Модель урока по развитию регулятивных универсальных учебных действий
Автор: Болваненко Людмила Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОУ "Речушинская СОШ" Населённый пункт: п. Речушка, Иркутская область, Нижнеилимский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Модель урока по развитию регулятивных универсальных учебных действий Раздел: среднее образование
Модель урока по развитию регулятивных универсальных учебных действий.
Модель построена в технологии развития критического мышления и
включает три составляющие: вызов, осмысление и рефлексию
«Регулятивные действия
обеспечивают учащимся
организацию их учебной
деятельности».
А.Г. Асмолов
Тема урока: Металлургия
Цель урока - через 35 минут учащиеся будут
знать
значение черной и
цветной металлургии
;
смысл понятия металлургический комплекс, группы
металлов и их сплавы, типы предприятий в черной металлургии;
понимать
принципы размещения предприятий черной и цветной
металлургии;
уметь
работать с различными картами по данной теме, делать выводы;
переживут
экологические последствия
металлургических предприятий;
Зачем? Для формирования активной гражданской позиции и мотивации для
дальнейшего изучения географии.
Вызов: 15минут
Учитель: Какие металлы вы знаете?
На этом этапе организуется индивидуальная работа учащихся с тетрадью
(2 мин.), затем работа в парах с заданием отметить сходства и дополнить
свой список (1 мин), затем в группе с заданием сформировать общий список
(1мин)
Учитель: В колонки таблицы разнесите следующие металлы и их
сплавы: медь, цинк, латунь, свинец, железо, платина, бронза, серебро,
мельхиор, чугун, олово, никель, вольфрам, дюралюминий, сталь, ванадий.
Работа учащихся организуется аналогично.
Черные металлы
Цветные металлы
Учитель: Назовите общий итог – черные и цветные металлы.
Организуется работа с кластером: Цветные металлы и их сплавы.
Первая группа озвучивает группы цветных металлов, вторая - сплавы
металлов
сплав
медь
олово
бронза
медь
алюминий
дюралюминий
медь
цинк
латунь
медь
никель
мельхиор
Учитель: Как вы думаете, все ли металлы и их сплавы вы назвали?
После ответов учащихся учитель говорит о том, сколько на самом деле
существует металлов и сплавов: в настоящее время производится и
потребляется около 80 металлов, хотя с древности человеку известно было 8
металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, сурьма, железо.
В технике в настоящее время применяется более 5 тысячи сплавов.
Демонстрируется слайд
«Тема урока Металлургия» и эпиграф к теме:
«Железо - не только основа всего мира, самый главный металл
окружающей нас природы, оно - основа культуры и промышленности,
оно - орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице
Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с
прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества».
А.Е. Ферсман
Учитель: Сформулируйте и запишите свои цели на урок. Зачем вы хотите
это знать? Это важно знать? Какие средства достижения целей можно
выбрать?
Учащиеся предложат варианты, среди которых будет работа с учебником и
Интернетом.
Учитель: А почему не только с учебником?
Дети: Из Интернета можем взять дополнительный материал для
расширения кругозора.
Учитель: Что мы будем выяснять, во – первых, во – вторых, в – третьих?
Как вы думаете, сможете ли вы достичь целей? Кто раньше их
достигнет?
Осмысление: 20 минут
Учитель: Что такое металлургия, металлургический комплекс и что он в
себя включает?
Дети: отвечают так, как понимают это
В ходе работы учитель объясняет, что такое металлургический
комплекс, что он в себя включает. Рассматривается вопрос по типам
предприятий в черной металлургии.
Учитель: В чем особенности размещения черной и цветной металлургии?
Дети : Используя рис. 63 и 64, на с.167-168 объясняют, почему в том или
ином городе размещены эти предприятия.
Учитель: Это правильное суждение, а как его проверить?
Дети: Сравнить с учебником с. 165-166; 167-168
Учитель: Достиг ли кто-то своей цели? Остались ли еще цели? Где будем
искать ответ на оставшиеся вопросы?
Дети: В Интернете. Там изложено много дополнительного материала по
теме металлургия (Металлы и их сплавы). Можно посмотреть материал
и о воздействии металлургических предприятий на экологию.
Учитель: Теперь вам станет совсем понятно, от чего зависит наше с вами
здоровье, будущее страны и планеты в целом. И как люди, мы должны
проявлять свою гражданскую позицию в отношении руководителей
предприятий, особенно сильно загрязняющих окружающую среду.
Рефлексия 5 мин.
Учитель: Все ли цели достигнуты?
Полностью достигнуты?
Появились ли новые цели?
Запишите новые цели в качестве своего домашнего задания.
Варианты домашнего задания (одно на выбор):
1.Нанести на контурную карту России металлургические базы.
2.Сделать описание одной из металлургических баз (по плану с.166)
Послесловие.
На стадии вызова идет формирование регулятивных универсальных
учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, а также
некоторых коммуникативных (способность к кооперации), личностных
(самоопределение, нравственный выбор) и познавательных (общеучебные)
УУД.
На стадии осмысления идет формирование следующих регулятивных
универсальных учебных действий: целеполагание (вторичное - поддержка
целей), планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, а
также некоторых коммуникативных (способность к кооперации) и
познавательных (логических ) УУД.
На стадии рефлексии идет формирование следующих регулятивных
универсальных учебных действий: целеполагание (перспективное), оценка, а
также некоторых коммуникативных (способность формулировать свое
мнение), личностных ( смыслообразование, нравственный выбор)
познавательных (логических) УУД.
Технология критического мышления обеспечивает деятельностный
характер урока, без чего развитие УУД невозможно, поэтому роль учителя