Автор: Шумакова Анна Олеговна
Должность: магистр
Учебное заведение: ЮУРГПпУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная направленность уроков русского языка для младших школьников с дисграфией.
Раздел: высшее образование
Коррекционная направленность уроков русского языка для младших
школьников с дисграфией.
Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс
постоянной
передачи
предшествующими
поколениями
последующим
социально
значимого
опыта,
представляющий
собой
в
онтогенетическом
плане биосоциальный процесс становления личности. В данном процессе
можно
выделить
три
основных
структурных
аспекта:
познавательный,
обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических
свойств личности, а также физическое и умственное развитие. [1]
Следовательно, в образование входит три основные части: обучение,
воспитание
и
развитие.
Данные
части,
выступающие
едино,
органично
связаны
друг
с
другом,
и
выделять,
разграничивать
их
невозможно,
и
нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы [2].
Система специальных психолого-педагогических, социокультурных и
лечебных
мероприятий,
направленных
на
преодоление
или
ослабление
недостатков
психофизического
развития
детей
с
ограниченными
возможностями,
сообщение
им
доступных
знаний,
умений
и
навыков,
развитие и формирование их личности в целом, все это, представляет собой
коррекционное
образование
или
коррекционную
учебно-воспитательную
работу.
Сущностью
коррекционного
образования
является
формирование
психофизических функций ребенка и обогащение его практического опыта
наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него
нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения [3].
Согласно
Тупоногову
Б.
К.
содержание
образовательного
коррекционного процесса состоит:
1.Коррекционное обучение - это усвоение знаний о путях и средствах
преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов
применения полученных знаний;
2.Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств
и
качеств
личности,
инвариантных
предметной
специфике
деятельности
(познавательной,
трудовой,
эстетической
и
т.д.),
позволяющих
адаптироваться в социальной среде;
3.Коррекционное
развитие
-
это
исправление
(преодоление)
недостатков
умственного
и
физического
развития,
совершенствование
психических
и
физических
функций,
сохранной
сенсорной
сферы
и
нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
По
мнению
Выготского
Л.С.
в
основе
функционирования
коррекционной
педагогической
системы
находятся
положения,
сформулированные
в
рамках,
разработанной
им
теории
культурно-
исторического
развития
психики:
сложность
структуры
(специфические
особенности)
дефекта,
общие
закономерности
развития
нормального
и
аномального ребенка. Целью коррекционной работы по Выготскому Л.С.
должна
выступать
ориентация
на
всестороннее
развитие
аномального
ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его
недостатков. Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно
могут
осуществляться
лишь
в
процессе
развивающего
обучения,
при
максимальном
использовании
сензитивных
периодов
и
опоре
на
зоны
актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается
не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда,
важнейшей
задачей
коррекционного
обучения
является
-
постепенный
и
последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального
развития ребенка [4].
Учебный предмет русский язык, является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Русский
язык служит базой общения и изучения других школьных дисциплин.
Значительный
процент
среди
других
нарушений
речи
составляет
дисграфия,
встречающаяся
у
учащихся
массовых
школ.
Она
является
серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных
этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного
языка.
Некоторые
учителя
считают
дисграфические
ошибки
вызваны
личностными
качествами
учеников:
небрежным
отношением
к
работе,
невнимательностью при письме, неумением слушать объяснение учителя и т.
п.
На
самом
деле
в
основе
подобных
ошибок
лежат
более
серьезные
причины:
несформированность
фонетико-фонематической
и
лексико-
грамматической сторон речи.
Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины,
лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и
продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа
тесно
связана
с
процессом
обучения.
Логопед
не
дублер
учителя
и
не
репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у
детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения
и правильного применения учащимися грамматических правил, т. е. подвести
учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой
—
закрепить
учебный
материал,
данный
учителем,
связанный
с
коррекционным процессом.
Логопеду
следует
помнить,
что
еще
одной
из
основных
его
задач
является воспитание у детей языкового чутья, и при планировании занятий
это необходимо учитывать.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует
успешному
усвоению
учащимися
материала
по
родному
языку
в
целом.
Учитывая
то,
что
дети
с
дисграфией
уже
с
первого
класса
отстают
в
овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических
правил,
необходимо
начинать
работу
по
предупреждению
дисграфии
с
первого класса [5].
Что
бы
данная
работа
была
более
эффективной
необходимо
сотрудничество
учителя
начальных
классов
и
учителя-логопеда.
Каждый
учитель
начальных
классов
должен
знать,
с
какими
ошибками
нужно
обращаться к логопеду, когда ребенку нужна именно логопедическая помощь.
Таким образом, задачей логопеда является четкое разграничение для учителя
начальных классов специфические и орфографические ошибки, а второй
задачей
обратить
внимание
учителя
на
то,
что
ошибки
специфического
характера
не
должны
засчитываться
при
оценки
письменной
работы
учащегося.
Сотрудничество
учителя-логопеда
и
учителя
начальных
классов
не
будет полноценным, если логопед не вникает во все тонкости школьной
программы по русскому языку и чтению. После подробной консультации с
учителем
логопед
может
сделать
коррекционную
работу
доступной
для
детей, обучающихся по разным программам, выработать единые требования
к ученику со стороны учителя начальных классов и учителя-логопеда.
Таким образом, коррекционная направленность уроков русского языка
для младших школьников с дисграфией, заключается в том что логопед не
является
дублером
учителя,
так
же
он
и
не
репетитор,
выполняя
свою
основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен
создать
платформу
для
успешного
усвоения
и
правильного
применения
учащимися грамматических правил, т. е. подвести учеников к пониманию
грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный
материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.
Список литературы:
1.
Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989
2.
Тупоногов
Б.К.
Коррекционно-педагогическая
работа
в
системе
образования детей с нарушениями умственного и физического развития
// Дефектология. - 1994. - №4.
3.
Зайцев Д.В., Зайцева Н.В Основы коррекционной педагогики. Учебно -
методическое
пособие
/
Авторы-сост.
Зайцев
Д.В.,
Зайцева
Н.В.,
Педагогический институт Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. -- 110 с.с.71
4.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление
и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М., 1956.
5.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: Кн. для логопедов.——М.: Просвещение, 1991.—
224 с: ил.с.3