Автор: Бабинцева Любовь Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 16 Населённый пункт: г. Златоуст, Челябинская область Наименование материала: Конспект Тема: Эксперимент с воздухом Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по теме: «Эксперимент с воздухом»
Цели:
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе
элементарного эксперимента и делать выводы;
- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
Ход занятия
Восп.- Ребята, помните, мы с вами читали сказку « Русалочка» и там злая колдунья её
хвост превратила в ноги. Сегодня я вам расскажу про маленькую русалочку, которая
пошла на землю, узнать «Что такое воздух»
Странствовала она долго и ни кто не мог ответить на её вопрос.
И вот однажды ( раздаётся стук в дверь).
Кто-то к нам стучится. Давайте откроем (в группу заходит ребёнок подготовительной
группы в образе русалки.)
Посмотрите, к нам в гости зашла маленькая русалочка.
Русал.- Здравствуйте, ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать
С нами и рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети - Воздух
Русал.- В вы мне поможете узнать, что какое воздух и увидеть его.
Дети – Да
Восп.- Русалочка мы сейчас покружимся и окажемся в мини лаборатории, где все тебе
покажем и расскажем о воздухе.
Все кружатся по ходу, перемещаясь в соседнюю комнату, где стоят столы, подготовленные
для опытов.
Восп.-
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не
перебивать друг друга.
Опыт №1 «Поймай воздух»
Оборудование: салофановые мешочки
Восп.- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите
пакеты. Что в них находится?
Дети.- Воздух
Восп.- Какой он? Вы его видите?
Дети.- Прозрачный, невидимый.
Восп.- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите
мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети.- Воздух
Восп.- Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт №2. «Имеет ли воздух вес? »
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы ( можно
заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах
воздушные шары.)
Восп.- Посмотри русалочка шары одинаковые и вес у них один. Давайте проткнём один из
шаров острым предметом и посмотрим, что произойдёт( проткнуть зубочисткой.) Что
произошло?
Дети – Из шарика вышел воздух.
Восп.- И конец к которому он был привязан поднялся вверх. Почему?
Дети.- Он стал легче
Восп.- Что произойдёт, когда мы проткнём второй шарик(проткнуть зубочисткой второй
шарик) У нас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так
же, как и надутые.
Вывод:воздух имеет вес.
Опыт№3 « . «Движение воздуха»
Оборудование: заранее сделанные из бумаги веера.
Восп.- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака,
крутится вертушка)
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха?
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете?
Дети.- Как воздух движется.
Восп.- Вывод: воздух движется.
Опыт№4 « Как пощупать воздух?
Оборудование: резиновый напальчник и воронка с носиком подходящего диаметра (ее
можно заменить пластиковой бутылкой с обрезанным дном.)
Восп.- Русалочка, а ты хочешь потрогать воздух?
Русал.- Да
Восп- сейчас мы попробуем это сделать.
( На узкий конец воронки или на горлышко бутылки наденем напальчник.)
Восп.-
Пощупайте его, чтобы убедиться, что он пустой. Теперь свободный конец бутылки мы
погружаем в воду. Что же произошло с нашим «шариком».
Дети- Он надувается.
Восп.- Правильно он надулся! А почему? Да потому, что туда попал весь воздух из
бутылки, который вытеснила вода.
Хочешь русалочка мы тебе покажем, что происходит, когда выдыхаешь воздух под водой.
Опыт№5 «Воздух легче воды.»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Восп.- Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок)
.Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На
воде
появились
пузырьки.
Откуда
взялись
пузырьки?(
Это
воздух
который
мы
выдыхали) .Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
Дети.- Воздушные пузырьки поднимаются вверх.
Восп.- Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не
будет.
Вывод:воздух легче воды.
Теперь ты ,русалочка, поняла что такое воздухе.
Что ребята мы узнали о воздухе.
Дети.- Воздух прозрачный, невидимый, его нельзя потрогать, движется, имеет вес, легче
воды.
Восп.- Русалочки пора возвращаться к себе домой, но она ещё
придет к нам в гости и мы ей покажем, ещё опыты с воздухом.