Автор: Карапетьян Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №1 "Сказка"
Населённый пункт: п.Джубга Туапсинский район
Наименование материала: Проект
Тема: Проект «Веселая водичка» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА» ПГТ.ДЖУБГА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Проект «Веселая водичка» по адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям детского
сада
Воспитатель
: Карапетьян С. А.
Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Веселая водичка»
«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».
В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие
воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить
рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими
возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка
позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого
потенциала детей в играх с водой.
Задачи проекта:
преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому
саду;
регулирование их психоэмоционального состояния;
снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации
детей.
Участники проекта: воспитанники 1младшей группы, их родители.
Сроки проведения проекта: сентябрь-ноябрь
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение
художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные потешки;
пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов,
проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках
проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам
адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой
в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.
Актуальность проекта «Веселая водичка»
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям,
сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого
ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных
факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима
питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно
для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при
поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время
идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни –
знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство
вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою
очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и
быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный
период.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский
сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и
чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал
поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также
следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не
сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не
развиты.
С поступлением ребенка 1.6-2 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни
происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые
требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение,
таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти
изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую
ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим
реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая
регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как
следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики,
психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мной был разработан проект по адаптации детей к детскому
саду «Веселая водичка».
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы;
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в
адаптационный период;
Составление плана работы и подбор методик;
Анкетирование родителей;
Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями;
информационных листов с кратким материалом по адаптации;
Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);
Подготовка места для игр с водой
2-й этап «Основной»
Реализация проекта (см. таблицу).
3-й этап «Заключительный»
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в
детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ;
- правила поведения в ДОУ;
- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.
Перспективный план реализации проекта «Веселая водичка»
СЕНТЯБРЬ Утро радостных
встреч
«Ловля рыбок»
Создание благоприятного и
радостного настроения,
ловкости.
Воспитатель
Опыты и
эксперименты «Узнай,
какая вода»
Выявление свойств воды
(прозрачная, без запаха,
растворяет некоторые
вещества, имеет вес)
Воспитатель
Самостоятельная
деятельность в воде
«Тонет - не тонет»
Создание благоприятной
адаптации, развитие
творческого потенциала
детей в игре с водой
Воспитатель
Опыты и
эксперименты
«Мыльные перчатки»
Знакомство со свойствами
мыла при смешивании с
водой
Воспитатель
Режимные моменты
«Будем пить»
Формирование
представления о том, что
вода не имеет вкуса, запаха
Воспитатель
Опыты и
эксперименты
«Теплая-холодная-
горячая»
Формирование
представлений о том, что
вода может быть теплой,
холодной, горячей
Воспитатель
Пальчиковая
гимнастика:
«Водичка и дождик»,
«Лодочка», «Рыбки
весело резвятся»
Закрепление представлений
о чистоте и опрятности.
Воспитатель
Опыты и
эксперименты
«Прятки»
Формирование
представления о том, что
вода может быть
прозрачной и мутной
Воспитатель
Подвижная игра
«Солнышко и
дождик»
Развитие у детей ловкости и
быстроты реакции, умения
внимательно слушать,
действовать по сигналу
Воспитатель
Консультации для
родителей по теме
«Адаптация детей»
(папка для родителей)
Расширение знаний
родителей об
адаптационном периоде
(советы, рекомендации –
групповые и
индивидуальные)
Режимные моменты
«Водичка -
умывалочка»
Закрепить формирование
культурно-гигиенических
навыков у ребенка
Воспитатель
Чтение
художественной
литературы
Знакомство с
произведениями
художественной литературы
по теме проекта – В. Сутеев
«Кораблик»
,
Воспитатель
ОКТЯБРЬ
Утро радостных
встреч
«Игры-забавы с
мыльными
пузырями»
Развитие ловкости
Воспитатель
Режимные моменты
«Помощники»
Формирование
представления о том, что
предметы станут чище, если
их помыть
Воспитатель
Чтение
художественной
литературы
Знакомство с
произведениями
художественной литературы
по теме проекта –
К.Чуковский «Мойдодыр»
Воспитатель
Дидактическая игра:
Закрепление представлений
Воспитатель
«Водичка, водичка,
умой мое личико»
о чистоте и опрятности,
формирование у ребенка
стремления научить
умываться и мыться
Опыты и
эксперименты
«Воздух и вода»
Формирование
представлений о том, что в
воде нет воздуха
Воспитатель
Самостоятельная
деятельность в воде
«Ловля рыбок»
Совершенствование умения
пользования предметами по
назначению
Воспитатель
Физкультминутка
«Тихо плещется вода»
Создание у детей хорошего,
радостного настроения
Воспитатель
Опыты и
эксперименты
«Вкусная водичка»
Формирование
представления о том, что
некоторые вещества,
растворяясь, могут
передавать воде свой вкус
(сахар, соль, аскорбинка)
Воспитатель
Дидактическая игра
«Помоем посуду»
Закрепление привычки к
чистоте и опрятности,
формирование у ребенка
культурно-гигиенических
навыков
Воспитатель
Подвижная игра
«Пузырь»
Развитие у детей ловкости и
быстроты реакции, умения
внимательно слушать,
действовать по сигналу
Воспитатель
Опыты и
эксперименты
«Экологическая
сказка»
Исследование влияния на
воду природного материала
Воспитатель
Пальчиковая
Развитие мелкой моторики
Воспитатель
гимнастика:
«Кораблик»,
«Стираем белье»,
«Моем посуду»
пальцев рук, формирование
положительных эмоций
НОЯБРЬ
Наблюдение на
прогулке за тучками,
дождем
Обсуждение с детьми о
природных явлениях.
Воспитатель
Утро радостных
встреч
«Игры-забавы с
водой»
Развитие творческого
потенциала у детей,
создание благоприятной
адаптации
Воспитатель
Пальчиковая
гимнастика:
«Куда бежишь
водичка», «Моем
руки», «Стираем
белье»
Развитие мелкой моторики
пальцев рук, кисти.
Воспитатель
Опыты и
эксперименты
«Экологическая
сказка»
Исследование причины
загрязнения воды
Воспитатель
Режимные моменты
«Помоем ручки»
Закрепление представлений
о культурно-гигиенических
навыках ребенка
Воспитатель
Чтение потешек по
теме проекта:
«Шла купаться
черепаха», «Кран
откройся, нос
умойся», «Буль, буль,
буль»
Знакомство с потешками по
теме проекта, расширение
словарного запаса
Воспитатель
Дидактическая игра
«Капельки и тучки»
Развитие у детей внимания
и быстроты реакции,
умения внимательно
слушать, действовать по
сигналу
Воспитатель
Чтение
художественной
литературы
Знакомство с
произведениями
художественной литературы
по теме проекта – Н.
Калинкина «Как Вася ловил
рыбу»
Воспитатель
Опыты и
эксперименты
«Вода - жидкая,
течет»
Знакомство со свойствами
воды, почему она жидкая и
течет.
Воспитатель
Физкультминутка:
«Тихо плещется
вода», «Речка»
Создание у детей хорошего,
радостного настроения
Воспитатель
Дидактическая игра
«Тучка»
Сенсорное развитие.
Развитие речи, активация
словаря
Воспитатель
Самостоятельная
деятельность
«Помощники»
Формирование
представления о том, что
предметы станут чище, если
их помыть
Воспитатель