Напоминание

Информационно - компьютерные технологии как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста


Автор: Вагапова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №85 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Информационно - компьютерные технологии как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационно – компьютерные технологии активно внедряются в дошкольное образование. В детских садах дети старшего дошкольного возраста свободно ориентируются в компьютере, легко используют клавиатуру и мышь. Использование компьютера в дошкольных учреждениях, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы. Общение с компьютером вызывает у детей большой интерес, для начала как игровая деятельность, а потом как учебная. Этот интерес у детей проявляется как познавательная мотивация, произвольная память и внимание. А ведь именно эти качества помогают обеспечить психологическую готовность ребенка к школе. Сегодня многие ученые В.В. Давыдов, Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер говорят о внедрения информационных технологий в дошкольном учреждении. Они призваны улучшить качество обучения детей, повысить стремление к получению знаний. Вследствие чего, воспитатель должен стать для ребенка проводником в так называемый «новый» мир. Применение компьютера в детском саду в наше время необходимо, так как оно способствует повышению у ребенка интереса к обучению и его всестороннего развития. Ведь новейшие программы вовлекают детей в деятельность, которая их развивает и формирует культурно значимые умения и навыки. Целью информационно-компьютерного образования является развитие психических функций, а так же формирование личностных качеств у ребенка. Стоит отметить, что компьютер позволяет удовлетворить потребность детей быть взрослым, ребенок начинает воспринимать компьютер не только как игрушку, но и как источник информации, где он может узнать что-то новое, соответствующее его требованиям. Вследствие чего, у ребёнка повышается познавательный интерес к занятиям и к окружающему миру.
Так же В.В. Давыдов в дошкольной педагогике выявил, что ребенок начинает овладевать компьютером уже с 3лет, так как этот возраст является сенситивным для развития абстрактно - логического мышления. Ведь компьютер взаимодействует с ребенком через игру, а игра это одна из форм мышления. Играя, ребенок учится планировать свои действия, соединять логически конкретные действия, способен прогнозировать результат своей деятельности, стремится к чему то определенному. В игре ребенок для начала думает, а потом только действует, что означает начало овладения абстрактно - логического мышления. Стоит заметить, достижения, которые достигает ребенок не остаются незамеченными воспитателем, родителями и им самим. Ребенок чувствует в себе большую уверенность, благодаря чему так же развивается мышление. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для младших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у
него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация,
произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Компьютерные игры учат детей преодолевать т рудн о сти , контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Таким образом, компьютер помогает развить не тол ь ко интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы. Объект исследования: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: информационно-компьютерных технологий в развитии мышления старших дошкольников. Цель исследования: проанализировать целесообразность применения информационно - компьютерных технологий в детском дошкольном учреждении и разработать цикл развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования: - раскрыть понятия «мышление», «информационно-компьютерные технологии; - выявить особенности развития мышления старших дошкольников; - изучить развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-компьютерных технологий;
- изучить диагностические мероприятия по определению эффективности использования информационно-компьютерных технологий в развитии мышления. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что мышление детей дошкольного возраста будет более эффективным, если: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; - своевременно создавать предметно – развивающую среду: внесение новых информационно – компьютерных игр и усложнение их; - воспитатель будет понимать значимость использования информационно – компьютерных программ, владеть технологией включения их в педагогический процесс.


В раздел образования