Педагогические основы управления развитием дошкольной образовательной организацией
Автор: Латыпова Ольга Николаевна Должность: заведующий Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №61 "Соловушка" Населённый пункт: г. Нижневартовск Наименование материала: статья Тема: Педагогические основы управления развитием дошкольной образовательной организацией Раздел: дошкольное образование
Педагогические основы управления развитием
дошкольной образовательной организацией
Актуальность
работы
обеспечивается
интеграцией
наук
теории
управления и образования, как сферы жизнедеятельности общества. Система
управления
представляет
собой
иерархическую
структуру
взаимосвязанных
процессов
реализации
функций
управления,
направленных
на
получение
качественных результатов. Теория управления раскрывает различные научные
школы, позволяющие управлять процессом деятельности и достигать высоких
показателей её результатов. Такими научными школами явились: классическая
школа (Ф. Тейлор и др.); школа системного подхода (П. Дракер, Р. Уотермен и
др.); «теория человеческих отношений» (Э. Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и
др.);
ситуационный
подход
(Т.
Питерсон,
М.П.
Фоллет
и
д р . ) ;
административный (А. Файоль и др.). Именно сложившиеся научные школы в
теории управления обусловили новый взгляд на решение проблем управления
образованием.
В
отечественной
педагогике
сложились
основы
внутришкольного
управления, яркими представителями которой выступили Е.С. Березняк, Ю.А.
Конаржевский, М.И. Кондаков, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др. Вопросы
управления
образованием
раскрывались
по
нескольким
направлениям.
Значительный
вклад
в
развитие
управленческой
науки
внесли:
по
методологическим
проблемам
-
Ю.В.
Васильев,
И.И.
Журавлев,
В.И.
Загвязинский, Г.И. Щукина; по методам педагогического исследования - Г.В.
Воробьев,
В.И.
Загвязинский,
В.Г.
Зархин,
И.Д.
Чечель,
Т.И.
Шамова;
по
подходам к разработке технологий управления - Я.К. Вехновец, Л.Л. Редько,
Т.И. Шамова; по использованию социально-экономических методов управления
персоналом - А.Н. Курицин, А.Я. Спектор; по вопросам информационного
обеспечения управления непрерывным образованием руководящих работников
школ - В.М. Ларионов; по проблемам управления учебным процессом - Л.А.
Леонтьев,
В.П.
Стрезекозин,
И.М.
Чередов;
по
осуществлению
научной
организации труда в народном образовании - М.Л. Поршнов, И.П. Радченко; по
проблеме роли учителя в управлении учебным заведением - Ю.К. Бабанский,
Ю.В. Васильев, В.А. Сластенин и др.
Для
обеспечения
переориентации
систем
управления
с
обслуживания
текущего функционирования на развитие предполагалось добиться осмысления
всеми
управленцами
того
факта,
что
главными
объектами
управления
становятся теперь инновационные процессы в образовании. Курс на инновации
должен
быть
реализован
за
счет
пересмотра
традиционных
функций,
выполняемых субъектами управления, их организационных структур, создания
и
запуска
действенных
организационных
механизмов
управления
нововведениями, освоения субъектами управления новых методов и средств
управленческой деятельности.
Несмотря
на
все
многообразие
представленных
подходов
к
системе
управления
общеобразовательными
школами,
вопросы
управления
дошкольными
образовательными
организациями
остаются
до
настоящего
времени недостаточно разработанными. Главными причинами этого являются:
изолированное
рассмотрение
путей
обновления
дошкольной
организацией;
рассмотрение этих путей на уровне социальной регуляции; игнорирование (или
недостаточное
внимание)
при
постановке
задач
развития
образовательных
систем потребностей конкретных образовательных организаций - субъектов
собственных преобразований; отсутствие общих подходов к определению путей
обновления деятельности и системы управления дошкольным образовательной
организацией.
Однако
вопросы
управления
системой
дошкольного
образования
последнее время становятся предметом пристального исследования учёных и
практиков (В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, О.Л. Князева, Р.М. Литвинова, Е.М.
Марич, И.А. Малашихина, М.Д. Маханёва, А.И. Остроухова, Л.В. Поздняк, В.С.
Собкин,
Р.Б.
Стеркина,
П.И.
Третьяков,
Р.М.
Чумичева
и
др.).
Проблема
управления системой дошкольного образования рассматривалась с точки зрения
системного
подхода,
изучались
функции
управленческой
деятельности,
качество деятельности учреждения по его результату, механизмы управления
качеством образования, научные подходы к планированию деятельности и др.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить
ряд противоречий:
-между уровнем развития теории управления и практическими подходами к
системе управления образованием;
-между
научными
требованиями
к
организации
системы
управленческой
деятельности
и
реальным
состоянием
системы
управления
в
практике
функционирования учреждений;
-между
требованиями
времени
к
развитию
инновационной
деятельности
образовательных
учреждений
и
системой
управления
инновационными
процессами;
-между качеством результата деятельности учреждения и системным подходом
к управлению развитием образовательного учреждения.
Проблема
исследования
состоит
в
разработке
концептуальной
модели
управленческой деятельности, обеспечивающей условия для индивидуально-
творческого развития личности ребёнка и педагога в системе дошкольного
образовательного учреждения.
Ведущая
идея
заключается
в
переходе
от
управления
людьми
к
управлению
образовательными
процессами
и
обеспечивающими
их
программами развития.
Управленческая деятельность понимается нами как процесс системного и
творческого
управления
субъектами
образования,
проявленного
в
организационной,
проектирующей,
прогнозирующей,
координирующей
и
контролирующей
функциях,
направленных
на
развитие
ДОУ
и
творческую
самореализацию личности.
Управление развитием - инновационный творческий процесс, раскрывающий
перспективы
и
динамику
развития
каждого
компонента
образовательной
системы и субъекта управляемой системы.
Авторская образовательная программа - смоделированный процесс образования
и
результат
творческой
самореализации
специалистов,
направленный
на
обеспечение качества образования, достижение целей развития дошкольного
учреждения и субъектов образования.
Исходя из цели, объекта, предмета и рабочей гипотезы, поставлены следующие
задачи исследования:
Выявить сущность управления развитием ДОУ в контексте субъект-субъектного
подхода.
Осуществить
диагностику
основных
образовательных
процессов
и
обеспечивающих их образовательных программ.
Определить
цели,
принципы,
основные
направления
управления
развитием
ДОУ в условиях реализации авторских образовательных программ.
Разработать
систему
средств
и
методов
управленческой
деятельности,
обеспечивающей программно-целевой подход в развитии ДОУ.
Методологической и теоретической основой исследования выступили:
-положения
теории
управления
о
деятельности
руководителя
как
фактора,
обеспечивающего
развитие
учреждения
(А.Н.Волковский,
М.П.Малышев,
Т.И.Шамова
и
др.);
о
системном
подходе
к
управлению
образовательными
процессами (Н.А.Витке, Л.Л.Редько, П.Дракер, Ю.А.Конаржевский и др.); о
деятельностном
подходе
как
условием
достижения
развивающих
целей
(А.А.Богданов,
О.С.Виханский,
М.И.Кондаков,
А.И.Наумов,
М.М.Поташник,
П.И.Третьяков и др.); о психолого-педагогическом феномене управленческой
деятельности (А.Л.Журавлев, В.А.Караковский, А.В.Мудрик и др.);
-идеи
гуманистической
модели
образования
о
личностно-ориентированном
развитии
(Ш.А.Амонашвили,
Е.В.Бондаревская,
И.Б.Котова,
В.В.Сериков,
Е.Н.Шиянов
и
др.);
о
творчестве
как
ценности
личности
и
показатели
ее
продуктивной
деятельности
(М.С.Каган,
Т.С.Комарова,
А.Н.Леонтьев,
Е.А.Флерина и др.); о детстве как феномене в развитии личности дошкольника
(А.В.Запорожец,
С.В.Петерина,
Д.И.Фельдштейн,
Р.М.Чумичева
и
др.);
об
индивидуальности
как
показателе
личностного
развития
(А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн др.).
Научная
новизна
и
теоретическая
значимость
исследования
заключаются
в
обоснованности
управленческой
деятельности
руководителя
дошкольного
учреждения
в
контексте
культуросообразной
модели
образования,
где
творчество
является
показателем
развития
личности;
в
дополнении
теории
дошкольной педагогики концептуальными положениями о системно-творческом
подходе
к
управлению
развитием
дошкольного
учреждения
(на
уровне
прогнозирования целей, проектирования системы, координации деятельности
специалистов,
контроля
качества
деятельности);
в
разработке
принципов
построения
авторских
программ
развития
образования
в
дошкольном
учреждении, обеспечивающих индивидуально-творческое развитие личности
ребёнка и творческую самореализацию педагога; в определении авторского
подхода к методам управления педагогическим коллективом, стимулирующим
специалистов к творческой деятельности.
Практическая
значимость
исследования
состоит
в
разработке
программы
развития дошкольного учреждения, ориентированного на создание условий для
индивидуально-творческого развития личности; авторских программ педагогов
дошкольного
образовательного
учреждения
как
показатель
индивидуально-
творческого
развития
личности
педагога;
авторских
педагогических
технологий, обеспечивающих индивидуальное развитие личности ребёнка и
педагога;
управленческого
механизма,
стимулирующего
индивидуально-
творческую
активность
специалистов
дошкольной
образовательной
организации.
На защиту выносятся следующие положения:
1.
Концептуальные
положения,
определяющие
сущность
и
направления
управленческой
деятельности,
которая
обеспечивает
развитие
дошкольного
образовательного
учреждения
-
культуросообразность
и
системность.
Основным положением является понимание управленческой деятельности как
культурного
феномена,
определяющего
творч е ские
п р о ц е с с ы ,
обусловливающие
и
стимулирующие
инициативу
субъектов
управления
по
созданию авторских программ. Творчество в управлении выступает показателем
качества процесса и результата деятельности дошкольного образовательного
учреждения,
обусловливает
характер
стратегической
цели
учреждения
-
развитие инновационных творческих процессов - и управленческих решений по
её достижению.
Вторым концептуальным положением, определившим построение программы
развития
дошкольной
образовательной
организации,
является
системный
подход, обеспечивающий единство и целостность педагогическому процессу,
субъект-субъектным
взаимодействиям
и
функциональной
взаимосвязи
планирующей,
организационной,
координационной
и
контролирующей
деятельности руководителя дошкольной организации. Цель управления состоит
в создании условий, обеспечивающих развитие педагогического процесса как
целостной системы и индивидуально-творческого развития личности ребёнка и
педагога.
Программа
развития
дошкольной
образовательной
организации,
которая
раскрывает
содержание
управленческой
деятельности,
условия
для
индивидуально-творческого
развития
личности
ребёнка
и
педагога.
В
программе
представлены
проекты
авторских
образовательных
программ,
реализуемые
педагогами
дошкольного
учреждения;
т ех н ол о г и и ,
обеспечивающие
развитие
интеллектуально-художественных
способностей
дошкольников; методы организации специалистов и формы их взаимодействия,
направленные на достижение цели; критерии и показатели качества результатов
управленческой деятельности. Программа развития учреждения обеспечивает
последовательность достижения целей, координирует деятельность субъектов
управления,
отражает
качественные
характеристики
процесса
и
результата
деятельности.