Экспериментирование, как источник познавательной активности дошкольников.
Автор: Тепловодская Галина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д\с№45 "Радуга" Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: Экспериментирование, как источник познавательной активности дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование, как источник познавательной активности
дошкольников.
Воспитатель МБДОУ д\с№45 г.Пятигорска Тепловодская Г.В.
«Пустая
голова
не
рассуждает:
чем
больше
опыта,
тем
более
способна
рассуждать» - писал известный психолог П.П. Блонский. Различные опыты
позволяют
детям
все
больше
узнавать
о
природе.
Выявление
простейших
связей,
доступных
пониманию
детей,
создают
благоприятные
условия
для
умственного и трудового воспитания. Привлечение дошкольников к озеленению
группы, уходу за комнатными растениями, сбору семян дикорастущих растений
позволяет им быть ближе к природе. Работа по экологическому воспитанию
является действенным средством воспитания бережного отношения ко всему
живому.
Ребенок познает окружающий мир через экспериментирование с объектами и
явлениями
реальности.
Познавая
окружающий
мир,
он
рассматривает
предметы, а далее начинает задумываться о физических явлениях превращения
воды в лед, распространения звуков в воздухе, различной окраске объектов
окружающей действительности. Эксперимент, проводимый ребенком, позволяет
ему создать определенную модель явления, классифицировать, сделать вывод о
значимости физических явлений для человека и самого себя.
При экспериментировании развиваются способности ребенка к определению
проблемы и выбору путей ее решения. Экспериментирование, как специально
организованная деятельность, способствует становлению целостной картины
мира ребенка и познания им окружающего мира. Анализ действий предметов в
специально
созданных
условиях
является
задачей
экспериментальной
деятельности. Экспериментирование является ведущим механизмом творчества
ребенка. Основой познавательной активности ребенка являются противоречия
между
сложившимися
знаниями,
умениями,
навыками,
усвоенным
опытом
достижения
результата
методом
проб
и
ошибок,
новыми
познавательными
задачами,
ситуациями,
возникшими
в
процессе
постановки
цели
экспериментирования и ее достижения.
Источником познавательной активности является преодоление противоречия
между
усвоенным
опытом
и
практической
деятельностью.
Развитие
способности экспериментировать представляет собой определенную систему,
включающую
демонстрационные
опыты,
осуществленные
педагогом
в
специальных видах деятельности – наблюдения, опыты.
Каждое понятие, с которым знакомятся дети (твердое, жидкое, газообразное,
свет,
движение,
звук)
экспериментально
обосновывается
и
поясняется
в
процессе
наблюдений,
мысленного
и
реального
экспериментирования.
Как
результат постановки опыта – основополагающие законы природы.
Очень часто дети экспериментируют с различными веществами, предметами,
чтобы узнать что-то новое (тонет – не тонет, летает – не летает). Эксперимент в
специально организованной обстановке безопасен для ребенка, но знакомит его
со
свойствами
предметов,
с
законами
жизни
природы,
что
нужно
для
их
жизнедеятельности (свет, влага, тепло):
В результате экспериментирования дети учатся:
Ставить и выделять проблему для решения;
Предлагать несколько решений;
Проверять решения;
Делать выводы;
Делать обобщения.
Дети
старшего
возраста
стремятся
больше
узнать
об
окружающем.
Экспериментальная деятельность позволяет познать реальность, выявить связи,
отношение, закономерности. Опыты сопровождаются выдвижение множества
гипотез, попытками предугадать ожидаемые результаты.
В ходе наблюдений дети устанавливают связи между различными природными
явлениями.
Например,
наблюдая
за
птицами,
дети
связывают
их
прилет
с
весной, с температурой воздуха, таянием снега, появлением насекомых. При
изучении природы открываются возможности для эстетического воспитания,
помочь увидеть красоту уметь ценить и пользоваться увиденным. Наблюдения и
эксперименты в лесу обобщают знания детей о том, что лес – наше богатство, а
деревья и кустарники – частица родной природы. Дети получают знания о
деревьях, травах, цветах. Небрежное отношение детей к природе объясняется
отсутствием
у
них
необходимых
знаний.
Вот
почему
воспитание
сопереживания происходит в единстве с формированием системы доступных
экологических знаний.
Вот некоторые темы для экспериментирования:
Водоворот;
Облака в кувшине;
Прозрачная вода;
Вода имеет форму;
Замерзшая вода;
Песочная страна;
Цветной песок.
Литература:
Л. Н. Прохорова
«Организация
экспериментальной
д е я т е л ь н о с т и
дошкольников». Издательство: М: Аркти, 2008.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений
и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных
учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. О. В. Дыбина» Неизведанное рядом». Издательство: Сфера, 2002.
4. Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста». Издательство: Детство-Пресс, 2008 г.