Система менеджмента качества образования: основные принципы качества
Автор: Сабирова Алефтина Валерьевна Должность: заведующая отделениями, воспитатель Учебное заведение: ГАПОУ "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты" Населённый пункт: город Тетюши, Республики Татарстан Наименование материала: статья Тема: Система менеджмента качества образования: основные принципы качества Раздел: среднее профессиональное
ГАОУ СПО Тетюшский государственный колледж гражданской защиты»
Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных
условиях является повышение его качества.
Качество
образования –
это
комплексное
понятие,
которое
характеризует
эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка
стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве
образования
судят
по
качеству
выпускников.
Качество
образования
базируется на трех ключевых составляющих:
Цели и содержание образовательного процесса;
Уровень профессионализма преподавателей и организации преподава-
тельской деятельности;
Состояние материально-технической базы и уровень научно-информа-
ционной базы учебного процесса.
Под менеджментом
качества
в
образовании понимается
планомерное
воздействие
на
всех
этапах
на
факторы
и
условия,
которые
обеспечат
формирование
будущих
качественных
специалистов,
полноценно
использующих свои знания, навыки и умения.
В современных условиях ОУ, оказывающее образовательные услуги
сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:
Конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщает-
ся специалистами разных профилей;
Спрос на специалистов носит непостоянный характер;
Государство
не
может
регулировать
рынок
труда
и
распределение
выпускников;
Большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста
числа негосударственных организаций (вузов, колледжей)
Использование устаревших методик обучения снижает эффективность
образовательных процессов.
Система менеджмента качества (СМК) в образовании призвана решать
эти и многие другие проблемы. Пересмотрев подход к обеспечению качества
образования, образовательные учреждения разрабатывают и внедряют у себя в
организации систему менеджмента качества.
В области образования внедрение СМК преследует следующие цели:
Внутри учебного заведения:
В образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
Реорганизация системы управления учебным заведением, введение в
учебную программу новых специальностей и специализаций;
Развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благопри-
ятных условий обучения;
Введение новых образовательных технологий;
Повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
Оптимизация образовательного процесса – рациональное использова-
ние ресурсов с максимальной эффективностью.
Внешние цели
Повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего
профиля;
Расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и
организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с
другой стороны;
Повышение престижа вуза;
Постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, инфор-
мированность.
Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной
структуры,
методик,
процессов
и
ресурсов,
необходимых
для
общего
руководства качеством.
СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:
1.
Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то,
что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого
не осознает.
2.
Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в
рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной
среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен
обеспечить достижение ее целей (миссии).
3.
Вовлечение персонала — так как персонал организации (а это мы с
вами-коллеги) является ее основным ресурсом и одновременно самой
чувствительной заинтересованной стороной, то опора наших лидеров
на нас - это залог успеха.
4.
Процессный подход — СМК организации не статичное образование и
ее элементами являются процессы — через которые достигаются цели,
то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
5.
Системный
подход
к
менеджменту —
подразумевает
учет
всех
факторов,
воздействующих
на
внешнюю
и
внутреннюю
среду
организации.
6.
Постоянное
улучшение —
основа
современного
менеджмента,
которая
подразумевает
постоянную
адаптацию
к
произошедшим
и
ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
7.
Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том,
что стабильность функционирования организации возможна не только
на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
8.
Взаимовыгодные
отношения
с
поставщиками —
в м е с т е
с
принципом ориентация
на
потребителя предполагает
создание
устойчивых
цепей
по ставок
на
о снове
вз аи м овыгод н ого
сотрудничества.
Система
менеджмента
качества
в
образовании ,
будучи
внедренной
и
действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый
уровень.
Четкое
распределение
обязанностей
и
ответственности
за
выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их
согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков
будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно,
повысит
степень
доверия
заказчиков,
заинтересованных
в
молодых
специалистах. Качественное
образование,
престиж
среди
абитуриентов
и
хорошая репутация для колледжа.
Список литературы:
1.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.
2.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.
– М.: Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.