Автор: Евсеева Альбина Егоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Нюрбинская СОШ №1 имени Степана Васильева
Населённый пункт: г Нюрба, Нюрбинский район, Республика Саха
Наименование материала: статья
Тема: Лабораторная работа в пятом классе – средство осуществления связи теории с практикой
Раздел: среднее образование
Лабораторная работа в пятом классе -
средство осуществления связи теории с практикой
Цель:
- усилить практическую направленность обучения.
- способствовать прочному усвоению материала, достижению основных
образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения геометрии.
Проблема:
Развитие пространственного воображения и интеллекта.
Актуальность.
Реализация политехнического принципа требует от учащихся хороших
навыков решения геометрических задач, умения применять математические
знания в практических ситуациях.
Перспектива.
При выполнении практических работ, входящих в систему лабораторных
работ по геометрии, учащиеся должны научиться пользоваться учебниками,
справочной литературой, таблицами, что будет способствовать развитию
навыков самостоятельности и подготовке к самообразованию.
Система специальных лабораторных работ по геометрии среднего звена и
по геометрическому материалу математики пятого класса преследует
цель
тесной
связи
теоретического
материала
с
практикой,
с
жизненным
опытом школьника, для
связи с теми знаниями по геометрии, которые
получены учеником в начальной школе и для последующего продолжения,
расширения
в старших классах геометрии. В этих лабораторных работах
даются учебные задания, индивидуальные или групповые, которые решаются
конструктивными методами с применением непосредственных изображений,
построений и измерений. А целая система таких специализированных работ
развивает
навыки
измерений,
построений,
схематических
изображений,
вычислений,
т.е.
достигается
комплексное
развитие
умений
и
навыков
учащихся.
Лабораторные работы даются по отдельным разделам тем, отличаются они
друг
от
друга
не
только
теоретическими
вопросами,
но
и
способами,
приемами их выполнения, но все они тесно связаны с главным учебным
материалом
программы
и
способствуют
решению
образовательных,
воспитательных и развивающих целей.
При распределении работ по вариантам учитель учитывает индивидуальные
особенности
учащихся,
уровень
их
подготовки,
с по с о б но с т и,
работоспособности,
т.е.
следует
стараться
группировать
однородные
по
составу учащихся.
Успешное выполнение этих работ учащимися зависит не только от их
уровня знаний теоретического материала или желания работать, но и в не
меньшей
мере
зависит
от
их
умения
и
навыков
использования
разными
измерительными
приборами
(линейкой,
транспортиром,
циркулем),
также
вычислительных средств (микрокалькуляторы, таблицы). Учителю следует
хорошо
повторить
с
учащимися
причины,
от
которых
зависит
точность
измерения, с правилами измерения величин тем или иным инструментом.
При выполнении лабораторных работ учащиеся пользуются справочной
литературой, различными таблицами, учебниками, чертежами, множеством
различных моделей плоских фигур, обьемных тел, плакатов и т.д.
Например в работе № 2 «Равные фигуры».
Кроме
рисунков
и
чертежей,
должны
быть
множество
геометрических
плоских фигур – моделей (треугольников, прямоугольников) при помощи
которых учащиеся могут обьяснить, что такое равные фигуры, равновеликие
фигуры, равносоставленные фигуры, и должны делать сами выводы, что
равные фигуры всегда равновелики, но не всегда равны и т.д.
Систему
лабораторных
работ
можно
различить
по
их
целевой
направленности:
1. Установочные, проводимые с целью ознакомления с инструментами, с
приемами работы с ним. (№1, №3, №8).
2. Иллюстративные, где учащиеся знакомятся с отдельными фигурами, их
свойствами.
Ученик
доказывает
эти
свойства
путем
измерений
и
вычислений. (№ 2, № 4, № 5,№ 6, № 7)
3.
Тренировочные,
для
закрепления
изученных
свойств,
а
также
направленные на овладении навыка построения и изображения.(№ 3,№ 8,№9)
4. Обобщающие, для систематизации и обобщения теоретических знаний,
методов построения. (№3, №4, №5, №6, №8).
Одним из основных значений системы лабораторных
работ является
развитие вычислительной культуры учащихся, так как любая из этих работ в
каждом
конкретном
случае
требует
необходимой
точности
результатов.
Учащиеся
понимают,
что
всякое
измерение
величин
не
всегда
дается
точными числами, а числами, приближенными с какой то точностью, поэтому
они
и
должны
уметь
округлять
результаты
приближенных
вычислений.
Поэтому
при
выполнении
практических
работ
с
измерениями
и
вычислениями учитель должен обратить внимание учащихся на следующие
вопросы:
1. С какой точностью даны исходные данные или с какой точностью можно
получить измерение.
2. Какова точность или какие погрешности дают используемые инструменты.
3. Какие правила приближенных вычислений применяются при вычислениях.
4. С какой точностью требуется результат работы?
В
рассматриваемых
работах
поставлена
цель
постепенного
перехода
установления
точности
измерений
и
вычислений,
погрешность
которых
задается и может быть найдена самостоятельно учениками.
Например, при выполнении работы по измерению модели прямоугольника
(нахождение длин его сторон и площади) с помощью линейки учащиеся
пишут такой результат измерения: а = 35 (+0,5)мм, в=64(+0,5)мм и т.д.
В лабораторных работах любой ученик участвует в учебном процессе, он
способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед
ним задач, причем он понимает, почему он действует именно так, а не иначе.
Лабораторные работы выполняются в основном коллективно в группе, здесь
учащиеся критически сопоставляют разные методы, позиции. А учителю,
чтобы организовать, направлять и поддерживать деятельность учащихся,
надо хорошо владеть техникой педагогического общения, т.е. он как один из
участников выполнения этих работ включается как деловой партнер, его
мнения и предложения подлежат критике также, как и высказывания других
участников диалога.
То есть лабораторные работы – лучшее средство тесного сотрудничества
учителя и его учеников.
Лабораторная работа №1
на тему «Отрезок и его длина. Вычисление периметра и площади фигуры,
составленной из прямоугольников»
Цель работы:
- научить выполнять чертежи по условию заданий, распознавать на чертежах
отрезки
- владеть практическими навыками использования геометрическими
инструментами
Оборудование:
карточки с рисунками геометрических фигур составленных из
прямоугольников, миллиметровые линейки, карандаши.
Задание
На рисунке изображен многоугольник.
1. Обозначьте его вершины соответственно буквами: А,В,С,Д,М,Н,К,…Т.
2. Напишите список отрезков, составляющих границу многоугольника.
3. Определите, сколько сторон имеет этот многоугольник. Измерьте длину
каждой стороны и запишите результаты измерений.
4. Найдите периметр многоугольника.
5. Разбейте данный многоугольник на прямоугольники и вычислите площадь
каждого из них, а затем самого многоугольника.
6. Укажите, пересекает ли прямая АВ отрезки ВС, КН, МД.
7. Выпишите множество вершин многоугольника, не принадлежащих прямой
АВ.
Лабораторная работа №2
«Равные фигуры»
Цель работы:
- научить применять на практике формулы вычисления площади
- развивать пространственное воображение
-научить владеть навыками использования геометрических инструментов для
вычерчивания фигур.
Оборудование: карточки с заданием. Угольники, карандаши и миллиметровые
линейки.
Задания
1. На рисунках изображены фигуры:
1) выпишите множество равных: а) отрезков б) фигур
2) проверьте, верны ли высказывания:
а) фигуры МОНВ и ОРЕТ равны
б) фигуры ОНР и РЕТ не равны.
2. Постройте фигуру, равную изображенной на рисунке. Вычислите периметр
и площадь заштрихованной фигуры.
Примечание: школьникам при выполнении данной работы предлагается
восемь различных вариантов. Каждому ученику дается карточка, на которой
помещены три рисунка.
Лабораторная работа № 3
«Вычисление площади поверхности и обьема геометрического тела,
представляющего комбинацию прямоугольных параллелепипедов»
Цель работы:
- развивать пространственное воображение
- научиться решать задачи на нахождение площадей поверхности и обьемов
геометрических тел
- закрепить навыки измерения и вычисления длин и площадей фигур.
Оборудование: карандаши, миллиметровые линейки, модели
геометрических тел, калькуляторы.
Задания
1. Данное геометрическое тело мысленно разрежьте на параллелепипеды.
2. Выполните необходимые измерения и вычислите обьем каждого из них.
3. Определите обьем всего геометрического тела.
4. Вычислите его массу, если масса 1см
3
материала, из которого оно
изготовлено, составляет 7,29г.
5. Найдите площадь поверхности тела.
6. Тело покрасили снаружи масляной краской. Подсчитайте, сколько
понадобилось краски, если на окраску 1дм
2
ушло 2г краски.
Примечание: учащимся при выполнении данной работы предлагается
несколько вариантов.
Лабораторная работа № 4
«Построение и измерение элементов в треугольнике»
Цель работы:
- закрепить навыки построения элементов в треугольнике (биссектрисы угла,
перпендикуляра к стороне и т.д.)
- научить чертить с помощью инструментов и измерять с заданной
точностью длины отрезков.
Оборудование: модели различных треугольников, миллиметровые линейки,
угольники, карандаши.
Задания
1. Даны модели трех треугольников.
2. Обведите остро отточенным карандашом каждую модель в тетради и
обозначьте полученные треугольники соответственно АВС, МНР, ДРТ.
3. Разделите пополам каждую сторону треугольника АВС, соедините точки
деления К, Л, Н с вершинами противоположных углов А,В,С. Точку
пересечения отрезков АК,ВЛ,СН обозначьте буквой О. Измерьте отрезки
АК, ВЛ, СН,КО, НО. Определите отношение отрезков АК,КО,ВЛ, СН,НО.
Сравните результаты.
4. В треугольнике МНР проведите биссектрису угла М, точку пересечения
биссектрисы со стороной НР обозначьте буквой О. Измерьте отрезки МО,
ОР,МИ,МР. Найдите отношение отрезков МО:ОР и МИ:МР. Сопоставьте эти
данные.
5. Через вершину Д треугольника ДЕТ проведите перпендикуляр к стороне
ЕТ.
Примечание: при выполнении данной работы учащимся предлагается
несколько различных вариантов. Каждому даются модели трех
треугольников, и карточка, в которой указываются числовые данные для
задачи 2.
Лабораторная работа № 5
«Осевая симметрия»
Цель работы:
- обобщение ранее изученного материала
- воспитание внимательности, собранности
-закрепить навыки работы в координатной плоскости
Оборудование: миллиметровая бумага, карточки с заданием, линейки,
карандаши, угольники.
Задания
1. На рисунке изображены фигуры. Ответьте, являются ли они
симметричными относительно прямой l.
2. Начертите четырехугольник АВСД с вершинами А(х,у), В(х,у), С(х,у) и
Д(х,у).
3. Найдите координаты вершин четырехугольника АВСД в который перейдет
четырехугольник АВСД при перемещении в направлении оси ординат на n
единиц.
4. Постройте фигуру, симметричную четырехугольнику АВСД относительно
А) оси Ох б) оси 0у в) начала координат. Определите координаты его
вершин.
Примечание: При выполнении данной работы учащимся предлагается восемь
различных вариантов.
Лабораторная работа № 6
«Треугольник. Центральная симметрия»
Цель работы:
- закрепить навыки применения теоретических знаний, методов построений.
Оборудование: транспортиры, миллиметровые линейки, карточки.
Задания
1. Начертите треугольник АВС, в котором АВ=а, ВС=в, АС=с. Через
вершину А проведите прямую l, параллельную стороне ВС, и прямую t,
перпендикулярную стороне ВС.
2. Постройте фигуру, симметричную треугольнику АВС:
а) относительно вершины А б) относительно любой точки М,
расположенной вне этого треугольника.
в) относительно любой точки К, расположенной внутри этого треугольника.
Укажите, что является общей частью этих центрально-симметричных
треугольников.
Примечание: при выполнении данной работы учащимся предлагается
несколько различных вариантов. Каждому ученику дается карточка, в
которой указываются длины сторон а, в и величина угла С.
Лабораторная работа № 7
«Диаграммы»
Цель работы:
- развитие познавательных интересов, навыков самостоятельной работы с
таблицами данных, построение диаграмм.
Оборудование: карандаши, миллиметровые линейки, Циркуль,
транспортиры.
Задание:
Пользуясь таблицей, постройте круговую и столбчатую диаграммы,
показывающие производство сельскохозяйственной продукции.
Лабораторная работа № 8
«Измерение углов. Площадь четырехугольника»
Цель работы:
- закрепить навыки построения геометрических фигур по моделям
- закрепить знание единицы измерения площади.
Оборудование: карандаши, миллиметровые линейки, модели
геометрических фигур
Задания:
1. Начертите эскиз четырехугольника АВСД, используя его модель.
2. Измерьте транспортиром и запишите величину каждого из углов
четырехугольника, подсчитайте сумму всех его углов.
3. Найдите периметр четырехугольника.
4. Назовите общую часть треугольника АВС и АСД.
5. Постройте два угла, смежные с углом ВАД четырехугольника АВСД.
Установите, чему равна величина каждого из построенных смежных углов.
6. Изобразите перегибанием модели четырехугольника биссектрисы углов
ВАД и АДС.
Лабораторная работа № 9
«Длина окружности и площадь круга. Определение периметра
и площади геометрической фигуры»
Цель работы:
- закрепить навыки построения с помощью инструментов
Оборудование:
-- модели геометрических фигур, циркули, миллиметровые линейки.
Задания:
1. Изобразите в тетради данную геометрическую фигуру.
2. Выполните необходимые измерения и вычислите ее периметр и площадь.
3. Определите площадь этой фигуры. Сравните площади.
Литература
1. Виленкин Н.Я. и др. Математика 5
2. Злоцкий Г.В. О практической направленности обучения математике.
3. Савин А.П. Циркулем и линейкой.