Напоминание

Педагогические основы управления развитием дошкольной образовательной организацией


Автор: Латыпова Ольга Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №61 "Соловушка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические основы управления развитием дошкольной образовательной организацией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические основы управления развитием дошкольной образовательной организацией Актуальность работы обеспечивается интеграцией наук теории управления и образования, как сферы жизнедеятельности общества. Система управления представляет собой иерархическую структуру взаимосвязанных процессов реализации функций управления, направленных на получение качественных результатов. Теория управления раскрывает различные научные школы, позволяющие управлять процессом деятельности и достигать высоких показателей её результатов. Такими научными школами явились: классическая школа (Ф. Тейлор и др.); школа системного подхода (П. Дракер, Р. Уотермен и др.); «теория человеческих отношений» (Э. Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др.); ситуационный подход (Т. Питерсон, М.П. Фоллет и д р . ) ; административный (А. Файоль и др.). Именно сложившиеся научные школы в теории управления обусловили новый взгляд на решение проблем управления образованием. В отечественной педагогике сложились основы внутришкольного управления, яркими представителями которой выступили Е.С. Березняк, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др. Вопросы управления образованием раскрывались по нескольким направлениям. Значительный вклад в развитие управленческой науки внесли: по методологическим проблемам - Ю.В. Васильев, И.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Г.И. Щукина; по методам педагогического исследования - Г.В. Воробьев, В.И. Загвязинский, В.Г. Зархин, И.Д. Чечель, Т.И. Шамова; по подходам к разработке технологий управления - Я.К. Вехновец, Л.Л. Редько, Т.И. Шамова; по использованию социально-экономических методов управления персоналом - А.Н. Курицин, А.Я. Спектор; по вопросам информационного обеспечения управления непрерывным образованием руководящих работников школ - В.М. Ларионов; по проблемам управления учебным процессом - Л.А. Леонтьев, В.П. Стрезекозин, И.М. Чередов; по осуществлению научной организации труда в народном образовании - М.Л. Поршнов, И.П. Радченко; по проблеме роли учителя в управлении учебным заведением - Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, В.А. Сластенин и др. Для обеспечения переориентации систем управления с обслуживания текущего функционирования на развитие предполагалось добиться осмысления всеми управленцами того факта, что главными объектами управления становятся теперь инновационные процессы в образовании. Курс на инновации должен быть реализован за счет пересмотра традиционных функций, выполняемых субъектами управления, их организационных структур, создания и запуска действенных организационных механизмов управления нововведениями, освоения субъектами управления новых методов и средств управленческой деятельности. Несмотря на все многообразие представленных подходов к системе управления общеобразовательными школами, вопросы управления
дошкольными образовательными организациями остаются до настоящего времени недостаточно разработанными. Главными причинами этого являются: изолированное рассмотрение путей обновления дошкольной организацией; рассмотрение этих путей на уровне социальной регуляции; игнорирование (или недостаточное внимание) при постановке задач развития образовательных систем потребностей конкретных образовательных организаций - субъектов собственных преобразований; отсутствие общих подходов к определению путей обновления деятельности и системы управления дошкольным образовательной организацией. Однако вопросы управления системой дошкольного образования последнее время становятся предметом пристального исследования учёных и практиков (В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, О.Л. Князева, Р.М. Литвинова, Е.М. Марич, И.А. Малашихина, М.Д. Маханёва, А.И. Остроухова, Л.В. Поздняк, В.С. Собкин, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, Р.М. Чумичева и др.). Проблема управления системой дошкольного образования рассматривалась с точки зрения системного подхода, изучались функции управленческой деятельности, качество деятельности учреждения по его результату, механизмы управления качеством образования, научные подходы к планированию деятельности и др. Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий: -между уровнем развития теории управления и практическими подходами к системе управления образованием; -между научными требованиями к организации системы управленческой деятельности и реальным состоянием системы управления в практике функционирования учреждений; -между требованиями времени к развитию инновационной деятельности образовательных учреждений и системой управления инновационными процессами; -между качеством результата деятельности учреждения и системным подходом к управлению развитием образовательного учреждения. Проблема исследования состоит в разработке концептуальной модели управленческой деятельности, обеспечивающей условия для индивидуально- творческого развития личности ребёнка и педагога в системе дошкольного образовательного учреждения. Ведущая идея заключается в переходе от управления людьми к управлению образовательными процессами и обеспечивающими их программами развития. Управленческая деятельность понимается нами как процесс системного и творческого управления субъектами образования, проявленного в организационной, проектирующей, прогнозирующей, координирующей и контролирующей функциях, направленных на развитие ДОУ и творческую самореализацию личности. Управление развитием - инновационный творческий процесс, раскрывающий перспективы и динамику развития каждого компонента образовательной системы и субъекта управляемой системы.
Авторская образовательная программа - смоделированный процесс образования и результат творческой самореализации специалистов, направленный на обеспечение качества образования, достижение целей развития дошкольного учреждения и субъектов образования. Исходя из цели, объекта, предмета и рабочей гипотезы, поставлены следующие задачи исследования: Выявить сущность управления развитием ДОУ в контексте субъект-субъектного подхода. Осуществить диагностику основных образовательных процессов и обеспечивающих их образовательных программ. Определить цели, принципы, основные направления управления развитием ДОУ в условиях реализации авторских образовательных программ. Разработать систему средств и методов управленческой деятельности, обеспечивающей программно-целевой подход в развитии ДОУ. Методологической и теоретической основой исследования выступили: -положения теории управления о деятельности руководителя как фактора, обеспечивающего развитие учреждения (А.Н.Волковский, М.П.Малышев, Т.И.Шамова и др.); о системном подходе к управлению образовательными процессами (Н.А.Витке, Л.Л.Редько, П.Дракер, Ю.А.Конаржевский и др.); о деятельностном подходе как условием достижения развивающих целей (А.А.Богданов, О.С.Виханский, М.И.Кондаков, А.И.Наумов, М.М.Поташник, П.И.Третьяков и др.); о психолого-педагогическом феномене управленческой деятельности (А.Л.Журавлев, В.А.Караковский, А.В.Мудрик и др.); -идеи гуманистической модели образования о личностно-ориентированном развитии (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов и др.); о творчестве как ценности личности и показатели ее продуктивной деятельности (М.С.Каган, Т.С.Комарова, А.Н.Леонтьев, Е.А.Флерина и др.); о детстве как феномене в развитии личности дошкольника (А.В.Запорожец, С.В.Петерина, Д.И.Фельдштейн, Р.М.Чумичева и др.); об индивидуальности как показателе личностного развития (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн др.). Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обоснованности управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения в контексте культуросообразной модели образования, где творчество является показателем развития личности; в дополнении теории дошкольной педагогики концептуальными положениями о системно-творческом подходе к управлению развитием дошкольного учреждения (на уровне прогнозирования целей, проектирования системы, координации деятельности специалистов, контроля качества деятельности); в разработке принципов построения авторских программ развития образования в дошкольном учреждении, обеспечивающих индивидуально-творческое развитие личности ребёнка и творческую самореализацию педагога; в определении авторского подхода к методам управления педагогическим коллективом, стимулирующим специалистов к творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы развития дошкольного учреждения, ориентированного на создание условий для индивидуально-творческого развития личности; авторских программ педагогов дошкольного образовательного учреждения как показатель индивидуально- творческого развития личности педагога; авторских педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное развитие личности ребёнка и педагога; управленческого механизма, стимулирующего индивидуально- творческую активность специалистов дошкольной образовательной организации. На защиту выносятся следующие положения: 1. Концептуальные положения, определяющие сущность и направления управленческой деятельности, которая обеспечивает развитие дошкольного образовательного учреждения - культуросообразность и системность. Основным положением является понимание управленческой деятельности как культурного феномена, определяющего творч е ские п р о ц е с с ы , обусловливающие и стимулирующие инициативу субъектов управления по созданию авторских программ. Творчество в управлении выступает показателем качества процесса и результата деятельности дошкольного образовательного учреждения, обусловливает характер стратегической цели учреждения - развитие инновационных творческих процессов - и управленческих решений по её достижению. Вторым концептуальным положением, определившим построение программы развития дошкольной образовательной организации, является системный подход, обеспечивающий единство и целостность педагогическому процессу, субъект-субъектным взаимодействиям и функциональной взаимосвязи планирующей, организационной, координационной и контролирующей деятельности руководителя дошкольной организации. Цель управления состоит в создании условий, обеспечивающих развитие педагогического процесса как целостной системы и индивидуально-творческого развития личности ребёнка и педагога. Программа развития дошкольной образовательной организации, которая раскрывает содержание управленческой деятельности, условия для индивидуально-творческого развития личности ребёнка и педагога. В программе представлены проекты авторских образовательных программ, реализуемые педагогами дошкольного учреждения; т ех н ол о г и и , обеспечивающие развитие интеллектуально-художественных способностей дошкольников; методы организации специалистов и формы их взаимодействия, направленные на достижение цели; критерии и показатели качества результатов управленческой деятельности. Программа развития учреждения обеспечивает последовательность достижения целей, координирует деятельность субъектов управления, отражает качественные характеристики процесса и результата деятельности.


В раздел образования