Напоминание

«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».


Автор: Савинова Светлана Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ средняя школа № 52
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: «Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».

Урок актуализации знаний. 7

класс. 1 четверть.

Тема урока

«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».

Цель урока

Раскрыть тему героического подвига русского человека в борьбе за

свободу своей Родины.

Выявить особенности героической музыки, ее значение в жизни

людей.

Планируемый

результат

Предметные:

актуализировать знания о том, как историческое прошлое Родины

находит отражение в художественных образах живописи, музыки.

понимать жизненно- образное содержание музыкальных

произведений разных жанров

анализировать произведения и выявлять характерные особенности

героической музыки

обобщить знания учащихся о музыкальных сочинениях, связанных

с воплощением различных исторических событий;

проводить интонационно-образный анализ музыки;

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

чувства гордости за прошлое и настоящее народа России; знание

культуры своего народа, своего края;

проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным

произведениям при их восприятии и исполнении

определять

свою личностную позицию;

Метапредметные:

участвовать в коллективной и индивидуальной творческой

деятельности при определении различных музыкальных образов

Основные понятия

Героический образ, образ Родины, симфония, кантата, набат, опера, ария,

финал, выразительные средства музыки.

Межпредметные

связи

Связь с произведениями изобразительного искусства в определении

музыкальных образов, с историей

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер, проектор, фортепиано, Презентация «Героические образы в

искусстве», видеофрагменты ( Опера М. Глинки « Иван Сусанин», опера

А. Бородина «Князь Игорь», фильм С.Эйзенштейна)

Этапы проведения

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к

достижению

запланированных

результатов

Планируемые

результаты

Предметные

Личностные и

метапредметные

1.

Мотивирование к

учебной

деятельности

Цель:

заинтересовать

детей через

определение личной

значимости,

практической

направленности,

социальной

ситуации и т.д.

Эпиграф урока:

«О поколении судят по героям,

которые ему принадлежат».

Организационный момент.

Проверяет готовность

обучающихся

к уроку.

Приветствует учащихся.

- Ребята вы узнали эту песню?

Кто автор песни, где она звучит?

О чём рассказывает? (песня

разучивалась на предыдущем

уроке)

-Чтобы более доступно и

правдоподобно донести

потомкам историю нашего

Отечества, люди сочиняли

патриотические песни, в

которых рассказывалось о

великих сражениях,

исторических битвах,

героизме великого народа,

отдававшего свою жизнь за

Вход.

Звучит фрагмент песни из

к/ф «Офицеры»:

От героев былых

времён

Не осталось порой

имён,

Те, кто приняли

смертный бой,

Стали просто землёй и

травой…

Ответы учащихся:

Песня из к/ф «Офицеры»:

Песня, призывающая

помнить тех, кто отдал

жизнь за наше светлое

будущее, за мирное небо

над головой, за жизнь. Мы

отдаем дань памяти этим

людям и помним о них

всегда.

Исполняют песню

Вокализация

мелодии и

исполнение песни

«От героев былых

времен из к/ф

«Офицеры».

Владеть навыками

вокально-хорового

музицирования

Участвовать в

коллективной

исполнительской

деятельности.

Проявлять

эмоциональную

отзывчивость,

Родину.

личностное

отношение к

исполняемой

песне

2.

Формулирование

темы урока,

постановка цели

Цели: подведение

детей к

формулированию

конкретной,

достижимой,

понятной цели

Вопросы, которые помогают

определить тему урока

А кого мы называем

героем?

Ребята, как вы думаете, о

ком, о чём пойдёт речь

на нашем уроке?

Вы правы, тема нашего урока

будет посвящена героическим

страницам нашей Родины.

Сегодня на уроке нам

необходимо научиться

Ответы учащихся:

Храбрый человек,

поступки которого

направлены на благо

общества, который

прославился благодаря

своим подвигам.

Герой – человек

исключительной

смелости, доблести,

тот, кто проявил

личное мужество,

стойкость, готовность

к самопожертвованию.

- О Родине, о героях,

защитниках Отечества

.

Формулируют

тему урока

Тема урока:

«Героическая тема

в русской музыке.

Галерея

героических

образов».

узнавать героическую

музыку, выявлять общие

черты, которые её

характеризуют.

3.

Актуализация

знаний и

определение

затруднений в

деятельности через

создание учебно-

проблемной

ситуации

Цель: воспроизведе

ние учащимися

знаний умений и

навыков,

необходимых для

«открытия» нового

знания, выход на

задание,

вызывающее

познавательное

затруднение.

Нам надо с вами сегодня

ответить на следующие

вопросы:

-Почему героические образы

продолжают волновать

сердца поэтов, художников,

музыкантов? -Актуальна ли

эта тема сегодня?

Обратимся к музыке.

Предлагаю провести

небольшую музыкальную

викторину, разделимся на

три группы. Для каждой

группы прозвучит

музыкальное произведение,

прослушав его, вы должны

ответить на ряд вопросов,

ответы записать в таблицу:

название фрагмента, кто

автор, определить жанр,

какой образ воплощён,

Слушают свои

фрагменты, обсуждают,

анализируют, делают

выводы,

заполняют таблицу,

представляют свои

работы

Разделить на три

группы, каждой

группе предложить

прослушать

музыкальный

фрагмент

Викторина (работа

в группах):

1)Симфония № 2

«Богатырская» А.П.

Бородин,

2)Хор «Вставайте,

Узнавать на слух

знакомые

произведения

Анализировать

средства

музыкальной

выразительности

мелодию, ритм,

темп, динамику,

Характеризовать

музыкальные

произведения

(фрагменты).

Высказывать

собственное

мнение

какие средства

выразительности

использует автор.

люди русские» С.С.

Прокофьев,

3)«Славны были

наши деды» рус.

нар. песня

лад

4.

Постановка

учебной задачи

Цель: постановка

конкретной задачи

урока, которая

поможет разрешить

возникшие

затруднения,

составление плана

работы.

-Слово предоставляется

1группе, 2 группе, 3 группе

(Опрос групп)

-Какая музыкальная тема

объединяет эти

произведения?

Давайте назовем общие

черты, которые

характеризуют героическую

музыку.

Ответы учащихся:

Патриотическая,

героическая.

мужественная,

волевая, сильная,

лирическая,

возвышенная,

напевная.

Постановка учебной

задачи:

Определить общие

черты,

характеризующие

героическую музыку.

Определять

характер

музыкальных

образов

(героических)

Выявлять и

определять

главное и важное в

информации и

правильно

формулировать

познавательную

цель

5.

Изучение нового

материала

Цели: выявление

обучающимися

новых знаний,

развитие умения

находить ответы на

проблемные

Актуализировать знания о

том, как историческое

прошлое Родины находит

отражение в художественных

образах скульптуры,

живописи, музыки.

Героическая тема с давних пор

звучала в русском искусстве.

-

вопросы, подведение

детей к

самостоятельному

выводу способа

действия с

информацией

Мы часто встречаемся с ней в

народном творчестве,

литературе, музыке, живописи.

Почему героические образы

продолжают волновать сердца

поэтов, художников,

музыкантов?

- Как вы думаете почему?

- Актуальна ли эта тема

сегодня?

Назовите произведения разных

видов искусства, связанных с

героической темой,

вызывающие желание встать на

защиту Родины

Ответы учащихся:

С древних времен со всех

концов на Русь наступали

враги, пытаясь поработить

наш

народ,

з а вл а де т ь

нашими

землями.

Образ

героя, богатыря -

образ

м о г у ч е г о

з а щ и т н и к а

Родины.

Ответы учащихся

(Учащиеся

м о г у т

назвать

изученные

ранее

оперы

«Иван

Сусанин»

М.И.

Глинки,

«Князь

Игорь»

А.П.

Бородина,

балет

«Ярославна»

Б.И.

Тищенко,

Симфонию

№2

«Б ог ат ырскую »

А . П .

Б о р о д и н а ,

к а н т а т у

«Александр Невский» С.С.

Прокофьева,

а

так

же

могут назвать известные

им

репродукции

картин

В.Васнецова «Богатыри»,

И. Глазунова «Два князя»,

П.

Корина

«Александр

Невский» и литературные

произведения,

например,

« Б о р о д и н о »

М . Ю .

Лермонтова).

6.

Закрепление

нового материала

Цель: освоение

способа действия с

полученными

знаниями в

практической

деятельности

Обратить внимание на

презентацию:

Обратимся к репродукции

фрагмента картины

современного отечественного

художника И. Глазунова

«Слава предкам»:

-Музыку какого характера

исполняет гусляр?

- Какие выразительные

Ответы учащихся:

Анализируют картины

Военачальник, призывая

воинов к бою, шел

впереди, высоко подняв

руку, вооруженную мечом,

Просмотр

презентации,

анализ

выразительных

средств

Находить

ассоциативные

особенности свидетельствуют о

том, что на картине «звучит»

музыка и какого она характера?

Почему поднятая вверх рука

сделалась символом

героического?

- Какая музыка созвучна

картине?

чтобы задние ряды видели

его и следовали его

примеру; поднятая рука

служила сигналом к бою;

В произведениях

изобразительного

искусства (живописи и

скульптуры)

военачальники, вожди

также изображаются чаще

всего с простертой вверх

рукой; жест приподнятой

руки применялся при

церемониях клятвы.

-До наших дней дожили

древние былины,

воспевающие мужество

русских витязей и

богатырей, канты

Петровской эпохи,

солдатские песни

вселяющие в воинов

уверенность в своих

силах, надежду на успех в

сражении. («Былина о

Добрыне Никитиче»,

песня Баяна из оперы «

Руслан и Людмила » М.

связи между

художественными

образами музыки

и

изобразительного

искусства.

Соотносить

характер звучащей

музыки с ее

нотной записью

Исполнять

музыкальные

произведения

(фрагменты) с

ориентацией на

Обратимся к нотной записи

учебника (стр.37). Найдите и

спойте мелодию виватного

канта XVIII века. Какие

интонации присущи ей? С

какими событиями русской

истории связано появление

кантов?

2) слайд с изображением

А. Невского, центральная

часть триптиха П. Корина)

А кто назовёт следующего

героя?

Что мы о нём знаем? И

нужно ли нам об этом

знать, ведь прошло

столько времени с той

поры, когда он жил?

Каким предстал А.

Невский перед вами?

Можно ли сказать, что в образе

Глинки).

Подбирают музыку,

соответствующую

характеру картины.

Вокализируют мелодию

канта.

Обращаются к нотной

записи учебника (стр.37).

Ответы учащихся:

Он — герой,

мужественный, сильный,

надежный, защищал

русскую землю от врагов.

Мы должны об этом

помнить.

Вокализация

мелодии канта.

Находить

жанровые

параллели между

музыкой и

другими видами

искусств

Анализировать

выразительные

средства, выявлять

героические черты

в музыке.

нотную запись

Анализировать и

обобщать

многообразие

связей музыки и

изобразительного

искусства.

Александра Невского

представлен весь народ, все

герои, которые защищали и

защищают нашу Родину?

В каких искусствах

увековечен образ А.Невского?

Посмотрим фрагмент из

фильма С. Эйзенштейна.

Фрагмент хора «Вставайте,

люди русские» из кантаты

С.С. Прокофьева.

Яркой музыкальной картиной,

изображающий русский народ,

является четвёртая часть

кантаты «Вставайте, люди

русские».

Ответы учащихся:

1) Художественный фильм

«Александр Невский»

С.М. Эйзенштейна 2)

кантата «Александр

Невский» С.С.

Прокофьева 3) картина

В.Серова «Въезд

Александра Невского в

Псков» 4) скульптура

«Александр Невский» и

др.

Анализируют фрагмент

Ответы учащихся:

Хор звучит как призыв к

защите родной земли.

Александр бросил клич, и

простые, мирные люди

брали в руки оружие и

вставали в ряды

защитников. В трудные

Просмотр

фрагмента из

фильма С.

Эйзенштейна (где

звучит хор

«Вставайте, люди

русские»).

Анализ фрагмента.

Выявлять

особенности

воплощения одной

и той же

художественной

идеи, сюжета в

творчестве

композитора,

художника,

режиссёра

Раскрывать

образный строй

музыкального

произведения на

основе

взаимодействия

различных видов

искусства.

Понимать

художественно-

Какой образ у этой песни? С

чего начинается эта часть

часть? Какой характер? В

какой музыкальной форме

написан?

Что такое набат?

Какие грани музыкального

образа мы слышим?

Давайте присоединим свои

голоса к хору из кантаты.

Ваша задача спеть в

характере: мужественно,

решительно, уверенно и

четко.

времена – каждый воин.

Это правило действует

всегда, в любую эпоху.

Если Родина в опасности,

люди объединяются и

выступают на ее защиту.

Во вступлении к хору

изображаются тревожные

и грозные колокольные

звучания, которые потом

сопровождают пение хора

в его первой части. На

Руси этот тревожный

колокольный звон

называют набат -звон

беды, тревоги. Звучит

призыв к народу, тревога

за судьбу, решительно,

уверенно.

Звоном колокола

призывали на помощь,

поднимали тревогу.

Ритм марша подчеркивает

героический характер

музыки.

Исполняют фрагмент

Исполнение

фрагмента хора

«Вставайте, люди

русские» из кантаты

С.С. Прокофьева.

-

Анализировать

выразительные

средства, выявлять

героические черты

в музыке.

Размышлять о

знакомом

музыкальном

произведении,

высказывать

суждения об

основной идее

произведения

Владеть навыками

вокально-хорового

музицирования

образное

содержание

музыкального

произведения,

раскрывать

средства его

воплощения

Участвовать в

коллективной

исполнительской

деятельности.

Как вы думаете, какова главная

идея этого произведения?

Опера М. Глинки « Иван

Сусанин» и опера А. Бородина

«Князь Игорь»

Искусству всегда интересен

характер человека, который

раскрывается именно в

критические ситуации.

Обратимся к операм русских

композиторов. Опера М. И.

Глинки « Иван Сусанин» и

опера А. П. Бородина «Князь

Игорь»

Что общего в драматургии этих

опер?

Как композиторы показали

Ответы учащихся:

«На родной земле не

бывать врагу»,

«Кто к нам с мечом

придет, тот от меча и

погибнет»

Ответы учащихся:

По своей драматургии они

очень близки, так как в

Просмотр

видеофрагментов из

опер (М. Глинка

опера « Иван

Сусанин» и А.

Бородин опера

«Князь Игорь»)

эмоционально

проживать

исторические

события и судьбы

защитников

Отечества,

воплощаемые в

музыкальных

произведениях

Понимать

жизненно-

образное

содержание

произведений

характер героев? Постарайтесь

определить, когда, в какой

момент своей жизни они поют

свои арии? Что такое ария?

Послушаем фрагменты из арий

князя Игоря ( видеофрагменты

Ария князя Игоря) и Ивана

Сусанина (видеофрагмент)

них отражены тяжелые

периоды жизни русского

народа.

Главные герои боролись за

освобождение своей

Родины. (Иван Сусанин - с

польским войском, а

князь Игорь - с

половцами)

Слушают фрагмент из

арии князя Игоря и

фрагмент из арии Ивана

Сусанин. Анализируют,

выявляют общие черты .

Оба героя оказались в

сложной ситуации, им

предстоит сделать выбор,

они не сломлены.

Иван Сусанин поёт арию в

предсмертный час (для

создания героического

образа звучит мужской

голос –бас, который

указывает на большую

Выявлять общее и

особенное при

сравнении

музыкальных

произведений

А вы можете назвать

особенности русского

характера?

Поставьте себя на место этих

героев. Как бы вы поступили?

Вы себя считаете патриотами?

Почему?

Немало героев знает история,

которые погибали за народ, за

Родину, за правду, которые даже

в самые последние минуты не

отрекались от того, за что

боролись..

Хор “Славься!” из оперы

“Иван Сусанин” М.И.Глинка

Предлагаю нам с вами сейчас

перенестись в музыкальный

театр и вместе со зрителями

посмотреть финал оперы

силу характера И.

Сусанина). Князь Игорь —

в плену, стыд и позор

терзают его душу. Но

музыка говорит нам, что

это страдания

мужественного человека.

Князь мечтает о свободе,

чтобы вновь сразиться с

врагом, даёт клятву спасти

Русь от врагов.

Русский человек в

трудные моменты не

склоняет головы перед

бедой, готов в любую

минуту встать на защиту

родной земли.

Мы тоже любим свою

Родину, гордимся, что

живем на русской земле,

если возникнет

необходимость, мы

встанем на защиту

Родины.

Исполнение

хора«Славься»

М.Глинки «Иван Сусанин», где

звучит монументальный хор

«Славься», проникнуться

чувством гордости за наш

народ, услышать радостные и

ликующие интонации в музыке

этого хора.

С помощью каких музыкальных

средств композитор показывает

всю мощь и силу русского

народа?

Какие особенности характера

вы услышите?

Какими выразительными

средствами композитор

подчеркивает торжество

народа?

Слушают, анализируют

Он звучит, словно гимн

памяти, для всех героев,

люди ликуют, прославляя

их имена, восхищаются

мужеством и

самоотверженностью

русских воинов.

С помощью мощного

звучания всего оркестра,

хора (и мужского, и

женского), героических

интонаций в мелодии,

размеренного ритма.

Звучит светло,

торжественно,

празднично, характер —

владеть навыками

вокально-

хорового

музицирования

Участвовать в

коллективной

исполнительской

деятельности

марш

Колокольный звон,

торжественность,

ликование. В хоре

воплощен образ народа-

победителя., Идея

патриотизма и служения

Родине, Народ

торжественно славит и

погибших героев, память о

которых не умрёт никогда

Исполняют «Славься»

7.

Контролирующее

задание

Цель: осознание

каждым

обучающимся

степени овладения

полученных знаний

-Рассмотрим картины русских

художников. С какими

историческими событиями

связаны эти художественные

произведения?

Какими чертами

наделены защитники

Отечества,

изображенные на них?

С какими знакомыми

музыкальными

Смотрят, анализируют,

Подбирают музыку,

характеризующую

картины, скульптуры

(ассоциативный ряд:

вижу- слышу)

Работа с разворотом

учебника «Галерея

героических

образов»)

Работа по учебнику

стр. 38-39.

(работа в группах):

-

произведениями

ассоциируются картины,

скульптуры,

архитектурный

памятник.

8.

Рефлексия учебной

деятельности на

уроке,самооценка

результатов

обучения

Цели: соотнесение

поставленных задач

с достигнутым

результатом,

фиксация нового

знания, постановка

дальнейших целей

Организует рефлексию,

подведение итогов, Д/З

Запишите в «Творческую

тетрадь»: Как вы понимаете

слова «О поколении судят по

героям, которые ему

принадлежат»?

Вспомните и напишите

названия художественных

произведений, в которых

отражены образы защитников

Отечества прошлого и

настоящего.

Каких современных

исполнителей ты знаешь, в

творчестве которых отражены

образы героических защитников

Отечества.

Запишите названия популярных

песен, исполняемых в годы

Великой Отечественной войны

Итоги урока

Какие особенности

героической музыки?

В чем видите

современность темы

защиты Отечества?

Какие главные идеи

несут эти

произведения?

Чем эти

музыкальные

произведения могут

заинтересовать

подрастающее

поколение?

Самостоятельно

работать в

творческих

тетрадях

1941-1945 г.

Таблица к викторине:

1 группа

2 группа

3 группа

Название фрагмента

Симфония № 2

«Богатырская»

Хор «Вставайте, люди

русские»

«Славны были

наши деды»

Автор

А.П. Бородин

С.С. Прокофьев

народная

Жанр

Симфония

Кантата

песня

Вид музыки

инструментальная

оркестровая

вокальная

инструментальная

вокальная

Образ

Образ богатыря,

защитника земли

русской.

Образ народа, который

собирается на битву за

землю русскую

Образ русских

солдат, которые

сражались за

Родину

Средства

выразительности

лад

темп

лад

темп

лад

темп

ритм

динамика

ритм

динамика

ритм

динамика



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники