Напоминание

"Развитие творческого мышления у подростков в процессе игровой деятельности"


Автор: Володина Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Возвращение"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: конспект
Тема: "Развитие творческого мышления у подростков в процессе игровой деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Консультация для специалистов отделения социальной реабилитации воспитателя Володиной Ю.В. на тему : «Развитие творческого мышления у подростков в процессе игровой деятельности»

Творческое мышление
– это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей приводит к новым открытиям. Развитие творческого мышления одна из важнейших задач в современном мире. Психологические исследования и опыт обучения показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Приобретенные на занятиях по развитию творческого мышления способности, навыки и умения дети эффективно переносят на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Исследования психологов также показали, что творческое обучение повышает креативность детей, они начинают активно участвовать в творческих делах, они быстрее и разными способами достигают результата, они детально оценивают свое решение и активно совершенствуют его. Став взрослыми, творчески развитые юноши и девушки быстрее находят подходящее для реализации их потенциала и амбиций место работы, легче и полнее адаптируются к условиям труда, более гибки, точны и эффективны в решении профессиональных задач. Именно такие профессиональные кадры крайне востребованы в современном общественном производстве, когда стандартные, шаблонные способы достижения результата уже практически исчерпали себя. Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает. Эффективным средством для развития творческих способностей детей является игра. Причем игра развивает творческие способности не только у детей младшего
возраста, но и у подростков. Положение ведущего компонента образного творческого мышления в юношеском возрасте занимает оригинальность. Мышление старшеклассника более способно к преодолению стереотипов, сложившихся в процессе накопления жизненного опыта. Вербальное творческое мышление в данном возрасте отличается высокой гибкостью и лабильностью. В подростковом возрасте задачами дальнейшего развития творческого мышления становятся интуитивные (впечатление, воображение, интуиция,) Причем воображение и образное мышление является
Одним из

основных компонентов творческого мышления
. Не случайно в науке так широко применяется метод
мысленного эксперимента.
Развитию воображения способствуют: ситуации незавершенности; разрешение и даже поощрение множества вопросов; стимулирование независимости, самостоятельных разработок; билингвистический опыт; позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. Развитию воображения препятствуют: неодобрение воображения; жесткие стереотипы; разделение игры и обучения; готовность к изменению точки зрения; преклонение перед авторитетами. Вот пример игры на воображение: играющим рассказывается какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа». Здесь приводится несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. Чем больше ответов на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше. Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому
морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство. Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает. Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку. Один из вариантов игрового метода - «перевирание» сказок состоит в умышленном и более ограниченном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый…Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями сбежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева…» (32, с. 65)
Введение в сказку нового персонажа.
С помощью такого метода игры исследуют способность детей реагировать на новый и по отношению к определенному ряду факторов неожиданный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст. Эта игра есть не что иное, как разновидность «фантастического бинома». (32, с. 63)
Придумывание другого конца к известной сказке.
Иными словами, придумывание продолжения сказки. «Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется. Действующие лица потому и называются действующими: мы знаем как они себя ведут, в каких отношениях друг с другом. Суть игры снова в интуитивном анализе сказки. Обыгрывается ее структура, организующая ее систему, причем отдается предпочтение одной из тем». (32; с. 67-68) Так же привлечение подростков к участию в ролевых играх способствует развитию их творческих способностей. При этом важно соблюдать следующие условия: · Необходимо создать подростку в игровой деятельности активную позицию;
· Стрежнем каждой игры должны стать свободные творческие проявления подростка, диалогичность общения; · Соблюдение условий повышающих эффективность развития творческой личности через адекватность содержания и видов ролевой игры возрастным особенностям личности подростков. Таким образом, мы приходим к выводу, что ролевая игра не только возможна в старшем возрасте, но ее использование открывает новые возможности развития как для ребенка, так и для взрослого. Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок воображает себя кем-то иным. Такой вид игр имеет в основе идею, выраженную Л. Кэрролом - "давай играть, как будто мы...". Активность в ролевых играх не "реальна", и участники игры изначально осознают это. Однако она приносит реальные эмоции и переживания. Воображаемые аспекты исчезают, когда игроки эмоционально вовлекаются в ролевую игру и начинают думать, чувствовать и действовать естественным образом, то есть в соответствии с характером персонажа . На заключительном этапе работы дети самостоятельно придумывают сюжеты игр и планируют игровое взаимодействие.


В раздел образования