Напоминание

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников


Автор: Пономарева Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Моряковский Затон"
Населённый пункт: с. Моряковский Затон
Наименование материала: Статья
Тема: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
В системе российского образования, несмотря на глобальные перемены ведущая функция воспитателей это социализация дошкольника, важной задачей выступает подготовка ребенка к обучению в школе, а также приобщение его к настоящим социально- политическим, экономическим и другим законам цивилизации. Важно обратить внимание на обеспечение процесса индивидуализации, то есть развития индивидуально- неповторимого в каждом конкретном ребенке. Часто педагогический коллектив «не слышит» ребенка, его возможности, потребности, желания. В то же время, именно дошкольный период развития человека является сенситивным для развития многих особенностей (способностей) являющихся платформой для самоактуализации и самоопределения личности [10]. Поэтому, мы считаем возможным утверждать, что существует в системе дошкольного образования и воспитания потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности и субъектности дошкольника. Вот таким процессом и должен стать личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника на всех его этапах взросления. В настоящее время существует огромное множество различных технологий, моделей и систем обучения и воспитания. Ввиду того, что личностно-ориентированный подход очень популярен в практике, данная тематика является очень
актуальной
. Цель – рассмотреть личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Задачи: 1. Описать понятие личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников 2. Определить особенности применения личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками с ОВЗ Дошкольный период – это небольшая часть в жизни человека, которая имеет невозвратный смысл. В детском возрасте интеллектуальное и физическое развитие происходит очень быстро, ребенок становится быстроразвивающейся личностью. Введение и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно – ориентированной педагогике, отход от жестоко регламентированных форм воспитания и обучения детей [10]. Создание условий для развития, становления и реализации интеллектуальных способностей и индивидуальных особенностей личности ребенка, является ведущим для личностно–ориентированной педагогики. Направленность личностно-ориентрированного воспитания являет ся разносторонней и содержит в себе несколько аспектов. Первый из них - освоение
ребёнком человеческих ценностей и норм, становление и развитие субъектности ребенка (определение ценностных ориентиров, развитие самозознания и т. .д.). Вторым аспектом, отмечается, саморазвитие ребенка не ущемляя его индивидуальность. Третьим аспектом, является моделирование поведения и взаимодействий ребенка в различных ситуациях [12]. Более пристального внимания требует личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников с ОВЗ. В обучении и воспитании детей с ОВЗ принимают участие специалисты различного профиля, такие как, воспитатели, педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи и другие, что является одним из основных механизмов реализации личностно ориентированного подхода [3]. При применении личностно- ориентированного подхода в работе с детьми с ОВЗ необходимо разрабатывать индивидуальные коррекционные программы с учётом структуры и степени дефекта ребёнка. Создание личностно ориентированной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает учитывать их особые образовательные потребности, а также способности, способствует созданию условий для усвоения образовательных программ, коррекции физического и психического развития, их социальной адаптации. Начальными ступенями (этапами) освоения личностно-ориентированного подхода являются: диагностический; коррекционно-развивающий; аналитический [3]. На диагностическом этапе разрабатывается стратегия. Специалисты осуществляют комплексное обследование: проводят диагностику всех сфер развития ребёнка, затем результаты обсуждаются и принимается решение о индивидуальном медицинском, психолого-педагогическом подходе к развитию данного ребенка. Индивидуальный план развития определяет виды коррекционной работы. На аналитическом этапе определяется эффективность личностно-ориентированного подхода. Её показателями являются: оценка объёма усвоения образовательного содержания, наличие положительных результатов в формировании познавательной, коммуникативной и других видов компетентности детей, их социализации [3]. На основе этих данных осуществляются регуляция и корректировка, вносятся необходимые изменения в образовательный процесс и процесс сопровождения детей, корректируются условия и формы обучения. Полноценное образование для детей с ОВЗ является важным, как в контексте интеллектуального развития, так и с целью успешной социализации ребенка. Таким образом, мы можем заключить, что личностно-ориентированный подход реализует принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития и развитие общих способностей, а также обеспечивает индивидуализацию обучения дошкольников.
Литература:

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. . Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с. . Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с . Выготский Л.С .Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986. 9. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с. 12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - Минск,Унiверсiтэцкае, 1997. . Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983. . Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985. 26. . Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33. . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 336с.


В раздел образования