"Развитие творческого мышления у подростков в процессе игровой деятельности"
Автор: Володина Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Возвращение" Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: конспект Тема: "Развитие творческого мышления у подростков в процессе игровой деятельности" Раздел: среднее образование
Консультация для специалистов
отделения социальной реабилитации
воспитателя Володиной Ю.В. на тему
:
«Развитие творческого
мышления у подростков в
процессе игровой
деятельности»
Творческое мышление – это мышление, результатом
которого является открытие принципиально нового или
усовершенствованного решения той или иной задачи.
Творческое мышление направлено на создание новых идей
приводит к новым открытиям.
Развитие творческого мышления одна из важнейших задач
в современном мире. Психологические исследования и опыт
обучения показывают, что практически все дети обладают
творческим потенциалом, который эффективно развивается
при систематических занятиях. Приобретенные на занятиях
по развитию творческого мышления способности, навыки и
умения дети эффективно переносят на учебные предметы в
школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов,
чем их менее творчески развитые сверстники.
Исследования психологов также показали, что творческое
обучение повышает креативность детей, они начинают
активно участвовать в творческих делах, они быстрее и
разными способами достигают результата, они детально
оценивают свое решение и активно совершенствуют его.
Став взрослыми, творчески развитые юноши и девушки
быстрее находят подходящее для реализации их потенциала
и амбиций место работы, легче и полнее адаптируются к
условиям труда, более гибки, точны и эффективны в
решении профессиональных задач. Именно такие
профессиональные кадры крайне востребованы в
современном общественном производстве, когда
стандартные, шаблонные способы достижения результата
уже практически исчерпали себя. Творческое мышление не
может формироваться от случая к случаю, оно требует
целенаправленного обучения и развития. В противном
случае оно просто угасает.
Эффективным средством для развития творческих
способностей детей является игра. Причем игра развивает
творческие способности не только у детей младшего
возраста, но и у подростков.
Положение ведущего компонента
образного творческого мышления в юношеском возрасте занимает
оригинальность. Мышление старшеклассника более способно к
преодолению стереотипов, сложившихся в процессе накопления жизненного
опыта.
Вербальное творческое мышление в данном возрасте отличается высокой
гибкостью и
лабильностью. В подростковом возрасте задачами дальнейшего развития
творческого
мышления становятся интуитивные (впечатление, воображение, интуиция,)
Причем воображение и образное мышление является
Одним из
основных компонентов творческого мышления . Не случайно в науке так
широко применяется метод мысленного эксперимента.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
билингвистический опыт;
позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
неодобрение воображения;
жесткие стереотипы;
разделение игры и обучения;
готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Вот пример игры на воображение: играющим рассказывается
какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у
ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на
которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем
случае, «нет ответа».
Здесь приводится несколько таких загадочных ситуаций.
Используйте воображение и найдите объяснения тому, как
могли произойти подобные ситуации. Чем больше ответов
на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше.
Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что
купленную газету. В разделе последних новостей он
читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому
морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он
тотчас же понимает, что произошло убийство.
Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не
может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает
номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно
засыпает.
Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал
камушек; он останавливается и, опершись о столб,
пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена
вниз. Внезапно другой человек бросается к нему, толкает
его, что есть силы, и ломает ему руку.
Один из вариантов игрового метода - «перевирание» сказок состоит в
умышленном и более ограниченном «выворачивании наизнанку» сказочной
темы. Например:
«Красная шапочка злая, а волк добрый…Мальчик-с-пальчик сговорился с
братьями сбежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались
дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса,
который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно
первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа,
оказывается слева…» (32, с. 65)
Введение в сказку нового персонажа.
С помощью такого метода игры исследуют способность детей реагировать на
новый и по отношению к определенному ряду факторов неожиданный
элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете,
заставлять привычные слова реагировать на новый контекст. Эта игра есть не
что иное, как разновидность «фантастического бинома». (32, с. 63)
Придумывание другого конца к известной сказке.
Иными словами, придумывание продолжения сказки. «Сказка кончилась, и
тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется. Действующие
лица потому и называются действующими: мы знаем как они себя ведут, в
каких отношениях друг с другом. Суть игры снова в интуитивном анализе
сказки. Обыгрывается ее структура, организующая ее систему, причем
отдается предпочтение одной из тем». (32; с. 67-68)
Так же привлечение подростков к участию в ролевых играх способствует
развитию их творческих способностей.
При этом важно соблюдать следующие условия:
· Необходимо создать подростку в игровой деятельности активную позицию;
· Стрежнем каждой игры должны стать свободные творческие проявления
подростка, диалогичность общения;
· Соблюдение условий повышающих эффективность развития творческой
личности через адекватность содержания и видов ролевой игры возрастным
особенностям личности подростков.
Таким образом, мы приходим к выводу, что ролевая игра не только возможна
в старшем возрасте, но ее использование открывает новые возможности
развития как для ребенка, так и для взрослого.
Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок воображает себя
кем-то иным. Такой вид игр имеет в основе идею, выраженную Л. Кэрролом -
"давай играть, как будто мы...". Активность в ролевых играх не "реальна", и
участники игры изначально осознают это. Однако она приносит реальные
эмоции и переживания. Воображаемые аспекты исчезают, когда игроки
эмоционально вовлекаются в ролевую игру и начинают думать, чувствовать и
действовать естественным образом, то есть в соответствии с характером
персонажа .
На заключительном этапе работы дети самостоятельно придумывают
сюжеты игр и планируют игровое взаимодействие.