Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках искусства
Автор: Фёдорова Ирина Александровна Должность: учитель мхк Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" Населённый пункт: Новоуральск Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках искусства Раздел: полное образование
Федорова Ирина Александровна,
учитель МХК, МАОУ «Гимназия»
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,
достоин быть учителем».
Конфуций
Курс
«Искусство»
в
основной
школе
ориентирован
на
развитие
потребности
школьников
в
общении
с
миром
прекрасного,
осмысление
значения
искусства
в
культурно-историческом
развитии
человеческой
цивилизации,
понимание
роли
искусства
в
жизни
и
развитии
общества,
в
духовном
обогащении
человека.
Он
призван
решать
кардинальные
задачи
развития
творческого
потенциала
личности
ребенка,
формирования
его
духовно- нравственных идеалов.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства – это единый и
непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи
между всеми предметами гуманитарно - художественного направления.
Принципиальное
отличие
новых
образовательных
стандартов
заключается в акцентировании задачи формирования ключевых компетенций,
следовательно,
результаты
общего
образования
должны
быть
выражены
не
только
в
приобретённых
предметных
знаниях,
но
и
в
универсальных
(надпредметных) умениях.
В составе основных видов универсальных учебных действий, выделено
четыре
блока:
1)
личностный;
2)
регулятивный;
3)
познавательный;
4)
коммуникативный.
К
способам
формирования
познавательных
УУД
можно
отнести
следующие методы и приёмы: родовидовое определение понятия, сравнение,
нахождение
общего
признака,
нахождение
отличий, выделение
главного,
классификация, постановка
проблемы,
формулировка
определения,
эвристическое исследование, проектирование, закрепление знаний.
Остановимся
на
примерах
конкретных
заданий,
которые
можно
использовать на уроках МХК, Искусства и музыки.
I. Родовидовое определение понятий.
Понятие
– это
мысль,
отражающая
общие
существенные
признаки
объектов.
Одним
из
основных
отношений
между
понятиями
являются
родовидовые отношения. Род – это совокупность объектов, в состав которых
входят другие объекты, являющиеся видом этого рода . Таким образом,родовое
понятие
– это понятие, объем которого содержит объём другого понятия, а
видовое понятие – это понятие, объём которого содержится в объёме другого
понятия .
Задание на установление связанных друг с другом понятий из общего
перечня:
Предмет
Задание
Ответ
искусство,
мхк
Из предлагаемого перечня понятий,
составьте пары, поставив на первое
место родовое понятие, на второе –
видовое: живопись, театр, водевиль,
мозаика, стиль, реализм.
Живопись – мозаика
Стиль – реализм
Театр – водевиль
Архитектура – собор
музыка
Из предлагаемого перечня понятий,
составьте пары, поставив на первое
место родовое понятие, на второе –
в и д о в о е : музыка,
с т р у н н ы е
инструменты, ария, джаз, оркестр,
опера.
Музыка – джаз.
Опера – ария.
Орке ст р
–
с т ру н н ы е
инструменты.
Задание
на
подбор
обобщающего
(родового)
понятия
для
видовых
понятий:
Подберите родовое понятие для каждого из ряда видовых понятий:
Предмет
Видовое понятие
Ответ
искусство,
мхк
1 .
А м п и р ,
д р е в н е р у с с к и й ,
барокко, романский.
Художественные стили.
2 .
П е й з а ж ,
п о р т р е т ,
натюрморт, марина.
Жанры живописи.
3.
Картина,
фреска,
витраж,
панно.
Разновидности живописи.
искусство,
мхк, музыка
4.Триллер,
комедия,
мелодрама,
боевик.
Жанры киноискусства.
5. Воск, дерево, камень, металл
Материалы скульптуры.
6.
Ариозо,
романс,
о п е р а ,
кантата;
Вокальные жанры.
7.
Пьеса,
соната,
концерт,
симфония.
Инструментальные жанры.
Задание на определение родового и видового понятия с обоснованием:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк,
музыка
Из предложенных пар понятий
п од ч е р к н и т е
р од о в о е
и
напишите обоснование:
1. Модернизм - кубизм;
2. Капитель - колонна;
3. Повесть - литература;
4. Водевиль – театр;
5. Опера – ария;
6. Бетховен – венские
классики
1.
Кубизм – одно из
направлений модернизма;
2.
Капитель – часть
колонны;
3.
Повесть – литературный
жанр;
4.
Водевиль – театральный
жанр;
5.
Опера – вокально-
сценический жанр
6.
Венские классики –
западноевропейская
музыкальная школа.
Задание на составление как можно более длинной цепочки:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк
Составьте
как
можно
более
длинную цепочку от родового
понятия
ИСКУССТВО
к
видовому,
в
котором
каждое
следующее
понятие
должно
быть родовым по отношению
к предыдущему.
Составьте как можно более
длинную цепочку от видового
понятия
НАТЮРМОРТ
к
родовому,
в
котором
каждое
следующее
понятие
должно
быть родовым по отношению к
предыдущему.
Искусство → вид искусства →
архитектура → архитектура
Античности → ордерная
система
Натюрморт → жанр живописи
→ вид искусства → искусство
музыка
Составьте как можно более
длинную цепочку от родового
понятия ОРКЕСТР к видовому,
в котором каждое следующее
понятие должно быть родовым
п о
о т н о ш е н и ю
к
предыдущему.
Составьте
как
можно
более
длинную цепочку от видового
понятия НОТА к родовому, в
котором
каждое
следующее
понятие должно быть родовым
п о
о т н о ш е н и ю
к
предыдущему.
Оркестр → симфонический
оркестр → духовые
инструменты → флейта
Нота → мотив → фраза →
музыкальное произведение
Задание на работу с понятиями:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк
По аналогии с предложенным
о п р е д е л е н и е м
п о н я т и я
М А Р И Н А ,
с о с т а в ь т е
о п р е д е л е н и е
п о н я т и я
ВЕДУТА,
используя
родовое
понятие
из
представленного
определения:
М а р и н а
–
п е й з а ж ,
изображающий
морской
вид
или сражения на море.
Ведута – пейзаж,
изображающий виды города.
искусство, мхк,
музыка
По аналогии с предложенным
о п р е д е л е н и е м
п о н я т и я
О П Е Р А ,
с о с т а в ь т е
определение понятия БАЛЕТ,
используя родовое понятие из
представленного определения:
О п е р а
–
м у з ы к а л ь н о
–
сценический жанр, где актеры
поют
Б а л е т
–
м у з ы к а л ь н о
–
сценический жанр, где актеры
танцуют
искусство, мхк
Из
предложенного
перечня
с л о в
и
с л о в о с о ч е т а н и й
с о с т а в ь т е
о п р е д е л е н и е
понятия БАРОККО:
С т и л ь ,
и с к у с с т в о ,
архитектура,
литература,
музыка,
Европа, XVI
- XVIII
век.
Барокко – стиль в искусстве,
архитектуре,
литературе
и
музыке
европейских
стран
XVI – XVIII веков.
музыка
Из
предложенного
перечня
с л о в
и
с л о в о с о ч е т а н и й
с о с т а в ь т е
о п р е д е л е н и е
понятия ИМПРОВИЗАЦИЯ:
Сочинение,
одновременно,
произведение, исполнение.
Импровизация –
одновременное сочинение и
исполнение произведения
II. Сравнение - это способ познания посредством установления сходства
и/или различия предметов. Сходство – это наличие общего признака, то есть
признака,
присущего
двум
или
более
объектам
сравнения. Различие
–
это
наличие отличительного признака, то есть признака, присущего только одному
объекту сравнения.
Сущность познания посредством сравнения состоит в том, что обязательно
выявляется либо сходство в различном, либо различие в сходном. Кроме того,
человек,
изучая
что-либо
новое,
всегда
сравнивает
его
с
известным
и
посредством
этого
познает
новое.
Таким
образом,
становится
своего
рода
мостом между неизвестным и известным и способствует пониманию объектов.
Задание
на
формирование
умения
определять
основания
для
сравнения:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк
В предложенном ряду найдите
3
пары
сравнимых
объектов,
п од б е р и т е
о б о б щ а ю щ е е
понятие к каждой паре:
графика,
фреска,
мозаика,
скульптура, колонна, портик.
А)
графика
и
скульптура
–
в и д ы
и з о б р а з и т е л ь н о г о
искусства;
Б )
ко л о н н а
и
п о р т и к
–
элементы ордерной системы;
В )
ф р е с ка
и
м о з а и ка
–
разновидности
монументальной живописи.
В
предложенном
ряду
найдите
пары
сравнимых
о б ъ е к т о в ,
п о д б е р и т е
о б о б щ а ю щ е е
п о н я т и е
к
каждой сформированной паре:
литература,
рапсодия,
модерн,
музыка,
баллада,
портал,
конструктивизм,
портик
А)
литература
и
музыка
–
временные виды искусства;
Б)
рапсодия
и
баллада
–
музыкальные жанры;
В) модерн и конструктивизм –
архитектурные стили;
Г )
п о р т и к
и
п о р т а л
–
архитектурные
элем енты
Античности и Средневековья
Р а с с м о т р и т е
д в а
архитектурных
сооружения
(пирамида фараона Джосера и
зиккурат
из
Ура)
и найдите
основания для сравнения.
К р и т е р и и :
н а з н а ч е н и е ,
р а с п о л о ж е н и е ,
ф о р м а ,
ст роительный
м а т е р и а л ,
количество
ярусов,
ц ве т,
украшение
( с м .
п р и м е р
ответа в приложении)
музыка
П р о с л у ш а й т е
д в а
музыкальных произведения и
н а й д и т е
о с н о в а н и я
д л я
сравнения:
П.И.Чайковский
Времена года. Октябрь
Ф. Шопен Прелюдия для
фортепиано №7, ля мажор
a) Эмоционально
–
образные
характеристики;
b) жанры и формы;
c) взаимосвязь
содержания
и
формы;
d) русский
или
зарубежный
композитор
III.
Классификация
– (от
лат.
classis
–
разряд,
класс
и
facio
–
делаю,
раскладываю)
общенаучное
и
общеметодологическое
понятие,
означающее
такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов
представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты
распределены на основании их сходства в определённых свойствах.
Задание на умение определять существенные признаки для сравнения:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк
В
предложенных
перечнях
произведений уберите лишнее:
«Джоконда»
«Тайная вечеря»
«Мадонна Литта»
«Давид»
Ж и в о п и с н ы е
к а р т и н ы
Л е о н а р д о
д а
В и н ч и
«Джоконда», «Тайная вечеря»,
«Мадонна Литта».
Скульптура
Микеланджело
«Давид» - лишняя
В
предложенных
перечнях
произведений уберите лишнее:
«Пьета»;
«Моисей»;
«Мадонна с цветком»;
« Г р о б н и ц а
Л о р е н ц о
Медичи»
Скульптурные
произведения
Ми ке л а н д же л о
« П ь е т а » ,
«Моисей», Гробница Лоренцо
Медичи».
Живописная картина Леонардо
д а
В и н ч и
« М а д о н н а
с
цветком» - лишняя
музыка
В
предложенных
портретах
музыкантов, уберите лишнее:
П.И.Чайковский;
М.И.Глинка;
Людвиг ван Бетховен;
С.С.Прокофьев
П о р т р е т
Л ю д в и г а
в а н
Бетховена
лишний,
т.к
это
зарубежный композитор
Задание на умение выделять характерные признаки:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк
Кисти Рубенса и Рембрандта
принадлежат
картины: «Союз
Земли
и
Воды»,
«Персей
и
Андромеда» ,
« С н я т и е
с
к р е с т а » ,
« В и р с а в и я » ,
« В о з в р а щ е н и е
б л уд н о г о
сына»,
«Святое
семейство»,
«Флора».
Определите,
какие
картины
написаны
на мифологический
сюжет, а какие на библейский?
Мифологический
сюжет:
« С о ю з
З е м л и
и
В о д ы » ,
« П е р с е й
и
А н д р о м е д а » ,
«Флора».
Библейский сюжет: «Снятие с
к р е с т а » ,
« В о з в р а щ е н и е
блудного
сына»,
«Святое
семейство», «Вирсавия».
музыка
Сказочный сюжет:
Русскими
композиторами
были написаны оперы:
•
Н.А.Римский
–
Корсаков
«Снегурочка»,
«Царская
невеста», «Садко»;
•
М.И.Глинка «Иван Сусанин»,
«Руслан и Людмила»;
•
А.П.Бородин «Князь Игорь»;
•
А.С.Даргомыжский
«Русалка»;
•
М.П.Мусоргский
«Борис
Годунов».
Определите,
какие
оперы
написаны на сказочный сюжет,
а какие на исторический?
Н.А.Римский
–
Корсаков
«Снегурочка», «Садко»;
М.И.Глинка
«Руслан
и
Людмила»;
А.С.Даргомыжский
«Русалка»;
Исторический сюжет:
Н.А.Римский – Корсаков
«Царская невеста»;
М.И.Глинка «Иван
Сусанин»;
А.П.Бородин «Князь
Игорь»;
М.П.Мусоргский «Борис
Годунов»
Задание на умение выделять различия в объектах:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк
Н а з о в и т е
р а з л и ч и я
в
следующих
архитектурных
сооружениях:
Гробница Тутанхамона;
Гробница царя Мавсола;
Гр о б н и ц а
Л о р е н ц о
Медичи
Различия:
время
создания,
у с т р о й с т в о ,
у к р а ш е н и я ,
материал и т.д.
Н а п и ш и т е
р а з л и ч и я
в
следующих картинах:
Матисс «Музыка»;
Пикассо «Музыканты»;
Шагал «Скрипач»
Р а з
л
и ч и я : художник,
художественное
направление,
колорит,
настроение,
идея
и
т.д.
музыка
Выделите различия:
Струнные
и н ст румен ты:
ба ла лайка,
арфа,
д о м р а ,
скрипка;
Д у хо в ы е
и н с т р у м е н т ы :
труба, флейта, рожок, свирель.
А)
симфонический
оркестр:
арфа, скрипка, труба, флейта
Б )
о р к е с т р
н а р о д н ы х
инструментов:
балалайка,
домра, рожок, свирель.
Задание на умение выделять характерные признаки:
Предмет
Задание
Ответ
искусство, мхк
Выберите из перечня терминов
те, которые имеют отношение
к египетскому искусству:
легкость,
монументальность,
и з я щ е с т во ,
с и м м е т р и я ,
г е о м е т р и з м
ф о р м ,
грандиозность,
соразмерность
ч ел о в е к у,
устойчивость,
о г р ом ны е
размеры, ажурность.
Монументальность,
симметрия, геометризм форм,
грандиозность,
устойчивость,
огромные размеры.
музыка
Выберите из перечня терминов
те, которые имеют отношение
к оперному искусству:
а р и я ,
и м п р о в и з а ц и я ,
увертюра, дуэты, хор, романс,
кантата.
Ария, увертюра, дуэты, хор.
Аналогичные
задания
можно использовать
на
развитие
других
видов
универсальных учебных действий.
Рассмотренные задания можно использовать на уроках МХК, Искусства и
музыки
в
виде
текста
или
презентации.
Также используя
сервисы Google
возможно
использовать
данные
задания
при
дистанционном
обучении
учащихся.
Данная работа была опубликована в сборнике VIII
региональной НПК
«Актуальные вопросы науки, техники и образования» г.Новоуральск.
Список источников:
1.
Минова М., Крутень О., Захарова Г., Иволгина Л., Мартынычева Е.
Контрольно-измерительный инструментарий общеучебных умений
школьников.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В тексте данным значком обозначены задания, которые можно
использовать на уроках МХК и Искусство.
Данный значок указывает на задания, которые можно использовать
на уроках музыки.