Напоминание

"Личностно–ориентированное воспитание дошкольников"


Автор: Листопад Елизавета Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с "Ёлочка"
Населённый пункт: Иркутская область Братский район с. Покосное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Личностно–ориентированное воспитание дошкольников"
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка»

«Личностно-ориентированное воспитание

дошкольников»

Подготовила:

Старший воспитатель

Листопад Елизавета Владимировна

с. Покосное, 2017

В

настоящее

время

существуют

различные

технологии,

системы

и

модели

обучения

и

воспитания.

Личностно-ориентированная

модель

обучения

является

тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы

хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же

отличается личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того,

которое было всегда?

Система дошкольного образования начала перестраиваться - поворачиваться от

авторитарной

к

личностно-ориентированной

модели

построения

педагогического

процесса.

Её

задачи

особенные.

Рассмотрим

основные

психодидактические

идеи

личностно - ориентированного обучения и воспитания.

Идеяличностного подхода («всяк цветок со своим запахом»). Главная ценность

сам

ребёнок,

а

не

тот

продукт,

который

от

него

можно

получить.

Развитие

индивидуальности, самобытности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного

дара

вот

ценности

личностно-

ориентированного

образовательного

процесса.

Для

реализации идеи личностного подхода необходимо создание условий, образовательной

среды для полноценного проявления личностных качеств ребёнка, решения его личных

проблем, поиска самого себя, придания этому поиску культурных форм. Личностный

подход основан не только на личности ребёнка, но и на личности педагога. Ценность

педагога в этом плане - в его уникальности, непохожести, способности внести лично

присвоенные смыслы в образовательный процесс.

Идея выращивания («педагог - садовник») Знания, а через них - способности

нельзя в человека внести, вдавить, их можно только «вырастить» Обучить человека можно

всему,

а

получить

образование

можно

только

путём

организации

собственной

деятельности, выращивания нового состояния, собственных способов работы.

Идея

деятельностного

подхода

(«Дорогу

осилит

идущий») Способности

обнаруживаются

и

развиваются

только

в

деятельности.

(«Плуг

от

работы

блестит»).

Именно деятельность стоит между обучением и развитием.

Идея рефлексии («Остановиться, оглянуться»)

Анализ,

осознание

осуществлённой

деятельности

и

самого

себя

в

этой

деятельности (рефлексия) - один из основных механизмов развития человека.

Идея проблемности («Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и

уши»).

Учебная проблема должна быть оптимальной трудности: слишком трудное и

чрезмерно лёгкое задание не вызывает проблемной ситуации.

Идея оптимизации («Искусство возможного»)

Оптимальная организация образовательного процесса - это лучшая в данных

конкретных

условиях.

Такой

подход

становится

особенно

актуальным

в

условиях

вариативного образования. Нельзя слепо переносить те или иные методы и технологии в

условия

конкретного

класса,

группы.

Чужие технологии можно использовать, но для

построения собственной. Технологию обучения или воспитания надо «выстрадать».

Идея крупных блоков, модульный подход. («Лицом к лицу лица не увидать,

большое видится на расстоянии»)

Учебный

материал

на

вводных

занятиях

подаётся

крупными

«мазками»,

без

деталей

(«Скелет»

темы,

общая

ориентировка).

Затем

осуществляется

детальная

отработка частей блока с опорой на обобщающие идеи.

Идея

сотрудничества,

гуманного

отношения

к

человеку

(«Сердце

отдаю

детям»)

Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных

условий для развития каждого ребёнка, удовлетворение и радость об общения., простота

общения, но без фамильярности, искренность, доверие без попустительства, советы без

навязчивости, ирония и юмор без насмешливости, доброжелательность без заласкивания,

деловой тон без раздражительности, сухости, холодности.

Идея системного подхода («Видеть за деревьями лес»)

Цельное,

системное

представление

о

личности

и

её

развитии.

Органичное

сочетание методов обучения, не зацикленное на ту или иную концепцию. Ясность и

чёткость понятий, определённость и конкретность мышления, осознание связи между

предметами и явлениями, количество и качество процесса и продуктов труда.

Изучая и применяя на практике разные способы общения, воспитатели поняли,

что только сотрудничество с ребёнком, использование разных стилей общения с ним,

предпочтение ситуаций, требующих от ребёнка активности, может приблизить к главной

цели - становлению личности ребёнка».

Личностно-

ориентированная

модель

воспитания

направлена

на

то,

чтобы

преодолеть привычный для нашей системы образования учебно - дисциплинарный подход

к

ребёнку,

вооружить

педагогов

навыками

партнёрского

общения

с

детьми,

а

также

новыми

педагогическими

технологиями.

Главное

в

воспитании

-

это

любить

детей,

развивать их способности, раскрывать в детях их индивидуальность.

Какие же стили личностно -ориентированной модели используются в работе с

дошкольниками?

1.Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них

важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка

этого

возраста

необходимо

приласкать,

обнять,

посидеть

рядом

просто

так...

Обмен

«приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и

тепла,

расслабленности

и

покоя.

Ситуативно-личностный

тип

общения

это

установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

2.Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3-х лет, так

как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной

деятельности.

Здесь

обязательно

надо

работать

на

равных,

а

не

под

руководством

воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3.Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте ( 4-ый

год

жизни),

когда

взрослый

становится

авторитетным

источником

интересной

и

достоверной

информации.

Задача

этого

типа

–заслужить

авторитет

«человека

знающего».Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на

какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что:

- вопрос вас заинтересовал;

- вы знаете, где и как искать на него ответ;

-

вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.

4.

В

старшем

дошкольном

возрасте

необходимо

умение

выслушивать

доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком,

избегая оценок и морализования, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом

возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому

очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип

общения - внеситуативно-личностный.

Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений

детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять. Для

детей

4-ёх

лет

наряду

с

одобрением

необходима

и

объективная

критическая

оценка

результатов

детской

деятельности,

но

обязательно

в

игровой

форме

и

от

игрового

персонажа.

Начиная

с

5-ти

лет

воспитатель

в

доброжелательной

форме

сравнивает

результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но,

ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей.

При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление

того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом, у детей формируются

предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.

Чтобы

понять

сущность

личностно-ориентированного

подхода,

рассмотрим

отличительные

особенности

личностно-ориентированной

и

учебно-дисциплинарной

моделей, которые представлены в следующей таблице:

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Детство - это этап подготовки к будущей

жизни. Основная функция учреждения

дошкольного образования - подготовка ребёнка

к школе

Признание самоценности дошкольного

детства как уникального периода в жизни

человека. Основная функция учреждения

дошкольного образования - охрана жизни и

здоровья ребёнка

Приоритетом дошкольного образования

является образовательная программа. Основная

задача педагогических работников -

реализовать образовательную программу

Приоритетом дошкольного образования

является взаимодействие педагогических

работников с детьми. Основная задача --

содействовать максимальному раскрытию

и самораскрытию потенциальных

возможностей развития личности

Ребёнок рассматривается как объект

приложения сил воспитательной системы.

Активность детей подавляется в угоду

внешнему порядку и формальной дисциплине

Ребёнок -главное действующее лицо

образовательного процесса, субъект

деятельности, которого характеризуют

избирательность, активность,

инициативность, ответственность

Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг

взрослого "Делай, как я!"

Ребёнок рассматривается как

равноправный партнёр в условиях

сотрудничества. Взрослый исходит из

интересов ребёнка и перспектив его

дальнейшего развития

Воспитание сводится к исправлению поведения

или предупреждению возможных отклонений

от правил посредством ограничений,

"внушений"

Воспитывать - значит содействовать

приобщению ребёнка к миру человеческих

ценностей. Поощрение хорошего в

поведении и игнорирование оценки

отрицательного

Приоритетные способы общения: наставления,

нотации, ограничения, наказания. Тактика

взаимодействия: диктат и опека

Способы общения предполагают умение

стать на позицию ребёнка, учесть его точку

зрения и внимательно относиться к его

чувствам и эмоциям.

Тактика взаимодействия - сотрудничество

Взрослый сам разрешает возникающие

конфликты между детьми: поощряет правых и

наказывает виноватых

Взрослый побуждает детей обсуждать

возникающие между ними конфликтные

ситуации и самостоятельно искать пути их

разрешения

Прямое обучение определённым программой

знаниям, умениям и навыкам, что

подразумевает копию "школьной модели

фронтальных занятий". Приоритетные формы

работы -- фронтальные. Ориентир на

"вооружение ребёнка знаниями, умениями и

навыками"

Переход от прямого обучения знаниям,

умениям и навыкам к формированию

возможности приобретать их и

использовать в жизни. Приоритетные

формы работы - индивидуальные и

подгрупповые. Ориентир на собственные

открытия ребёнка

Взрослый обучает всех детей установленной

сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение:

ребёнок обучается лучше и научится большему

под непосредственным руководством

взрослого. Усвоение опыта взрослых -

Взрослый способствует эффективному

накоплению каждым ребёнком

собственного опыта. Убеждение: ребёнок

обучается самостоятельно в процессе

взаимодействия с окружающим миром;

наиболее ценный способ развития

самое ценное для полноценного и

своевременного развития - приобретение

им собственного опыта

Взрослый определяет задания, форму работы

детей и демонстрирует им образец правильного

выполнения задания

Взрослый предлагает детям на выбор

различные задания и формы работы,

поощряет их к самостоятельному поиску

решения этих заданий

Взрослый старается заинтересовать детей в том

материале, который предлагает сам

Взрослый стремится выявить реальные

интересы детей и согласовать с ними

подбор материала

Взрослый проводит индивидуальные занятия с

отстающими детьми. Индивидуальный подход

распространяется на небольшую часть группы;

от педагога требуется умение выявить стороны,

требующие усиленного внимания (проблемы и

недостатки в развитии) и знание нормы

(стандарт, требование программы)

Взрослый проводит индивидуальную

работу с каждым ребёнком.

Индивидуализация распространяется на

каждого ребёнка; от педагога ожидаются

большая гибкость и открытость новым

идеям, способность к импровизации,

постоянному осмыслению происходящего

Взрослый планирует и направляет детскую

деятельность по определённому руслу

Взрослый помогает детям самостоятельно

спланировать свою деятельность

Взрослый оценивает результаты работы детей,

подмечая и исправляя допущенные ими

ошибки

Взрослый поощряет детей самостоятельно

оценивать результаты их работы и

исправлять допущенные ошибки

Доминирующий способ проведения занятий -

прямое воздействие взрослого на ребёнка,

вопросно-ответная форма взаимодействия

Прямое обучение не является основной

формой организации занятий. Одним из

наиболее эффективных путей обучения

детей на занятиях является дидактическая

игра. Интеграция разных видов

деятельности на занятиях

Достижения ребёнка оцениваются исходя из

групповых стандартов (норм)

Достижения ребёнка оцениваются как

результат сравнения с самим собой

Овладение знаниями считается обязательным

программным требованием и жёстко

контролируется. При этом зачастую

игнорируются интересы ребёнка, главное -

формирование ответственности,

настойчивости, дисциплинированности

Игра в сочетании с необходимыми

объяснениями - прямого воздействия

взрослого - образует специфическую

форму обучения детей - своеобразный

синтез игры и занятия, снимая тем самым

традиционное противопоставление этих

форм обучения

В обучении используется дидактический

материал, рассчитанный на определённый

объём знаний "среднего" ребёнка

Используется дидактический материал,

соответствующий уровню развития и

способностям каждого ребёнка

Стимулируется активность группы

Стимулируется активность каждого

ребёнка с учётом его возможностей и

индивидуальных склонностей

Взрослого не интересуют способы познания, а

важны конечные или промежуточные

результаты обучения

Взрослый помогает детям осознать

способы познания мира, организует

обсуждение и обмен способами познания

Игра используется как приложение к

дидактическому процессу приобретения

знаний, определённых программными

требованиями

Игра является основной формой

организации детской жизни, основывается

на свободном сотрудничестве взрослого с

детьми и самих детей друг с другом

Воспитатель обычно проводит с детьми игру

так же, как и занятие: определяет тему, отводит

каждому участнику место и даёт роль,

предписывает и регламентирует действия

Развивающие игры, свободные от

навязанной взрослыми "сверху" тематики и

регламентации действий

Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его

индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и

ребёнка на личностной основе.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники