Напоминание

Многофункциональные дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений


Автор: Пономарева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Урюпинск, Волгоградской области
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Многофункциональные дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация городского округа город Урюпинск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинск

Многофункциональные

дидактические игры как средство

формирования элементарных

математических представлений

ОПЫТ РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Пономаревой Оксаны Владимировны

г. Урюпинск

2018 г.

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………

3

Раздел I. Справочно – информационные сведения об опыте ……………

4

Раздел II. Технологические сведения об опыте…..…………………..……

5

1. Актуальность опыта………………………………………………………..

5

2. Цель и задачи, решаемые в опыте………………………………………….

6

3. Условия реализации…………….…………………………………………..

7

4. Педагогические средства, используемые в опыте…………………………

8

5. Технология работы…………………………………………………………..

10

6. Результативность опыта……………………………………………………..

16

Раздел III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой

практике………………...……………………………………...………………..

17

1. Условия эффективности опыта

17

2. Перспективы и возможности использования опыта

17

Список литературы……………………………………………………………..

18

Приложения……………………………………………………………………..

2

Вступление

Развитие

элементарных

математических

представлений

это

исключительно

важная

часть

интеллектуального

и

личностного

развития

детей.

В

соответствии

с

ФГОС

дошкольные

образовательные

учреждения

являются первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную

функцию

подготовки

детей

к

школе.

И

оттого

насколько

своевременно

и

качественно будет проводиться подготовка детей к школе, во многом зависит

его успешность в будущем

Основной

формой

работы

с

дошкольниками

и

ведущим

видом

деятельности является - игра. Она естественным способом развивает ребенка.

Только в игре дошкольник радостно и легко, раскрывает свои творческие

способности, осваивает новые знания и навыки, развивает наблюдательность,

ловкость,

фантазию,

память,

учится

анализировать

и

размышлять,

преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Как

сказал

В.

А.

Сухомлинский

«Без

игры

нет,

и

не

может

быть

полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через

которое

в

духовный

мир

ребёнка

вливается

живительный

поток

представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и

любознательности».

Формирование

элементарных

математических

представлений

детей

дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Роль дидактических игр определяется с учетом возрастных возможностей

детей

и

задач

всестороннего

развития

и

воспитания:

активизировать

умственную

деятельность,

заинтересовывать

математическим

материалом,

увлекать

и

развлекать

детей,

развивать

ум,

расширять,

углублять

математические

представления,

закреплять

полученные

знания

и

умения,

упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дидактические игры по формированию математических представлений

требуют

внимательности,

усидчивости,

серьезного

настроя,

использования

мыслительного

процесса.

Необычная

игровая

ситуация

с

элементами

сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

Интерес

к

конечному

результату,

правильному

ответу

стимулирует

активность,

проявление

нравственно

волевых

усилий. Дети

начинают

осознавать, что в каждой дидактической игре заключена какая-либо хитрость,

выдумка,

забава.

Найти,

разгадать

её

невозможно

без

сосредоточенности,

напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным

результатом.

3

Раздел I. Справочно – информационные сведения об опыте

1.

Тема

опыта:

«Многофункциональные дидактические

игры

как

средство формирования элементарных математических представлений»

2.

Автор

опыта:

Во спитатель

МБДОУ

«Детский

сад

№7

«Золотой

ключик»

городского

округа

г.Урюпинск

Пономарева

Оксана

Владимировна.

3.

Место

функционирования: 403113,

улица

50–лет

Победы,

6,

г. Урюпинск, Волгоградская область, тел. (884442) 4-31-90.

4.

Длительность

функционирования

опыта: над

данной

проблемой

работаю с 2013 года.

5. Уровень новизны опыта: поисково – творческий.

6. Опыт представлен: настоящим описанием и приложениям.

4

II. Технологические сведения об опыте

1.Актуальность темы опыта:

Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного

возраста

должно

осуществляться

так,

чтобы

обучение

давало

не

только

непосредственный

практический

результат,

но

и

широкий

развивающий

эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко

не

все

возможности,

заложенные

в

формировании

элементарных

математических представлений. Разрешить это противоречие возможно путём

внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения

математических представлений. Одной из таких форм является обучение детей

с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.

Эффективное

развитие

интеллектуальных

способностей

детей

дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Овладение элементарными математическими представлениями вызывает

трудности у детей дошкольного возраста. Успешность этой деятельности во

многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения

с детьми.

Известно,

что

игра

как

один

из

наиболее

естественных

видов

деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных

и

личностных

проявлений,

самовыражению,

самостоятельности.

Эта

развивающая

функция

в

полной

мере

свойственна

и

занимательным

математическим играм.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной

работы

с

детьми,

а

также

проводятся

со

всеми

детьми

(на

занятиях),

с

подгруппой

или

индивидуально

свободное

от

занятий

время).

А.В.

Запорожец,

оценивая

роль

дидактической

игры,

подчеркивал: «Нам

необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения

отдельных

знаний

и

умений,

но

и

способствовала

бы

общему

развитию ребенка».

Разнообразные

дидактические

игры,

упражнения,

используемые

в

образовательной деятельности, и в свободное время помогают детям усвоить

программный

материал.

Игры

математического

содержания

помогают

во спитывать

у

детей

познавательный

интере с,

спо собно сть

к

исследовательскому

и

творческому

поиску,

желание

и

умение

учиться.

Необычная

игровая

ситуация

с

элементами

сложности,

присущая

занимательной задаче, интересна детям.

5

2. Цели и задачи, решаемые в опыте.

Цель:

развитие

элементарных

математических

представлений

через

дидактическую игру.

Задачи:

Формирование

целостного

и

полного

восприятия

в

развитии

познавательной деятельности детей с нарушением зрения.

Приобретение

знаний

о

множестве,

числе,

величине,

форме,

пространстве и времени, как основы математического развития.

Формирование широкой начальной ориентации в количественных,

пространственных

и

временных

отношениях

окружающей

действительности.

Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении,

моделировании, овладении математической терминологией.

Развитие познавательных интересов и способностей, логического

мышления, общее развитие ребёнка.

Формирование

и

развитие

общих

приёмов

в

умственной

деятельности (сравнение, классификация, обобщение и другие).

В решении поставленных целей и задач я руководствовалась

принципами:

Принцип

целостности предусматривает

решение

программных

задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности обеспечивает

единство

воспитательных,

развивающих

и

обучающих

задач,

развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Принцип

сотрудничества

позволяет

выполнять

каждое

задание

индивидуально, в паре или небольшой группе.

Принцип

благоприятного

климата

обязывает

поддерживать

на

занятиях

благоприятную

социально

-

психологическую

среду,

характеризующуюся

психологической

безопасностью

и

безусловным

принятием ценностей каждого ребенка.

6

Принцип

активности

обеспечивает

развитие

творче ских

способностей

ребенка

благодаря

его

собственной

деятельности

по

решению творческой задачи.

Принцип мягкого соревнования означает использование

соревнования между командами, постоянно меняющими свой состав.

Принцип

индивидуально-личностной

ориентации

воспитания

создает

условия

для

самореализации

с

опорой

на

индивидуальные

особенности ребенка.

3. Условия реализации опыта

В формировании у детей математических представлений повсеместно

используются

занимательные

по

содержанию

и

форме

различные

дидактические игровые упражнения. Но важным условием, обеспечивающим

успех в работе, является творческое отношение педагога к математическим

играм. Широкое использование специальных обучающих игр из различных

материалов

(преимущественно

из

фетра)

важно

для

пробуждения

у

дошкольников

интереса

к

математическим

знаниям,

усовершенствования

познавательной деятельности, общего умственного развития. Ребенок через

дидактическую игру учится действовать самостоятельно, постепенно шаг за

шагом становится независимым от взрослых.

Для формирования у детей мотивационной готовности к познавательной

деятельности были созданы следующие педагогические условия:

1. Обеспечение предметно - развивающей среды играми, наглядными и

дидактическими пособиями, демонстрационным и раздаточным материалом,

способствующими

сенсорному

развитию,

формированию

элементарных

математических представлений.

2. Создание дружелюбной атмосферы взаимодействия между детьми и

педагогом: проявление

педагогом

доброжелательности

к

детям,

создание

условий для сотрудничества в процессе игры, отказ от отрицательных оценок

неудач ребенка.

3. Создание картотеки математических игр. Приложение №1

7

4.Создание и оформление сенсорного и математического уголка в группе

для совместной и самостоятельной игры детей; наличие материалов для счета,

сравнения,

обобщения,

умения

различать

цвет,

форму,

величину

и

возможности в любую минуту пользоваться ими.

5

. Создание

базы

наглядных

пособий:

математических

заданий,

изготовление дидактических игр, предметных и сюжетных иллюстраций.

6.

Взаимодействие

детского

сада

и

семьи:

собрания,

консультации,

предоставление наглядной информации, привлечение к участию в конкурсах.

7

. Составление

анкет

для

родителей

в

целях

определения

сформированности элементарных математических представлений детей

8. Оформление консультаций для родителей.

9. Проведение родительских гостиных.

4. Педагогические средства, используемые в опыте.

1. Методы и приёмы.

Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и

приёмы:

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных средств.

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей

интереса к формированию элементарных математических средств.

Анализ результата.

В

конце

занятия

или

игры

дети

показывают

результаты

своей

работы

и

получают позитивную обратную связь от взрослого и других детей).

Практические методы:

В

развитии

элементарных

математических

представлений

ведущая

деятельность

детей

практическая.

Она

направлена

на

получение

знаний.

Ребенок

лучше

овладевает

опытом

только

тогда,

когда

сам

выполняет

практические действия.

Словесные методы:

Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними

учебную

задачу, указывать

пути

ее

решения. Словесные методы и приемы

8

сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние

более результативными.

Этапы обучения дидактической игре:

1 этап - знакомство с дидактической игрой.

2 этап - обучение с правилами игры.

3 этап – выполнение задания детьми.

4 этап – самоанализ.

2. Формы.

Работу по ФЭМП с использованием дидактических игр выстроила по трем

блокам педагогического процесса:

организованно-образовательная деятельность;

совместная деятельность взрослого с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Форма проведения:

занятия,

игры-соревнования,

игровые упражнения и задания,

развлечения, конкурсы,

дидактические игры,

беседы,

проектная деятельность,

родительские собрания.

Форма организации по составу участников:

групповая,

подгрупповая,

индивидуальная

5. Технология работы

Свою работу я начала с изучения педагогической литературы по данной

проблеме. Изучила и использую в своей работе методические рекомендации

Л.И. Плаксиной «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением

9

зрения»;

Т.М.

Бондаренко

«Дидактические

игры

в

детском

саду»;

И.А.

Помораевой В.А. Позиной «ФЭМП»;

Д и д а к т и ч е с к и е

и г р ы

в ы б и р а л а

с

у ч е т о м

т о г о ,

ч т о б ы

у детей вырабатыва лась

привыч ка

со средот ач иваться ,

м ы с л и т ь

самостоятельно, развивалось внимание, стремление к знаниям. На начальных

этапах старалась вводить детей в ту или иную игру и знакомить их с методом

её ведения. С этой целью участвовала в ней, вела её так, чтобы дети достигали

хороших результатов и сохраняли интерес к игре долгое время. На начальном

этапе важно удержать интерес детей к ФЭМП.

В дальнейшей работе я изменила подход к способам проведения занятий,

их

основой

стали

игры,

элементы

занимательности,

творческие

задания.

Теперь основным требованием к занятиям стало – как можно меньше показа

способов действий и, наоборот, как можно больше поисковой деятельности.

Был сделан акцент на установление новых взаимоотношений между мною

и детьми, новых форм и методов работы, которые реализуются на основе

личностно – ориентированной модели воспитания и обучения.

Дидактический

материал

стал

использоваться

в

определенной

системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

Большое внимание в игре уделяется развитию мыслительным способностям,

сенсорных

представлений.

Дети

не

просто

исследуют

математические

объекты, а придумывают различные варианты решения.

Работая углублённо в данном направлении, руководствовалась тем, что в

дидактической

игре

математического

направления

роль

воспитателя

несравненно больше, чем в играх другой направленности.

При выборе игры учитывала, какие программные задачи буду решать с их

помощью, как игра будет способствовать развитию зрительного восприятия,

умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Немаловажное значение уделяла тому, чтобы в избранной игре дети развивали

зрительное восприятие, закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в

тоже

время

не

превращали

игру

в

занятие

или

упражнение.

Я

детально

продумывала как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие

и обеспечить возможность каждому ребёнку активно действовать в игровой

ситуации.

Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности подбирала в

соответствии с возрастными возможностями детей.

С младшими

дошкольниками

сама

включалась

в

игру.

Вначале

привлекала детей играть с дидактическим материалом (матрешки, пирамидки).

Совместно

с

детьми

раз

за

разом

разбирала

и

собирала

их,

тем

самым

вызывала у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

10

Д е т и среднего

дошкольного

возраста уже

имели

некоторый

опыт

совместных игр, но и здесь я принимала участие в дидактических играх.

Являлась

учителем

и

участником

игры,

стремилась

вовлечь

всех

детей,

постепенно

подвести

их

к

умению

следить

за

действиями

и

словами

товарищей, то есть, интересоваться процессом всей игры. Подбирала такие

игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определённые

понятия.

Задача

дидактических

в

данном

возрасте

заключались

в

упорядочивании,

обобщении,

группировке

впечатлений,

уточнении

представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины,

пространственных отношений.

В

старшем

дошкольном

возрасте подбирала игры для детей, в ходе

которых,

дети

наблюдают,

сравнивают,

сопоставляют,

классифицируют

предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и

синтез, делают обобщения.

В

подготовительной

к

школе

группе

широко

использовала

занимательный

материал,

направленный

на

упражнение

детей

в

счете

и

отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение

количественных

отношений,

определение

большего

и

меньшего

числа

сочетала

с

игровыми

упражнениями

в

счете

с

участием различных

анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем тактильного

обследования).

При

использовании

дидактических

игр

широко

применяю

различные

предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия

проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников

использую

следующие виды дидактических игр:

1.

Игры с числами и цифрами. Знакомлю детей с образованием чисел

в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных предметов. Использую

такие

дидактические

игры

как:

«Какой

цифры

не

стало»,

«Рыбалка»,

«Помощники», «Сосчитай

лепесточки»,

«Найди

пчелке

улей»,

«Собери

гусеницу», «Занимательный паровозик» и другие.

2. Игры-путешествия во времени

служат для знакомства детей с днями

недели, названиями месяцев, их последовательностью. Использую следующие

дидактические игры: «Времена года», «Часы», «Время суток», «Дни недели» и

другие.

3 Игры на ориентировку в пространстве.

Моя задача - научить детей

ориентироваться

в

специально

созданных

пространственных

ситуациях

и

определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр

и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того

11

или

иного

предмета

по

отношению

к

другому:

«На

цветочной

полянке»,

«Составь картинку» и другие.

4 Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме

геометрических

фигур

детям

предлагаю

узнать

в

окружающих

предметах

форму треугольника, квадрата, круга. Применяю игры: «Чудесный мешочек»,

«Геометрическая мозаика», «На что похоже?».

5

Игры

на

логическое

мышление

.

Любая

математическая

задача

на

смекалку,

для

какого

бы

возраста

она

не

предназначалась,

несёт

в

себе

определённую

умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи

ребёнок

включается

в

активную

мыслительную,

поисковую

деятельность,

стремиться

достичь

конечной

цели,

тем

самым

развивая

логическое

мышление.

В последнее время меня привлекло изготовление дидактических игр из

фетра. Фетр — уникальный материал, предоставляющий огромный простор

для творчества и имеющий много плюсов. Пособия из фетра яркие / большой

выбор

цветов/,

многофункциональные,

гибкие,

мобильные,

края

этого

материала не осыпаются, приятные на ощупь, удобные в обращении.

Пособия,

выполненные

из

фетра,

помогают

разнообразить

процесс

обучения, избавить от лишней официальности и повтора, повысить уровень

эффективности восприятия и запоминания основных математических азов.

Наглядный материал соответствует определенным требованиям:

- предметы для счета и их изображения известны детям, они берутся из

окружающей жизни;

- весь дидактический материал разнообразен, для того чтобы дети могли

сравнивать

количества

в

разных

совокупностях,

которые

можно

было

бы

воспринимать разными органами чувств (зрительно, на ощупь);

- наглядный материал динамичный; отвечает гигиеническим,

педагогическим и эстетическим требованиям.

Однако применение фетра в изготовлении игр и пособий достаточно

трудоемкий и затратный процесс. Поэтому при выполнении дидактических

игр из фетра я старалась продумывать каждое пособие так, чтобы одна игра

12

охватывала как модно больше развивающих, обучающих, воспитывающих и

коррекционных целей, была многофункциональной и вариативной, подходила

для дошкольников любого возраста.

Остановимся на пособиях, изготовленных мною.

Дидактическая игра «Веселый паровоз».

Состоит из паровоза и пяти

вагонов.

Задания,

выполняемые,

на

вагоне

подбираю

в

соответствии

с

поставленными

задачами.

Например,

в

первом

вагоне

дети

выкладывают

матрешек

по

величине

/порядок

возрастания,

убывания/.

Во

втором

определяют направление движущейся улитки. В третьем вагоне – сравнивают

шарфики по длине, ширине.

В четвертом собирают «Танграм», который

представляет

собой

квадраты

одного

размера,

разрезанные

на

разное

количество деталей разнообразной формы. Дети с удовольствием собирают их

из

разрезных

частей.

В

пятом

вагоне

ребята

выкладывают

предметы

и

называют,

какой

предмет

выше

или

ниже,

дальше

или

ближе,

развивают

ориентировку в пространстве, закрепляют знания о временах года.

На обратной стороне вагонов дети знакомятся с животными: мишкой с

подвижными лапами, которые двигаются в разном направлении (вверх, вниз,

вправо,

влево).

Божья

коровка

с

кармашком,

в

котором

находятся

геометрические

фигуры.

Веселый

кот

в

виде

пирамидки

(ребята

устанавливают соотношение между несколькими предметами по величине,

закрепляют

знания

цвета).

Обезьянка

с

подвижными

пуговицами,

дошкольники сравнивают две группы предметов, устанавливают соотношения

больше-меньше, поровну. Гусеница с цифрами, способствует освоению детьми

порядкового счета.

Дидактические

игры направлены

на

расширение

запаса

знаний:

формирование представлений о числе и количестве, развитие представлений о

величине, форме, развитие пространственной ориентировки, ориентировки во

времени, на развитие зрительного восприятия.

Большой

плюс

заключается

в

многофункциональности

пособий.

В

возможности

развития

не

только

мыслительной,

но

и

психической

деятельность детей.

13

Следующее

пособие

- «Рыбалка».

В

этой

игре

дети

среднего,

старшего

дошкольного возраста ловят удочкой рыбок для кошек, на которых указана

цифра пойманных рыб. Дети подготовительной группы вылавливают рыбок,

на которых написаны примеры, посчитав ответ, находят кошку с правильным

ответом, кладут ей в миску улов. С помощью этой игры дети получают и

закрепляют знания о числе, счете и количестве.

«Помощники»

-

эта

игра

состоит

из

пяти

банок

с

разными

по

цвету

крышками, к каждой банке прикрепляется цифра, которая указывает сколько

ягод и фруктов необходимо поместить в банку. Ребята с увлечением играют в

эту игру, осваивают знания о цвете, счете.

«Чудесный мешочек» - дети знакомятся с плоскостными геометрическими

фигурами: кругом, овалом, треугольником, квадратом, прямоугольником; и

объемными

формами:

кубом,

шаром,

цилиндром,

конусом,

призмой,

параллелограммом. У детей зачастую наблюдаются трудности в различении

форм и фигур (круг – шар, куб – квадрат). Чтобы дошкольникам легче было

запомнить

фигуры,

я

решила

сделать

их

в

виде

мягких

игрушек,

эта

дидактическая игра пришлась им по душе.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был

оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих

и

занимательных

игр,

создан

центр

познавательного

развития,

где

расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал:

блоки Дьенеша, палочки Кюинезера, простейшие варианты игр «Танграм»,

«Колумбово яйцо, кубики «Сложи узор», и так далее.

Организация

развивающей

среды

осуществляется

посильным

участием

детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу,

желание играть.

Работаю

в

тесном

сотрудничестве

с

воспитателями

и

узкими

специалистами дошкольного учреждения. Регулярно выступаю на педсоветах

и

семинарах,

даю

индивидуальные

консультации,

провожу

открытые

мероприятия

(организованную

детскую

деятельность,

праздники

и

развлечения). Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать

дидактические игры математической направленности.

14

И всё же невозможно только на базе детского сада дать полный объём

знаний.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и

важнейшую роль.

Использую разные формы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания на темы: «Путешествие в

страну

математики»,

нетрадиционная

форма

родительского

собрания

(аукцион) «Готовность ребенка к школе» Приложение №2

-

консультации для родителей

:

на темы:

«Дидактическая игра в жизни

ребёнка», «Яркие и интересные игры», «Математика и логика для детей»,

«Учим математику дома», «От игры к учёбе», «Математика в повседневной

жизни ребёнка», «Почему ребёнку нужна игра» и др., Приложение №3

- мастер-классы для родителей,

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,

- изготовление игр, совместное создание предметно-развивающей среды.

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми

в детском саду, родители с детьми закрепляли дома.

Семья и детский сад это два воспитательных феномена, каждый из которых

по-своему даёт социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они

создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой

мир.

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный

интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и

поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в

глазах интересной, почти волшебной. Одним словом интерес – ключ к успеху!

Поэтому мои воспитанники не только хорошо усваивают новые знания, но и

являются

участниками

и

победителями

интеллектуальных

конкурсов

и

олимпиад для дошкольников.

Считаю

необходимым

продолжать

работу

по

формированию

элементарных

математических

представлений

через

занимательные

и

увлекательные дидактические игры.

6. Результативность опыта

Опыт

работы

показывает, что:

применение

многофункциональных

фетровых дидактических игр на занятиях и в самостоятельной деятельности

положительно

сказывается

на

усвоении

элементарных

математических

представлений у дошкольников.

15

Анализируя свою работу, с уверенностью могу сказать, что формирование

элементарных

математических

представлений

в

дошкольном

возрасте

способствует

совершенствованию

интеллектуальных

способностей:

логике

мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки

и

сообразительности,

развитию

творческого

мышления,

зрительного

восприятия.

Однако

для

создания

наиболее

оптимальных

условий

по

ФЭМП

у

дошкольников мною намечено:

продолжить

работу

по

обогащению

предметно-развивающей

среды;

оптимизировать методы и приемы, формы методической работы

по данной теме;

обобщить и представить педагогический опыт.

Таким образом, считаю, что проведенная мною работа, способствовала

решению

поставленных

задач

по

формированию

элемент арных

математических

представлений

у

детей

дошкольного

возраста

через

использование

дидактических

игр.

В

дальнейшем

планирую

продолжать

работу

в

данном

направление.

Считаю,

что

не

нужно

стоять

на

месте,

необходимо

идти

в

ногу

со

временем,

находить

и

придумывать

новые

материалы для дидактических игр.

Раздел III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой

практике

1. Условия эффективности опыта

16

Типовой детский сад общеразвивающего вида с 12 часовым пребыванием,

функционирует 7 групп.

Средняя наполняемость в группе 16 детей.

Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей данного

возраста, группа оснащена всем необходимым материалом указанном в

приложении.

Образование воспитателя – высшее.

2. Перспективы и возможности использования опыта

Данный

опыт

может

быть

использован

педагогами

дошкольных

образовательных учреждений, а также родителями для воспитания и развития

своих детей, так как дидактические игры можно использовать не только в

детском саду, но и дома. На прогулке можно наблюдать и одновременно

считать предметы, определять величину предметов и др.

В

з а к л юч е н и и

м о ж н о

с д е л а т ь следующий

вывод:

развитие

познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников –

один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного

возраста. Ребёнок, которому интересно узнавать что-то новое, у которого это

получается, всегда будет стремиться узнать ещё больше – что, конечно, самым

положительным образом скажется на его умственном развитии.

Список литературы:

1.

М.Г.

Борисенко,

В

помощь

маленькому

мыслителю.

Развитие

элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет /

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014. - 128 c.

17

2.

Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения - Калуга: издательство «Адель», 1987. – 118 с.

3.

И.А. Помораева В.А. Позина ФЭМП - Мозаика-синтез, 2016.

4.

Л.А Парамонова Развивающие занятия с детьми – М.: ОЛМА Медиа

Групп, 2009. – 640.: ил.

5.

М. А. Васильева Программа воспитания и обучения в детском саду

Москва Мозаика-Синтез 2005г.

6.

Л. Ю. Козина Игры для дошкольников по математике Москва 2008г.

7.

В. П. Новикова Развивающие игры и занятия Москва Мозаика – Синтез,

2014.

8.

Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для

дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.

9.

Ю.Л. Ершов Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.:

[не указано], 2011. - 894 c.

10. Л. Маврина, Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. -

М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.

18



В раздел образования