Автор: Мищенко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ детсад №2
Населённый пункт: г. Острогожск, Воронежской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МК ДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Г.ОСТРОГОЖСК
План по самообразованию воспитателя Мищенко И.И.
«
Влияние развития мелкой моторики на
активную речь детей раннего возраста»
на 2017-2018 уч.год
Группа раннего возраста
«Почемучки»
Острогожск, 2017г.
Образовательная область:
познавательное и речевое развитие детей раннего возраста.
Цель:
формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой
моторики.
Задачи для детей:
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
-обогащать словарный запас;
-тренировать тонкие движения пальцев рук;
-способствовать развитию творческих способностей;
-развивать память и связную речь;
-формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
-развивать навыки ручной умелости.
Задачи для педагога:
-анализ и сбор информации из различных источников;
-разработка перспективного и тематического планирования по проекту;
-создание предметно-развивающей среды;
-мониторинг результатов.
-формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их
детьми.
Задачи для родителей:
-создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей,
приобретённый в детском саду.
Актуальность:
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества
детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с
неоправданным использованием гаджитов в повседневной жизни, недостатком
эмоционального и вербального опыта общения детей со взрослыми (прежде всего
родителями) с первых дней жизни ребенка ; не исключено и влияние неблагополучных
экологических факторов, различных инфекций. Проблема исправления речи в наше
время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем
возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем
детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.
Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок
начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению
форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослым
создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и
явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий,
управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики)
становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их
свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но
обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев
рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки
надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выготский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не
усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что
трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и
обусловлен выбор темы моего самообразования.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий
развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут
разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо
развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его
на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку,
рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с
удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и
общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук,
но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи,
четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию
нового и интересного.
Ожидаемый результат:
- развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
-формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
-интеллектуальное развитие детей;
-пополнение предметной развивающей среды;
-обогащение родительского опыта в воспитании детей.
План работы:
1. подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме;
2 .знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского,
Л. В. Антаковой- Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев;
3.изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста;
4.разработка перспективного плана работы;
5.подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у
детей раннего возраста;
6.пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий;
7.создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком;
8.разработка и проведение диагностики на начало и конец года;
9.разработать план работы с родителями по данной теме:
подготовка консультаций для родителей, консультативная помощь родителям;
10.подготовить и провести консультацию для воспитателей по данной теме;
11.обобщение опыта работы по теме самообразования;
12.выступление с сообщением на педсовете об опыте работы .