Напоминание

Учебно - тематическое планирование по истории, 6 класс


Автор: Журавлёва Ирина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: село Бурлацкое, Благодарненского района, Ставропольского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебно - тематическое планирование по истории, 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС
История России с древности до конца XVI в
6 класс (32 ч) ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство. Соседи восточных славян. Тюркский, Аварский и Хазарский каганаты. Волжская Булгария и Византия. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами. Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Князь Владимир Святославич. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан - ства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Христианство и язычество. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика Ярослава Мудрого, международный авторитет Древней Руси. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Русская Правда – главный источник по истории общественных отношений в Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. Начало летописания. Нестор. Литература (слово, житие). Деревянное и каменное зодчество, монументальная живопись (мозаики, фрески), декоративно-прикладное искусство. Значение древнерусской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Мономах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе риод раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. По ход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Послед ствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV – НАЧАЛЕ XVI ВВ. Начало усиления Московского княжества. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо- Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Начало правления Дмитрия Донского. Борьба Москвы за политическое первенство. Роль Русской православной церкви. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши, его последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого суверенного Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Русское государство в конце XV – начале XVI вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы. Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Роль монастырей. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим». Культура Руси XIV — начала XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы (куликовский цикл, житийная литература, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев. РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Регентство Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос- стание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военная реформа. Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина и окончание царствования Ивана Грозного. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Поход Ивана IV на Новгород. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного. Культура XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Развитие архитектуры: строительство шатровых храмов, оборонное зодчество. Иконопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы XV-XVI вв. Город и село. Особенности материальной культуры: пища, жилище, одежда, транспорт. «Домострой» - источник по истории быта и нравов России XVI в.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА: «ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (6 КЛАСС)



п/

п

Тема учебных занятий

Планируемый результат

обучения

Знать / уметь

Характеристика

деятельности учащихся

Тип

урока

Виды

контроля

Дат

а

МПС

Д/З
1 Введение. Что изучает история средних веков. Хронологические рамки курса. Периодизация истории средних веков. Источники по истории средних веков. Показывать на карте страны Западной Европы, на линии времени в период средних веков. Индивидуальная, анализ иллюстраций учебника Комбиниров анный Беседа, Опрос с. 6-8, работа с картой
Раздел 1.

Раннее средневековье.

I.

Западная и Центральная Европа в V-XI в.в.(5ч)
2 Древние германцы и Римская империя. Понятия: «великое переселение народов»Исторические факты; образование германских государств Описывать занятия, образ жизни древних германцев. Групповая работа. Изложение нового материала с элементами организации самостоятел ьной работы Опрос Самостоят ельная р а б о т а с картой истор с.10-15, п.1, вопросы устно.Р.Т пр №1 3 Образование Франкского к о р о л е в с т в а и утверждение христианства в Европе. Новые слова: Х л од в и г, Галлия, род Меровингов, феод, феодал, лангобарды, Пуатье, епископ, папа, аббат, обет, иерархия. Называть имена известных правителей и религиозных д е я т е л е й . О б ъ я с н я т ь причины возникновения государства у ф р а н ко в . Индивидуальная р а б от а составление сравнительной таблицы Изучение и первичное закрепление новых знаний Опрос, тестирован ие Лите р геогр с.15-24, п.2- 3, с л о в а р . работа. 4 Образование империи Карла Великого и ее р а с п а д . Ф е о д а л ь н а я Понятие: междоусобные войны, барон , вассал, с е н ь о р , с о с л о в и я , П о к а з ы в а т ь п о к а р т е завоевания Карла Великого. Объяснять причины распада Комбиниров а н н ы й с элементами Индивидуа льная работа, с.24-32, п.4- 5, с л о в а р . работа.
раздробленность. феодальная лестница. Имя: Карл Великий. империи Карла Великого и н а ч а л о ф е о д а л ь н о й раздробленности. Работа по составлению схемы. Анализ исторического источника анализа исторически х документов выполнени е заданий в рабочей тетради. 5 Англия в эпоху раннего средневековья. Походы норманнов. П о н я т и е : н о р м а н н ы , в и к и н г и , в а р я г и , Скандинавский, Ютландские полуо строва, Х а с т и н г а , Альфред. Показывать по карте земли завоеванные норманнами. Работа по в ы п олн е н и ю познавательных задач Комбиниров анный элементами самостоятел ь н о й и иссследовате льской работы Р а б от а в парах. Составлен ие сравнитель ной таблицы. геогр с.33-37, п.6,работа с картой. 6 Ж и з н ь и б ы т «благородного сословия» и крестьянства в раннее средневековье. Понятие: замок, рыцарь, т у р н и р , п о в и н н о с т и , барщина, оброк, натуральное хозяйство. Называть характерные черты социального п оложе н и я л ю д е й в р а н н е е средневековье. Работа с документами составление таблицы Комбиниров анный элементами самостоятел ь н о й и иссследовате льской работы Опрос, тест МХК с.37-47, п.7- 8, рассказ по теме.
II.Византийская империя и арабский мир в IV-XI в.в.(2ч)
7 Внутренняя и внешняя политика Византии в VI- XI в.в. Имя: Юстиниан. Понятие: скипетр, мозаика, алтарь, канон, икона. П о к а з ы в а т ь п о к а р т е местоположение Византии и завоевания Ю с т и н и а н а . Групповая работа, анализ т е кс т а и и л л ю с т р а ц и й у ч е б н и к а , у ч а с т и е в дискуссии Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника Хронологи ческий диктант с.58-68, п.11-12, р а б о т а с картой. 8 Возникновение ислама и его роль в и с т о р и и . Арабские завоевания. Имя: Мухаммед. Дата: 622 г. Понятие: Коран, шариат, сунниты, шииты, халифат. Называть имя Мухаммеда и основные положения его учения . Показывать по карте завоевания арабов. Работа в парах, ана лиз фрагмента исторического д о к у м е н т а Р е ш е н и е Изложение нового материала с постановкой проблемного задания Выполнени е заданий в рабочих тетрадях геогр с.69-84, п.13- 14,словарна я работа.
проблемного задания.
2.Расцвет Средневековья.

Ш.Средневековое европейское общество. (3ч)
9 Средневековой город в Западной и Центральной Европе. П онятие: м э р, р а т у ш а , подмастерье, цехи, братства, гильдии, товарное хозяйство, ростовщик, товар. Описывать занятия и быт л юд е й с р е д н е в е к о в о г о общества в городах Западной и Центральной Европы. Изложение нового материала с элементами лабораторно й работы изо с.86-102. п.16- 18,сост.табл ицы. 10 Социально-политическая роль католической церкви в XI-XIII в.в. Могущество папской власти. П о н я т и е : ц е р к о в ь . и н д у л ь г е н ц и я , м о щ и , е р е т и к и , и н к в и з и ц и я , о т л у ч е н и е о т ц е р к в и , монашеский орден. Дата: 1054 г. О б ъ я с н и т ь о с н о в н ы е причины разделения на западную и во с точну ю. Групповая форма работы, работа в парах, участие в дискуссии Изучение нового материала с постановкой проблемного задания составлени е схемы, с.103-112. п.20- 21,словарна я работа. 11 Крестовые походы и их историческое значение. Понятие: крестовые походы. Дата: 1096-1291 г.г. О б ъ я с н я т ь о с н о в н ы е причины крестовых походов. Называть хронологические рамки . Комбиниров анный урок с элементами Опрос геогр с.112-122.п. 22-23,сост. таблицы.
IV.Государства Европы в ХII-ХV в.в. (8ч)
12 Объединение Франции. Установление сословной монархии. Понятия: централизованное государство Генеральные штаты, денежный оброк. Дата: 1302 г. О б ъ я с н я т ь з н а ч е н и е основных понятий темы. Показывать местоположение Франции по карте. Групповая работа Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Словарный диктант геогр С.123-128, п . 2 4 . с л . раб. 13 Образование централизованного государства в Англии. П а р л а м е н т и парламентаризм. П о н я т и я : п а р л а м е н т , «щитовые деньги», реформа, хартия, палата лордов, палата общин. Даты: 1215 г. 1265 г. Групповая работа Урок комплексног о применения ЗУН Опрос, индивидуа льные задания Обще ств. С. 128-135, п.25-26. Задание №2. 14 Начало Столетней войны. Жакерия. И м я : Ж а н н а д , А р к . П он ят и я: п а р т и з а н с к а я война. Называть имя Орлеанской д е в ы , м е с т а н а и б о л е е в а ж н е й ш и х с р а ж е н и й . Урок изучения и первичного Сообщения по данной теме С.135-140, п.27, раб. с картой.
Показывать их по карте. Р а б о т а с к а р т о й , историческими источниками закрепления новых знаний 15 Развитие социальных конфликтов. Восстание Уота Тайлера. Итоги войны. Дата: 1358 г . 1381 г. Имя: Г. Каль, У. Тайлер. П он я т и е : к р е с т ь я н с ко е восстание. О б ъ я с н я т ь о с н о в н ы е п р и ч и н ы к р е с т ь я н с к и х восстаний во Франции и в Англии. Групповая работа Комбиниров анный урок с постановкой проблемного задания Опрос, тестирован ие С.140-150, п . 2 9 , 2 8 . сост. табл. 16 Усиление королевской в л а с т и в А н гл и и и Франции в ХIV-ХV в.в. Имя: Карл Смелый, Генрих Тюдор. Понятия: ежегодный налог, война между Алой и Белой розой, Ланкастеры и Йорки. Называть имена правителей Ф р а н ц и и и А н г л и и . О б ъ я с н я т ь п р и ч и н ы у с и л е н и я к о р о л е в с к о й власти. Урок комплексног о применения ЗУН Составлен ие таблицы, р а б о т а в рабочих тетрадях С.150-154, п.30, сл.раб. 17 Реконкиста и образование централизованных г о с у д а р с т в н а Пиренейском полуострове. П о н я т и я : р е к о н к и с т а , ко р т е с ы , П о р т у г а л и я , Испания. Даты: 1479 г. 1492 г. П о к а з ы в а т ь п о к а р т е местоположение Пиренейского полуострова. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Р а б о т а с картой геогр С.154-159, п.31, Работа с картой. 18 С в я щ е н н а я Р и м с к а я империя и итальянские города – государства. Понятия: булла, кантоны, курфюрст, чомпи, гвельфы, габеллины. О б ъ я с н я т ь о с н о в н ы е п р и ч и н ы ф е о д а л ь н о й раздробленности в Германии и Италии. Комбиниров анный урок с постановкой проблемного задания Р а б о т а в рабочих тетрадях геогр С.160-165, п.32-33, заполнение таблицы. 19 Чешское государство и гуситское движение. Понятия: паны, великий р а с к о л , т а б о р и т ы , у м е р е н н ы е , с е й м . Имя: Я. Гус, Я. Жижка. Даты: 1419-1434 г.г. О б ъ я с н я т ь п р и ч и н ы гуситского движения в Чехии. У р о к изучения и первичного закрепления новых знаний Опрос геогр С.167-176, п.34-35. сл.раб.
V.Культура стран Европы в ХI-ХV в.в. (1ч)
20 Д у х о в н ы й м и р европейского Понятия: диспут, декан, ректор, астрология, алхимия. Называть представления средневекового человека о Комбиниров анный урок Сообщение п о т е м е . мхк С.190-197, п.39-40,
средневекового человека. Культурное наследие Средневековья. Понятия: эпос, ваганты, труверы, миннезингеры, витражи, романский, готический стиль. м и р е , р е л и г и о з н ы х в о з з р е н и й , ц е н н о с т е й , г о с п о д с т в о в а в ш и х в обществе. С о с т а в л я т ь о п и с а н и е средневековых памятников: а)храмов, б)произведений искусства. с постановкой проблемног о задания Опрос сл.раб. заполнение таблицы.
VI.Восток в средние века. (2ч)
21 Османская империя в ХIV-ХVI в.в. Ее расцвет и начало упадка. Понятия: Андрианополь, янычар. Дата:1325 г. П о к а з ы в а т ь п о к а р т е основные завоевания турков- османов. Изучение нового материала на о с н о в е анализа текста учебника и беседы Опрос, выполнени е заданий в рабочей тетради геогр С.177-185, п.36-37, раб. с картой. 22 Китай и Индия в средние века. Культура народов Востока. П о н я т и я : ч ж у р ч ж э н и , пагоды, раджи, Империя Великих Моголов. Понятия: Шива-бог, поэт Ду Фу, философ Хан Юй. Сравнивать достижения и з н ач е н и е к и т а й с к и х и индийских мастеров. Объяснять представления средневековых людей Востока о мире. У р о к изучения и первичного закрепления новых знаний Тест Геогр мхк С.213-227, п.43-45, таблица, , раб. с источ.
VII.Доколумбова Америка.(2ч)
23 Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в средние века. Понятия: майя, Ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия. С о п о с т а в л я т ь у с п е х и хо з я й с т ва , кул ьту р ы и религиозные в е р о в а н и я н а р од о в д о ко л у м б о в о й Америки и Африки. У р о к изучения и первичного закрепления новых знаний Сообщение по теме мхк С.227-234, п.46-47, заполнение таблицы. 24 Итоговое обобщение. Мир в период зрелого средневековья. Основные понятия курса, даты важнейших событий, участников, с о циа л ь но е положение средневекового Называть участников и р е з у л ь т а т ы н а и б о л е е значительных социальных, религиозных движений в У р о к контроля, оценки, коррекции Контрольна я р а б о т а . Тестовые задания.
человека. средние века. знаний
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА: «ИСТОРИЯ РОССИИ» (6 КЛАСС) 44ч.



п

/

п

Тема учебных

занятий

Планируемый результат

Знать/понимать

Характеристика

деятельности

учащихся

Тип урока

Виды

контроля

Дата

МПС

Дом.

задание
1 Введение . Что изучает история Отечества. Понятия: летопись, археология, лингвистика, фольклористика. Указывать хронологические рамки изучаемого курса Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы Изучение и первичное закреплени е новых знаний Мини - тестировпн ие С.3-5, сл.раб.
I.ВОСТОЧНЫЕ

СЛАВЯНЕ.(4ч)
2 Древние люди на территории нашей страны. РК Археологическая культура Северного Кавказа Понятия: государство, народ (народность). Определять по карте, как происходило р а с с е л е н и е л ю д е й н а территории нашей страны И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. геогр С.6-15, раб. с к а р т о й Зад.1-3 С.16 3 Язычество Христианство, и уд а и зм , ислам, язычество Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный урок Задание в рабочей тетради. записи 4 Образование первых государств. П о н я т и я : п л у г, д а н ь . Даты: V в, до н.э.VII/IХ в.в. Называть и показывать по к а р т е т е р р и т о р и ю расселения Причерноморских племен Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний М и н и - тестировпн ие общест в с.16-23. Зад. с. 23
5 Восточные славяне. Понятия: вече, народное ополчение, колонизация. Дата: VI-VIII в.в. Показывать п о к а р т е т е р р и т о р и ю расселения восточнославянских племен. Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. геогр с . 2 3 - 3 0 , р а б . с картой
II.Древняя Русь в

IХ- I пол. ХII в.

(8ч.)
6 Формирование Древнерусского государства. Понятия: норманны- руссы- варяги. Имя: Рюрик, А с к о л ь д , Д и р . Дата: 862 г. Называть имена князей. Показывать по карте основные древнерусские города . Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся М и н и - тестировпн ие с.32-39, зад. на с. 40 7 Становление Древнерусского государства. Понятия: полюдье, погосты, уроки. Имя: Игорь, Ольга, Святослав. Называть и показывать по к а р т е территорию Древнерусского государства. Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний Задание в рабочей тетради. с.40-48, сл. раб. 8 Русь при князе Владимире. И м я : В л а д и м и р . Дата: 988 г. Ука з ы ват ь причины, дату и значение крещения Руси. И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Изложение нового материала с постановко Задание в рабочей тетради. мхк с . 4 9 - 5 6 , р а б . с картой
й проблемно го задания. 9 Расцвет Древнерусского государства. Имя: Борис, Глеб, Ярослав Мудрый. Понятия: у с о б и ц а . п о л и т и к а , наместник, династический брак. Называть основные причины усобиц на Руси . Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся М и н и - тестировпн ие мхк с.56-63, зад.1-2, раб. с картой 1 0 Жители Древней Руси. П о н я т и я : о б щ е с т в о , м и т р о п о л и т, е п и с к о п . Описывать занятия, образ жизни населения древней Руси . Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. с.64-73, зад. 1 с.73 1 1 Начало распада Древнерусского государства. Дата: 1097 г. 1113-1125 г.г. Имя: Изяслав, Святополк, В л а д и м и р М о н о м а х П о к а з ы в а т ь п о к а р т е т е р р и т о р и ю Р у с с к о г о государства И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний М и н и - тестировпн ие геогр с.73-80, сл. раб. 1 2 Культура Руси IХ- нач. ХII века. П о н я т и я : п а т р и о т и з м , м и н и а т ю р а , м о з а и к а . С о с т а в л я т ь о п и с а н и я памятников древнерусской культуры: храмов, летописей И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с организаци ей Задание в рабочей тетради. изо с.80-87, зад.1 с.88
самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся 1 3 Обобщающий урок по теме «Киевская Русь.» Основные понятия курса, даты и важнейшие события периода. Называть место, обстоятельства, участников событий, имена к н я зе й , д о с т и ж е н и я к у л ь т у р ы древней Руси. Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изложение нового материала с постановко й проблемно го задания. М и н и - тестировпн ие с.32-87, тестовые задания.
III.Русь в ХII-ХIV

в.в.

Русь во второй

половине ХII-ХIII

в.в. (9ч.)
1 4 Раздробленность русских земель. Понятия: уделы, кочевники. Называть и показывать по карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности. Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний Задание в рабочей тетради. геогр с.89-95. раб. с картой 1 5 Владимиро- суздальское княжество. П о н я т и я : а с к е т и з м . Даты: 1125-1157 г.г. 1147 г. Имя: Юрий Долгорукий, А н д р е й Б о г о л ю б с к и й , Всеволод Большое Гнездо. Называть имена к н я з е й Владимиро-суздальского княжества. И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся М и н и - тестировпн ие геогр с.96-103, сл. работа. 1 Новгородская Понятия: артель, республика, Изложение Задание в геогр с. 104-110.
6 республика. владыка. Показывать по к а р т е т е р р и т о р и ю Новгородской республики. Описывать быт людей. нового материала с постановко й проблемно го задания. рабочей тетради. зад. 1 с.111 1 7 Нашествие Батыя на Русь. Даты: 1223 г. 1237-1238 г.г. 1 2 3 9 - 1 2 4 0 г . г И м я : Чингисхан, Бату хан, Е. Коловрат. Понятия: фураж. монголо-т ат арское и г о . Указывать даты и места сражений русских воинов с завоевателями. Называть имена военных деятелей . Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний М и н и - тестировпн ие геогр с.111-120. сл. раб. 1 8 Борьба русских земель с западными завоевателями. Даты: 1240 г. 15 июля, 1242 г. 5 апреля Имя: Александр Невский. Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков . Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. с.120-127, р а б . с картой 1 9 Русь и Орда в ХIII- ХIV веках. Понятия: ярлык, баскак, пайдзе, агрессия Дата: 1243 г. Называть характерные черты развития русских земель под властью Орды. Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изложение нового материала с постановко й проблемно го задания. Задание в рабочей тетради. с . 1 2 8 - 137,сл.раб. 2 0 Великое княжество Литовское и Понятия: диалект, уния. Даты: 1315-1341 г.г. 1385 г. И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами Изложение нового М и н и - тестировпн геогр с.137-144, сост. табл.
Русское в ХIII-ХIV веках. Имя: Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло. Излагать суждения о причинах и последствия зависимости Руси от Орды. исторического документа. материала с постановко й проблемно го задания. ие 2 1 Культура русских земель в XII- XIIIвеках Культурные традиции И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитиче ской деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. мхк с.127-138 2 2 Обобщающий урок по теме «Раздробленность на Руси.» В а ж н е й ш и е с о б ы т и я , причины и их последствия для дальнейшего развития Руси. Сравнивать развитие отдельных русских земель в п е р и о д п о л и т и ч е с к о й раздробленности . Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитиче ской деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. Тестовые задания.
IV.Образование

единого русского

государства.(22ч)
2 3 - 2 4 Усиление Московского княжества в северо- восточной Руси в I пол. ХIV в. П о н я т и я : с л о б о д а . Даты: 1325-1341 г.г. 1327 г. Имя: Иван Калита. Называть имя князя при котором п р о и з о ш л о у с и л е н и е Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний. М и н и - тестировпн ие с. 139-143, р а б . с картой с.143-146
Московского княжества и уметь показывать по карте. 2 5 Собирание русских земель во II пол. ХIV в. Даты: 1359-1389 г.г. 8 сентября 1380 г. Имя: Д м и т р и й Д о н с к о й Понятия: Куликовская битва Называть и показывать по карте основные центры собирания русских земель. И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Изложение нового материала с постановко й проблемно го задания. Задание в рабочей тетради. геогр с. 154-163, сл. раб. 2 6 - 2 7 Развитие культуры в русских землях во II пол.ХIII-ХIV в.в. Понятия: эпос, икона, алтарь. И м я : Ф е о ф а н Г р е к . С о с т а в л я т ь о п и с а н и я памятников древнерусской кул ьту р ы : а ) х р а м о в , б)произведений художественной культуры . Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитиче ской деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. мхк с.163-169, зад. 2 с.170 2 8 Московское княжество в I пол. ХV в. Понятия: централизованное го сударство, п о м е с т ь е . Даты:1389-1404 г.г., 1448 г., 1425-1453 г.г. Называть х а р а к т е р н ы е ч е р т ы экономических и социальных отношений в средневековой Руси. И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний Задание в рабочей тетради. геогр с.156-166, сл. раб. 2 9 - 3 0 Создание единого русского г о с у д а р с т в а и ра с п а д З о л о т о й Орды. Показывать и называть на карте территории государств появившихся в результате распада Золотой Орды. Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изложение нового материала с постановко й проблемно го задания. М и н и - тестировпн ие геогр с.180-188, р а б . с картой.
3 1 Российское государство во II п о л . ХV- н а ч . ХVI.в.в. Понятия: скипетр. Держава. Шапка Мономаха, Боярская Дума. Имя: И в а н III. Показывать по карте территории вошедшие в с о с т а в М о с ко в с ко г о государства И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. геогр с.174-182, сл. раб. 3 2 Основные социальные слои Российского государства во II пол. ХV –нач. Х VI.в.в. Понятия: чин, пожилое, привилегии. Дата: 1497 г. Описывать занятия, образ ж и з н и н а с е л е н и я средневековой Руси. Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний Задание в рабочей тетради. с.198-204. сл. раб. 3 3 Ц е р к о в ь и государство в конце ХV- нач. ХVI.в.в Понятия: благотворительность, дьякон, старец Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Изучение и первичное закреплени е н о в ы х знаний с. 183-192 3 4 Реформы Избранной рады Понятия: дворяне, Земский собор, приказы Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Комбиниро ванный у р о к с организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся Задание в рабочей тетради. общест в с. 192-202 3 5 - Внешняя политика Ивана XIV Понятия: острог, 1 5 5 2 г, 1556г. И н д и в и д у а л ь н ы е ф о р м ы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с Задание в рабочей тетради.
3 6 организаци ей самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся 3 7 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках П о н я т и я : р е г а л и и . И м я : А н д р е й Р у б л е в , Д и о н и с и й . С о с т а в л я т ь описания Троицы. Объяснять идею теории «Москва – третий Рим Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изложение нового материала с постановко й проблемног о задания. Задание в рабочей тетради. мхк с.205-213, зад.2 с.213- 214. 3 8 А р х и т е к т у р а и живопись в XIV- XVI веках П о н я т и я : ю р о д и в ы й , шатровый стиль Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изложение нового материала с постановко й проблемног о задания. Задание в рабочей тетради. мхк 3 9 Быт XV-XVIвв Понятия: кафтан, харчевня, полати Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы Изложение нового материала с постановко й проблемног о задания. Задание в рабочей тетради. мхк 4 0 Обобщающий урок п о т е м е «Московская Русь» О с н о в н ы е п р и ч и н ы , последствия возвышения Москвы. Называть ключевые моменты истории. Называть х а р а к т е р н ы е ч е р т ы Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа. Комбиниро ванный у р о к с организаци ей Задание в рабочей тетради. Тестовые задания.
политического устройства Московского государства самостояте льной и аналитичес кой деятельнос ти учащихся 4 1 - 4 2 Итоговое обобщение по теме «Киевская Русь», Основные события древней и с р е д н е в е к о в о й Р у с и , хронологиче ские р а м к и и з у ч е н н ы х п е р и о д о в и с т о р и и . Н а з ы в а т ь и показывать исторические ц е н т р ы д р е в н е й и с р е д н е в е к о в о й Р у с и . И з л а г а т ь с у ж д е н и я о причинах и последствиях объединения русских земель вокруг Москвы Групповые формы работы, р а б о т а с и с т о ч н и ко м , с элементами самостоятельной работы М и н и - тестировпни е Р а б . п о ка рт е , с л . диктант. Заполнение таблицы. 4 3 Итоговое о б о б щ е н и е п о теме:«Раздробленн о с т ь н а Р у с и » , «Московская Русь». Основные события древней и с р е д н е в е к о в о й Р у с и , хронологиче ские р а м к и и з у ч е н н ы х п е р и о д о в и с т о р и и . Н а з ы в а т ь и показывать исторические ц е н т р ы д р е в н е й и с р е д н е в е к о в о й Р у с и . И з л а г а т ь с у ж д е н и я о причинах и последствиях объединения русских земель вокруг Москвы 4 4 Резервное время Планы проверены зам. директора по УВР Косиновой Ю. П.______________ ______ сентября 2014г.


В раздел образования