Автор: Топоркова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 89" Умка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельской облати
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие художественно – эстетических способностей у детей дошкольного возраста в совместной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – рисование песком."
Раздел: дошкольное образование
О. Г. Топоркова
МБДОУ № 89 «Умка»
г. Северодвинск
Развитие художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста в совместной
деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование песком.
Современное дошкольное образование предполагает активное внедрение интересных и
развивающих методов и технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Они выступают
инструментом в создании и развитии конкурентной образовательной среды, направленной на развитие
личности ребёнка.
Одной из современных и высоко мотивационных технологий развития ребёнка является рисование
песком. Это новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности. Дети создают на песке
неповторимые шедевры руками. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство
песка".
Песок
-
та
же
краска,
только
работает
по
принципу
"света
и
тени",
прекрасно
передает
человеческие
чувства,
мысли
и
стремления. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и
портреты,
и
натюрморты,
и
абстракции. Использование
техники
«Рисование
песком»
в
работе
с
дошкольниками дает возможность:
Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
Формировать установку на положительное отношение к себе;
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое
мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;
Коммуникативные навыки;
Развивать творческий потенциал;
Тренировать мелкую моторику рук.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость,
приятная шершавость, - которые действуют на ребёнка завораживающе.
Положительные моменты в работе с песком
Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос, песочные столы - планшеты.
Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок.
Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.
Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество
раз.
Учитывая это, мы разработали программу
художественно- эстетического развития «Рисуем песком»,
которая направлена на обучение детей 5 – 7 лет технике рисования песком.
Цель
нашей
работы
-развитие
художественно-эстетических
способностей
детей
старшего
дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной техники рисования - рисования песком
.
Задачи:
1. Изучить передовой теоретический и практический опыт в области использования нетрадиционной
техники рисования - рисование песком в работе с детьми дошкольного возраста
2. Создать условия для повышения мотивации ребёнка к занятиям по рисованию песком.
3. Разработать и реализовать систему работы по обучению детей технике рисования песком.
Наша работа состояла из трёх этапов по обучению детей нетрадиционной технике рисования -
рисования песком
На первом этапе мы изучили передовой опыт отечественных и зарубежных педагогов в области
обучения детей технике рисования песком: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н.
Васильевой, М. Зейц и
др. Отобрали методы и формы в работе с детьми, а так же ИКТ средства, как
одновременное воспроизведение в виде текста, графического изображения звука, речи и видео,
На втором этапе создали необходимые условия для детей в работе по обучению технике рисования
песком
с
использованием
средств
ИКТ:
интерактивная
доска,
компьютер,
цифровой
фотоаппарат,
видеокамера, сканер. Оснастили комнату - «Волшебный песок» столами - планшетами со
стеклянной
поверхностью
и
подсветкой,
которые
дают
возможность
детям
самостоятельно
выбрать
фон
для
выражения своих эмоций в рисунках на песке, для рисования - приобрели кварцевый песок, его структура
позволяет детям очень качественно выполнять рисунки. Всё это было необходимо для развития интереса у
детей к совместной деятельности и повышения уровня познавательной и мотивационной активности.
Создав условия, отобрав методы и формы работы и средства ИКТ, мы приступили к третьему этапу
нашей работы, были поставлены задачи по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования -
рисования песком.
Задачи:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование песком;
Учить приёмам рисования песком: кулаком, ладонью, большим пальцем, мизинцами, насыпание
из кулачка, подчинять эффект света и тени для передачи своего замысла;
Развивающие
Развивать у детей художественно-эстетический вкус;
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;
Развивать
познавательные
процессы
(восприятие,
внимание,
память,
образно-логическое
мышление, пространственное воображение);
Развивать у детей способности работать одновременно с использованием нескольких пальцев,
симметрично двумя руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую
моторику рук и глазомер;
Воспитательные:
Воспитывать понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения
к нему;
Воспитывать у детей технику безопасности при работе с песком ;
Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы;
Работа проводилась в течение двух лет в кружке «Волшебный песок». Обучающие занятия
проводились
один
раз
в
неделю
на
протяжении
всего
учебного
года,
но
кроме
того
дети
могли
самостоятельно
заниматься
с
песком
создавая
разнообразные
сюжеты,
отражающие
тему
недели
и
интересы детей.
На первом году обучения с детьми 5- 6 лет
состоялось знакомство с нетрадиционной техникой
рисования – рисование песком, со свойствами песка, правилами в работе с песком. Просматривая видео -
уроки по обучению технике рисования песком, дети изучали приёмы рисования песком, такие как:
рисование кулаком, ладонью, большим пальцем, мизинцами, насыпанием из кулачка. Все работы детей
фотографировались и размещались на страничке нашей группы. В конце года совместно с родителями
был создан и подарен детям слайд - фильм «Наш вернисаж» (работы детей за весь год) .
Дети 6 - 7 лет с помощью видео - уроков, мастер - классов, презентаций по обучению технике рисования
песком совершенствовали приёмы в рисовании песком такие как: рисование одновремённо двумя руками
и учились подчинять эффект света и тени. Работы детей стали интереснее, сложнее, как по замыслу, так
и по сюжету. Чтобы видеть значимость
полученных знаний, предложили детям, поучаствовать в
конкурсах «Рисуем песком» сначала в группе, а потом уже городского и российского уровня. Качество
работ в технике рисование песком позволило детям занимать призовые места. В конце года родители
помогли создать видео - фильм «Песочные фантазии» и презентовать его детям на последнем занятии
кружка.
В результате систематической работы дети добились высоких результатов, научились работать кистью и
пальчиками обеих рук, движения рук при рисовании стали точными, плавными, изящными. Повысилась
регуляция силы движения, амплитуды, скорости и ритмичности. Дети умеют изменять направление руки
при рисовании, гармонично сочетать способы рисования песком, сюжеты стали разнообразнее, сложнее, а
самое главное у детей повысился интерес к рисованию песком.
Мы убедились на практике в важности и необходимости использования современных технологий.
Нетрадиционная
техника
рисования
-
рисование
песком,
позволила
сделать
работу
интереснее,
эффективнее, комфортнее с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
1.
Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.
2.
Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.
3.
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».