средства обучения, позволяющие просматривать театральные постановки, примеры художественного и мультипликационного творчества, обширная детская библиотека. Театральные уголки в каждой группе детского сада должны содержать многообразие видов театра, ширмы для театральных постановок, атрибуты к театральным играм. Пособия и оборудование необходимо расположить в свободном доступе: на открытых полках, в передвижных контейнерах. При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются: особенности эмоциональной личности ребенка, его индивидуальные социально-психологические особенности, индивидуальные предпочтения и потребности, любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, гендерные особенности. В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности как средства воспитания и развития личности ребёнка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль обеспечения личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а театральная деятельность способна стать движущей силой всего процесса развития ребенка.


В раздел образования