Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Автор: Пономарева Юлия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Моряковский Затон" Населённый пункт: с. Моряковский Затон Наименование материала: Статья Тема: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Раздел: дошкольное образование
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
В системе российского образования, несмотря на глобальные перемены ведущая
функция
воспитателей
это
социализация
дошкольника,
важной
задачей
выступает
подготовка ребенка к обучению в школе, а также приобщение его к настоящим социально-
политическим, экономическим и другим законам цивилизации. Важно обратить внимание
на
обеспечение
процесса
индивидуализации,
то
есть
развития
индивидуально-
неповторимого
в
каждом
конкретном
ребенке.
Часто
педагогический
коллектив
«не
слышит»
ребенка,
его
возможности,
потребности,
желания.
В
то
же
время,
именно
дошкольный
период
развития
человека
является
сенситивным
для
развития
многих
особенностей
(способностей)
являющихся
платформой
для
самоактуализации
и
самоопределения
личности
[10].
Поэтому,
мы
считаем
возможным
утверждать,
что
существует в системе дошкольного образования и воспитания потребность в процессе,
направленном на развитие индивидуальности и субъектности дошкольника. Вот таким
процессом
и
должен
стать
личностно-ориентированный
подход
в
воспитании
дошкольника на всех его этапах взросления.
В
настоящее
время
существует
огромное
множество
различных
технологий,
моделей и систем обучения и воспитания. Ввиду того, что личностно-ориентированный
подход очень популярен в практике, данная тематика является очень актуальной .
Цель
–
рассмотреть
личностно-ориентированный
подход
в
воспитании
дошкольников
Задачи:
1.
Описать
понятие
личностно-ориентированного
подхода
в
воспитании
дошкольников
2.
Определить
особенности
применения
личностно-ориентированного
подхода
в
работе с дошкольниками с ОВЗ
Дошкольный
период
–
это
небольшая
часть
в
жизни
человека,
которая
имеет
невозвратный
смысл.
В
детском
возрасте
интеллектуальное
и
физическое
развитие
происходит
очень
быстро,
ребенок
становится
быстроразвивающейся
личностью.
Введение и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно – ориентированной
педагогике, отход от жестоко регламентированных форм воспитания и обучения детей
[10].
Создание
условий
для
развития,
становления
и
реализации
интеллектуальных
способностей и индивидуальных особенностей личности ребенка, является ведущим для
личностно–ориентированной педагогики.
Направленность
личностно-ориентрированного
воспитания
являет ся
разносторонней
и
содержит
в
себе
несколько
аспектов.
Первый
из
них
-
освоение
ребёнком человеческих ценностей и норм, становление и развитие субъектности ребенка
(определение ценностных ориентиров, развитие самозознания и т. .д.). Вторым аспектом,
отмечается, саморазвитие ребенка не ущемляя его индивидуальность. Третьим аспектом,
является моделирование поведения и взаимодействий ребенка в различных ситуациях [12].
Более
пристального
внимания
требует
личностно-ориентированный
подход
в
воспитании дошкольников с ОВЗ. В обучении и воспитании детей с ОВЗ принимают
участие специалисты различного профиля, такие как, воспитатели, педагоги-психологи,
логопеды, учителя-дефектологи и другие, что является одним из основных механизмов
реализации
личностно
ориентированного
подхода
[3].
При
применении
личностно-
ориентированного
подхода
в
работе
с
детьми
с
ОВЗ
необходимо
разрабатывать
индивидуальные
коррекционные
программы с
учётом
структуры
и
степени
дефекта
ребёнка. Создание личностно ориентированной модели обучения детей с ограниченными
возможностями
здоровья
предполагает
учитывать
их
особые
образовательные
потребности,
а
также
способности,
способствует
созданию
условий
для
усвоения
образовательных
программ,
коррекции
физического
и
психического
развития,
их
социальной адаптации.
Начальными ступенями (этапами) освоения личностно-ориентированного подхода
являются:
диагностический;
коррекционно-развивающий;
аналитический
[3].
На
диагностическом
этапе
разрабатывается
стратегия.
Специалисты
осуществляют
комплексное обследование: проводят диагностику всех сфер развития ребёнка, затем
результаты
обсуждаются
и
принимается
решение
о
индивидуальном
медицинском,
психолого-педагогическом подходе к развитию данного ребенка. Индивидуальный план
развития определяет виды коррекционной работы. На аналитическом этапе определяется
эффективность личностно-ориентированного подхода. Её показателями являются: оценка
объёма усвоения образовательного содержания, наличие положительных результатов в
формировании познавательной, коммуникативной и других видов компетентности детей,
их социализации [3]. На основе этих данных осуществляются регуляция и корректировка,
вносятся необходимые изменения в образовательный процесс и процесс сопровождения
детей, корректируются условия и формы обучения. Полноценное образование для детей с
ОВЗ
является
важным,
как
в
контексте
интеллектуального
развития,
так
и
с
целью
успешной социализации ребенка.
Таким образом, мы можем заключить, что личностно-ориентированный подход
реализует принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития и развитие
общих способностей, а также обеспечивает индивидуализацию обучения дошкольников.
Литература:
1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего
дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд.
центр Владом, 2003. - 256 с.
. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В.
Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр.
и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с
. Выготский Л.С .Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
9. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.:
Университетское, 1988. - 399с.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития
дошкольников. - Минск,Унiверсiтэцкае, 1997.
. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев:
Штиинца, 1983.
. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.:
Просвещение, 1985.
26.
. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях
детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.
. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е
изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 336с.