Напоминание

: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»


Автор: Махова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 30"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад.
Наименование материала: НАУЧНО –МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: : «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования

администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 30 »

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А

Тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496)540-65-58

Email: dou301960@ yandex. ru

\

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ:

«СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ»

ТЕМА: «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

ПОДГОТОВИЛИ:

ВОСПИТАТЕЛИ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:

МАХОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,

БУЙЛОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - НЕЖДАНОВА ЗОЯ АСМАНОВНА

Г. СЕРГИЕВ ПОСАД

8 НОЯБРЯ 2016г.

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с

безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,

так писал о роли природы в жизни ребенка известный педагог

Василий Андреевич Сухомлинский

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой

личности.

Именно

в

этот

период

закладываются

основы

личностной

культуры,

соизмеримой

с

общечеловеческими

духовными

ценностями,

основы нравственного воспитания.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное

чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к

природе и желание охранять и преумножать природные богатства.

Впечатления

от

родной

природы,

полученные

в

детстве,

запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к

природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с

конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить

чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой

земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка

с детства,- одна из главных задач педагога.

Патриотическое

воспитание

дошкольников

на

основе

формирования

экологического

сознания

предполагает

проведение

непосредственно-образовательной

деятельности,

различных

видов

совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в

этом

направлении

способствует

достижению

планируемых

результатов

освоения основной общеобразовательной программы по формированию

интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.

Занятия по ознакомлению с природой родного края успешно проводятся

с учетом интеграции образовательных областей:

«социально

коммуникативное

развитие»

здесь

решаются

задачи не только нравственного, но и трудового воспитания;

во время проведения целевых прогулок, экскурсий в природу (это

может

быть

ближайший

к

детскому

саду

сквер,

городской

парк,

лесополоса)

решаются

при

этом

задачи

«физического

развития

дошкольников»,

обеспечивается

необходимая

познавательная

и

двигательная активность и способствует сохранению и укреплению

здоровья дошкольников,

любое

занятие

по

ознакомлению

с

природой

проводится

в

виде

беседы, диалога с дошкольниками, где дети могут высказывать свои

предположения, мысли, а еще мы считаем, что занятие будет более

интересным, если в него будут включено художественное слово – это

могут быть отрывки из литературных произведений, стихи – все это

помогает нам решать задачи «речевого развития».

Свои впечатления дети с огромным удовольствием переносят в

рисунки,

аппликацию,

например

«Золотая

Осень»,

«Прогулка

по

городскому парку» и т.д. при этом решаются задачи «художественно

– эстетического развития»;

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе

позитивного

отношения

к

природе

важно

учитывать региональный

компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию

в регионе). Во всех видах образовательной деятельности при ознакомлении

с

природой

обязательные

общие

темы

чередуются

с

региональными.

Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к

знаниям о родном крае, национальной культуре способствует развитию

национального самосознания, формированию чувства гордости за свою

малую Родину и привязанности к ней.

У

нас

самая

разнообразная

флора

и

фауна,

которая

позволяет

осуществлять

краеведческую

и

экологическую

работу,

проводить

наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими,

этнографическими

памятниками

и

интересным

географическим

расположением.

Поэтому

важно

показать

ребёнку

экологические

закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на

примерах своего региона. Впечатления о родной природе, полученные в

детстве

оставляют

неизгладимый

след

в

душе

ребенка,

а

иногда

определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

При

ознакомлении

дошкольников

с

природой

родного

края,

перед

педагогом стоят следующие задачи:

1.

Воспитание

интереса

к

родной

природе,

эмоционально-

положительного отношения к ней, желания больше узнать о природе

родного края;

2.

Воспитание

бережного

отношения

к

природе,

стремления

к

созиданию,

желания

трудиться

на

благо

другим

людям,

чтобы

сделать свой родной край еще красивее;

3.

Пробуждать в душе каждого ребенка чувство ответственности за

судьбу природы родного края, активизировать личное участие в его

охране.

В

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

мы

опираемся

на

общие

дидактические

принципы

дошкольной

педагогики

и

применяем

разнообразные виды детской деятельности.

Для ознакомления дошкольников с родной природой в нашем детском

саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

«Экологические

уголки»,

в

которых

представлена

справочная

литература о природе, обитателях

Подмосковья, карта региона;

подобран иллюстративный фотоматериал, видео и аудиоматериалы;

мини

лаборатория,

в

которой

собраны

и

представлены

образцы

п о л е з н ы х

и с к о п а е м ы х

н а ш е г о

к р а я

д л я

д е т с к о г о

экспериментирования;

костюмы,

маски,

атрибуты

для

театрализованных

инсценировок

экологических сказок;

территория

детского

сада

засаженная

различными

породами

деревьев и кустарников, позволяющая знакомить дошкольников с

разнообразным миром растений, а также проведения регуляторных

наблюдений в любое время года;

В

нашем

детском

саду

выработана

система

воспитательно-

образовательной

работы

с

дошкольниками

на

основе

организаций

различных

тематических

экологических

акций

и

проектов,

такие

как:

«Синичкин день», «Птичья столовая», «Богатства леса», «Украсим свой сад

цветами…»,

«Мир

природы

родного

края»

и

др.

дети

знакомятся

с

полезными

ископаемыми,

природоохранной

деятельностью

человека,

получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной

природе, её красоте. Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка –

живая иголочка» – против вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с

родителями и воспитателями принимают

активное участие в конкурсах

поделок, рисунков в защиту хвойных деревьев.

Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе с взрослыми

участвовали в благоустройстве территории детского сада. С этой целью

была

проведена

информационно-про светительская

работа

о

необходимости поддержания чистоты и красоты окружающей среды.

Тема родной природы является для ребенка полем для проявления

творчества,

инициативы,

самостоятельности.

Самые

яркие

проявления

детских талантов раскрываются в конкурсах чтецов на тему: «Я люблю

тебя мой край», «Подмосковье - Родина моя!»; в тематических досугах и

развлечениях: «Берёзка белоствольная», «Путешествие по Родному краю»,

«Широкая Масленица».

Работа по формированию любви к родному краю и бережному

отношению

к

природе

проводится

в

тесной

связи

с

родителями.

Консультации

для

родителей

на

тему

«Великий

учитель

природа»

убедила

их

в

том,

что

воспитать

ребенка,

любящего

свой

край

и

его

природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу

работы

положена

модель

«Родители

ребенок

воспитатель».

В

ней

рассматриваются

нетрадиционные

подходы

совместной

деятельности:

совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка

к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой

игры; экологические КВН семейных команд, совместные посещения музея.

И в заключении нам хочется сказать, что каждому человеку необходимо

знать

родную

природу,

историю

и

культуру

народа,

к

которому

он

принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы

быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь

уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса

нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между

поколениями и поэтому очень важно привить именно эти непреходящие

человеческие

ценности.

Можно

сказать,

что

экология

природы

положительно воздействует на экологию человеческой души.

И свое выступление нам хочется закончить словами замечательного

русского писателя М. Пришвина, который в свое время жил

в наших

краях: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Список литературы:

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз,

2000;

2. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005;

3. О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества

детей;

4.

-

Маханева

М.

Д.

Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;

5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2004г;

6 . Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриоти

-ческого воспитания (Дошкольное воспитание 2003г. №6);

7.

Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М:.

ТЦ Сфера,1999г. -122с;

8.

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»

М:. ЦГЛ,

2004г. -156 с;

9.

Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средство

патриотического воспитания» Дошкольное воспитание,

2003г.

№6 с. 45-55;



В раздел образования