Автор: Хныкина Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ отдел "Школа развития" ЦРР "Малышок"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургской области
Наименование материала: Конспект занятие по развитию речи
Тема: "ПОДАРОК ДЛЯ СНЕГОВИКА"
Раздел: дошкольное образование
МБУДО «Дворец Творчества Детей и Молодежи»
Отдел «Школа развития» Центр раннего развития «Малышок»
Конспект занятие по развитию речи
«
ПОДАРОК
ДЛЯ
СНЕГОВИКА
»
Составление творческих рассказов по сюжетной картине от первого лица
Для детей 6 лет (3 год обучения)
Дата проведения: 04.03.2016 в 12.00 ч
Автор-составитель:
Хныкина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Оренбург, 2016 год
1
Цель:
Развитие
связной
речи
при
составлении
творческого
рассказа
от
первого лица.
Задачи:
Обучающие:
Упражнять детей в подборе недостающих слов в тексте, развитие
смысловой догадки;
Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному;
Упражнять детей в согласовании числительных с существительным;
Упражнять детей в согласовании существительных по падежам;
Закреплять умение составлять творческий рассказ по картине от
первого лица.
Развивающие:
Развивать словесное творчество;
Развивать память, логическое мышление, речь детей.
Воспитывающие:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки
сот рудниче ства
со
сверстниками,
с а м о с т оя т е л ь н о с т ь ,
инициативность;
Материал к занятию:
Картина «Катаемся на санках», части снеговика, мольберт, магниты,
указка.
Место проведения: кабинет развития речи.
2
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Я очень рада всех вас
видеть здоровыми и веселыми! У меня с самого утра прекрасное
настроение. Но совсем недавно к нам в форточку залетела сорока,
она громко стрекотала, и хотела сообщить мне какую-то новость.
Но,
к
сожалению,
я
смогла
разобрать
только
несколько
слов.
Ребята, может, вы догадаетесь, какую новость хотела сообщить
сорока, а заодно узнаете, чем мы сегодня с вами займемся? Вы
согласны мне помочь?
Дети: Да!
Педагог: Тогда, послушайте слова, которые я смогла понять и догадайтесь
каких слов здесь не хватает.
Игра «Догадайся, чего не хватает»
(На доске напечатаны слова, вместо пропущенных слов стоят многоточия:
Помогите! Поднялась …, вьюга и … Снеговика. Его … разбросаны по
всему … . Он шел к вам, … , в «…», чтобы пригласить … к … на День … .
Спасите!
Весь текст: Помогите! Поднялась метель, вьюга и разломала Снеговика.
Его
части
разбросаны
по
всему
участку.
Он
шел
к
вам,
ребята,
в
«Малышок», чтобы пригласить вас к себе на День рождения. Спасите!).
Педагог:
Оказывается,
вот
какую
новость
сообщила
нам
сорока!
Да,
действительно,
каждый
год,
когда
наступает
зима,
когда
снег
покрывает землю пушистым, белым покрывалом, все снеговики
празднуют свой День рождения. И один из Снеговиков спешил к
нам, чтобы пригласить нас к себе на День рождения, но с ним
случилось несчастье. Что же делать, ребята?
Дети: Нужно помочь Снеговику, собрать его.
Педагог: Я согласна, выполним задания, соберем Снеговика, и поздравим его
с
Днем
рождения.
Но
сначала
скажите,
что
мы
подарим
Снеговику?
Дети: Мороженное, шарф, новое ведро…
Педагог: Да, интересные предложения, а я предлагаю подарить Снеговику
картину, которая называется «Катаемся на санках», а вы ребята,
составите
интересные
рассказы
по
картине
и
расскажите
их
3
Снеговику. Я думаю, что такого подарка у Снеговика еще не было.
Согласны?
Дети: Да!
Педагог: Тогда принимаемся за работу!
Игра «Скажи, какой снег»
Педагог: Скажите, из чего лепят снеговика?
Дети: Из снега.
Педагог: Ребята, а какой бывает снег?
Снег:
белый,
пушистый,
чистый,
легкий,
холодный,
мокрый,
тяжелый,
воздушный,
грязный…
(после
выполнения
задания
появляется
нижняя часть снеговика. Педагог прикрепляет ее на мольберт.)
Педагог: Смотрите, ребята, самый большой ком от нашего Снеговика мы уже
отыскали! А какие части еще должны быть у Снеговика?
Дети: Туловище, руки, голова, ведро, морковка…
Педагог: Совершенно верно, а теперь скажите:
Игра «Один, три, пять»
Одно ведро, три ведра, пять ведер – называет педагог, как пример.
Один шарф, три шарфа, пять шарфов; (дети добавляют слова)
Одна морковка, три морковки, пять морковок;
Одна пуговица, три пуговицы, пять пуговиц;
Одна ветка, три ветки, пять веток;
Одна метла, три метлы, пять метел.
Педагог: Посмотрите, ребята, вы отыскали еще одну часть от Снеговика!
(Педагог
прикрепляет
вторую
часть
снеговика
на
мольберт
в
разброс).
Осталось
совсем
немного
поработать.
А
давайте,
поиграем
со
словом
«снеговик».
Я
начну
предложения,
а
вы
закончите его словом «снеговик».
Игра «Закончи предложения словом «снеговик»
Мы решили собрать части… (снеговика);
Мы приделали нос-морковку нашему… (снеговику);
Мы играли с нашим … (снеговиком);
Мы всем рассказали о нашем … (снеговике);
Сегодня День рождения у нашего … (снеговика).
4
Педагог:
(Прикрепляю
недостающие
части
снеговика
в
разброс).
Ребята,
посмотрите, вот мы и отыскали все части Снеговика! Осталось их
собрать. А собирать мы будем Снеговика самым обычным способом
– мы его слепим.
Физминутка «Лепим мы Снеговика»
Лепим мы снеговика:
(идут друг за другом по кругу, каждый
имитирует, что катит ком снега)
Шляпу, нос, глаза, бока.
(дотрагиваются до головы, носа,
глаз, хлопают по бокам)
Вышел славный снеговик.
(качаются из стороны в сторону,
переступая с ноги на ногу)
Он не мал и не велик.
(показывают маленького и большого снеговика)
Здравствуй, добрый Снеговик!
(обнимают друг друга).
Педагог собирает снеговика на мольберте, используя части.
Педагог: Вот мы и собрали Снеговика! Ребята, скажите, когда наступит весна
и снег начнет таять, что можно сделать, чтобы Снеговик сохранился
до следующей зимы?
Игра «Мозговой штурм»
Дети
придумывают
варианты
решения
проблемной
ситуации.
Приблизительные ответы детей:
1.
Снеговика можно поместить в холодильник или морозильную камеру;
2.
Снеговика можно поставить в теплицу и положить много льда, тогда он
не растает.
3.
Снеговика можно отправить на Северный полюс…
Педагог: Ребята, вы придумали интересные варианты спасения Снеговика от
таяния. Снеговик нас благодарит за помощь и заботу. А теперь
самое
время
поздравить
его
с
Днем
рождения
и
подарить
наш
подарок: Снеговик, мы поздравляем тебя с Днем рождения и дарим
тебе картину «Катаемся на санках». Снеговик благодарит нас и
говорит, что такого необычного подарка у него еще не было. И что с
ним делать он не знает.
Снеговик, мы с ребятами научим тебя играть с этой картиной
и составлять интересные рассказы, правда, ребята?
5
Ребята,
для
начала
назовите
предметы,
изображенные
на
картине с помощью подзорной трубы.
Игра «Подзорная труба»
Дети сгибают кисти рук трубочкой, имитируя подзорную трубу, наводят
«трубу» на картину, рассматривают и называют один предмет.
Дети: Елки, снег, снеговик, дети: Ваня, Маша, Саша, женщина, санки, мишка,
пенек, воробей, ведро, морковка, небо.
Педагог: Теперь объедините слова друг с другом.
Игра «Объединение»
Педагог называет слова, а дети связывают их по смыслу,
придумывают предложения.
Снежинка и сугробы:
Падают снежинки и на земле появляются сугробы снега.
Елки и снег: Все елки укрыты пушистым снегом.
Снег и снеговик: Из снега слепили снеговика.
Снег и парк: В парке лежат сугробы снега.
Ребята и женщина: Дети вышли гулять в парк вместе с мамой.
Мишка и Маша: Маша взяла своего плюшевого мишку на прогулку в парк.
Дети и санки: Дети взяли санки из дома, чтобы покататься на них в парке.
Саша и веревочка: Саша тянет санки за веревочку.
Саша и мама: Мама говорит Саше, чтобы он остановился.
Ваня и санки: Ваня упал с санок.
Педагог:
А
теперь
представьте,
что
вы
оказались
внутри
картины,
и
находитесь в зимнем парке. Что вы слышите?
Игра «Я слышу. Я чувствую запахи. Я трогаю руками»
Дети перечисляют:
6
Я слышу: чириканье воробья, снег упал с елки, скрип снега, дети смеются,
мама говорит.
Я
чувствую
запах: в
парке
пахнет
свежестью;
ароматная
морковка;
морозный, чистый воздух; пахнет еловой смолой.
Я трогаю руками: мягкий, холодный снег; колючие ветви елки, шершавый
пенек; гладкие, холодные санки; мягкий, пушистый медвежонок.
Педагог: Очень хорошо. А теперь я вам предлагаю выбрать один предмет,
который изображен на картине, и от его имени, составить рассказ.
Назовите каждый, от чьего имени будет составлять рассказ. (Дети
выбирают себе предметы: елочки, пенька, воробья, санок, снега,
снеговика). Я вам напоминаю, что вы сначала:
1.
Назвать предмет;
2.
Объяснить, как предмет появился в парке;
3.
Из каких частей состоит;
4.
Какое у него настроение;
5.
Что он чувствует, что видит, что слышит;
6.
Что будет делать потом.
7.
И в конце придумываете название своему рассказу.
Педагог: Кто уже готов? Выходите, а ты, Снеговик, послушай, какие рассказы
ребята для тебя придумали. 2-3 ребенка рассказывают
творческий рассказ от первого лица.
Например:
Я елочка. Меня десять лет назад посадили в парке добрые люди. У меня
есть корни, шероховатый ствол, ветви с колючими иголочками и ароматные
шишки. Мне очень нравится расти в парке . Мы с подружками-елочками
любим, когда прилетают птички клевать семечки из шишек. Зимой меня
укрывает теплый снежок. А еще я люблю наблюдать за людьми, которые
гуляют по парку. Сегодня пришла мама со своими детками. Ребята сначала
слепили снеговика, поиграли в снежки, а теперь катаются на санках. Саша
тянет за веревочку санки, на которых сидят Маша и Ваня. Вдруг Ваня упал
с санок. Мама просит Сашу остановиться, подождать, когда Ваня встанет
и сядет на санки. Вот как интересно стоять в парке.
Я пенек. Раньше я был большим, раскидистым дубом. Потом меня спилили,
потому что я стал засыхать. У меня остались в земле корни. Но зато я
теперь домик для разных насекомых. Они прячутся во мне от холодной зимы.
Сегодня хороший денек, снег укрыл меня теплой шапкой. Ребята пришли в
парк кататься на санках. Саша тянет санки за веревочку. На санках сидят
Маша и Ваня.
Вдруг мама говорит Саше: «Саша, подожди, Ваня упал с
санок. Сейчас сядет на санки, и дальше поедете». Дети погуляют по парку
и пойдут домой.
7
Я маленький пушистый медвежонок. Меня купили в магазине игрушек и
подарили Маше на День рождения. Я коричневого цвета, мягкий на ощупь.
У меня есть голова, туловище, лапы. На голове нос, глаза, рот, уши. Маша
меня
очень
любит
играть.
А
сегодня
взяла
на
прогулку
в
парк.
Она
прижимает меня к себе теплыми ладошками. В парке все покрыто белым,
пушистым, холодным снегом. Мы покатаемся на санках и пойдем домой.
Педагог: Ребята, Снеговик, говорит, что рассказы ему понравились, но он
думает,
что
у
него
не
получится
составить
такие
интересные
рассказы.
Давайте
мы
успокоим
Снеговика.
Снеговик,
не
расстраивайся, приходи к нам на занятия и у тебя все получится.
Нам
пора
прощаться,
еще
раз
с
Днем
рождения,
Снеговик,
до
свидания!
Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались на занятии, о чем
говорили? Что узнали нового? Чей рассказ вам понравился больше
всего и почему?
Ну что же, ребята, вы сегодня хорошо поработали, оставайтесь
такими же отзывчивыми, готовыми всегда прийти на помощь. Наше
занятие подошло к концу, до новых встреч!
8
Игра «Догадайся, чего не хватает»
(На доске напечатаны слова, вместо пропущенных слов стоят многоточия:
Помогите! Поднялась …, вьюга и … Снеговика. Его … разбросаны по
всему … . Он шел к вам, … , в «…», чтобы пригласить … к … на День … .
Спасите!
Весь текст: Помогите! Поднялась метель, вьюга и разломала Снеговика.
Его
части
разбросаны
по
всему
участку.
Он
шел
к
вам,
ребята,
в
«Малышок», чтобы пригласить вас к себе на День рождения. Спасите!).
Игра «Один, три, пять»
Одно ведро, три ведра, пять ведер – называет педагог, как пример.
Один шарф, три шарфа, пять шарфов; (дети добавляют слова)
Одна морковка, три морковки, пять морковок;
Одна пуговица, три пуговицы, пять пуговиц;
Одна ветка, три ветки, пять веток;
Одна метла, три метлы, пять метел.
Педагог: Посмотрите, ребята, вы отыскали еще одну часть от Снеговика!
(Педагог
прикрепляет
вторую
часть
снеговика
на
мольберт
в
разброс).
Осталось
совсем
немного
поработать.
А
давайте,
поиграем
со
словом
«снеговик».
Я
начну
предложения,
а
вы
закончите его словом «снеговик».
Игра «Закончи предложения словом «снеговик»
Мы решили собрать части… (снеговика);
Мы приделали нос-морковку нашему… (снеговику);
Мы играли с нашим … (снеговиком);
Мы всем рассказали о нашем … (снеговике);
Сегодня День рождения у нашего … (снеговика).
9