Учебно - тематическое планирование по истории, 6 класс
Автор: Журавлёва Ирина Александровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 10" Населённый пункт: село Бурлацкое, Благодарненского района, Ставропольского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Учебно - тематическое планирование по истории, 6 класс Раздел: среднее образование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕРИАЛА
ПО ИСТОРИИ
6 КЛАСС
История России с древности до конца XVI в
6 класс (32 ч)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические
источники по истории нашей Родины.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Восточные
славяне.
Происхождение
и
расселение
восточных
славян.
Крупнейшие
племенные
союзы.
Занятия,
быт
и
нравы,
верования
восточных славян. Общественное устройство.
Соседи восточных славян. Тюркский, Аварский и Хазарский каганаты. Волжская Булгария и Византия. Взаимоотношения восточных славян с
соседними народами и государствами.
Образование
Древнерусского
государства. Предпосылки,
причины
и
значение
образования
государства
у
восточных
славян.
Два
центра
восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.
Первые
русские
князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению
внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир Святославич. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан -
ства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Христианство и язычество.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика
Ярослава. Управление государством. Внешняя политика Ярослава Мудрого, международный авторитет Древней Руси.
Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Русская Правда – главный источник по истории общественных отношений в Древней
Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.
Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность
и грамотность. Начало летописания. Нестор. Литература (слово, житие). Деревянное и каменное зодчество, монументальная живопись (мозаики,
фрески), декоративно-прикладное искусство. Значение древнерусской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни
земледельческого населения.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Мономах. Окончательный
распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева.
Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе риод раздробленности. Идея единства Руси. Последствия
политической раздробленности.
Владимиро-Суздальское
княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение
Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя
и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.
Великий
Новгород. Территория,
природные
и
хозяйственные
особенности
Северо-Западной
Руси.
Особенности
социальной
структуры
и
политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман
Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в
Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. По ход на Новгород. Героическая оборона
Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский
ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба
русского
народа
против
ордынского
владычества.
Русская
православная
церковь
в
период
ордынского
владычества.
Послед ствия
ордынского
владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому.
Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в
литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово
о
полку
Игореве».
Влияние
ордынского
владычества на русскую культуру.
МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV – НАЧАЛЕ XVI ВВ.
Начало
усиления
Московского
княжества. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-
Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты.
Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.
Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Начало правления Дмитрия Донского. Борьба Москвы за политическое первенство. Роль
Русской православной церкви. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской.
Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса
объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши, его последствия. Образование русской, украинской и белорусской
народностей.
Создание единого суверенного Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества.
Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и
создание единого государства.
Русское
государство
в
конце XV
–
начале XVI
вв.
Изменения
в
политическом
строе
и
управлении.
Усиление
великокняжеской
власти.
Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян.
Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Роль монастырей. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура Руси XIV — начала XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем
Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических
тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы (куликовский цикл, житийная литература, хождения). Развитие зодчества (Московский
Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев.
РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Регентство Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос-
стание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления.
Стоглавый собор. Военная реформа.
Внешняя политика Ивана IV.
Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение
присоединения Поволжья к России и его последствия. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской
войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады.
Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Поход Ивана IV на Новгород. Социально-экономические и
политические последствия опричнины и Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного.
Культура XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические
повести. Развитие архитектуры: строительство шатровых храмов, оборонное зодчество. Иконопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного
искусства.
Быт и нравы XV-XVI вв. Город и село. Особенности материальной культуры: пища, жилище, одежда, транспорт. «Домострой» - источник по
истории быта и нравов России XVI в.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА: «ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (6 КЛАСС)
№
п/
п
Тема учебных занятий
Планируемый результат
обучения
Знать / уметь
Характеристика
деятельности учащихся
Тип
урока
Виды
контроля
Дат
а
МПС
Д/З
1
Введение. Что изучает
история средних веков.
Хронологические рамки
курса. Периодизация
истории средних веков.
Источники по истории
средних веков.
Показывать на карте страны
Западной Европы, на линии
времени в период средних
веков.
Индивидуальная, анализ
иллюстраций учебника
Комбиниров
анный
Беседа,
Опрос
с. 6-8,
работа с
картой
Раздел 1.
Раннее средневековье.
I.
Западная и Центральная Европа в V-XI в.в.(5ч)
2
Древние германцы и
Римская империя.
Понятия: «великое
переселение
народов»Исторические
факты; образование
германских государств
Описывать занятия, образ
жизни древних германцев.
Групповая работа.
Изложение
нового
материала
с
элементами
организации
самостоятел
ьной работы
Опрос
Самостоят
ельная
р а б о т а
с
картой
истор
с.10-15,
п.1,
вопросы
устно.Р.Т
пр №1
3
Образование
Франкского
к о р о л е в с т в а
и
утверждение
христианства в Европе.
Новые
слова:
Х л од в и г,
Галлия,
род
Меровингов,
феод,
феодал,
лангобарды,
Пуатье, епископ, папа, аббат,
обет, иерархия.
Называть
имена
известных
правителей
и
религиозных
д е я т е л е й .
О б ъ я с н я т ь
причины
возникновения
государства
у
ф р а н ко в .
Индивидуальная
р а б от а
составление
сравнительной
таблицы
Изучение
и
первичное
закрепление
новых
знаний
Опрос,
тестирован
ие
Лите
р
геогр
с.15-24, п.2-
3,
с л о в а р .
работа.
4
Образование
империи
Карла
Великого
и
ее
р а с п а д .
Ф е о д а л ь н а я
Понятие:
междоусобные
войны,
барон
,
вассал,
с е н ь о р ,
с о с л о в и я ,
П о к а з ы в а т ь
п о
к а р т е
завоевания
Карла
Великого.
Объяснять причины распада
Комбиниров
а н н ы й
с
элементами
Индивидуа
льная
работа,
с.24-32, п.4-
5,
с л о в а р .
работа.
раздробленность.
феодальная лестница.
Имя: Карл Великий.
империи
Карла
Великого
и
н а ч а л о
ф е о д а л ь н о й
раздробленности.
Работа
по
составлению схемы. Анализ
исторического источника
анализа
исторически
х
документов
выполнени
е заданий в
рабочей
тетради.
5
Англия
в
эпоху
раннего
средневековья.
Походы
норманнов.
П о н я т и е :
н о р м а н н ы ,
в и к и н г и ,
в а р я г и ,
Скандинавский, Ютландские
полуо строва,
Х а с т и н г а ,
Альфред.
Показывать
по
карте
земли
завоеванные
норманнами.
Работа
по
в ы п олн е н и ю
познавательных задач
Комбиниров
анный
элементами
самостоятел
ь н о й
и
иссследовате
льской
работы
Р а б от а
в
парах.
Составлен
ие
сравнитель
ной
таблицы.
геогр
с.33-37,
п.6,работа
с
картой.
6
Ж и з н ь
и
б ы т
«благородного сословия»
и крестьянства в раннее
средневековье.
Понятие:
замок,
рыцарь,
т у р н и р ,
п о в и н н о с т и ,
барщина, оброк, натуральное
хозяйство.
Называть характерные черты
социального
п оложе н и я
л ю д е й
в
р а н н е е
средневековье.
Работа
с
документами
составление
таблицы
Комбиниров
анный
элементами
самостоятел
ь н о й
и
иссследовате
льской
работы
Опрос,
тест
МХК
с.37-47, п.7-
8, рассказ по
теме.
II.Византийская империя и арабский мир в IV-XI в.в.(2ч)
7
Внутренняя
и
внешняя
политика Византии в VI-
XI в.в.
Имя: Юстиниан.
Понятие:
скипетр,
мозаика,
алтарь, канон, икона.
П о к а з ы в а т ь
п о
к а р т е
местоположение Византии и
завоевания
Ю с т и н и а н а .
Групповая
работа,
анализ
т е кс т а
и
и л л ю с т р а ц и й
у ч е б н и к а ,
у ч а с т и е
в
дискуссии
Изложение
нового
материала
с
элементами
анализа
текста
учебника
Хронологи
ческий
диктант
с.58-68,
п.11-12,
р а б о т а
с
картой.
8
Возникновение ислама и
его
роль
в
и с т о р и и .
Арабские завоевания.
Имя: Мухаммед.
Дата: 622 г.
Понятие:
Коран,
шариат,
сунниты, шииты, халифат.
Называть имя Мухаммеда и
основные
положения
его
учения
.
Показывать
по
карте
завоевания
арабов.
Работа
в
парах,
ана лиз
фрагмента
исторического
д о к у м е н т а
Р е ш е н и е
Изложение
нового
материала
с
постановкой
проблемного
задания
Выполнени
е заданий в
рабочих
тетрадях
геогр
с.69-84,
п.13-
14,словарна
я работа.
проблемного задания.
2.Расцвет Средневековья.
Ш.Средневековое европейское общество. (3ч)
9
Средневековой
город
в
Западной и Центральной
Европе.
П онятие:
м э р,
р а т у ш а ,
подмастерье, цехи, братства,
гильдии, товарное хозяйство,
ростовщик, товар.
Описывать
занятия
и
быт
л юд е й
с р е д н е в е к о в о г о
общества в городах Западной
и Центральной Европы.
Изложение
нового
материала
с
элементами
лабораторно
й работы
изо
с.86-102.
п.16-
18,сост.табл
ицы.
10
Социально-политическая
роль католической церкви
в XI-XIII в.в. Могущество
папской власти.
П о н я т и е :
ц е р к о в ь .
и н д у л ь г е н ц и я ,
м о щ и ,
е р е т и к и ,
и н к в и з и ц и я ,
о т л у ч е н и е
о т
ц е р к в и ,
монашеский орден.
Дата: 1054 г.
О б ъ я с н и т ь
о с н о в н ы е
причины
разделения
на
западную
и
во с точну ю.
Групповая
форма
работы,
работа
в
парах,
участие
в
дискуссии
Изучение
нового
материала
с
постановкой
проблемного
задания
составлени
е схемы,
с.103-112.
п.20-
21,словарна
я работа.
11
Крестовые
походы
и
их
историческое значение.
Понятие: крестовые походы.
Дата: 1096-1291 г.г.
О б ъ я с н я т ь
о с н о в н ы е
причины крестовых походов.
Называть
хронологические
рамки .
Комбиниров
анный
урок
с
элементами
Опрос
геогр
с.112-122.п.
22-23,сост.
таблицы.
IV.Государства Европы в ХII-ХV в.в. (8ч)
12
Объединение
Франции.
Установление сословной
монархии.
Понятия:
централизованное
государство
Генеральные
штаты,
денежный
оброк.
Дата: 1302 г.
О б ъ я с н я т ь
з н а ч е н и е
основных
понятий
темы.
Показывать
местоположение
Франции по карте. Групповая
работа
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
новых
знаний
Словарный
диктант
геогр
С.123-128,
п . 2 4 .
с л .
раб.
13
Образование
централизованного
государства
в
Англии.
П а р л а м е н т
и
парламентаризм.
П о н я т и я :
п а р л а м е н т ,
«щитовые деньги», реформа,
хартия, палата лордов, палата
общин.
Даты: 1215 г. 1265 г.
Групповая работа
Урок
комплексног
о
применения
ЗУН
Опрос,
индивидуа
льные
задания
Обще
ств.
С.
128-135,
п.25-26.
Задание №2.
14
Начало Столетней войны.
Жакерия.
И м я :
Ж а н н а
д ,
А р к .
П он ят и я:
п а р т и з а н с к а я
война.
Называть
имя
Орлеанской
д е в ы ,
м е с т а
н а и б о л е е
в а ж н е й ш и х
с р а ж е н и й .
Урок
изучения
и
первичного
Сообщения
по
данной
теме
С.135-140,
п.27,
раб.
с
картой.
Показывать
их
по
карте.
Р а б о т а
с
к а р т о й ,
историческими источниками
закрепления
новых
знаний
15
Развитие
социальных
конфликтов.
Восстание
Уота
Тайлера.
Итоги
войны.
Дата: 1358 г
. 1381 г.
Имя:
Г.
Каль,
У.
Тайлер.
П он я т и е :
к р е с т ь я н с ко е
восстание.
О б ъ я с н я т ь
о с н о в н ы е
п р и ч и н ы
к р е с т ь я н с к и х
восстаний
во
Франции
и
в
Англии. Групповая работа
Комбиниров
анный
урок
с
постановкой
проблемного
задания
Опрос,
тестирован
ие
С.140-150,
п . 2 9 ,
2 8 .
сост. табл.
16
Усиление
королевской
в л а с т и
в
А н гл и и
и
Франции в ХIV-ХV в.в.
Имя:
Карл
Смелый,
Генрих
Тюдор.
Понятия:
ежегодный
налог,
война
между Алой и Белой розой,
Ланкастеры и Йорки.
Называть
имена
правителей
Ф р а н ц и и
и
А н г л и и .
О б ъ я с н я т ь
п р и ч и н ы
у с и л е н и я
к о р о л е в с к о й
власти.
Урок
комплексног
о
применения
ЗУН
Составлен
ие
таблицы,
р а б о т а
в
рабочих
тетрадях
С.150-154,
п.30, сл.раб.
17
Реконкиста и образование
централизованных
г о с у д а р с т в
н а
Пиренейском
полуострове.
П о н я т и я :
р е к о н к и с т а ,
ко р т е с ы ,
П о р т у г а л и я ,
Испания.
Даты: 1479 г. 1492 г.
П о к а з ы в а т ь
п о
к а р т е
местоположение
Пиренейского полуострова.
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
новых
знаний
Р а б о т а
с
картой
геогр
С.154-159,
п.31, Работа
с картой.
18
С в я щ е н н а я
Р и м с к а я
империя
и
итальянские
города – государства.
Понятия:
булла,
кантоны,
курфюрст, чомпи,
гвельфы,
габеллины.
О б ъ я с н я т ь
о с н о в н ы е
п р и ч и н ы
ф е о д а л ь н о й
раздробленности в Германии
и Италии.
Комбиниров
анный
урок
с
постановкой
проблемного
задания
Р а б о т а
в
рабочих
тетрадях
геогр
С.160-165,
п.32-33,
заполнение
таблицы.
19
Чешское
государство
и
гуситское движение.
Понятия:
паны,
великий
р а с к о л ,
т а б о р и т ы ,
у м е р е н н ы е ,
с е й м .
Имя:
Я.
Гус,
Я.
Жижка.
Даты: 1419-1434 г.г.
О б ъ я с н я т ь
п р и ч и н ы
гуситского
движения
в
Чехии.
У р о к
изучения
и
первичного
закрепления
новых
знаний
Опрос
геогр
С.167-176,
п.34-35.
сл.раб.
V.Культура стран Европы в ХI-ХV в.в. (1ч)
20
Д у х о в н ы й
м и р
европейского
Понятия:
диспут,
декан,
ректор, астрология, алхимия.
Называть
представления
средневекового
человека
о
Комбиниров
анный
урок
Сообщение
п о
т е м е .
мхк
С.190-197,
п.39-40,
средневекового человека.
Культурное наследие
Средневековья.
Понятия: эпос, ваганты,
труверы, миннезингеры,
витражи, романский,
готический стиль.
м и р е ,
р е л и г и о з н ы х
в о з з р е н и й ,
ц е н н о с т е й ,
г о с п о д с т в о в а в ш и х
в
обществе.
С о с т а в л я т ь
о п и с а н и е
средневековых
памятников:
а)храмов,
б)произведений
искусства.
с
постановкой
проблемног
о задания
Опрос
сл.раб.
заполнение
таблицы.
VI.Восток в средние века. (2ч)
21
Османская
империя
в
ХIV-ХVI в.в. Ее расцвет
и начало упадка.
Понятия:
Андрианополь,
янычар. Дата:1325 г.
П о к а з ы в а т ь
п о
к а р т е
основные завоевания турков-
османов.
Изучение
нового
материала
на
о с н о в е
анализа
текста
учебника
и
беседы
Опрос,
выполнени
е заданий в
рабочей
тетради
геогр
С.177-185,
п.36-37, раб.
с картой.
22
Китай и Индия в средние
века.
Культура
народов
Востока.
П о н я т и я :
ч ж у р ч ж э н и ,
пагоды,
раджи,
Империя
Великих Моголов.
Понятия: Шива-бог, поэт Ду
Фу, философ Хан Юй.
Сравнивать
достижения
и
з н ач е н и е
к и т а й с к и х
и
индийских мастеров.
Объяснять представления
средневековых людей
Востока о мире.
У р о к
изучения
и
первичного
закрепления
новых
знаний
Тест
Геогр
мхк
С.213-227,
п.43-45,
таблица,
,
раб. с источ.
VII.Доколумбова Америка.(2ч)
23
Государства
и
народы
доколумбовой
Америки.
Африка в средние века.
Понятия:
майя,
Ацтеки,
инки,
пигмеи,
бушмены,
Гана, Эфиопия.
С о п о с т а в л я т ь
у с п е х и
хо з я й с т ва ,
кул ьту р ы
и
религиозные
в е р о в а н и я
н а р од о в
д о ко л у м б о в о й
Америки и Африки.
У р о к
изучения
и
первичного
закрепления
новых
знаний
Сообщение
по теме
мхк
С.227-234,
п.46-47,
заполнение
таблицы.
24
Итоговое
обобщение.
Мир
в
период
зрелого
средневековья.
Основные
понятия
курса,
даты
важнейших
событий,
участников,
с о циа л ь но е
положение
средневекового
Называть
участников
и
р е з у л ь т а т ы
н а и б о л е е
значительных
социальных,
религиозных
движений
в
У р о к
контроля,
оценки,
коррекции
Контрольна
я
р а б о т а .
Тестовые
задания.
человека.
средние века.
знаний
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА: «ИСТОРИЯ РОССИИ» (6 КЛАСС) 44ч.
№
п
/
п
Тема учебных
занятий
Планируемый результат
Знать/понимать
Характеристика
деятельности
учащихся
Тип урока
Виды
контроля
Дата
МПС
Дом.
задание
1
Введение . Что
изучает история
Отечества.
Понятия: летопись,
археология, лингвистика,
фольклористика. Указывать
хронологические рамки
изучаемого курса
Групповые формы работы,
работа с источником, с
элементами самостоятельной
работы
Изучение и
первичное
закреплени
е новых
знаний
Мини -
тестировпн
ие
С.3-5,
сл.раб.
I.ВОСТОЧНЫЕ
СЛАВЯНЕ.(4ч)
2
Древние люди на
территории нашей
страны.
РК
Археологическая
культура Северного
Кавказа
Понятия: государство, народ
(народность). Определять по
карте,
как
происходило
р а с с е л е н и е
л ю д е й
н а
территории нашей страны
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
геогр
С.6-15,
раб.
с
к а р т о й
Зад.1-3 С.16
3
Язычество
Христианство,
и уд а и зм ,
ислам, язычество
Индивидуальные
формы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
урок
Задание
в
рабочей
тетради.
записи
4
Образование
первых государств.
П о н я т и я :
п л у г,
д а н ь .
Даты: V в, до н.э.VII/IХ в.в.
Называть
и
показывать
по
к а р т е
т е р р и т о р и ю
расселения
Причерноморских племен
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
М и н и
-
тестировпн
ие
общест
в
с.16-23. Зад.
с. 23
5
Восточные славяне.
Понятия:
вече,
народное
ополчение,
колонизация.
Дата: VI-VIII в.в. Показывать
п о
к а р т е
т е р р и т о р и ю
расселения
восточнославянских племен.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
геогр
с .
2 3 - 3 0 ,
р а б .
с
картой
II.Древняя Русь в
IХ- I пол. ХII в.
(8ч.)
6
Формирование
Древнерусского
государства.
Понятия:
норманны-
руссы-
варяги. Имя: Рюрик,
А с к о л ь д ,
Д и р .
Дата: 862 г. Называть имена
князей. Показывать по карте
основные
древнерусские
города
.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
М и н и
-
тестировпн
ие
с.32-39,
зад.
на с. 40
7
Становление
Древнерусского
государства.
Понятия: полюдье, погосты,
уроки. Имя: Игорь,
Ольга,
Святослав.
Называть
и
показывать
по
к а р т е
территорию
Древнерусского
государства.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
Задание
в
рабочей
тетради.
с.40-48,
сл.
раб.
8
Русь при князе
Владимире.
И м я :
В л а д и м и р .
Дата:
988
г.
Ука з ы ват ь
причины,
дату
и
значение
крещения Руси.
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Изложение
нового
материала
с
постановко
Задание
в
рабочей
тетради.
мхк
с .
4 9 - 5 6 ,
р а б .
с
картой
й
проблемно
го задания.
9
Расцвет
Древнерусского
государства.
Имя:
Борис,
Глеб,
Ярослав
Мудрый.
Понятия:
у с о б и ц а .
п о л и т и к а ,
наместник,
династический
брак.
Называть
основные
причины усобиц на Руси
.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами самостоятельной
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
М и н и
-
тестировпн
ие
мхк
с.56-63,
зад.1-2,
раб.
с картой
1
0
Жители Древней
Руси.
П о н я т и я :
о б щ е с т в о ,
м и т р о п о л и т,
е п и с к о п .
Описывать
занятия,
образ
жизни
населения
древней
Руси
.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
с.64-73,
зад.
1 с.73
1
1
Начало распада
Древнерусского
государства.
Дата:
1097
г.
1113-1125
г.г.
Имя:
Изяслав,
Святополк,
В л а д и м и р
М о н о м а х
П о к а з ы в а т ь
п о
к а р т е
т е р р и т о р и ю
Р у с с к о г о
государства
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
М и н и
-
тестировпн
ие
геогр
с.73-80,
сл.
раб.
1
2
Культура Руси IХ-
нач. ХII века.
П о н я т и я :
п а т р и о т и з м ,
м и н и а т ю р а ,
м о з а и к а .
С о с т а в л я т ь
о п и с а н и я
памятников
древнерусской
культуры: храмов, летописей
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
Задание
в
рабочей
тетради.
изо
с.80-87,
зад.1 с.88
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
1
3
Обобщающий урок
по теме «Киевская
Русь.»
Основные
понятия
курса,
даты и важнейшие события
периода.
Называть
место,
обстоятельства,
участников
событий,
имена
к н я зе й ,
д о с т и ж е н и я
к у л ь т у р ы
древней Руси.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изложение
нового
материала
с
постановко
й
проблемно
го задания.
М и н и
-
тестировпн
ие
с.32-87,
тестовые
задания.
III.Русь в ХII-ХIV
в.в.
Русь во второй
половине ХII-ХIII
в.в. (9ч.)
1
4
Раздробленность
русских земель.
Понятия:
уделы,
кочевники.
Называть
и
показывать
по
карте
крупнейшие
русские
земли периода политической
раздробленности.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
Задание
в
рабочей
тетради.
геогр
с.89-95. раб.
с картой
1
5
Владимиро-
суздальское
княжество.
П о н я т и я :
а с к е т и з м .
Даты: 1125-1157 г.г. 1147 г.
Имя:
Юрий
Долгорукий,
А н д р е й
Б о г о л ю б с к и й ,
Всеволод
Большое
Гнездо.
Называть
имена
к н я з е й
Владимиро-суздальского
княжества.
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
М и н и
-
тестировпн
ие
геогр
с.96-103, сл.
работа.
1
Новгородская
Понятия: артель, республика,
Изложение
Задание
в
геогр
с.
104-110.
6
республика.
владыка.
Показывать
по
к а р т е
т е р р и т о р и ю
Новгородской
республики.
Описывать быт людей.
нового
материала
с
постановко
й
проблемно
го задания.
рабочей
тетради.
зад. 1 с.111
1
7
Нашествие Батыя
на Русь.
Даты: 1223 г. 1237-1238 г.г.
1 2 3 9 - 1 2 4 0
г . г
И м я :
Чингисхан,
Бату
хан,
Е.
Коловрат.
Понятия: фураж.
монголо-т ат арское
и г о .
Указывать
даты
и
места
сражений русских воинов с
завоевателями.
Называть
имена военных деятелей
.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
М и н и
-
тестировпн
ие
геогр
с.111-120.
сл. раб.
1
8
Борьба русских
земель с западными
завоевателями.
Даты: 1240 г. 15 июля, 1242 г.
5 апреля
Имя: Александр
Невский. Соотносить факты
и
общие
процессы
борьбы
русского
народа
против
захватчиков
.
Индивидуальные
формы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
с.120-127,
р а б .
с
картой
1
9
Русь и Орда в ХIII-
ХIV веках.
Понятия:
ярлык,
баскак,
пайдзе, агрессия Дата: 1243 г.
Называть характерные черты
развития русских земель под
властью Орды.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изложение
нового
материала
с
постановко
й
проблемно
го задания.
Задание
в
рабочей
тетради.
с .
1 2 8 -
137,сл.раб.
2
0
Великое княжество
Литовское и
Понятия:
диалект,
уния.
Даты: 1315-1341 г.г. 1385 г.
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
Изложение
нового
М и н и
-
тестировпн
геогр
с.137-144,
сост. табл.
Русское в ХIII-ХIV
веках.
Имя:
Гедимин,
Ольгерд,
Витовт,
Ягайло.
Излагать
суждения
о
причинах
и
последствия
зависимости
Руси от Орды.
исторического документа.
материала
с
постановко
й
проблемно
го задания.
ие
2
1
Культура русских
земель в XII-
XIIIвеках
Культурные традиции
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитиче
ской
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
мхк
с.127-138
2
2
Обобщающий урок
по теме
«Раздробленность
на Руси.»
В а ж н е й ш и е
с о б ы т и я ,
причины
и
их
последствия
для
дальнейшего
развития
Руси.
Сравнивать
развитие
отдельных русских земель в
п е р и о д
п о л и т и ч е с к о й
раздробленности
.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитиче
ской
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
Тестовые
задания.
IV.Образование
единого русского
государства.(22ч)
2
3
-
2
4
Усиление
Московского
княжества в
северо- восточной
Руси в I пол. ХIV в.
П о н я т и я :
с л о б о д а .
Даты: 1325-1341 г.г. 1327 г.
Имя: Иван Калита. Называть
имя
князя
при
котором
п р о и з о ш л о
у с и л е н и е
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний.
М и н и
-
тестировпн
ие
с.
139-143,
р а б .
с
картой
с.143-146
Московского
княжества
и
уметь показывать по карте.
2
5
Собирание русских
земель во II пол.
ХIV в.
Даты:
1359-1389
г.г.
8
сентября 1380 г.
Имя:
Д м и т р и й
Д о н с к о й
Понятия: Куликовская битва
Называть
и
показывать
по
карте
основные
центры
собирания русских земель.
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Изложение
нового
материала
с
постановко
й
проблемно
го задания.
Задание
в
рабочей
тетради.
геогр
с.
154-163,
сл. раб.
2
6
-
2
7
Развитие культуры
в русских землях во
II пол.ХIII-ХIV в.в.
Понятия: эпос, икона, алтарь.
И м я :
Ф е о ф а н
Г р е к .
С о с т а в л я т ь
о п и с а н и я
памятников
древнерусской
кул ьту р ы
:
а )
х р а м о в ,
б)произведений
художественной культуры
.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитиче
ской
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
мхк
с.163-169,
зад. 2 с.170
2
8
Московское
княжество
в I пол.
ХV в.
Понятия:
централизованное
го сударство,
п о м е с т ь е .
Даты:1389-1404 г.г., 1448 г.,
1425-1453
г.г.
Называть
х а р а к т е р н ы е
ч е р т ы
экономических и социальных
отношений
в
средневековой
Руси.
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
Задание
в
рабочей
тетради.
геогр
с.156-166,
сл. раб.
2
9
-
3
0
Создание
единого
русского
г о с у д а р с т в а
и
ра с п а д
З о л о т о й
Орды.
Показывать
и
называть
на
карте территории государств
появившихся
в
результате
распада Золотой Орды.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изложение
нового
материала
с
постановко
й
проблемно
го задания.
М и н и
-
тестировпн
ие
геогр
с.180-188,
р а б .
с
картой.
3
1
Российское
государство
во II
п о л .
ХV-
н а ч .
ХVI.в.в.
Понятия: скипетр. Держава.
Шапка
Мономаха,
Боярская
Дума. Имя:
И в а н III.
Показывать
по
карте территории вошедшие
в
с о с т а в
М о с ко в с ко г о
государства
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
геогр
с.174-182,
сл. раб.
3
2
Основные
социальные
слои
Российского
государства
во II
пол.
ХV
–нач.
Х
VI.в.в.
Понятия:
чин,
пожилое,
привилегии.
Дата: 1497 г.
Описывать
занятия,
образ
ж и з н и
н а с е л е н и я
средневековой Руси.
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
Задание
в
рабочей
тетради.
с.198-204.
сл. раб.
3
3
Ц е р к о в ь
и
государство в конце
ХV- нач. ХVI.в.в
Понятия:
благотворительность, дьякон,
старец
Индивидуальные
формы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Изучение и
первичное
закреплени
е
н о в ы х
знаний
с. 183-192
3
4
Реформы
Избранной рады
Понятия:
дворяне,
Земский
собор, приказы
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
Задание
в
рабочей
тетради.
общест
в
с. 192-202
3
5
-
Внешняя
политика
Ивана XIV
Понятия:
острог,
1 5 5 2 г,
1556г.
И н д и в и д у а л ь н ы е
ф о р м ы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
Задание
в
рабочей
тетради.
3
6
организаци
ей
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
3
7
Просвещение,
устное
народное
творчество,
литература
в XIV-
XVI веках
П о н я т и я :
р е г а л и и .
И м я :
А н д р е й
Р у б л е в ,
Д и о н и с и й .
С о с т а в л я т ь
описания Троицы. Объяснять
идею
теории
«Москва
–
третий Рим
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изложение
нового
материала
с
постановко
й
проблемног
о задания.
Задание
в
рабочей
тетради.
мхк
с.205-213,
зад.2
с.213-
214.
3
8
А р х и т е к т у р а
и
живопись
в XIV-
XVI веках
П о н я т и я :
ю р о д и в ы й ,
шатровый стиль
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изложение
нового
материала
с
постановко
й
проблемног
о задания.
Задание
в
рабочей
тетради.
мхк
3
9
Быт XV-XVIвв
Понятия:
кафтан,
харчевня,
полати
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
Изложение
нового
материала
с
постановко
й
проблемног
о задания.
Задание
в
рабочей
тетради.
мхк
4
0
Обобщающий урок
п о
т е м е
«Московская Русь»
О с н о в н ы е
п р и ч и н ы ,
последствия
возвышения
Москвы. Называть ключевые
моменты истории. Называть
х а р а к т е р н ы е
ч е р т ы
Индивидуальные
формы
работы. Работа с фрагментами
исторического документа.
Комбиниро
ванный
у р о к
с
организаци
ей
Задание
в
рабочей
тетради.
Тестовые
задания.
политического
устройства
Московского государства
самостояте
льной
и
аналитичес
кой
деятельнос
ти
учащихся
4
1
-
4
2
Итоговое
обобщение по теме
«Киевская Русь»,
Основные события древней и
с р е д н е в е к о в о й
Р у с и ,
хронологиче ские
р а м к и
и з у ч е н н ы х
п е р и о д о в
и с т о р и и .
Н а з ы в а т ь
и
показывать
исторические
ц е н т р ы
д р е в н е й
и
с р е д н е в е к о в о й
Р у с и .
И з л а г а т ь
с у ж д е н и я
о
причинах
и
последствиях
объединения русских земель
вокруг Москвы
Групповые
формы
работы,
р а б о т а
с
и с т о ч н и ко м ,
с
элементами
самостоятельной
работы
М и н и
-
тестировпни
е
Р а б .
п о
ка рт е ,
с л .
диктант.
Заполнение
таблицы.
4
3
Итоговое
о б о б щ е н и е
п о
теме:«Раздробленн
о с т ь
н а
Р у с и » ,
«Московская Русь».
Основные события древней и
с р е д н е в е к о в о й
Р у с и ,
хронологиче ские
р а м к и
и з у ч е н н ы х
п е р и о д о в
и с т о р и и .
Н а з ы в а т ь
и
показывать
исторические
ц е н т р ы
д р е в н е й
и
с р е д н е в е к о в о й
Р у с и .
И з л а г а т ь
с у ж д е н и я
о
причинах
и
последствиях
объединения русских земель
вокруг Москвы
4
4
Резервное время
Планы проверены зам. директора по УВР
Косиновой Ю. П.______________
______ сентября 2014г.