Напоминание

"Развитие художественно – эстетических способностей у детей дошкольного возраста в совместной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – рисование песком."


Автор: Топоркова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 89" Умка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельской облати
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие художественно – эстетических способностей у детей дошкольного возраста в совместной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – рисование песком."
Раздел: дошкольное образование





Назад




О. Г. Топоркова

МБДОУ № 89 «Умка»

г. Северодвинск

Развитие художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста в совместной

деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование песком.

Современное дошкольное образование предполагает активное внедрение интересных и

развивающих методов и технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Они выступают

инструментом в создании и развитии конкурентной образовательной среды, направленной на развитие

личности ребёнка.

Одной из современных и высоко мотивационных технологий развития ребёнка является рисование

песком. Это новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности. Дети создают на песке

неповторимые шедевры руками. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство

песка".

Песок

-

та

же

краска,

только

работает

по

принципу

"света

и

тени",

прекрасно

передает

человеческие

чувства,

мысли

и

стремления. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и

портреты,

и

натюрморты,

и

абстракции. Использование

техники

«Рисование

песком»

в

работе

с

дошкольниками дает возможность:

Гармонизировать психоэмоциональное состояние;

Формировать установку на положительное отношение к себе;

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое

мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;

Коммуникативные навыки;

Развивать творческий потенциал;

Тренировать мелкую моторику рук.

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость,

приятная шершавость, - которые действуют на ребёнка завораживающе.

Положительные моменты в работе с песком

Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос, песочные столы - планшеты.

Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок.

Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество

раз.

Учитывая это, мы разработали программу

художественно- эстетического развития «Рисуем песком»,

которая направлена на обучение детей 5 – 7 лет технике рисования песком.

Цель

нашей

работы

-развитие

художественно-эстетических

способностей

детей

старшего

дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной техники рисования - рисования песком

.

Задачи:

1. Изучить передовой теоретический и практический опыт в области использования нетрадиционной

техники рисования - рисование песком в работе с детьми дошкольного возраста

2. Создать условия для повышения мотивации ребёнка к занятиям по рисованию песком.

3. Разработать и реализовать систему работы по обучению детей технике рисования песком.

Наша работа состояла из трёх этапов по обучению детей нетрадиционной технике рисования -

рисования песком

На первом этапе мы изучили передовой опыт отечественных и зарубежных педагогов в области

обучения детей технике рисования песком: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н.

Васильевой, М. Зейц и

др. Отобрали методы и формы в работе с детьми, а так же ИКТ средства, как

одновременное воспроизведение в виде текста, графического изображения звука, речи и видео,

На втором этапе создали необходимые условия для детей в работе по обучению технике рисования

песком

с

использованием

средств

ИКТ:

интерактивная

доска,

компьютер,

цифровой

фотоаппарат,

видеокамера, сканер. Оснастили комнату - «Волшебный песок» столами - планшетами со

стеклянной

поверхностью

и

подсветкой,

которые

дают

возможность

детям

самостоятельно

выбрать

фон

для

выражения своих эмоций в рисунках на песке, для рисования - приобрели кварцевый песок, его структура

позволяет детям очень качественно выполнять рисунки. Всё это было необходимо для развития интереса у

детей к совместной деятельности и повышения уровня познавательной и мотивационной активности.

Создав условия, отобрав методы и формы работы и средства ИКТ, мы приступили к третьему этапу

нашей работы, были поставлены задачи по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования -

рисования песком.

Задачи:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование песком;

Учить приёмам рисования песком: кулаком, ладонью, большим пальцем, мизинцами, насыпание

из кулачка, подчинять эффект света и тени для передачи своего замысла;

Развивающие

Развивать у детей художественно-эстетический вкус;

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

Развивать

познавательные

процессы

(восприятие,

внимание,

память,

образно-логическое

мышление, пространственное воображение);

Развивать у детей способности работать одновременно с использованием нескольких пальцев,

симметрично двумя руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую

моторику рук и глазомер;

Воспитательные:

Воспитывать понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения

к нему;

Воспитывать у детей технику безопасности при работе с песком ;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы;

Работа проводилась в течение двух лет в кружке «Волшебный песок». Обучающие занятия

проводились

один

раз

в

неделю

на

протяжении

всего

учебного

года,

но

кроме

того

дети

могли

самостоятельно

заниматься

с

песком

создавая

разнообразные

сюжеты,

отражающие

тему

недели

и

интересы детей.

На первом году обучения с детьми 5- 6 лет

состоялось знакомство с нетрадиционной техникой

рисования – рисование песком, со свойствами песка, правилами в работе с песком. Просматривая видео -

уроки по обучению технике рисования песком, дети изучали приёмы рисования песком, такие как:

рисование кулаком, ладонью, большим пальцем, мизинцами, насыпанием из кулачка. Все работы детей

фотографировались и размещались на страничке нашей группы. В конце года совместно с родителями

был создан и подарен детям слайд - фильм «Наш вернисаж» (работы детей за весь год) .

Дети 6 - 7 лет с помощью видео - уроков, мастер - классов, презентаций по обучению технике рисования

песком совершенствовали приёмы в рисовании песком такие как: рисование одновремённо двумя руками

и учились подчинять эффект света и тени. Работы детей стали интереснее, сложнее, как по замыслу, так

и по сюжету. Чтобы видеть значимость

полученных знаний, предложили детям, поучаствовать в

конкурсах «Рисуем песком» сначала в группе, а потом уже городского и российского уровня. Качество

работ в технике рисование песком позволило детям занимать призовые места. В конце года родители

помогли создать видео - фильм «Песочные фантазии» и презентовать его детям на последнем занятии

кружка.

В результате систематической работы дети добились высоких результатов, научились работать кистью и

пальчиками обеих рук, движения рук при рисовании стали точными, плавными, изящными. Повысилась

регуляция силы движения, амплитуды, скорости и ритмичности. Дети умеют изменять направление руки

при рисовании, гармонично сочетать способы рисования песком, сюжеты стали разнообразнее, сложнее, а

самое главное у детей повысился интерес к рисованию песком.

Мы убедились на практике в важности и необходимости использования современных технологий.

Нетрадиционная

техника

рисования

-

рисование

песком,

позволила

сделать

работу

интереснее,

эффективнее, комфортнее с детьми дошкольного возраста.

Список литературы

1.

Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.

2.

Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.

3.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники