Напоминание

Коррекционная направленность уроков русского языка для младших школьников с дисграфией.


Автор: Шумакова Анна Олеговна
Должность: магистр
Учебное заведение: ЮУРГПпУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная направленность уроков русского языка для младших школьников с дисграфией.
Раздел: высшее образование





Назад




Коррекционная направленность уроков русского языка для младших

школьников с дисграфией.

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс

постоянной

передачи

предшествующими

поколениями

последующим

социально

значимого

опыта,

представляющий

собой

в

онтогенетическом

плане биосоциальный процесс становления личности. В данном процессе

можно

выделить

три

основных

структурных

аспекта:

познавательный,

обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических

свойств личности, а также физическое и умственное развитие. [1]

Следовательно, в образование входит три основные части: обучение,

воспитание

и

развитие.

Данные

части,

выступающие

едино,

органично

связаны

друг

с

другом,

и

выделять,

разграничивать

их

невозможно,

и

нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы [2].

Система специальных психолого-педагогических, социокультурных и

лечебных

мероприятий,

направленных

на

преодоление

или

ослабление

недостатков

психофизического

развития

детей

с

ограниченными

возможностями,

сообщение

им

доступных

знаний,

умений

и

навыков,

развитие и формирование их личности в целом, все это, представляет собой

коррекционное

образование

или

коррекционную

учебно-воспитательную

работу.

Сущностью

коррекционного

образования

является

формирование

психофизических функций ребенка и обогащение его практического опыта

наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него

нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения [3].

Согласно

Тупоногову

Б.

К.

содержание

образовательного

коррекционного процесса состоит:

1.Коррекционное обучение - это усвоение знаний о путях и средствах

преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов

применения полученных знаний;

2.Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств

и

качеств

личности,

инвариантных

предметной

специфике

деятельности

(познавательной,

трудовой,

эстетической

и

т.д.),

позволяющих

адаптироваться в социальной среде;

3.Коррекционное

развитие

-

это

исправление

(преодоление)

недостатков

умственного

и

физического

развития,

совершенствование

психических

и

физических

функций,

сохранной

сенсорной

сферы

и

нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

По

мнению

Выготского

Л.С.

в

основе

функционирования

коррекционной

педагогической

системы

находятся

положения,

сформулированные

в

рамках,

разработанной

им

теории

культурно-

исторического

развития

психики:

сложность

структуры

(специфические

особенности)

дефекта,

общие

закономерности

развития

нормального

и

аномального ребенка. Целью коррекционной работы по Выготскому Л.С.

должна

выступать

ориентация

на

всестороннее

развитие

аномального

ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его

недостатков. Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно

могут

осуществляться

лишь

в

процессе

развивающего

обучения,

при

максимальном

использовании

сензитивных

периодов

и

опоре

на

зоны

актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается

не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда,

важнейшей

задачей

коррекционного

обучения

является

-

постепенный

и

последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального

развития ребенка [4].

Учебный предмет русский язык, является ведущим, так как от его

усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Русский

язык служит базой общения и изучения других школьных дисциплин.

Значительный

процент

среди

других

нарушений

речи

составляет

дисграфия,

встречающаяся

у

учащихся

массовых

школ.

Она

является

серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных

этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного

языка.

Некоторые

учителя

считают

дисграфические

ошибки

вызваны

личностными

качествами

учеников:

небрежным

отношением

к

работе,

невнимательностью при письме, неумением слушать объяснение учителя и т.

п.

На

самом

деле

в

основе

подобных

ошибок

лежат

более

серьезные

причины:

несформированность

фонетико-фонематической

и

лексико-

грамматической сторон речи.

Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины,

лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и

продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа

тесно

связана

с

процессом

обучения.

Логопед

не

дублер

учителя

и

не

репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у

детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения

и правильного применения учащимися грамматических правил, т. е. подвести

учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой

закрепить

учебный

материал,

данный

учителем,

связанный

с

коррекционным процессом.

Логопеду

следует

помнить,

что

еще

одной

из

основных

его

задач

является воспитание у детей языкового чутья, и при планировании занятий

это необходимо учитывать.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует

успешному

усвоению

учащимися

материала

по

родному

языку

в

целом.

Учитывая

то,

что

дети

с

дисграфией

уже

с

первого

класса

отстают

в

овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических

правил,

необходимо

начинать

работу

по

предупреждению

дисграфии

с

первого класса [5].

Что

бы

данная

работа

была

более

эффективной

необходимо

сотрудничество

учителя

начальных

классов

и

учителя-логопеда.

Каждый

учитель

начальных

классов

должен

знать,

с

какими

ошибками

нужно

обращаться к логопеду, когда ребенку нужна именно логопедическая помощь.

Таким образом, задачей логопеда является четкое разграничение для учителя

начальных классов специфические и орфографические ошибки, а второй

задачей

обратить

внимание

учителя

на

то,

что

ошибки

специфического

характера

не

должны

засчитываться

при

оценки

письменной

работы

учащегося.

Сотрудничество

учителя-логопеда

и

учителя

начальных

классов

не

будет полноценным, если логопед не вникает во все тонкости школьной

программы по русскому языку и чтению. После подробной консультации с

учителем

логопед

может

сделать

коррекционную

работу

доступной

для

детей, обучающихся по разным программам, выработать единые требования

к ученику со стороны учителя начальных классов и учителя-логопеда.

Таким образом, коррекционная направленность уроков русского языка

для младших школьников с дисграфией, заключается в том что логопед не

является

дублером

учителя,

так

же

он

и

не

репетитор,

выполняя

свою

основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен

создать

платформу

для

успешного

усвоения

и

правильного

применения

учащимися грамматических правил, т. е. подвести учеников к пониманию

грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный

материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.

Список литературы:

1.

Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989

2.

Тупоногов

Б.К.

Коррекционно-педагогическая

работа

в

системе

образования детей с нарушениями умственного и физического развития

// Дефектология. - 1994. - №4.

3.

Зайцев Д.В., Зайцева Н.В Основы коррекционной педагогики. Учебно -

методическое

пособие

/

Авторы-сост.

Зайцев

Д.В.,

Зайцева

Н.В.,

Педагогический институт Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. -- 110 с.с.71

4.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление

и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М., 1956.

5.

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов: Кн. для логопедов.——М.: Просвещение, 1991.—

224 с: ил.с.3



В раздел образования