Напоминание

"Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста"


Автор: Мищенко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ детсад №2
Населённый пункт: г. Острогожск, Воронежской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста"
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




МК ДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Г.ОСТРОГОЖСК

План по самообразованию воспитателя Мищенко И.И.

«

Влияние развития мелкой моторики на

активную речь детей раннего возраста»

на 2017-2018 уч.год

Группа раннего возраста

«Почемучки»

Острогожск, 2017г.

Образовательная область:

познавательное и речевое развитие детей раннего возраста.

Цель:

формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой

моторики.

Задачи для детей:

- стимулировать зрительное и слуховое восприятие;

-обогащать словарный запас;

-тренировать тонкие движения пальцев рук;

-способствовать развитию творческих способностей;

-развивать память и связную речь;

-формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

-развивать навыки ручной умелости.

Задачи для педагога:

-анализ и сбор информации из различных источников;

-разработка перспективного и тематического планирования по проекту;

-создание предметно-развивающей среды;

-мониторинг результатов.

-формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их

детьми.

Задачи для родителей:

-создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей,

приобретённый в детском саду.

Актуальность:

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества

детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с

неоправданным использованием гаджитов в повседневной жизни, недостатком

эмоционального и вербального опыта общения детей со взрослыми (прежде всего

родителями) с первых дней жизни ребенка ; не исключено и влияние неблагополучных

экологических факторов, различных инфекций. Проблема исправления речи в наше

время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем

возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем

детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.

Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок

начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению

форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослым

создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и

явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий,

управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики)

становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их

свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но

обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев

рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки

надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует

возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выготский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не

усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что

трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и

обусловлен выбор темы моего самообразования.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий

развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут

разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо

развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его

на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку,

рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с

удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и

общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук,

но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи,

четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию

нового и интересного.

Ожидаемый результат:

- развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;

-формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

-интеллектуальное развитие детей;

-пополнение предметной развивающей среды;

-обогащение родительского опыта в воспитании детей.

План работы:

1. подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме;

2 .знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского,

Л. В. Антаковой- Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев;

3.изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста;

4.разработка перспективного плана работы;

5.подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у

детей раннего возраста;

6.пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий;

7.создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком;

8.разработка и проведение диагностики на начало и конец года;

9.разработать план работы с родителями по данной теме:

подготовка консультаций для родителей, консультативная помощь родителям;

10.подготовить и провести консультацию для воспитателей по данной теме;

11.обобщение опыта работы по теме самообразования;

12.выступление с сообщением на педсовете об опыте работы .



В раздел образования