Напоминание

"Влияние сюжетно–ролевой игры на социально–коммуникативное развитие дошкольника"


Автор: Пономарева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №58 "Жемчужинка"
Населённый пункт: город Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Влияние сюжетно–ролевой игры на социально–коммуникативное развитие дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Влияние сюжетно - ролевой игры на социально -

коммуникативное развитие дошкольника».

По доминирующей деятельности: игровой, развивающий.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – август).

Заявитель: дети старшей группы.

Автор проекта:

Воспитатель: Пономарева Ольга Александровна.

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании

детей является:

«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность.

Актуальность проекта.

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования

является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного

развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной

адаптации и социализации в детское сообщество.

В документах ФГОС ДО к основным характеристикам социально –

коммуникативного развития детей относятся: положительное отношение к

себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и

сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей,

радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление

инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности,

общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и

правил в разных видах деятельности.

Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально – коммуникативного

развития детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и

ценностей, принятых в обществе.

2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их

эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

3. Способствовать становлению самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к

своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.

5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,

на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.

Решение данных задач может эффективно осуществляться

посредством СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л. С.

ВЫГОТСКИЙ отмечал, что у дошкольников игра и занятие, игра и труд

образуют два основных русла, по которым протекает деятельность ребенка.

Именно игра является неиссякаемым источником развития личности.

Основной ценностью игровой деятельности является то, что она

обладает наибольшими возможностями для приобретения социального

опыта, развития коммуникативных навыков детей.

Игра, как никакая другая деятельность позволяет на самых ранних

стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы

общения.

Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность

психических процессов, способствуя их развитию. Согласно структуре

сюжетно – ролевой игры, одним из ее центральных компонентов выступает

роль, то есть соответствующий принятый в обществе нормам и правилам

способ поведения людей в различных ситуациях.

СТРУКТУРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

НАЗЫВАЮТ РОЛЬ, СЮЖЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВИЛА, ИГРОВЫЕ

ДЕЙСТВИЯ, ИГРОВЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕДМЕТЫ-

ЗАМЕСТИТЕЛИ, ВООБРАЖАЕМУЮ СИТУАЦИЮ, ПАРТНЕРА ПО ИГРЕ.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не

так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным

нормам и правилам поведения.

Выполняя роли, ребенок учится сдерживать свои непосредственные

побуждения, поступаться, ограничивать свои личные желания для того,

чтобы продемонстрировать общественно – значимый одобряемый образец

поведения.

Сюжетно - ролевые игры в основе своей построены на замысле.

Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей

действительностью, осуществляя его, ребенок действует по определенным

правилам.

В сюжетно - ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются

детьми и определяют взаимоотношения между ними. Несмотря на

исследования сюжетно – ролевой игры, определить однозначно ее

сущность не так – то просто. Эта деятельность содержит в себе и

совместимые, и противоречивые начала. Она является одновременно

свободной и жестко регламентированной, фантастической и реальной,

эмоциональной и рациональной.

Развитие сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте, по

мнению Д. Б. ЭЛЬКОНИНА, является свидетельством возрастающей связи

ребенка с обществом, особой связи, которая характерна для данного

возраста.

Ролевые игры не просто представляют жизнь ребенка, они являются

проявлением свободы их деятельности, в которой, фантазируя и подражая,

они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Содержание ролей,

которые берут на себя дети и которые реализуют посредством основных

игровых действий, учат их основным навыкам общения в обществе между

людьми.

Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы

показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА ВЫСТУПАЕТ КАК ОДНО ИЗ

ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, потому что в ней создаются

предпосылки для развития эмпатии, принятия общественных норм и

правил, развития навыков взаимодействия, саморегуляции.

Цель проекта:

Повышение познавательной активности и уровня социально –

коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

посредством сюжетно – ролевой игры.

Задачи:

1. Стимулировать познавательную активность детей в игровой

деятельности;

2. Развивать коммуникативные, творческие умения, приобретение

социального опыта;

3. Развивать умение выбирать адекватные способы общения в

разрешении проблемных ситуаций и реализовать их в процессе игрового

взаимодействия;

4. Создать условия для сплочения детского коллектива: стимулировать

детей к пониманию чувств других, стремлению оказывать поддержку и

сопереживать;

5. Способствовать формированию у детей саморегуляции и

произвольного поведения.

Этапы проекта.

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Подготовительный этап.

1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме

проекта.

2. Создать условия для предметно – пространственной развивающей

среды (игровые центры) с учетом места, времени в режиме дня.

3. Создать материально – игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты,

предметы – заменители, бросовый материал который дети используют во

время сюжетно – ролевых игр.

4. Составить перспективное планирование сюжетно – ролевых игр на год

(сентябрь – август).

5. Разработать план взаимодействия с родителями через различные

формы (анкетирование, беседа, консультация, родительское собрание,

информационное оформление стендов.

6. Информационная работа с педколлективом.

Основной этап.

1. Работа по обогащению жизненного и игрового опыта детей:

а) чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание

пословиц и поговорок о труде, профессиях, о дружбе;

б) рассматривание иллюстраций, картин;

в) дидактическая игра «Профессии»;

г) беседы с детьми на тему «Кем я хочу стать когда выросту?»

д) использовать различные методы и приемы такие как: наблюдения,

экскурсии, встречи с людьми разных профессий, этические беседы,

непосредственное участие воспитателя в игре.

2. Разработка социально – игровых ситуаций и внедрение

их в игровую деятельность.

3. Анкетирование родителей.

Заключительный этап.

Анализ, результативность и перспективность социально –

коммуникативного развития детей через сюжетно – ролевые игры.

Ожидаемый результат.

1. В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность,

пополнить свои знания о профессиях.

2. Дети получат положительный опыт игрового коллективного

взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские

отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся

договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы,

находить общие решения.

3. Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный

вариант игры.

4. Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и

взаимоконтроля.

Выводы.

•Формирование основ социально – коммуникативного развития с

помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию

личности, оказывает положительное влияние на всю последующую

деятельность человека в обществе.

•Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во

взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии

интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают

развитию мышления.

•Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм

человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений.

Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в

основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль

самого ребенка.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники