"Реализация требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ"
Автор: Котикова Елена Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №130 "Деснянские звездочки" Населённый пункт: город Брянск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Реализация требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №130 «Деснянские звёздочки» г.Брянска
«Реализация требований ФГОС
к развивающей предметно-
пространственной среде ДОУ»
Подготовил : старший воспитатель Котикова Е.В.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет
способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей
степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей
жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и
развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда
– часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для
ребенка дошкольного возраста:
Система
отношений
ребенка к миру,
другим людям, к
себе самому
Система
отношений
ребенка к миру,
другим людям, к
себе самому
Характер
взаимодействия
со взрослыми
Характер
взаимодействия
со взрослыми
Характер
взаимодействия с
другими детьми
Характер
взаимодействия с
другими детьми
Предметно-
пространственная
развивающая
среда
Предметно-
пространственная
развивающая
среда
Аспекты
образовательной
среды
Аспекты
образовательной
среды
Развивающая предметно-пространственная среда
(РППС) должна быть:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Создавая развивающую предметно-пространственную среду ,
учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия
участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику
современной среды дошкольного учреждения и психологические
особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду :
•
системна и отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной
культуры;
•
инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их
достижения задаются предметной средой;
•
учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей
деятельности(общения, предметной деятельности, игры, так и других
возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту);
•
наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся
составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое
экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми
смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы,
образы, что обогащает как саму детскую деятельность(игру, конструирование),
так и развитие детей в ней.
Модель макета – компонент предметно-пространственной среды