Напоминание

"Тактика поведения и практические рекомендации для родителей при упрямстве детей дошкольного возраста"


Автор: Кушникова Нина Геннадьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 106"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Тактика поведения и практические рекомендации для родителей при упрямстве детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тактика поведения и практические рекомендации для родителей

при упрямстве детей дошкольного возраста

Упрямые

дети

доставляют

массу

неприятностей

родителям,

и

те

единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все

такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности

своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в

глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность. Скорее всего это

происходит, так как в группе всегда есть кто-то мешающий спокойному

течению ее жизни в гораздо большей степени. Но и симпатии к таким детям

педагог

не

испытывает,

другие

дети

тоже,

поэтому

оказывается

изолированным в группе, что еще больше ухудшает его характер.

Задача воспитателей и родителей – осторожно направить этот процесс

становления воли в правильное русло. Неверно было бы допускать, чтобы

ребенок

следовал

каждому

импульсу

и

добивался

исполнения

любого

желания. Так, если ребенок постоянно настаивает на этом, всегда можно

найти

аргументы,

чтобы

со

всей

твердостью

объяснить

ему,

почему

это

невозможно.

Если

же

ребенок

упорно

стоит

на

своем

в

определенной

ситуации (например, когда за ужином вместо молока он неожиданно попить

лимонада), надо найти компромиссный вариант и отвлечь внимание малыша.

Если,

например

воспитатель

предлагает

трехлетнему

ребенку

помочь

покормить рыбок, а малыш отвечает категорически «нет», то педагог может

другого ребенка попросить ему в помощи воспитателю. Если малыш изменит

неожиданно свое решение, ему следует предложить быстро присоединиться в

работу. Однако через некоторое время, побыв один и поразмыслив, малыш

обычно выходит к воспитателям и сообщает: « Я снова хороший». Он с

радостью

идет

на

компромисс

и

охотно

поможет

сделать

что-нибудь

окружающим.

Воспитателям следует помнить, что развитие личности происходит в

процессе усвоения растущим человеком общественного опыта, определенных

норм и образцов поведения, взаимоотношений между людьми. Сущность

этого процесса не сводится к их знанию и пониманию – необходимо такое

усвоение, при котором образцы и нормы становятся мотивами поведения и

деятельности ребенка [1, с. 320].

Кряжева Н. Л. пишет, что очень важно вовремя найти компромиссное

решение. Правильно подобранное, оно поистине творит чудеса, и все обиды

ребенка

растают

без

следа.

Малыш

счастлив

этой

новой

возможности

контакта с взрослыми, потому что нуждается в нем. Если же реакция на

предложенный выход из конфликтной ситуации будет отрицательной, ребенка

на какое-то время надо предоставить самому себе. Не подвергая малыша

опасности, необходимо все-таки дать ему почувствовать, чем обернется для

него

собственное

желание

или

нежелание;

только

так

он

может

сделать

правильные выводы из конкретной ситуации и пополнить свой небольшой

житейский опыт [4, с. 16].

Многое зависит от модели общения взрослых с ребенком, от этого

зависит, удастся ли преодолеть такие критические моменты в его развитии

или

уже

детское

упрямство

закрепится

как

стереотип

поведения

и

превратится в будущем в модель общения с окружающим миром. Не следует

мириться с детским упрямством, но нельзя и с помощью железных мер

принуждать ребенка к послушанию. При этом важно, чтобы взрослые не

вступали с маленьким упрямцем в конфликт.

Кряжева Н. Л. предлагает пути преодоления упрямства это: во-первых,

попытаться представить себя на месте ребенка, вспомнив себя в детстве. Во-

вторых, сопоставить поведение детей дома и в детском саду. В-третьих,

играть

с

детьми,

общаться

с

ними

«лицом

к

лицу»,

проигрывая

в

иносказательной форме и некоторые конфликтные ситуации с переменой

ролей по возрасту.

Следовательно,

что

справиться

с

упрямством

можно

при

помощи

изменения

своего

отношения

к

ребенку,

отказаться

от

«авторитарной

позиции».

Упрямство

относительно

легче

поддается

коррекции

именно

потому,

что

неправильное

поведение

ребенка

во

многом

вызвано

неправильным

поведением

взрослых.

Измениться

позиция

взрослого

измениться поведение ребенка.

Чтобы давать рекомендации для начала надо все-таки узнать, что такое

капризы и упрямства.

Капризы детей – это стремление детей, прежде всего дошкольного и

младшего

школьного

возраста,

делать

что–то

вопреки

предписаниям

взрослых. А также это действия, которые лишены разумного основания, т. е.

«Я так хочу и всё!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой

степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда

ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

в недовольстве, раздражительности, плаче;

в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Детское упрямство – один из способов на пути утверждения себя как

личности.

Детское

упрямство

заключается

чаще

всего

в

постоянном

стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым, это психологическое

состояние,

очень

близкое

к

негативизму.

Это

отрицательная

особенность

поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном

противодействии

просьбам,

советам,

требованиям

других

людей.

Вид

упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства в желании продолжить начатое действие даже в

тех

случаях,

когда

ясно,

что

оно

бессмысленно,

не

приносит

пользы.

Упрямство выступает как психологическая защита и имеет избирательный

характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это

признаваться, и поэтому настаивает на своем.

Капризы и упрямства сопутствуют различным кризисным моментам

дошкольного

возраста.

Кризисы

необходимы.

Они

как

движущая

сила

развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности

ребенка. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это

вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в

самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его

психике

сложились

все

возрастные

новообразования

для

дальнейшего

развития его личности и адаптивных способностей.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1)

период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;

2)

как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Случайные

приступы

упрямства

в

более

старшем

возрасте

так

же

могут

проявляться;

3)

пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни;

4)

мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;

5)

девочки капризничают чаще, чем мальчики;

6)

в кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у

детей

по

5

раз

в

день

некоторых

детей

эти

цифры

могут

значительно превышать).

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться

и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве»,

истеричности,

как

удобных

способах

манипулирования

ребёнком

своими

родителями.

Чаще

всего

это

результат

соглашательского

поведения

родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего

спокойствия.

Воспитателям

в

работе

с

родителями

упрямых

детей

необходима

комплексная работа. Важным является согласованность действий родителей и

педагогов с упрямыми детьми.

Одной

из

форм

работы

может

быть

распространение

буклетов

по

проблемной теме (Приложение 1).

После

выявления

детей

с

вышеуказанным

поведением

необходимо

подобрать игры для работы по устранению упрямства, которое проявляется в

дошкольном

образовательном

учреждении

и

в

семье.

Игры

могут

проводиться в групповой, или в индивидуальной форме. (Приложение 2) .

Список использованной литературы

1.

Божович,

Л. И. Проблемы

формирования

личности:

избранные

психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Воронеж : Ин-т

практической психологии, 1995.

2.

Большой

толковый

психологический

словарь

:

2т.:

Пер.с

англ.] / А.Ребер . – М. : Вече:АСТ, 2001. – 591с.

3.

Захаров,

А.

И.

Детские

неврозы

(психологическая

помощь

родителям и детям) / А. И. Захаров. – Респекс, СПб: 1995. – 160 с.

4.

Кряжева,

Н.

Л.

Мир

детских

эмоций.

Дети

5-7

лет

/

Н.

Л.

Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 2001. – 160 с.

5.

Мухина, В. С. Детская психология:Учеб. для студентов пед. ин-

тов / под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,

1985. –272 с., ил.

6.

Ушинский, К. Д Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3: Человек как

предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. –

М. : Дрофа, 2005.

7.

Широкова

Г.

А.,

Справочник

дошкольного

психолога

/

Г.

А.

Широкова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 382 с.

Приложения

Приложение 1

Придерживайтесь простых правил работы с

упрямым ребенком:

- посадите ребенка к себе на колени или опуститесь

на корточки, чтобы быть с ним на одном уровне, это даст

вам больше шансов на его внимание;

- удерживайте зрительный контакт с вашим ребенком,

он должен смотреть на вас, а не на то, что вызывает его

плач

или

разочарование

-

напомните

ребенку

о

чем-то

забавном, что произошло недавно, возьмите в руки яркий

предмет, вызывающий интерес у ребенка, ребенок больше

готов к сотрудничеству, когда отвлечен от своей главной

цели;

- выдержите паузу, прежде чем реагировать, потому

что

если

не

сдержите

себя,

повысите

голос,

шлепните,

ребенка уже трудно будет перенаправить, он будет напуган

и запутан.

Одной из распространенных ошибок воспитания, ведущих к появлению

упрямства,

бывает

именно

повышенная

требовательность

родителей

в

приучении

ребенка

к

порядку.

Усугубляется

это

тем,

что

родители

«упрямых»

детей

почти

всегда

ориентированы

на

жесткую

норму,

собственное представление о том, что ребенок обязан делать и уметь, без

учета его возможностей и желаний.

Упрямство

свойственно

детям

энергичным,

достаточно

«сильным

духом», с высокой самооценкой, детям активным, имеющим собственное

мнение и способным его отстаивать (пусть не всегда удачным способом и

не

всегда

вовремя).

Есть

ли

смысл

так

настойчиво

бороться

с

этим

своеобразным

проявлением

независимости

ребенка?

Не

лучше

ли

направить все качества, лежащие в основе упрямства, в нужное русло? Это

возможно только при одном обязательном условии: уважении к ребенку.

Уважение к ребенку, даже самому маленькому, подразумевает умение и

желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить

возможность существования у него собственного мнения.

Если ребенок упрямится, значит, его что-то не устраивает, и нужно

узнать, в чем дело. Борьба же с упрямством, когда она действительно

нужна, должна быть разумной, спокойной и настойчивой.

Советский педагог Е. А. Аркин не зря говорил: «Борьба с упрямством -

это борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни

ребенка...

за

правильное

поведение

взрослых,

за

право

ребенка

на

самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает

ошибки.

Не

ломать

надо

упрямство,

а

направлять

силы

ребенка

на

полезные, нужные в жизни цели».

Упрямство

это

не

поведенческая

патология,

а

защита,

способ

коммуникации, самоутверждение. Через упрямство ребенок справляется с

напряжением или стрессом, другого способа он не знает, и если его не

обучать другим способам.

Любое поведение детей является способом общения для них. Они не

владеют языком настолько, чтобы выразить словами свои мысли и чувства

и, поэтому они реагируют на то, что происходит в их жизни, через свои

эмоции.

Ребенок, прежде всего, испытывает состояние внутреннего конфликта,

которое проявляется в виде злости и упрямства, и чтобы изменить его

поведение, надо придерживаться определенной политики.

Не спорьте с упрямым ребенком

Вступая

в

дискуссию

с

упрямым

ребенком,

вы

ухудшаете

ситуацию. Нет смысла ругать его или пытаться изменить силой. Когда

ребенок

чему-то

противится,

он

не

стремится

конфликтовать

или

противостоять родителям. Дети еще не знают или недостаточно усвоили

социальные нормы и приемлемые пути решения конфликтов.

Задавайте вопросы

Перестаньте объяснять и уговаривать, начните задавать вопросы

ребенку: «Что мы должны делать сейчас? Какие проблемы у нас будет, если

ты не оденешь это платье или не будешь есть эту кашу? У тебя есть идеи,

как решить эту проблему?» Если вы эти вопросы задаете в дружеском тоне,

ребенок сильнее мотивирован, чтобы работать с вами.

Ваше внимание

Чем старше становятся дети, тем выше уровень их энергии, они

стремятся

имитировать

взрослых,

повторять

все

интере сно е,

запоминающееся. Кроме того, дети всегда ищут внимания своих родителей,

они

будут

пытаться

получать

его

либо

с

помощью

положительного

поведения,

либо

негативного.

И

если

ребенок

думает,

что

он

больше

владеет вашим вниманием с помощью упрямства, он будет продолжать это

чаще

использовать.

Проводите

с

детьми

достаточно

времени

и

распределяйте

свое

внимание

равноценно

как

на

удовольствия,

игры,

похвалы, так и на обучение ребенка при плохом поведении.

Поведенческие модели

Обратите внимание на себя. Если родители сами сердятся даже по

незначительным поводам, импульсивно и резко реагируют на замечания

других, то дети, скорее всего, тоже будут выражать свое эмоциональное

состояние

посредством

гнева

и

упрямства.

Демонстрируйте

ребенку

креативные

методы

совладения

с

ситуаций.

Например,

если

ребенок

отказывается убирать вещи и игрушки в своей комнате, а вы чувствуете, что

не способны больше даже говорить с ним об этом, устройте соревнование

на

самое

быстрое

время

по

сбору

игрушек

(или

кто

больше

соберет

игрушек). За каждую такую уборку ребенок может получать наклейки,

которые будут накапливаться на доске, и 10 наклеек это приз.

Приложение 2

Игры и упражнения на преодоление упрямства в поведении детей

Эти

игры

используются

как

в

начале

(для

создания

определенного

настроения),

так

и

в

середине

занятий,

в

том

числе

учебных

(для

профилактики

утомления,

как

смену

деятельности).

Они

создают

положительные

эмоции,

благодаря

чему

способствуют

преодолению

упрямства и формированию группы.

1.

Игра «Ракета» (дети сидят по кругу)

Цели: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра

вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.

Инструкция.

«Давайте

попробуем

запустить

в

космос

ракету

с

космонавтом.

Какой

человек

может

быть

космонавтом?

Конечно,

смелый,

умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта

с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле – на стуле, а

мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем

ракету запускать».

Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно поднимаются, усиливая

голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх.

Ведущий

может

попросить

детей

повторить

запуск,

если

им

не

удалось

достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть.

2.

Игра «Ласковое имя»

Цели: данное упражнение позволяет детям запоминать имена друг друга

и установить контакт.

Инструкция. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать

друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадает, называет одно или несколько

ласковых имен. Кто не может назвать ласковое имя, тому придумываем вместе

с детьми. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик.

Когда

все

дети

назовут

свои

ласковые

имена,

мячик

пойдет

в

обратную

сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз

бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

3.

Игра «Паровозик»

Цели:

позволяет

снят

напряжение,

проявить

активность,

установить

контакт.

Инструкция.

«Сегодня

мы

будем

играть

а

«паровозики».

Сначала

у

паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в

одиночку

«ездить»

по

кругу,

громко

проговаривая

«чух

чух

-чух»

-

и

назовите свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ

называет

свое

имя

и

становится

новым

паровозиком,

а

первый

его

«вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит свое движение по

кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами : «паровозик чух-чух-чух»

- и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор,

пока в «паровозик» не будут включены все дети».

4.

Игра «Потерялся ребенок»

Цели: развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по

голосу.

Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы

там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся.

Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например:

«Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает,

кто же его позвал».

5.

Игра «Забавлялки»

Цели: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, материалы; широкое ведро или

корзина.

Ход игры ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать все, что

заблагорассудиться, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться

прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

6.

Игра «В магазине зеркал»

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из

вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня

выглядите. Идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если

зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте

парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары).

Решите, кто из вас человек, а кто – зеркало. Потом вы поменяетесь ролями.

Пусть

зеркало

повторяет

все

действия

человека.

Только

нужно

стараться

делать

это

очень

точно,

ведь

неточных

зеркал

не

бывает!

Готовы?

Тогда

давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и

копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает

детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к

парам, у которых что-то не получается.

7.

Игра «Прикоснись к синему цвету»

Попросите детей прикоснуться к чему-нибудь синему на одежде своего

соседа.

Затем

предложите

другие

варианты:

дотронуться

до

кроссовок,

светлых волос, до чего-нибудь красного и т. д.

8.

Игра «Эхо»

Дети

сидят

в

кругу.

Воспитатель

спрашивает:

«Вы

когда-нибудь

слышали

эхо

в

лесу?

Звук

повторяется

несколько

раз.

Причем

каждый

следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну

какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий –

еще тише, и так – по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый

ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторят его.

9.

Игра «Передай движение»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем

кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет

руки, ловит бабочку и т. д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое

движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока

все

дети

не

«проснутся»

и

не

дойдет

очередь

до

последнего.

Игра

продолжается до тех по, пока все желающие не загадают свое движение и не

передадут его по кругу.



В раздел образования