Автор: Барышникова Людмила Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 структурное подразделение детский сад № 3
Населённый пункт: пгт Серышево, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Цветные недели" во второй группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Проект «Цветные недели»
Тип проекта – творческий
Продолжительность – долгосрочный
Участники проекта – воспитанники второй группы раннего возраста,
педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Актуальность проекта.
Содержание
психолого
–
педагогической
работы
с
детьми
в
образовательной области «познавательное развитие» включает в себя решение
такой
задачи,
как
формирование
первичных
представлений
об
объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира
(форме, размере, цвете и т.д.) (пункт 2.6. ФГОС ДО)
Значение
сенсорного
воспитания
состоит
в
том,
что
оно
является
основой
для
интеллектуального
развития,
развивает
наблюдательность,
позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития
воображения, памяти, внимания и пр.
Проблема проекта.
Проведенное
исследование
уровня
восприятия
цвета
детей
раннего
возраста (Приложение 1) в нашей группе показал недостаточный уровень
цветового восприятия.
Отсюда
вытекает
важная
проблема:
как
помочь
ребенку
раннего
возраста правильно определять и называть цвета предметов.
Возникла необходимость в разработке и реализации проекта.
Новизна проекта.
Новизной является сочетание традиционных подходов и использование
современных
средств
обучение:
развлечения,
продуктивной
деятельности,
ИКТ,
заучивание
стихов,
потешек,
разгадывание
загадок.
Обеспеченность
практическим
игровым
материалом
(
дидактическими
играми)
позволяет
целенаправленно
заниматься
развитием
сенсорных
способностей
и
общим
развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной
деятельности с воспитателями, в семье.
Цель: формирование и развитие цветового восприятия у детей 2 – 3
лет.
Задачи:
- определить уровень восприятия цвета у детей;
- подобрать и систематизировать материал по развитию восприятия
цвета
у
детей
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
возможностями;
- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами
имеющие одинаковое название, но разные по цвету (большой мяч – красный,
маленький - синий;
- способствовать развитию творческих способностей;
- взаимодействовать с родителями в процессе работы по формированию
у детей восприятия цвета.
Этапы реализации проекта
Деятельность
воспитателя
Деятельность
детей
1.
Подготовительный этап
(22.01.18 – 26.01.18)
Определение
уровня
цветового
восприятия
детей
(Приложение
1).
Со ст авление
п л а н а
работы
с
детьми
и
р о д и т е л я м и
п о
реализации
проекта.
Обогащение
развивающей
среды.
Индивидуальные
беседы с родителями.
2.
О с н о в н о й
э т а п
(26.01.2018 - 28.02.2018)
2.1.
Взаимодействие с
родителями
2.2.
Взаимодействие
с
детьми
Консультация
«Восприятие
цвета
у
детей 2- 3 лет».
Обсуждение
вопроса
«Сенсорное воспитание
детей
2-
3
лет»
на
родительском собрании.
Изготовление
демонстрационных
предметных картинок.
Рекомендуемые
игры:
« Н а й д и
п р е д м е т ы
т а ко го
ж е
ц в е т а » ,
«Разноцветные ежики»,
«Цветные прищепки».
«Красная неделя»
Б е с е д а
« Ц в е т н ы е
предметы».
«Красные» загадки.
Совместная
продуктивная,
игровая
деятельность с детьми,
дидактические
игры
«Давайте познакомимся
– Я Красный!», «Найди
и назови все красное».
-
рассматривают
предметные
картинки,
п р е д м е т ы
в
группе, одежду.
-исполняют
музыкальную
хороводную
игру
«По малину в сад
пойдем»
- рисуют «Ягодка
– малинка»
-изготавливают
поделку
«Снегирь»
-сажают
семена
помидоров
-выполняют
«Желтая неделя»
Беседа
«Кому
нужен
желтый цвет?».
О п ы т ы
с
в о д о й
« Ц в е т н а я
в о д а »
–
познакомить
детей
со
с в о й с т в а м и
в о д ы
(прозрачная,
непрозрачная,
можно
окрасить
в
желтый
цвет).
«Желтые» загадки
Совместная
продуктивная,
игровая
деятельность с детьми,
дидактические
игры:
«Давайте познакомимся
– Я Желтый», «Найди
о в о щ и
и
ф р у к т ы
жёлтого цвета. Назови
их».
«Найди
и
назови
все
ж е л т о е » ,
« Н а й д и
желтый цвет на одежде
друга»
«Зеленая неделя»
Дидактические
игры:
«Давайте познакомимся
обрывную
аппликацию
« В а р е н ь е
д л я
красного гнома»
-
рассматривают
предметные
картинки,
п р е д м е т ы
в
группе, одежду.
-выкладывают
мозаику
«солнышко»
по
образцу.
-рисуют
« Ц ы п л е н о к
и
с о л н ы ш ко »
( с
элементами
аппликации).
-лепят
«Солнышко».
-
конструируют
«Желтые
высокие
и низкие башни»
-
и г р а ю т
в
подвижную
игру
« Н а с е д к а
и
цыплята»
-
рассматривают
предметные
картинки,
– Я зеленый», «Найди
зеленое»,
«Разноцветная змейка»
Беседа
«Комнатные
растения»
Чтение стихотворения:
М. Янушкевич «Зеленая
т р а в к а ,
з е л е н ы й
листок».
П р о с м о т р
п р е з е н т а ц и й :
« Ч т о
з е л ё н о е
в о к р у г ? » .
«Зеленые» загадки.
«Синяя неделя»
Дидактические
игры:
"Найди
и
назови
все
с и н е е " ,
« Д а в а й т е
п о з н а ком и м с я
–
Я
С и н и й » ,
« К а ж д ы й
предмет на свое место»,
«Нитки
для
шарика»,
«Домики
и
флажки»,
«Чашки
и
бл юд ц а»
Беседа:
«
Где
можно
в с т р е т и т ь
в о д у ? »
Ч т е н и е
р а с с к а з а
«Сказка
про
цвета».
П р е зе н т а ц и я :
« В с е
такое синее»
«Синие» загадки.
п р е д м е т ы
в
группе, одежду.
-слушают
фонограмму
«Звуки природы».
-рисуют «Горошек
для петушка»
-
с а ж а ю т
л у к
«Поможем зайке –
посадим лучок»
-рисуют
«Лягушка-
квакушка»
-
рассматривают
предметные
картинки,
п р е д м е т ы
в
группе, одежду
-выполняют
утреннюю зарядку
с
с и н и м и
кубиками
-конструирование
«Кораблик»,
« Д о р о ж к а
д л я
синей машины»
-рисуют
«Синее
море»,
«Тучка
и
дождик»
-выполняют
пальчиковую
гимнастику
«Синие лужи»
1.
Заключительный этап
Развлечение «В гости к гномам»
Определение
уровня
цветового
восприятия
детей
Ожидаемые
результаты: при
регулярной
работе
с
детьми
можно
наглядно убедиться в сформированности представления о сенсорных эталонов
цвета.
Реализация
программных
целей
и
задач
позволят:
создать
образовательное пространство для повышения сенсорного воспитания детей,
изменить отношение родителей к проблеме сенсорного воспитания.
Приложение 1
Исследование уровня восприятия цвета у детей второй группы раннего
возраста
№
Ф.И. ребенка
Выбор цвета по
наглядному
образцу
Выбор цвета
при назывании
его взрослым
Самостоятельно
е называние
цвета
начало
проекта
конец
проекта
начало
проекта
конец
проекта
начало
проекта
конец
проекта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
11
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
Выбор цвета по наглядному образцу.
«Найди куклам свой домик». Перед ребенком ставят 4 куколки (4
машинки) основных цветов и 4 домика красного, желтого, зеленого и синего
цветов,
в
которых
должны
жить
куколки
(машинки).
Воспитатель
просит
ребенка разместить куколок по домикам в соответствии с их цветом. При этом
цвет не называют.
Выбор цвета при назывании его взрослым.
Ребенку дают 4 кружка разного цвета. Затем называют цвет и просят
ребенка найти кружки такого же цвета.
Самостоятельное называние цвета.
Ребенку дают 4 кружка разного цвета и просят назвать цвет каждого.
группируют предметы по цвету, размещают цвета по наглядному
образцу, находит цвет по называнию его взрослым. Самостоятельно называет
цвет. Задания выполняются самостоятельно и правильно.
начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по
наглядному
образцу
после
небольшой
помощи
педагога.
Испытывает
небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым.
Затрудняется
в
называние
цвета
самостоятельно,
опирается
на
«опредмечивание»
названия:
как
помидорчик,
красного
цвета.
Задания
выполняются с незначительной помощью педагога.
начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по
наглядному
образцу
с
помощью
педагога.
Испытывает
затруднения
при
нахождении цвета по называнию его взрослым. Не называет цвета. Задания
выполняются с помощью педагога.