Напоминание

"Малышам о солнце"


Автор: Мамаева Галина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: город Майкоп Республика Адыгея
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Малышам о солнце"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Республика Адыгея

Город Майкоп

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 34»

Методическая разработка совместной

деятельности воспитателя с детьми

По теме: « Малышам о Солнце»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ № 34

Мамаева Галина Борисовна.

2018 год

1

Образовательная область: Познание

Вид : краткосрочный проект с заданным результатом и элементами эксперимента,

наблюдений и опытов.

Возраст участников проекта:6-7 лет.

Продолжительность : 2 недели.

Актуальность.

“Расскажи – и я забуду, покажи –

и я запомню, дай попробовать – и я

пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше

один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-

практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем

большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая

деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев

Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через

опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ,

пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного

приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Солнце-один из первых предметов неживой природы, на который ребенок обращает

внимание, и самая близкая к нам звезда.

Доступны ли дошкольникам первоначальные научные сведения? Ученые получили веские

основания утверждать, что уже в дошкольном возрасте у детей можно развивать, не только

наглядно-образное, но в известной мере абстрактное мышление. Знакомство с

астрономией очень полезно. Во-первых, потому что астрономия играет важную роль в

формировании материалистического мировоззрения. Во-вторых, потому, что занятия

астрономией развивают у детей такие ценностные качества, как наблюдательность и

умение осмысливать результаты своих наблюдений. В-третьих, потому что ребенок,

который заинтересуется астрономией, с большим интересом будет изучать

природоведение, географию, математику, физику, химию и другие школьные предметы.

2

Усвоить научный материал ребенок сможет только в сопровождении наблюдений, опытов.

Обсуждения увиденного, рассказанного, прочитанного.

В- четвертых, это «пища» для ума с дошкольного детства, толчок в развитии ребенка.

В- пятых, любые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают

взрослым доступ к самым глубинным тайнам детской души.

Цель: дать детям первоначальное представление о форме и размере Солнца, о расстоянии

до него и значении Солнца для живого на Земле через наблюдения и опыты, обсуждение

увиденного.

Задачи:

Обучающие:

Сформировать у детей элементарные естественнонаучные представлений детей о солнце,

подвести к выводу: всему живому нужно солнце, без солнца все погибнет.

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на

основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к изучению живой и неживой природы. Способствовать изучению

действий природных факторов на отдельные организмы, группы.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими

предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Основные формы реализации.

-Выявление уровня знаний детей;

-Просвещение (беседы; картины; наблюдения; игры, труд);

- творческая деятельность;

-наблюдения;

3

-опыты.

Обеспечение.

Е. П. Левитан « Малышам о звездах»,М, « Педагогика», 1986 год;

А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова « Почемучка», М, « Педагогика»,1998 год;

Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.», Волгоград, «

Учитель», 2009 год.

Предполагаемый результат.

Вызвать интерес к астрономии и желание как можно больше узнать о планете Земля.

Продукт совместной деятельности.

1.

Итоговое занятие «Что я знаю про Солнце»

2.

Сюжетно-ролевая игра « Мы летим в космос»

3.

Совместная работа с семьей « Расскажем вместе»

4.

Выставка рисунков «Солнечный круг».

Презентация: открытое итоговое занятие.

Результат.

Данный проект поспособствовал развитию детей, которое можно определить словами:

«Видеть - действовать - размышлять».

Этап 1.

Постановка проблемной задачи.

Воспитатель: Ко мне в гости приходила маленькая девочка, и звали ее Звездочка. На ней

было голубое платьице со звездочками. Живет она в сказочном царстве Звездочек. Она

очень умная, любознательная и добрая. Она очень любит астрономию.

-Кто знает, что такое астрономия?

Воспитатель: Астрономия-это наука о Солнце и звездах. И никто не знает астрономию

лучше Звездочки в их сказочном царстве. Она настоящий Звездочка-астроном!

-А вам интересно узнать про науку астрономию?

-А вы будете прилежными?

-А вы будете любознательными?

Тогда я буду вам давать задания, которые нужно выполнять.

А начнем мы с наблюдений за Солнцем. Наблюдения очень нужны науке астрономии.

4

Чтобы наблюдать, нам надо подготовиться. Для этого нам надо изготовить очки, а для чего

они нам понадобятся, вы узнаете чуть позже.

Задание на дом. Вместе с родителями изготовить очки.

Примечание: очки должны быть хорошо подобраны, чтобы надежно защитить глаза от

прямого солнечного света. Только в этом случае наблюдения Солнца не вредят зрению

ребенка. Почему именно изготовить. А не купить?

- повысить интерес к детей к теме,

- вовлечение родителей в образовательный процесс.

Этап 2.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

1-й день

Опыт №1. Наблюдение за Солнцем в пасмурную погоду.

Задание 1.Вопрос: видите ли вы Солнце?

Ответы детей.

Вывод: наблюдению за Солнцем нам мешают тучи, облака. А как, посмотрите.

5

Я встану между вами и Леной.

Вопрос: Что делает Лена? Улыбается или грустит, глаза у нее открыты или закрыты?

Ответы детей (они не видят т.к. между детьми и Леной стоит воспитатель).

Вывод: Вы не видите, так как, я заслонила Лену. Вот так и облака и тучи заслоняют от нас

Солнце.

Вопрос: Что к нам ближе: облака или Солнце?

Ответы детей.

Вопрос: Когда я заслонила от вас Лену, кто к вам был ближе , а кто дальше?

(воспитатель был ближе)

Вывод: раз тучки заслоняют от нас Солнце, значит они ближе, а Солнце дальше.

2-й день.

Опыт № 2.Проводится в ясную погоду.

Воспитатель. Понаблюдайте за Солнцем, а потом расскажите: какое оно? (за солнцем дети

наблюдают 1-2 минуты в изготовленных очках).

Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

Расскажите, какой формы Солнце? (круглое)

Воспитатель. Да, круглое. Но круг ли это? (ответы детей).Почему вы так думаете?

Давайте проверим так ли это?

Задание 1. Найдите в группе что-либо круглое и принесите. (дети приносят мячи,

шарики…)

6

Задание 2. А сейчас вырежем круги из картона. (дети вырезают круги из квадрата).

Как называется фигура, которую вы вырезали? Дети сравнивают

Похожи эти предметы? Чем отличаются? Мяч и круг.

Вывод: круг круглый, но плоский. Мяч круглый, но объемный. Мяч не круг, а шар!

И Солнце тоже шар.

3-день.

Опыт № 3. « Наш друг Лучик. Движение солнечного Лучика.»

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с Лучиком. Вы видели когда-нибудь Лучик?

Сегодня в гости он придет к вам.

Включаю проектор на экран.

Лучик уже здесь. Это луч света, он идет от проектора.

Так и Солнце посылает к нам свои лучи, от которых идет свет.

Опыт № 4. Смотрите, я поднимаю руку (рука должна оказаться на пути луча света от

проектора) и на экране тоже появилась рука. Это не просто рука, а тень от руки. Сей час

мы устроим театр теней.(на экран выводятся фигурки зверушек).(дети видят тени зайчика,

слоненка..)

Воспитатель: Почему появились тени?(заслушиваются ответы)

Вывод: чтобы появилась тень, необходим свет и какой-нибудь предмет.(дети выводят на

экран разные предметы.)

Воспитатель: я беру тоже предмет (стеклянная ваза), а тени нет. Почему? (возможный

ответ детей-тонкий).

Я возьму лист бумаги, он тоже тонкий. Тень есть? ( да)

7

Запомните: когда свет падает на непрозрачный предмет, то получается тень. Это

происходит потому, что сквозь непрозрачные предметы лучи света пройти не могут. А

если свет падает на прозрачный предмет, то тени нет. Это происходит потому что сквозь

прозрачные предметы Лучи света проходят.

Дети делятся на 2 команды.

1-я команда называет прозрачные и непрозрачные предметы.

2-я команда отвечает: через какой предмет Лучик пройдет, а через какой нет и объясняет

почему?

Затем наоборот.

Вывод: солнечный луч через непрозрачные предметы проходит, а через прозрачные

нет.

Опыт № 5.

Воспитатель: Мы все можем бегать, прыгать как угодно. (Предлагаю побегать.)

А теперь ты бежишь и видишь дерево. Что ты сделаешь? (побегу в сторону.)

Воспитатель: ты повернешь, а вот Лучик не может. Он движется только прямо, никуда

не сворачивая, поэтому и тень получается. Если бы Лучик мог обойти предмет, то и тени

бы не было.

Лучик не просто движется, а очень-очень быстро. Лучик движется быстрей поезда,

самолета, космической ракеты. Лучик движется быстрее всего на свете!

Вывод: Солнце светит и посылает во все стороны лучики.

8

Лучики движутся быстрее всего на свете: Домчаться от Москвы до Майкопа совершенно

ему ничего не стоит. В Майкопе он окажется раньше, чем вы успеете моргнуть.

4-й день.

Солнце большое или маленькое?

Задание. Посмотрите на солнце: оно большое или маленькое? (не забудьте одеть очки).

Опыт № 6. Предлагаю детям гелиевый шар. Какой он сейчас? Большой или маленький?

Запустить шар на открытой площадке.

Воспитатель: я запускаю шар в небо. Внимательно смотрите, когда он поднимается выше

и выше какой он становится? такой же, как вы видели, когда мы его держали в руках?

Вывод: воздушный шарик, чем выше поднимается в небо, тем меньше он становится. Чем

он дальше от нас, тем он кажется меньше. Так и Солнце от нас далеко, но оно огромное,

что все предметы рядом с ним кажутся крошечными. Солнце непросто шар. А шар-

великан!

5-й день

Опыт № 7. Как Солнце по небу шагает.

Воспитатель: Ко мне сегодня опять заходила Звездочка. Она интересовалась, продолжаете

ли вы заниматься астрономией?

Когда же вы этим занимаетесь?

Вот и Звездочка хотела, чтобы вы несколько раз в день наблюдали за Солнцем. Она хочет,

чтобы вы понаблюдали: Солнце стоит на одном и том же месте или Солнце по небу

путешествует.

Я вам подскажу, как это можно увидеть. Сегодня мы понаблюдаем за Солнцем в разное

время:

утром, в обед и вечером. И запомните самое главное, наблюдать за Солнцем с одного и

того же места.

Ставим лыжную палку на площадке.

-Что появилось от палки? (тень)

Воспитатель: ( Задание утром.) Лена, прочерти линию по тени палки, а в конце тени

положи камешек, чтобы мы видели, где тень кончается.

(Задание в обед).

9

Что вы видите? (появилась новая тень от палки).

Миша, прочерти новую линию по тени, а конец тени отметь камешком.

(Задание вечером).

Что вы видите? (3-я тень).

Леша. Прочерти 3-ю линию по тени, а конец отметь камешком.

Наблюдение. Линии одинаковой длины? (разные: две длинные , одна короткая).

Вывод: по линиям видно, как Солнце движется. Об этом нам рассказала тень от палки.

По линиям мы видим, что солнце не стояло на месте, а двигалось (гуляло). Утром Солнце

начинало подниматься, линия длинная, в обед стояло высоко, линия укоротилась, под

вечер, когда Солнце опускалось, линия вновь стала длиннее.

6-й день

Опыт № 8. Без Солнца можно жить?

Воспитатель: жизнь без Солнца не возможна. Как вы думаете почему? (темно, холодно)

Воспитатель: верно. Мы проверим это.

Возьмем 2 коробочки. В одной из них прорежем дырочку, а другую оставим целой. В обе

коробки поместим проросший овес. А что произойдет, узнаем через несколько дней.

Задание. В эти дни подходите и смотрите что изменилось, а что нет .

Через несколько дней.

В целой коробке овес погиб, а в коробке с отверстием выглядывают зеленые стебли овса.

10

Вопрос к детям: что видят и как могут это объяснить.

Подвести к выводу: Всему живому нужно Солнце. Без Солнца все гибнет.

Задание на дом: Спросить у родителей значение Солнца для человека.

7-й день

Этап 3.

Обобщающее занятие по теме « Что мы знаем про Солнце ?» .

Цель: проверить знания детей , связанные с Солнцем. Что им понравилось, что их

заинтересовало, хотели бы они продолжать заниматься астрономией.

Материал к занятию: мнемотаблица, не которой изображены опыты, наблюдения за

Солнцем которые проводились.

Задание: рассказать на тему: « Что я знаю про Солнце»

« Шифровка». Вы, молодцы, ребята, уже многое знаете, и сейчас вы покажите, что вы

знаете, на что вы способны. Работать я предлагаю по компаниям. Устроим настоящее

соревнование, и победителям достанется приз! У каждой компании- шифровка. В ней

спрятаны знания о Солнце. Их надо разгадать по рисункам, а затем рассказать. Компании

проверяют знания друг друга, обнаруживают ошибки и оценивают.

Задание. Вечером вместе с родителями посмотрите на небо. Завтра вы мне расскажете ,

что вы увидели. Если у вас будут вопросы, то мы постараемся на них ответить все вместе.

11

12



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники