Автор: Костина Наталья Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Кантемировская сош №2
Населённый пункт: п. Кантемировка Воронежской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Химические свойства альдегидов и их применение"
Раздел: полное образование
10 класс
Урок химии на тему
"Химические свойства альдегидов и их применение"
Цель: изучить химические свойства альдегидов, продолжать формировать умение
составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере альдегидов.
Рассмотреть способы получения альдегидов и кетонов
Задачи:
- Создать условия для интеллектуального развития учащихся.
- Закрепить умения определять принадлежность органических соединений к классам
веществ, предсказывать химические свойства, опираясь на знание свойств
функциональной группы.
- Развивать умения использовать химическую терминологию, наблюдать и описывать
химический эксперимент.
- Совершенствовать информационно- познавательную компетенцию учащихся.
- Научить работать в виртуальной лаборатории, проводить виртуальный химический
эксперимент
Оборудование: электронный носитель с материалами, диск “Химия: виртуальная
лаборатория 8-11 классы”, компьютер, проектор
Ход урока
1. Организационный момент.
Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка стихотворения Е.Ефимовского:
“Что? Почему? Зачем и где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)
Дым - лёгкий, а скала тверда
Что значит “лёд”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем и где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде
А мел не растворим.
…Открытий путь – не лёгкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.”
2. Актуализация знаний
Продолжим движения вперёд и мы. На предыдущих уроках мы познакомились с первой
группой кислородосодержащих веществ – спиртами (их классификацией, изомерией,
гомологическими рядами, свойствами, способами получения и применением). Сегодня мы
продолжаем знакомимся с другой многочисленной группой кислородно-органических
веществ - альдегидами
- Прежде чем мы приступим к изучению химических свойств альдегидов, Составьте
гомологический ряд альдегидов до шестого представителя (называя их по международной
и тривиальной номенклатуре).
- Чем этаналь отличается от этанола по составу молекул? (обсуждение ответов)
Т.е. молекулы альдегида можно представить себе как продукт отщепления двух атомов
водорода от молекулы соответствующего спирта (один атом от углерода и один атом от
кислорода). Именно с таким процессом связано происхождение слова альдегид (от alcohol
dehydrogenated деградированный спирт).
- Дайте определение Кл альдегидов и их классификацию (Альдегиды - это органические
вещества, молекулы которых содержат альдегидную группу, связанную с углеводородным
радикалом. В зависимости от характера радикала, связанного с альдегидной группой,
альдегиды, разделяют на предельные)
- Назовите вещества:
- Написать формулы по названию:
3, 3 – диметилбутаналь; пропаналь;
2, 3 – диметилпентаналь.
3. Проверка знаний домашнего задания
Тесты
1. Альдегидная группа записывается в форме
а) – СНО;
б) – СООН;
в) –ОН;
г) –NО
3
2. 40%-й раствор муравьиного альдегида называется:
А) бутаналь; б) пропаналь; в) формалин; г) пентаналь.
3. Формула уксусного альдегида - это:
4. Альдегид, не имеющий углеводородного радикала:
а) уксусный ; б) масляный ; в) валериановый; г) муравьиный
5. Газообразным является альдегид:
а) муравьиный; б) уксусный; г) валериановый.
6. Название “альдегид” означает:
а) гидратированный алкин;
б) окислённый спирт;
в) дегидрированный спирт;
г) гидратированный алкен.
Ключ: 1- а, 2 – в, 3 –а, 4 – г, 5 – а, 6 - в.
- Какие виды изомерии характерны альдегидам? Показать на примере бутаналя.
Рассмотрим таблицу.
- Какой тип гибридизации характерен атому углерода в альдегидной группе?
- Какие виды связей существуют в ней? (беседа с учениками)
Итак, атом углерода карбонильной группы SP
2
- гибридизирован. Поэтому атомы, которые
непосредственно связанны с ним (атомы 2О”, “Н”, “С”) находящихся в одной плоскости.
Атом углерода карбонильной группы соединён с атомом кислорода двойной связи, которая
состоит из одной о и одной связи. Электроны -связи смещены в сторону более
электроотрицательного атома “О”. В результате атом “О” имеет частичный отрицательный
или положительный заряд, а атом “С”- частичный положительный заряд.
- Какие закономерности в изменении физических свойств альдегидов мы можем
предположить? (обсуждение).
Нужно отметить, что низшие альдегиды, содержащие 8-12 атомов “С”, - душистые
вещества. Альдегиды с 1-3 атомами “С” хорошо растворяются в воде.
Как измениться растворимость альдегидов по гомологическому ряду? (уменьшается).
Почему? Все альдегиды растворяются в органических растворителях.
Обратите внимание на строение молекулы альдегида, как вы думаете:
1.Можно ли альдегиды отнести к химически пассивным веществам? Почему?
2. Какие реакции могут быть характерны альдегидам? (присоединения, окисление,
полимеризация.)
4. Изучение нового материала.
Химические свойства альдегидов
1 Альдегидам также характерны реакции окисления, в молекулах альдегидов атом
углерода карбонильной группы, имеющий избыточный положительный заряд, притягивает
к себе электроны связи С-Н. Вследствие этого атом водорода приобретает большую
реакционную активность, что проявляется в способности альдегида к окислению.
Альдегиды легко окисляются до карбоновых кислот с тем же числом углеродных атомов
различными окислениями.
Перечислите уже известные вам окислители.(О
2
воздуха, подкисленный раствор
К
2
Cr
2
O
7
или КМnО
4
, слабые окислители аммиачный раствор оксида серебра (I), щелочный
раствор сульфата меди (II)и т.д.) С реакциями окисления альдегидов мы познакомимся в
ходе выполнения лабораторной работы.
Лабораторная работа. “Качественная реакция на альдегид”.
Сегодня выполняем лабораторную работу в виртуальной лаборатории. В целях сохранения
здоровья.
Альдегиды раздражают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей,
вредно влияют на нервную систему.
Инструкция № 1 Лабораторная работа по теме «Альдегиды»
Цель: Изучить реакции окисления, характерные для альдегидов,
научиться проводить качественные реакции;
закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием;
развивать аккуратность через оформление навыков, наблюдательность,
умение общаться, уважение друг к другу через работу в парах.
Оборудование: нитрат серебра, сульфат меди (II), гидрооксид натрия, раствор формалина,
аммиачная вода, прибор для нагревания, пробирки.
Правила техники безопасности:
1.
Соблюдать правила пожарной безопасности при работе с сухим горючим.
2.
Не пробовать реактивы на вкус.
3.
Выполнять только опыты, предусмотренные работой.
4.
При попадании реактивов на кожные покровы смыть большим количеством
воды.
Ход работы
Опыт №1 Реакция серебряного зеркала
Поместить в пробирку 1 каплю 0,2н раствора нитрата серебра, прибавить 3-4
капли раствора аммиака до растворения образующегося осадка. Затем прибавить 1
каплю формалина (40% раствор метаналя) и слегка нагреть до образования черного
осадка свободного серебра или зеркального налета на стенках пробирки.
2Ag NO
3
+ 2 NH
4
OH→ Ag
2
O+2NH
4
NO
3
+H
2
O
t
H-C=О + Аg
2
O
NH
4
OH
H- C = O +2Ag ↓
H
OH
Опыт №2 Окисление метаналя гидроксидом меди (II)
В пробирку поместить 1 каплю формалина, 6 капель 2н раствлра гидроксида
натрия, 1 каплю 2н раствора сульфата меди(II).Полученный раствор нагрейте до кипения.
В результате реакции выпадает осадок меди (I) кирпично-красного цвета.
CuSO
4
+2NaOH → Cu (OH)
2
+Na
2
SO
4
t
H-C=O +2Cu (OH)
2
→ H-C=O +Cu
2
O↓ +2H
2
O
голубой осадок
кирпично-
Н ОН
красный
осадок
Реакции полимеризации характерны для низших альдегидов. Мы с вами познакомимся с
линейной полимеризацией, а на примере метаналя.
Способы получения:
Запишите известные вам реакции, лежащие в основе получения альдегидов.(окисление
спиртов оксидом меди (11), реакция Кучерова, окисления гомологов бензола.)
К этому я хочу лишь добавить, что в промышленности альдегиды получают различными
способами. Экономически более выгодно получать метаналь непосредственно окислением
метана кислородом воздуха в специальном реакторе:
Чтобы не дать метану окисляются, смесь метана с воздухом через зону реакции
пропускают с большой скоростью. Наибольшее значение в жизнедеятельности человека
играют два альдегида: метаналь и этаналь.
Сообщение учащихся
О применении и биологической роли, которых в жизни человека мы послушаем
сообщения.
Применение альдегидов.
Наибольшее применение имеют формальдегид и ацетальдегид. Формальдегид
используется обычно в виде формалина. В сельском хозяйстве формалин необходим для
протравливания семян. Широко он применяется в кожевенниковом производстве, так как
оказывает дубящее действие на белок кожи.
Для сохранения биологических препаратов. Взаимодействием формальдегида с аммиаком
получают лекарственное вещество- уротропин. На основе формальдегида получают
фенолформальдегидные пластмассы, из которых готовят электротехнические изделия,
детали машин.
Ацетальдегид используется для производства уксусной кислоты. Также получают
этиловый спирт.
5. Закрепление изученного материала.
И заканчивая наше знакомство с альдегидами, я хочу еще раз обратить ваше внимание на
тесную связь между классами органических веществ.
Как мы выражаем эту связь? ( с помощью цепочки превращения).
Осуществить превращения:
Этанол
ацетальдегид (этаналь)
уксусная кислота
6. Домашнее задание.
7. Подведение итога урока (оценивается активность учащихся).