Напоминание

Системно-деятельный подход в реализации программы непрерывного экологического образования


Автор: Борзунова Ольга Анатольевна
Должность: учитель биологии и экологии
Учебное заведение: МБОУ "Самусьский лицей"
Населённый пункт: ЗАТО Северск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельный подход в реализации программы непрерывного экологического образования
Раздел: полное образование





Назад





Системно-деятельный подход в реализации программы непрерывного

экологического образования в МБОУ «Самусьский лицей».
Борзунова Ольга Анатольевна МБОУ «Самусьский лицей» Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет общеобразовательная школа, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Основное отличие экологического учебно-воспитательного процесса - формирование системного и критического мышления через реализацию деятельностного подхода, который включает методы школьного экологического мониторинга, игровые, исследовательские и проектные технологии. Дополнительное образование, внеклассная и внеурочная работа являются наиболее подвижной формой экологического образования и воспитания. В 2010 году нашей школе присвоен статус экспериментальной площадки по непрерывному экологическому образованию. За это время накоплен солидный опыт работы с учащимися, родителями и социумом, разработана система непрерывного экологического образования в учебной и внеурочной деятельности. В 2011 году открыт Центр экологического образования областного статуса «Зеленая орбита». Центр работает в парадигме системно- деятельностного подхода в приобщении обучающихся к экологической культуре человечества и развития у личности экологического мышления, экологического сознания, готовности к социальной деятельности экологической направленности. В своей работе педагоги использует формы и методы различных активных видов деятельности. Метод проектов интересен учащимся с 1 класса. И даже у самых маленьких учеников проекты имеют практическую направленность. «Пришкольный участок» - ребята сделали календарь использования пришкольного участка по месяцам и в течение года и выполняют на нем различные экологические мероприятия. Учащиеся 7 класса, участвуя в озеленении школьного двора, сделали множество ошибок при посадке деревьев. Переделав работу, пришли к выводу о необходимости создания поэтапной инструкции «Как правильно посадить и вырастить дерево». Так возникла идея проекта «Посади дерево правильно», цель проекта – научить жителей поселка сажать деревья правильно. Проанализировали свои ошибки при осенней посадке деревьев, методом «мозгового штурма» набросали вопросы, ответы на которые необходимо найти с помощью различных источников информации. Готовили сообщения, рефераты, представляли их классу, а затем выбрали самую важную
информацию, структурировали ее. Результатом этого проекта стала инструкция по посадке деревьев, которую разместили в школьной газете «Зазеркалье», на школьном сайте, кроме того, ее разослали всем учащимся, родителям и учителям через «Сетевой город», разместили на досках объявлений в поселке, а также раздали руководителям Экологических Центров г. Северск. Весной участники проектной группы сажали деревья правильно. Интерактивное пособие «Птицы Томской области», выполненное в течение двух лет учениками 8 класса, стало хорошим помощником на уроках для учителей биологии и экологии города. Цель проекта «Белкины друзья»- помочь белкам в Лагерном саду перезимовать зиму. Учащиеся начальных классов вместе с педагогами и родителями изготовили 15 бельчатников, развешать которые помогли сотрудники ОГБУ «Облкомприрода», разложили 7 кг корма (орехи, сухофрукты). Все участники проектных групп успешно защищают свои работы на конференциях различного уровня – городских, областных и российских, занимая призовые места. Одной из активных форм экологического образования является участие учащихся в экологических акциях. Традиционные школьные экологические акции прививают навыки натуралистической работы и природоохранной деятельности, большое значение имеет их эмоциональное воздействие при участии в практических делах. С 2012 года мы ежегодно проводим в поселке Всероссийскую экологическую акцию «Сделаем Вместе!», на которую выходят около 500 учащихся, педагогов и родителей. Для организации такой масштабной уборки на социально значимых территориях поселка волонтеры работают в классных коллективах, для привлечения населения поселка к акции проводят промоакции на территориях учреждений поселка в конце рабочего дня. Ежегодно учащиеся и педагоги лицея участвуют в городской экологической акции «Чистые берега
»

.
М ы у б и р а е м м у с о р в Особоохраняемой природной территории местного значения «Комплекс озер п.Самусь», на берегах реки Томь и Проточки озера Круглое. Акция «Кормушка» проходит в течение всей зимы. Кормушки, развешанные на территории школы и детского сада, не остаются пустыми. В процессе подкормки ребята имеют возможность наблюдать видовое разнообразие птиц, делают фотографии. Акция «Собирай макулатуру – развивай мускулатуру» проходит ежегодно, каждый раз лицей сдает около 1,5 тонн бумаги. Ежегодно проходят акции с целью привлечения внимания общественности к экологическим проблемам поселка. Ученики развешивают листовки, плакаты, сделанные своими руками. В День леса прошла акция «Берегите лес!», весной и осенью проходит акция "Услышьте голос детворы - пусть будут чистыми дворы!" Учащиеся Самусьского лицея стали победителями Городского конкурса листовок «Северские первоцветы». Одной из активных форм повышения экологической культуры, желания познавать окружающий мир являются мероприятия на природе. Ежегодные походы в лес с 1 по 11 класс прививают навыки экологически грамотного поведения на природе. Игра - кругостветка "По тропе родного края"
(разработан маршрут со станциями протяженностью около 1 км) дает возможность общения с живой природой при изучении биологического разнообразия родного края. Большое внимание в системе внеклассной работы школьников уделяется организации экологических праздников, конкурсов, выставок и викторин. А свое отношение к экологическим проблемам наши ученики могут выразить на страницах рубрики "Наш зеленый дом" в школьной газете "Зазеркалье". Центр экологического образования «Зелена орбита» объединил педагогов, учащихся, родителей и партнеров в природоохранной и пропагандисткой деятельности. Построены сетевые взаимодействия с центрами экологического образования Томской области. Наш экологический центр стал организатором ежегодного Областного экологического форума «Мы – на защиту планеты!», в рамках которого проходит Областной конкурс СМИ "ЭКО-перо", и Муниципальной экологической игры для первоклассников «ЭКО-паровозик». Экологическое воспитание формирует ценностное отношение к природе, тесно связано с развитием личных качеств ребенка, с осознанием того, что от их посильных действий зависит окружающий мир и их здоровье.


В раздел образования