Автор: Махова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 30"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад.
Наименование материала: НАУЧНО –МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: : «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
Раздел: дошкольное образование
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 30 »
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А
Тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496)540-65-58
Email: dou301960@ yandex. ru
\
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ:
«СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ»
ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
ПОДГОТОВИЛИ:
ВОСПИТАТЕЛИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:
МАХОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,
БУЙЛОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - НЕЖДАНОВА ЗОЯ АСМАНОВНА
Г. СЕРГИЕВ ПОСАД
8 НОЯБРЯ 2016г.
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с
безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,
так писал о роли природы в жизни ребенка известный педагог
Василий Андреевич Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой
личности.
Именно
в
этот
период
закладываются
основы
личностной
культуры,
соизмеримой
с
общечеловеческими
духовными
ценностями,
основы нравственного воспитания.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное
чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к
природе и желание охранять и преумножать природные богатства.
Впечатления
от
родной
природы,
полученные
в
детстве,
запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к
природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с
конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить
чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой
земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка
с детства,- одна из главных задач педагога.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
на
основе
формирования
экологического
сознания
предполагает
проведение
непосредственно-образовательной
деятельности,
различных
видов
совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в
этом
направлении
способствует
достижению
планируемых
результатов
освоения основной общеобразовательной программы по формированию
интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.
Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся
с учетом интеграции образовательных областей:
«социально
–
коммуникативное
развитие»
–
здесь
решаются
задачи не только нравственного, но и трудового воспитания;
во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это
может
быть
ближайший
к
детскому
саду
сквер,
городской
парк,
лесополоса)
решаются
при
этом
задачи
«физического
развития
дошкольников»,
обеспечивается
необходимая
познавательная
и
двигательная активность и способствует сохранению и укреплению
здоровья дошкольников,
любое
занятие
по
ознакомлению
с
природой
проводится
в
виде
беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои
предположения, мысли, а еще мы считаем, что занятие будет более
интересным, если в него будут включено художественное слово – это
могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это
помогает нам решать задачи «речевого развития».
Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в
рисунки,
аппликацию,
например
«Золотая
Осень»,
«Прогулка
по
городскому парку» и т.д. при этом решаются задачи «художественно
– эстетического развития»;
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе
позитивного
отношения
к
природе
важно
учитывать региональный
компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию
в регионе). Во всех видах образовательной деятельности при ознакомлении
с
природой
обязательные
общие
темы
чередуются
с
региональными.
Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к
знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию
национального самосознания, формированию чувства гордости за свою
малую Родину и привязанности к ней.
У
нас
самая
разнообразная
флора
и
фауна,
которая
позволяет
осуществлять
краеведческую
и
экологическую
работу,
проводить
наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими,
этнографическими
памятниками
и
интересным
географическим
расположением.
Поэтому
важно
показать
ребёнку
экологические
закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на
примерах своего региона. Впечатления о родной природе, полученные в
детстве
оставляют
неизгладимый
след
в
душе
ребенка,
а
иногда
определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
При
ознакомлении
дошкольников
с
природой
родного
края,
перед
педагогом стоят следующие задачи:
1.
Воспитание
интереса
к
родной
природе,
эмоционально-
положительного отношения к ней, желания больше узнать о природе
родного края;
2.
Воспитание
бережного
отношения
к
природе,
стремления
к
созиданию,
желания
трудиться
на
благо
другим
людям,
чтобы
сделать свой родной край еще красивее;
3.
Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за
судьбу природы родного края, активизировать личное участие в его
охране.
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
мы
опираемся
на
общие
дидактические
принципы
дошкольной
педагогики
и
применяем
разнообразные виды детской деятельности.
Для ознакомления дошкольников с родной природой в нашем детском
саду создана соответствующая развивающая предметная среда:
«Экологические
уголки»,
в
которых
представлена
справочная
литература о природе, обитателях
Подмосковья, карта региона;
подобран иллюстративный фотоматериал, видео и аудиоматериалы;
мини
лаборатория,
в
которой
собраны
и
представлены
образцы
п о л е з н ы х
и с к о п а е м ы х
н а ш е г о
к р а я
д л я
д е т с к о г о
экспериментирования;
костюмы,
маски,
атрибуты
для
театрализованных
инсценировок
экологических сказок;
территория
детского
сада
засаженная
различными
породами
деревьев и кустарников, позволяющая знакомить дошкольников с
разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных
наблюдений в любое время года;
В
нашем
детском
саду
выработана
система
воспитательно-
образовательной
работы
с
дошкольниками
на
основе
организаций
различных
тематических
экологических
акций
и
проектов,
такие
как:
«Синичкин день», «Птичья столовая», «Богатства леса», «Украсим свой сад
цветами…»,
«Мир
природы
родного
края»
и
др.
дети
знакомятся
с
полезными
ископаемыми,
природоохранной
деятельностью
человека,
получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной
природе, её красоте. Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка –
живая иголочка» – против вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с
родителями и воспитателями принимают
активное участие в конкурсах
поделок, рисунков в защиту хвойных деревьев.
Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе с взрослыми
участвовали в благоустройстве территории детского сада. С этой целью
была
проведена
информационно-про светительская
работа
о
необходимости поддержания чистоты и красоты окружающей среды.
Тема родной природы является для ребенка полем для проявления
творчества,
инициативы,
самостоятельности.
Самые
яркие
проявления
детских талантов раскрываются в конкурсах чтецов на тему: «Я люблю
тебя мой край», «Подмосковье - Родина моя!»; в тематических досугах и
развлечениях: «Берёзка белоствольная», «Путешествие по Родному краю»,
«Широкая Масленица».
Работа по формированию любви к родному краю и бережному
отношению
к
природе
проводится
в
тесной
связи
с
родителями.
Консультации
для
родителей
на
тему
«Великий
учитель
–
природа»
убедила
их
в
том,
что
воспитать
ребенка,
любящего
свой
край
и
его
природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу
работы
положена
модель
«Родители
–
ребенок
–
воспитатель».
В
ней
рассматриваются
нетрадиционные
подходы
совместной
деятельности:
совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка
к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой
игры; экологические КВН семейных команд, совместные посещения музея.
И в заключении нам хочется сказать, что каждому человеку необходимо
знать
родную
природу,
историю
и
культуру
народа,
к
которому
он
принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы
быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь
уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса
нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между
поколениями и поэтому очень важно привить именно эти непреходящие
человеческие
ценности.
Можно
сказать,
что
экология
природы
положительно воздействует на экологию человеческой души.
И свое выступление нам хочется закончить словами замечательного
русского писателя М. Пришвина, который в свое время жил
в наших
краях: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Список литературы:
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз,
2000;
2. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005;
3. О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества
детей;
4.
-
Маханева
М.
Д.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;
5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2004г;
6 . Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриоти
-ческого воспитания (Дошкольное воспитание 2003г. №6);
7.
Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М:.
ТЦ Сфера,1999г. -122с;
8.
Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
М:. ЦГЛ,
2004г. -156 с;
9.
Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство
патриотического воспитания» Дошкольное воспитание,
2003г.
№6 с. 45-55;