Автор: Донцова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина" Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область Наименование материала: конспект НОД Тема: Я гражданин России, я ноябрянин Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста на тему:
«Я – гражданин России, я – ноябрянин».
Программное
содержание: Познакомить
детей
с
их
правом
на
гражданство,
принадлежность к стране. Закрепить знания детей о государственной символике: гербе и
флаге, их происхождении и назначении.
Познакомить детей с гербом и флагом города
Ноябрьска, историей
названия города. Развивать эмоционально-ценностное отношение к
родной стране, к родному городу.
Развивать
доказательную
речь
через
обоснование
своего
выбора.
Обогащать
и
активизировать
словарь:
герб;
флаг;
Родина;
малая
родина
–
место,
где
ты
родился;
гражданин; россиянин; ноябрянин, ноябрянка. Развивать общую моторику, чувство ритма.
Предварительная
работа :
Рассматривание
глобуса,
карты
мира,
карты
Российской
Федерации; найти на них Россию, Москву, Ноябрьск.
Рассматривание
флагов
и
гербов
Российской
Федерации,
Москвы,
ЯНАО,
Салехарда,
Ноябрьска, других стран и городов; найти их сходства и различия.
Разучивание игры «Считалка».
Материал: Карта Российской Федерации; флаги и гербы Российской Федерации, Москвы,
Ноябрьска;
предметные
картинки
–
самолет,
вертолет,
автобус,
поезд,
велосипед;
фотографии
или
открытки
с
видами
Москвы
(
Кремль,
красная
площадь),
Ноябрьска
( администрация города, аэропорт, и так далее).
Ход занятия : Воспитатель приглашает детей к карте Российской Федерации. Предлагает им
посмотреть, какая большая наша Родина.
В-ль: Вы помните, сколько места она занимает на глобусе? Ответы детей.
В-ль: На этой карте изображено только наше государство. (Показывает его границы.)
Как оно называется?
Ответы детей: Россия. Российская Федерация.
В-ль: Посмотрите – на карте обозначены разные города нашей Родины. А какие города вы
знаете?
Дети: Москва, Салехард, Тюмень, Ноябрьск и так далее.
В-ль: Найдем на карте наш родной город – Ноябрьск.
Дети находят Ноябрьск на карте.
В-ль: А теперь найдем на карте столицу нашего государства. Как она называется?
Дети: Москва. Показывают ее на карте.
Воспитатель обращает внимание на большое расстояние между Москвой и Ноябрьском.
В-ль: Ребята, я хочу познакомить вас с гербом и флагом нашей страны и нашего города. Для
этого мы с вами отправимся в путешествие в столицу. Выберем такой вид транспорта, на
котором мы быстрее всего доберемся до Москвы. (Перед детьми раскладываются картинки:
самолет, вертолет, поезд, автобус, велосипед.)
Дети выбирают самолет, объясняют, почему они сделали такой выбор. Рассматриваются
другие варианты: дети объясняют, почему они выбрали бы этот вид транспорта и почему он
не подходит для этого путешествия.
В-ль: Вы правильно выбрали самолет – самый быстрый из предложенных видов транспорта.
Полетели! Занимайте места в самолете. Нам поможет игра «Считалка», которую мы с вами
разучивали.
Дети становятся в круг.
Раз, два На каждый счет – шаг и хлопок.
Облака Поочередно круг правой и левой рукой.
Три, четыре Шаги и хлопки..
Полетели Руки – крылья самолета, два шага.
Пять, шесть Шаги и хлопки.
Сходим здесь Правой рукой хлопнуть по правому колену, левой –
По левому.
Семь, восемь Шаги, хлопки.
Сколько сосен Поочередно вверх правую, затем левую руку.
Девять, десять Шаги и хлопки.
Мы в пути Поочередно вперед правую, затем левую руку.
До-счи-тал до На каждый слог: правую руку положить ладонью на
голову, левую – тыльной стороной под подбородок,
правую – к правой щеке, левую – к левой, правая –
вперед, затем – левая, хлопок.
Воспитатель: (подводит детей к мольберту, где расположены флаг и герб России, фотографии
Кремля, Красной площади.)
Вот наш самолет и перенес нас в Москву, на Красную площадь к Кремлю. Здесь, в Кремле
работает наш президент Путин В.В. и наше правительство. Чтобы все, и граждане нашей
страны, и ее гости знали, что это правительство РФ, на здании водружен флаг РФ. Это –
символ нашего государства, он состоит из трех равных полос – красной, синей и белой. Еще
один символ нашего государства – его герб: Двуглавый орел, на щите которого изображен
всадник с копьем. Флаг и герб являются отличительными знаками нашего государства. У
каждого государства есть свой флаг и свой герб. Герб и флаг России символизируют единство
и независимость нашей страны, олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над
злом.
В-ль: Дети, как вы думаете, где еще можно увидеть флаг и герб нашей страны?
Ответы детей: На здании правительства.
Герб устанавливается на пограничных столбах,
чтобы все прибывающие в нашу страну знали, что они пересекли границу РФ.
Герб
изображен на документах: на паспорте у взрослых, на свидетельстве о рождении - у детей.
Чтобы все видели, гражданами какой страны мы являемся. Герб изображают на деньгах,
чтобы отличить их от денежных купюр других стран.
В-ль: Вот и закончилось время нашего путешествия в Москву. Занимайте места в нашем
самолете! Возвращаемся домой!
Повторяется игра «Считалка».
В-ль: Вот мы и дома! Нас встречает аэропорт города Ноябрьска. Кроме флага РФ мы видим
еще один флаг. Как вы думаете, чей это флаг?
Дети: Это флаг нашего города. У нашего города, как и у нашей страны, есть флаг.
В-ль: А еще у Ноябрьска есть свой герб. (Дети рассматривают герб Ноябрьска.)
Флаги и гербы есть не только во всех странах, но и у всех городов. А как вы думаете, что
обозначает наш герб?
Дети: На гербе и на флаге нашего города изображена нефтяная вышка. Она стоит в верхней
части глобуса. Это обозначает, что жители нашего города живут на севере, добывают нефть и
газ. Мы живем в дружбе и согласии со всеми народами, населяющими наш округ – ханты,
селькупы, манси и ненцы
и теми, кто приехал строить наш город – русские, белорусы,
украинцы, татары, башкиры, азербайджанцы и др. Мы все любим наш город и заботимся,
чтобы в нем было уютно и красиво.
В-ль: А где еще вы видели флаг и герб нашего города? Вам подскажут открытки с видами
нашего города.
Ответы детей: На стелле, при въезде в Ноябрьск.
На здании администрации города. Здесь работает наш мэр.
В-ль: А кто знает, почему наш город называется Ноябрьском?
Дети: Когда-то давно, когда наши мамы и папы были еще детьми, сюда на вертолете
прилетели самые первые стоители, которые и начали строить город. Случилось это в ноябре
месяце. Вот поэтому и назвали наш город Ноябрьском.
В-ль: А кто из вас родился в Ноябрьске? Ответы детей.
В-ль: Почти все из вас живут в Ноябрьске всю свою жизнь. Все мы являемся жителями
города Ноябрьска. А как жителей Ноябрьска можно назвать одним словом?
Дети: Ноябряне.
В-ль: А жительниц?
Дети: Ноябрянки.
В-ль: Ребята, что мы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети: Мы сегодня узнали много нового. Познакомились с флагом и гербом России, с флагом
и гербом Ноябрьска. Все мы являемся гражданами огромной страны – Российской Федерации
и называемся россиянами, но в то же время и жителями небольшого северного городка –
ноябрянами.