Автор: Ледова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нахабинская гимназия №4"
Населённый пункт: пгт Нахабино г.о. Красногорск Московская область
Наименование материала: Конспект урока «Правописание приставок онлайн–мониторинг знаний»
Тема: «Педагогический анализ и мониторинг как средство повышения качества обучения»
Раздел: среднее образование
Дата проведения урока: 29 марта 2018 года.
Ледова Е.Н.
«Педагогический анализ и мониторинг как средство повышения качества
обучения»
Тема урока: «Правописание приставок: онлайн-мониторинг знаний»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок-практикум.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов
деятельности путем применения эффективных практик по внедрению ФГОС: формирование
мобильной среды обучения на базе освоения возможностей учебного сайта ЯКласс.
Образовательные: закрепить знания о правилах написания приставок, учиться находить слова с
данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок; продолжить
формирование умения определять условия выбора приставок, академические знания конкретных
компетенций для использования их в практической деятельности.
Развивающие: развивать умение находить слова с приставками в тексте, умение их
классифицировать и применять алгоритмы рассуждения; развивать орфографическую зоркость,
развивать речь, навыки применения на практике полученных знаний.
Воспитательные: приобщать к истории языка, вызвать интерес к урокам русского языка, умение
объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к мониторингу своих
знаний, воспитание культуры общения.
Планируемый результат:
Предметные умения:
-
формирование навыка определения способа действия при написании приставок;
- углубление знаний о приставках как словообразующей морфеме;
- об отличии приставки от предлога;
- совершенствование правописных умений;
- развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка, саморегуляция) ( уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить
самопроверку)
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Получение академических знаний конкретных компетенций для использования их в практической
деятельности.
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Развитие творческого мышления, памяти, внимания и языковой компетенции.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,
управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.
Личностные: (
самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическая ориентация)
Формирование интереса к исследовательской аналитической деятельности: развивать творческие
способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное
развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать
интерес к предмету.
Опорные понятия: морфема, приставка,
глухой - звонкий согласный, лексическое значение,
морфемный разбор, орфограмма, алгоритм, интеллект-карта, фишбоун, текст, тема текста.
Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный метод обучения, интерактивный:
- по характеру учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, исследовательский,
поисковый
- по степени активности педагога и учащихся: активный (презентация, кейс-технология, баскет-
метод) и пассивный
- по источнику учебного материала: словесный, наглядный, практический
-
по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на
практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.
Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор, мобильная среда обучения на базе
учебного сайта ЯКласс, онлайн-мониторинг на интерактивном ресурсе Plickers
,
(цифровые
технологии - геймификация (позволяет сделать образовательный процесс приятнее и
продуктивнее, помогает участникам расслабиться, перестать бояться ошибок и показать себя с
лучшей стороны. Но есть и оборотная сторона - когда игра завершилась, традиционные
объяснения, опросы и контрольные могут восприниматься хуже, а дети будут ждать
вознаграждения за каждый ответ. Как же правильно использовать геймификацию на уроках? Лист
достижений!).)
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить
познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Межпредметные связи: литература - отрывки из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»,
занимательные лингвистические истории, уроки «Радионяни».
Образовательные ресурсы: УМК под ред.В.В.Бабайцевой 5 класс, А.Ю.Купалова Русский язык.
Практика.
Учебник
для
5-го
класса
основной
школы.
М.:
Просвещение,
2015,
раздаточный
материал, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, лист достижений.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
алгоритмы правописания приставок;
опорные конспекты учащихся (интеллект-карты, фишбоун, алгоритм);
лист достижений (после выполнения каждого задания учащиеся оценивают свою работу);
таблица, карточки;
интернет
для
онлайн-мониторинга
на
интерактивном ресурсе Plickers,
плунжеры для
Plickers
Структура урока:
1)
Организационный этап.
2)
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (надо-хочу-могу)
3)
Актуализация знаний и умений.
4)
Обобщение и систематизация знаний.
1.
Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.
- в знакомой ситуации (типовые)
-в
измененной
ситуации
(конструктивные,
воспроизведение
на
новом
уровне
(переформулированные вопросы). Построение проекта выхода из затруднения и его
реализация.)
- закрепление во внешней речи
5) Музыкальная пауза.
6) Этап проверки знаний и способов действий.
7) Самостоятельная работа в мобильной среде обучения на базе учебного сайта ЯКласс.
1.
Включение в систему знаний и повторение – тест в мобильной
среде системы
Школьный портал. Приложение «Тесты».
8)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9)
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
Ход урока:
1.
Организационный этап
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И …друг другу… помогать! (вместе) (слайд 1)
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Я думаю, что у
нас с вами все получится. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду
думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!».Чтобы настроиться на
урок, вы сейчас выпрямитесь, расправите плечи и тихо-претихо присядете.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Какие слова с приставками вы сейчас услышали?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 2).
- Да, сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума. Тема урока
“Правописание приставок» Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)
Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками, находить их в предложениях,
употреблять в речи, те мы должны уметь формулировать правила о правописании приставок,
знать алгоритмы применения, продолжать отрабатывать умения применять эти правила для
написания слов с приставками. (слайд 3)
Запишем в тетрадях число, тему урока. (слайд 4)
Слайд 5 - Назовите слова, в которых есть приставки (Домашний, добраться, доверить, доброта;
Объяснение, оловянный, одеревенеть; Заработок, зарево, заплакать; Изводить, производить,
непроизводительный).
- Правила о каких приставках помогает выбрать гласную для написания большинства этих слов?
- Какое слово здесь лишнее?
3. Актуализация знаний и умений. Предлагаю вам переместиться в другое измерение –
Внимание! Сказка «Звонкие и глухие ходят парами» (Сказка о написании чередующихся
приставок на –з и –с), которую мы расскажем… вместе!
Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них да и только. Были у них
крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки,
оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки,
оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены
очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую
пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки,
звонко песни попоют, медиаплеер слушают. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело
знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им
хорошо: о выборах поговорят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку с внуком интересней время
проводить, а деду с дедом.
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной
деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
- Итак, кто же мне предложит алгоритм рассуждения о приставках на –з и –с? (слайд 6), после
ответов – слайд 7.
- Опорный конспект имеет один недостаток – какого-то слова здесь не хватает. (здравствуйте)
- А что такое «зга» и почему ее никогда не видно? – Перемещаемся в измерение словаря (С8)
Установление межпредметных и внутрипредметных связей.
5) Музыкальная пауза! Желающие могу повальсировать, покрутившись на стуле («Радионяня» -
«Весёлая рифма»)
6) Этап проверки знаний и способов действий.
Самостоятельная работа «Получи 5» (С9, 10). Заполнение «Листа достижений»
ТЕСТ от улицы Закрепляйка (1 устно)
- О каких приставках мы сегодня еще не вспоминали? Путешествуем-то мы по селу Троицкое.
Работа с алгоритмом на приставки пре- и при-. Слайд 14.
Какие будут гипотезы о выборе приставок пре- и при-? (Выслушать мнения ребят)
Вопросы-подсказки:
Почему пре- и при- называют смысловыми? Путешествие по улицам ЗУНов. Сл 15-21
На 19 слайде (только ознакомительный) выполнение упр. 662 стр. 188, выделить приставки.
- Выпишите три любых слова, которые кажутся вам наиболее трудными, и выделите в нем
приставку. Возможно ли это сделать?
Физкультминутка «Приставочки»
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями
повторяют сказанные слова)
А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть
пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
А теперь присесть,
привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь
преинтересный урок у нас получается!»
Мы снова присядем на стул и прислушаемся к новому заданию.
7) Самостоятельная работа в мобильной среде обучения на базе учебного сайта ЯКласс.
Слайд 24 – телепортация в ЯКласс – Предметы-Русский язык – Правописание приставок -
№7 «Решение орфографических задач» (два задания) 1 минута. На доске выборочная
проверка 1 ученика.
Дети, у кого отсутствует Интернет или гаджет, получают карточки для работы или
выполняют упр. 658
Онлайн-мониторинг через мобильную среду обучения на базе приложений Школьного
портала «Тесты», составленный педагогом, «Правописание приставок. Онлайн-отчет.
Комментарии.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Речевая ситуация. Разговор по телефону. После уроков вам позвонили те ребята, которых сегодня
не было на уроке, и попросили рассказать о том, что сегодня изучалось на уроке русского языка.
Расскажите
им
об
этом.
(Назовите
тему
урока,
какие
правила
мы
повторяли,
с
какими
упражнениями работали, все ли было вам понятно, что понравилось на уроке, как вы работали на
уроке)
Упр. 664 или на выбор
9) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок. Слайд
25.
Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги .
- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!
Онлайн-мониторинг на интерактивном ресурсе Plickers: 30 секунд:
- возьмите свои плунжеры для Plickers и оцените свою работу на уроке
Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.
- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…»
- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой,
вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
- Закончу урок пословицей «Воля и труд всё перетрут». Вы это доказали на уроке. Вы – мои
труженики! Вы – молодцы!
Приложение 1.
Не меняются на
письме
Меняют -З на-С
(перед глухими
согласными)
Различаются по
лексическому значению
Сохраняют- И - после приставок
за-
без-(бес-)
пре-
сверх-
на-
вз-(вс-)
при-
меж-
над-
воз-(вос-)
контр-
о-
из-(ис-)
супер-
об-
низ-(нис-)
после остальных приставок корень
слова начинается на Ы
от-
раз-(рас-)
пере-
роз-(рос-)
по-
чрез-(чрес-)
под-
пред-
про-
с-
Алгоритм №2
Буквы - З-, С- в конце приставок:
Найди в слове приставку
корень начинается с глухого
согласного
Запомни слова исключения.
корень начинается со звонкого
согласного
Здесь, здание, здоровье, ни
зги.
Пиши в приставке -С-
Пиши в приставке -З-
Приложение 2.
Лист достижений
Учении___ 5__ класса ____________________________
по теме “Правописание приставок”
Виды деятельности на уроке
26.03.
27.03.
29.03.
30.03.
31.03.
Знание алгоритмов
Получи «5»!
Самостоятельная работа
Тест ЯКласс
Итоговый тест
Общая оценка
Карточка № 1
Задание: выписать слова с приставками на с:
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…
снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…
доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…
конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками на з:
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание,
во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…
виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
Самостоятельная работа.
Списать предложения, обозначить орфограмму.
1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.
2. Остановился Жилин, ра…думывает.
3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.
4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.
5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.
6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.
7. И…мучился Жилин, остановился.