Автор: Поленова Татьяна Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 86 Населённый пункт: г.Екатеринбург Наименование материала: Методическая разработка Тема: И.Шишкин и М.Ю.Лермонтов "На севере диком" Раздел: среднее образование
в рамках Открытого Урока чтения-2015
1. Поленова Татьяна Геннадьевна
2. МБОУ СОШ № 86
3. Учитель русского языка и литературы
4. Предмет: литература
5. 6 класс
6. И. Шишкин и М.Ю. Лермонтов «На севере диком»
Цели урока:
вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества И.И.Шишкина и
М.Ю.Лермонтова,
узнать о событиях в жизни поэта и художника,
прочитать и проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере
диком»,
рассмотреть одноименную картину И.И.Шишкина,
познакомиться со стихотворением Г.Гейне «Сосна» и с переводами других русских
поэтов
Задачи урока:
Познавательные (обучающие):
- познакомить учащихся с некоторыми темами творчества Лермонтова и И.И.Шишкина;
- учить вычитывать поэтический текст,
- выяснить, с помощью каких средств выразительности в стихотворении создано основное
настроение,
- показать оригинальность подхода к изображению одиночества в живописи и в лирике,
- показать уникальность перевода М.Ю.Лермонтова стихотворения Гейне.
Развивающие:
- развивать творческие способности, ассоциативное мышление, воображение и речь
учащихся;
- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- учить слушать друг друга, взаимодействовать, обосновывать свое мнение текстом.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества, обеспечивающие учащимся успешность творческой
деятельности и плодотворного взаимодействия в коллективе,
- учить сопереживанию, умению чувствовать и понимать настроение лирического героя и
другого человека.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная (заранее подготовленные
учащимися сообщения)
Необходимое техническое оборудование:
- ПК;
- проектор,
- интерактивная доска
Дополнительные материалы:
- Презентация к уроку
- аудиозапись стихотворения «На севере диком» в исполнении М.Козакова;
- аудиозапись музыкального произведения А. Вивальди
(Концерт соль минор для флейты с оркестром, соч. 10 № 2 Largo).
- аудиозапись – музыкальная композиция с голосом «Сосна» (автор Назимова)
- видеоролик Василия Фельдмана
Фронтальная работа
Слайд 1
Учитель (вступительное слово):
Сегодня мы с вами поразмышляем над стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере
диком стоит одиноко...». Я просила вас дома прочитать его самостоятельно и принести
текст стихотворения на урок.
Обратите внимание: в этом маленьком лирическом произведении выразилось именно то
чувство, которое поэт испытывал с самого детства.
Попробуем понять, что это за чувство с помощью музыки.
Звучит отрывок из концерта Вивальди .
Беседа:
- Прозвучал отрывок из концерта для флейты с оркестром известного композитора
Антонио Вивальди.
- Что вы чувствовали, слушая музыку? (Ответы детей.)
- Да, и боль, и тревога, и горечь, и безутешная печаль слышатся в этой музыке.
- А когда человек испытывает такие чувства? В каком состоянии? (Когда он очень
одинок.)
- Дома вы прочитали стихотворение Лермонтова «На севере диком…» сами, а теперь
прослушайте его в исполнении замечательного российского актера М. Козакова.
Звучит аудиозапись
Беседа:
- О чем это стихотворение? Какие слова в нем являются ключевыми? (Ребята делятся
впечатлениями: одиночество, один, одиноко... )
Слайд 2
«На севере диком стоит одиноко...» написано Лермонтовым в 1841 году, незадолго до
отъезда в ссылку на Кавказ, незадолго до смерти.
Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать иллюстрацию. Какими цветами
вы бы воспользовались, чтобы выразить настроение, которое вызвало у вас это
стихотворение? (Ответы: серый, черный, темные, мрачные цвета)
- Как вы думаете, почему краски именно невзрачного цвета, темные, серые оттенки?
(Стихотворение грустное, хочется передать ощущение пустоты, чувство одиночества
безнадежности, а эти чувства всегда темные, мрачные. Одиночество даже там, где «солнца
восход».)
- Найдите в тексте стихотворения слова, которые отчетливо передают настроение
одиночества. (ответы - дикий, одиноко, голая вершина, одна и грустна, утёс горючий...)
- Да, все эти слова удивительно точно помогают передать настроение безысходной печали,
грусти, потому что это образные прилагательные. Как они называются? (эпитеты)
- Подберите синонимы к этим эпитетам. (Голая вершина —пустынная; дикий север —
голый, нежилой; утёс горючий — горестный, плакучий...)
- А как вы думаете, почему внимание читателя особенно привлекают слова «горючий»,
«дикий»? (Нарушен порядок слов.)
- Как называется необычный порядок слов? (Инверсия.)
- Найдите ещё инверсии в стихотворении. Объясните их смысл. (Стоит одиноко, снегом
сыпучим...- подчеркивается основное настроение)
- Также в этом стихотворении есть интересное сравнение? Найдите его. Как вы его
понимаете? (Одета, как ризой, она.)
- Прочитайте сноску и выясните, что такое риза.)
- Риза — верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время
богослужения. (Значит, сосна торжественна, красива, “богата, но это не делает ее
счастливой, потому что она одна...)
- Сосна одета. Лирический герой говорит о сосне как о живом существе. Сосна «дремлет»,
сосне «снится»... Что это за прием? (Олицетворение.)
- А почему поэт очеловечивает сосну? (Мы понимаем, что не только о сосне говорится в
этом стихотворении, но и об одиноком человеке.)
- Найдите олицетворение во второй строфе. (Одна и грустна …., прекрасная пальма …)
- Лермонтов наделяет героинь стихотворения человеческими чувствами и
переживаниями — мы понимаем, что и пальме, и сосне знакомы радость встреч, горечь
разлук, и свобода, и одиночество, и безнадежная грусть.
А теперь слово предоставляется ученику , который расскажет об истории появления на
свет еще одной «Сосны», созданной совсем другим автором.
Сообщение учащегося 1.
Рассказы о шедеврах живописи , отрывок.
К 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем
П. П. Кончаловским было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений
поэта. В подготовке издания приняли участие знаменитые русские художники: Врубель,
Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин.
Слайд 3
Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере
диком…».
Учитель
Прежде чем мы узнаем историю этой картины, рассмотрите репродукции полотен
Шишкина.
Слайды с изображениями картин Шишкина.
Всем известно, что Шишкин – художник, создавший множество солнечных полотен,
запечатлевших традиционный русский пейзаж – поле, лес, реку, деревья.
И вдруг он решил написать одинокую сосну – случайно ли это?
Послушайте, почему так произошло?
Сообщение учащегося 2.
Нина Бойко. Об истории создания
картины Шишкина «На севере диком» . Отрывок.
В последние годы жизни Ивану Ивановичу было одиноко. Жена умерла, старшая дочь
Лида вышла замуж и уехала в Финляндию, став хозяйкой усадьбы Мери-Хови, где-то
среди холодных бесприютных скал на берегу залива. Страшное бремя одиночества
способно согнуть в дугу даже великана. Что за непроглядные ночи наступили для Ивана
Ивановича: холодные, долгие…
И все слышалась откуда-то безутешная песня:
Звучит аудиозапись - музыкальная композиция с голосом «Сосна» Назимова
На ее фоне - продолжение рассказа.
Нет в этой песне ни светлого начала, ни радостного конца. И душа полнится обидой на
несправедливость судьбы рано отнявшей старшего брата, двух сыновей, милую Женечку
–– мать Лиды…
И так тесно, так неуютно дома, словно птице, попавшей в западню.
Дочь Лида знала, что отцу плохо, звала к себе: «Природа здесь неброская, но удивительно
своеобразная, –– так и просится на холст», –– подзадоривала. Но собрался Иван Иванович
только к зиме, –– не мог перебороть обиду на то, что дочь вышла замуж за иностранца.
Его встретили приветливо. Он отдыхал в Мери-Хови и работал почти с удовольствием.
Написал несколько зимних этюдов, чистых, светлых по колориту.
Но все что-то силился вспомнить, когда вечерами читал стихотворение Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
Шел к столу и тихо перекладывал с места на место рисунки. И вспомнил! На полуострове
Валаам на высоком каменном холме стояла сосна. Она была не очень высока, с кривым
толстым стволом, но столько в ней было внутренней красоты и силы, так мощно стояла
она на скале, что пройти мимо ни за что было нельзя. Он написал с нее этюд. Где этот
этюд? Надо поискать в мастерской в Петербурге.
Иван Иванович решает написать «Сосну» маслом на холсте. И весь он теперь там, у своей
будущей картины, которая едва ли не демонически захватила его. Да и как могло быть
иначе, ведь эта сосна, скованная льдом и снегами, суровая –– это он сам!
Шишкин поехал домой, чтобы скорее взяться за работу.
Он удивил друзей необычностью избранной темы и даже каким-то не «шишкинским»
решением –– картина была написана в холодных тонах.
Художник Куинджи, зайдя как-то в мастерскую, долго смотрел на картину, прищурив
острые глаза, качая головой: ну и ну! Нет, в самом деле, вышло что-то не «шишкинское».
По мнению Архипа Ивановича, чего-то не хватало в картине. Он все присматривался так и
этак. Да, чего-то не хватает. И вдруг Куинджи схватил кисточку, и Шишкин не успел рта
раскрыть, как он ткнул ею в холст между ветвями сосны, обозначив желтым кадмием
крохотный огонек в студеных застывших далях.
–– Вот! –– кисть замерла над холстом, и Шишкин испуганно ее отстранил.
–– Вы же мне все испортите!
Но почему-то огонек, сделанный Архипом Ивановичем, убрать рука не поднялась ––
он был как надежда среди безысходности.
Слайд с картиной «На севере диком».
Как ни странно, но именно этот огонек вывел Шишкина из угрюмого состояния, в
котором он находился очень давно. Жизнь продолжается, какою бы она не была, надо
жить, надо, чтобы вокруг тебя было светло, ведь только светом ты и можешь
отблагодарить Всевышнего за свое пребывание на земле.
Фронтальная беседа.
- Изменилось ли после этого рассказа впечатление от стихотворения? (Стало понятно, что
автор художественно произведения всегда отразить в нем свое душевное состояние. И
еще. Оказывается, одни и те же человеческие переживания можно передать с помощью
слов и с помощью красок)
- Спасибо! Слушать было очень интересно. Мы многое поняли, но разговор о
стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» был бы неполным, если бы
вы не узнали о том, что стихотворение это — перевод знаменитого стихотворения
немецкого поэта Г.Гейне «Сосна», написанного гораздо раньше, в 1822 году.
Слайд с портретом Гейне
- Прочитайте дословный перевод стихотворения Гейне (подстрочник)
и мысленно его сравните со стихотворением Лермонтова
Слайд с текстом стихотворения Гейне
Кедр стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Он дремлет, белым покрывалом
Окутывают его лёд и снег.
Он мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
- Передаёт ли Лермонтов интонацию оригинала, чувство тоски, одиночества, грусти?
- Найдите и в том и в другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина,
север. Какие из них более точно создают настроение одиночества?
- “На пылающей скале” — у Гейне. Найдите соответствие у Лермонтова. В чём разница
между этими выражениями? Какое более глубоко передает основную мысль?
- Удалось ли Лермонтову передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья?
Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение? Можно ли стихотворение
М.Ю. Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным?
Послушаем еще одно выступление:
Ю. Лотман. Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком…» Отрывок.
«На севере диком стоит одиноко…» — абсолютный лирический шедевр Лермонтова,
вольный перевод гейневского стихотворения «Сосна стоит одиноко», был написано в 1841
году. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein
Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году.
Стихотворение Гейне является кульминационным в юношеском цикле стихотворений
«Лирическое интермеццо», входящем в состав «Книги песен», создававшейся в течение
двадцати лет. Основа всего цикла – тема любви. Лирический герой томится по
недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь
неразделённой любви выражена в стихотворении «Сосна». И это становится еще яснее,
когда мы узнаем, что слово «сосна» в немецком языке мужского рода.
В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение, образнее, эмоциональнее,
проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве и быстротечности жизни
человека, о трагизме человеческой разобщённости, а не только о горечи неразделённой
любви, как в стихотворении Г. Гейне.
Слайды с портретами Ф.И. Тютчева и А.А. Фета с их переводами.
- Стихотворение Г.Гейне переводили и другие поэты. Прочитайте Ф.И. Тютчева и
А.А. Фета.
Тютчев
На севере мрачном, на дикой скале,
Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму снится ему,
Что в краю отдалённом востока
Под мирной лазурью, на светлом холму
Стоит и цветёт одиноко.
Фет
На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма
В далёкой восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна, на горячей скале...
- А теперь еще раз посмотрите на картину Шишкина «На севере диком...».
- Какое настроение выразил художник?
- Удалось ли И.И. Шишкину передать настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова?
- Что нового вносит картина в наше восприятие стихотворения? (Жизнь всегда
продолжается. Грусть и тоска – это временные состояния. Всегда есть выход к светлому. И
человек рожден для счастья.)
Заключительное выступление ученика 3
Нина Бойко. Об истории создания
картины Шишкина «На севере диком» . Отрывок.
Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же
чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи.
Одиночество...
На скале, среди снега и тьмы одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам,
ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы,
которая может её свалить, обломать, согнуть.
С достоинством возвышается могучее, гордое дерево, и тяжёлый, сверкающий снег,
схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.
Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые
безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.
Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на
макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное
замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в
пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница» грезит о другом, светлом и радостном
мире.
- Таким образом, эти три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение,
взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но
разными средствами. Самое же главное – они не перестают волновать и нас!
- Посмотрите, как современно может звучать это произведение в исполнении вашего
ровесника
Просмотр видеоролика Василия Фельдмана
Итог урока
Слайд с фразами.
Подведем итог нашему разговору о содружестве искусств.
Закончите фразы:
Сегодня на уроке
Я узнал…
Я научился…
Я понял…
Мне понравилось…
Мне захотелось узнать…
Для меня осталось непонятным…
Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть и записать чтение на видео. Выложить в группе «В
контакте» на голосование.
Можно сделать видеоролик.