Напоминание

Тренинг для подростков "Я умею общаться"


Автор: Оверченко Татьяна Валентиновна
Должность: психолог
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству г.Лесозаводска"
Населённый пункт: г.Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг для подростков "Я умею общаться"
Раздел: среднее образование





Назад




"Мы умеем общаться"

(тренинг для подростков)

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков.

Задачи:

1.

раскрыть понятия «общение», «коммуникация»;

2.

познакомить с основными видами общения;

3.

способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

4.

отрабатывать навыки понимания других людей, себя;

5.

развивать навыками вербальной и невербальной коммуникации;

6.

способствовать развитию чувства «мы», группового единства;

7.

воспитывать взаимоуважение, толерантные чувства.

Форма занятия: групповая.

Численность группы: 8-10 человек.

Возраст участников: 12-15 лет.

Основная форма работы: игровой психотренинг.

Материалы: теннисный мячик, ноутбук, проектор, карточки с фрагментами пословиц, листы

формата А4, карандаши простые, корона, запись классической или легкой музыки.

Структура занятия:

1. Начало работы – ритуал приветствия, знакомство, формулирование темы, основных целей,

разминка.

2. Работа по теме – мини-лекция, игровые упражнения, видео презентация.

3. Обобщение – дискуссия.

4. Завершение работы – обратная связь, рефлексия, заключительное слово ведущего.

Вступление

Психолог: Здравствуйте, ребята! Во время сегодняшней нашей встречи мы поговорим о важной

части нашей жизни. О том, без чего жить очень сложно, а порой и невозможно. Это то, для чего

мы нужны друг другу. Вы догадались, что это? Это общение. Отлично, а как иначе называется

общение?

Одному из детей предлагается из разделенных букв на магнитной доске сложить слово

«коммуникация».

Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения. — Скажите, всегда ли ваше общение с

другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение

требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общению нужно учиться, чтобы

оно приносило человеку пользу и радость.

Для

того

чтоб

наше

занятие

принесло

пользу

и

радость,

и

нам

было

интересно,

необходимо вспомнить некоторые правила.

Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь? (СЛАЙД)

Правила работы группы:

1.

Говорить по одному.

2.

Все внимательно слушают говорящего, не перебивая.

3.

Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

4.

Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

5.

Говорим только от себя и о себе. («Я считаю...», «Я думаю...», а не «Некоторые говорят...»,

«Мои друзья считают...»).

6.

Недопустимость насмешек.

7.

Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

8.

Конфиденциальность информации. Все, что происходит во время занятий, не выносится

за пределы этой комнаты.

Ход занятия

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга лучше.

Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает

Цель: открыть для участников новые грани друг друга.

Инструкция:

Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и

перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать, что говорят.

Пример: « Я - Мария Ивановна, никто не знает что я…..»

Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном

супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-

автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет.

Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук».

Как это проявляется в нашем с вами общении? Важен ли тактильный контакт? Молодые

люди здороваются за руку. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в

руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг друга в щеку.

Такие же знаки используют парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и

дружеских. Это ритуалы приветствия.

Мы сегодня используем другой ритуал.

Упражнение Я рад общаться с тобой”

Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из стоящих рядом ребят со

словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает

свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова.

Важно смотреть в глаза – это

зрительный контакт. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает

упражнение ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!”

Психолог: предлагает подросткам разделиться на две группы и дать определение понятию

«общение».

Практически каждый имеет свое представление о том, что такое общение . Давайте

обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ОБЩЕНИЕ — это взаимодействие людей друг с

другом

с

целью

передачи

знаний,

опыта,

обмена

мнениями.

В

отличие

от

простого

взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя.

Во все времена и до наших дней существовало и существует наказание - заточение в

одиночную камеру. Люди очень плохо переносят заключение в одиночестве. Многие даже сходят

с ума.

Ребята, на тему общения существует много пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Упражнение «Мудрость народа»

Цель: введение в тему, организация совместной деятельности, снятие барьеров в общении.

Необходимые материалы: набор фрагментов пословиц.

Описание: участники делятся на группы, каждая группа получает набор фрагментов пословиц.

Задание – составить пословицу из фрагментов и объяснить её смысл.

Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Лошадь узнают в езде, человека в общении.

Со старым человеком общайся, как с отцом.

С кем поведёшься, от того и наберёшься

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Вертит языком, что корова хвостом.

На языке медок, а на сердце ледок.

Кто ругается, у того лошадь спотыкается.

Слово — серебро, молчание — золото.

Язык мой — враг мой:

Раненный мечом вылечится, словом — никогда. (Азерб.)

Людей не суди, на себя погляди.

Сказанное слово- золото, не сказанное- алмаз.

Послушайте стихотворение В. Солоухина "Слово о словах".

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Психолог: поэтому, ребята, очень важно, что мы говорим и как мы это говорим.

Звучит музыкальное произведение, на фоне которого ученик читает притчу.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:

"Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с

кем-либо". В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился

контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще

контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни

одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал

юноше: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения". Наконец,

наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к

садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на

воротах!". Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь

ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в

человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты

попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и

физическая.

Общение

с

людьми

-

это

редкое

богатство!

Они

заставляют

тебя

улыбнуться

и

подбадривают. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!

Психолог: Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику

или экономику, покорять горные вершины и ли исследовать морские глубины. И если вы хотите

прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми - не

обойтись, для этого необходимо учиться общению.

Как мы обычно общаемся? При помощи слов – устно или письменно, при помощи жестов,

мимики. Мы даже можем передавать информацию, просто глядя друг другу в глаза. В целом все

эти виды общения делятся на две группы – вербальное (речевое) и невербальное. (СЛАЙД)

Итак, что такое общение при помощи слов, мы знаем, но известно ли вам, что большая

часть информации поступает к человеку через жесты, мимику? Сейчас мы сделаем несколько

упражнений, которые это докажут.

Итак, невербальное общение.

Ведущий предлагает выйти в центр одного из участников и продемонстрировать

предлагаемые жесты и позы, остальные должны отгадать, что они означают.

- Руки в карманах. Напоказ отставлены большие пальцы.

- руки перекрещены между собой на груди, подбородок приподнят.

- Руки упираются в бока.

(это стремление показать свое превосходство, авторитет, ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА

Выходит другой участник.

- Крепко сцепленные пальцы. Напряженное лицо.

-постукивание при разговоре по чему-либо.

-Потирание глаз, почесывание, закутывание.

(это демонстрация напряженности, неуверенности, НИЗКАЯ САМООЦЕНКА).

Психолог:

некоторые

жесты

говорят

о

состоянии

человека.

Они

выражают

его

мысли,

отношение к чему-либо, намерения. Участникам тренинга предлагается карточка с описанием

жеста, и предлагается фраза, которую он должен произнести и изобразить жест. Остальные

угадывают передаваемые чувства.

Упражнение «Жесты-состояния»: (фраза: «Закончились каникулы») (СЛАЙД)

1.

восторг (размахивание руками, интенсивное потирание ладоней, прищелкивание средним

и большим пальцами, слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу).

2.

Удивление (разведение рук на уровне пояса, ладони вперед вверх, протягивание рук на

уровне груди к собеседнику, всплескивание руками).

3.

Предвкушение приятного (потирание раскрытых ладоней друг о друга).

4.

Неуверенность, незнание (пожимание плечами, разведение рук в стороны раскрытыми

ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч).

5.

Интерес (наклон головы чуть вперед набок, небольшой поворот головы в сторону ухом к

говорящему).

6.

Растерянность, смятение, досада (опущенная голова, теребление пальцев, ходьба из

стороны в сторону).

7.

Отчаяние (голова обхвачена руками, широко раскрытые глаза)

8.

Возмущение (резкий хлопок рукой по бедрам, резкий указательный жест рукой в сторону

объекта возмущения)

9.

Испуг, страх (ладонь прикрывает рот, руки перекрещены)

Психолог: «Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно

незнакомым

человеком.

Хорошо,

если

есть

его

фотография.

А

если

нет?

Что

делать?

Вы

договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг

друга. Например, красный шарф, синее пальто и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.

Давайте

уйдем

от

этого

стереотипа.

Опишите

себя

так,

чтобы

незнакомец,

которого

вы

встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки,

теребить правой рукой мочку уха, необычная деталь походки. После этого сдайте свои листы с

описанием портрета».

Упражнение «Вы меня узнаете?»

Цель — развитие рефлексии.

Время для работы — 5 минут

Психологический комментарий:

Перемешав их, вы зачитываете текст, а участники должны узнать по описанию, чей же это

портрет.

Психолог: здорово!

Вас узнали! Не менее важно, как Вы можете узнавать по невербальным

признакам передаваемую Вам информацию.

Упражнение: «Скажи мне мой секрет»

Цель — игра

способствует

развитию

навыков

невербального

общения

и

созданию

благоприятного психологического климата.

Психолог : «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас

самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача —

отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с

помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться».

Психологический комментарий:

Слова крепятся по очереди каждому на спину.

Примерный

набор

слов:

ворона,

вор,

йога,

аквариум,

кисель,

мультфильм,

адрес,

восход,

вышивка, гость, болезнь, воля, свет, лжец, любовь, ученик.

Психолог:

всем

известно,

что

у

каждого

здорового

человека пять

чувств.

Какие?

(дети

называют)

-

зрение,

слух,

вкус,

обоняние,

осязание.

С

их

помощью

человек

знакомится

с

окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми.

Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем

проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам посмотреть

мини-сценки, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.

1-й рассказ

Аня пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица - любимый

Танин попугай.

- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Аня, - у меня такая же была. Только сдохла. Они

долго не живут. Нежные очень.

Таня загрустила и замолчала. Аня не смогла в этот день общаться с Таней.

(Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?)

2-й рассказ

За пять минут до первого урока учащиеся сидели в классе. Даша пришла последней. У нее был

расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Саша. - Что у тебя случилось?

Расскажи! Кто тебя обидел?

- Ну, давай, давай, рассказывай! - подскочила Саша и Катя.

- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.

Даша разрыдалась и выбежала и класса. Все недоуменно пожали плечами.

(В чем была ошибка Саши и Кати? Что бы вы сделали на их месте?)

3-й рассказ

Папа подарил Косте на день рождения новые беспроводные наушники. Костя показал их своему

приятелю Славе и радостно сообщил:

- Вот какие! Редкие и красивые! Тебе нравятся?

- Да это отстой! Такие уже не в моде - захохотал Слава. - Что в них такого особенного? Они

никакой ценности не представляют. Эх, ты! И твой отец хорош - в наушниках не разбирается!

Пойдем я тебе свои покажу!

Костя отказался.

(Как вы думаете, почему?)

Психолог: итак, герои этих маленьких сценок не умеют правильно общаться. У них нет шестого

чувства. Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого?

(знакомимся с понятием "тактичность"). Тот, кто обладает чувством такта - шестым чувством,

никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

Мы много общаемся друг с другом, но очень часто не замечаем друг в друге тех хороших

качеств, которые в них есть, а замечаем и в десять раз преувеличиваем их небольшие недостатки.

Предлагаю Вам послушать одну притчу.

Притча.

Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона.

Один из них дотронулся до хобота и сказал:

-Слон похож на толстый шланг.

-Слон похож на столб, - откликнулся другой, нащупав ногу слона.

Третий коснулся слоновьего живота и заявил:

-Слон похож на огромную бочку.

-Он похож на циновку, - потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.

-Что вы говорите! Воскликнул пятый, державший животное за хвост. - Слон похож на верёвку!

Все они были правы. И не был прав никто.

Психолог: ребята, в чем суть этой притчи? Действительно, мы видим в человеке только одну

какую- то сторону и не замечаем других, не замечаем, что любой человек сложнее, чем нам

кажется на первый взгляд.

Давайте сейчас посмотрим небольшой видеоролик (ролик «Мы все видим мир по-своему»)

Присмотритесь друг к другу и вы увидите много хорошего.

Упражнение «Трон»

Цель — создание атмосферы комфорта и раскрепощенности.

Один человек садится на стул (трон) лицом ко всем.

Ему на голову надевается корона.

Остальные участники тренинга говорят, что им нравится в этом человеке.

Психологический комментарий:

На троне должен побывать каждый и таким образом получить разнообразную поддержку от

других.. Ведущему важно настроить группу таким образом, что каждый из здесь сидящих ценен,

интересен, в каждом есть что-то хорошее, надо только это заметить.

Психолог:

очень

часто

в

общении

нам

мешают

плохие

качества:

злость,

зависть.

Они

не

позволяют нам радоваться жизни, дружить. Важно уметь отпускать их и радоваться жизни,

благодарить за все, что мы имеем.

Один из участников тренинга рассказывает заранее выученное стихотворение «Сегодня

Бог проснулся утром рано…»

Завершение работы

Упражнение «С чем я ухожу»

Цель: формулирование личностных итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участникам предлагается рассказать о своем впечатлении от занятия в целом, ответив

на вопросы:

- полезно ли было занятие;

- что запомнилось;

- с каким настроением ухожу.

Психолог: я благодарю Вас за занятие и предлагаю завершающим упражнением подарить

друг другу частичку радости и тепла.

Упражнение «Аплодисменты по кругу» Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и

постепенно

подходя

к

одному

из

участников.

Затем

этот

участник

выбирает

из

группы

следующего,

кому

они

аплодируют

вдвоем.

Третий

выбирает

четвертого

и

т.д.

последнему

участнику аплодирует уже вся группа.

Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой

высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До

новых встреч!

Список используемой литературы

1.

Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006.

– 271 с. – (Эффективный тренинг).

2.

Антонова О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы

общения как средства коммуникации среди подростков» // Молодой ученый. — 2014.

Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л.

А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.

3.

Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 2009.

4.

Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М.:

Прогресс, 1986.

5.

Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006.

Притча

Один купец, очень старый человек, имел большой долг, а его кредитор был очень опасным

человеком. Кредитор пришел в дом купца. Купец сидел в своем маленьком саду. В том месте, где

он сидел, двор был выложен белыми и черными камнями.

Его молодая прекрасная дочь также сидела рядом с ним. Кредитор пришел для того, чтобы

пригрозить, что если купец не выплатит деньги по истечении определенного срока, то он будет

брошен в тюрьму как минимум на двадцать лет. Но он несколько смягчился, глядя на прекрасную

девушку. Он предложил следующее. Он сказал: "Я знаю, что ты не можешь уплатить свой долг и

что по закону ты должен быть брошен в тюрьму на двадцать лет. Тебе почти семьдесят лет; это

будет концом твоей жизни. Но я добр, я всегда был добр к тебе. Я предоставлю тебе возможность,

и вот мое предложение: я возьму два камня, один черный и один белый, и положу их в мой

мешок, а затем твоя дочь должна будет извлечь один из камней из мешка. Если она вытащит

белый камень, то ты свободен от долга и с твоей дочерью ничего не случится. Если же она

вытащит черный камень, тогда ты свободен от долга, но твоя дочь должна будет выйти замуж за

меня".

Очень неохотно отец и дочь согласились, потому что у них не было другого выхода.

Кредитор взял два камня. Когда он брал эти два камня, старый купец ничего не видел, потому что

глаза его были полны слез, но острые глаза девушки смогли заметить, что тот взял два черных

камня.

Теперь

обычная

логика

была

бессильна.

Что

делать?

Два

черных

камня

в

мешке!

Очевидным решением было заявить об обмане, но тогда это рассердило бы кредитора и он

отомстил бы; отец был бы немедленно брошен в тюрьму. Сердить кредитора казалось не очень

правильным решением. Тогда что же делать? Ведь что бы она ни вытянула, это будет черный

камень. Логика здесь не работала.

Она не раскрыла обман; она не возражала против того факта, что он взял два черных

камня. Она вытащила один камень из мешка, неловко покрутила его в руках и уронила на

дорожку - и он был потерян. Там было много камней, среди них невозможно было найти тот,

который она уронила. Она очень долго просила прощения. А затем предложила: «Давайте

посмотрим на другой камень, на тот, что остался внутри. Если он черный, значит тот, что я

уронила, должен был быть белым. Если он белый, то другой был черным». И старый кредитор

ничего не мог поделать. Поражение было полным.

6.

Этап обучения: -30 мин

7.

Цель: Узнать о дистанциях общения, научиться определять личную границу у

собеседников.

8.

теория-15 мин:

9.

Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что

это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со

всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в местах их

проживания. И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому

человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким

другом, а на каком - с подозрительным незнакомцем.

10. Нормами пространственной и временной организации общения сейчас занимается наука

проксемика.

11. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х годов. Слово

"проксимик" (от английского слова "proximity") означает близость.

12. Межличностное

пространство

-

важнейший

фактор

невербального

общения. Наши

представления о нем отражаются в повседневной речи - "держаться подальше", например,

от начальства, или "держаться поближе" к тому, в ком мы заинтересованы.

13. Общее правило: чем больше партнеры заинтересованы друг в друге, тем ближе они могут

находиться по отношению друг к другу. Однако существуют определенные нормы и

правила, которые следует учитывать при взаимодействии с собеседником. У каждого

человека есть свое поле, своя аура, нарушать которые в конкретных ситуациях - значит

повредить делу.

14. Особенно если дело касается знакомства или общения с противоположным полом.

15. Выделяют

четыре

пространственные

зоны,

которые

как

концентрические

круги

на

мишени или на воде окружают друг друга: (рисунок на доске или презентация)

16. Дистанции общения:

17. Доверительная, Интимная зона (15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку

именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются

лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой

зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт,

прикосновения.

Исследования

показывают,

что

нарушение

интимной

зоны

влечет

определенные

физиологические

изменения

в

организме:

учащение

биения

сердца,

повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное вторжение

в

интимную

зону

в

процессе

общения

всегда

воспринимается

собеседником

как

покушение на его неприкосновенность.

18. В этой зоне можно выделить как бы еще подзону радиусом 15 см, в которую можно

проникнуть

только

посредством

физического

контакта.

По

сути

дела

это

уже

зона

прикосновения к другому человеку. Позволяется прикасаться очень немногим. Поэтому

ее называют сверхинтимной зоной.

19. Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами

предполагает

только

визуально-зрительный

контакт

между

п а ртн е ра ми ,

поддерживающими разговор. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда

приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы

находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

20. Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в

кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не

очень хорошо знают. Каждого из нас не раз вызывали в школе к доске. Как далеко от

учителя

вы

останавливались?

Так

же

мы

встречаем

водопроводчика

или

плотника,

пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе.

Верхний предел соответствует формальным отношениям.

21. Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в

лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору,

и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении

друг от друга. Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре, амвона в церкви - в

каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение

этой дистанции может вызвать разные последствия. Если клоун в цирке перелезает через

барьер и присаживается к кому-нибудь на колени - это вызывает смех, а если учитель

покидает свое место и приближается к ученику, то это воспринимается как угроза.

22. Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может отрицательно сказаться на общение!

23. Чем ближе собеседники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальный

контакт и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения. На

удалении легче продолжительнее смотреть друг на друга, можно использовать жесты для

сохранения внимания.

24. Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, культуры. Так, дети и старики

стараются быть ближе к собеседнику. Подростки, молодые люди, люди среднего возраста

держат определенную дистанцию. Женщины стараются быть ближе, чем мужчины.

«СЛОН, ОРЕЛ, ЖИРАФ, ОСЬМИНОГ, кенгуру»»

Цель — способствует формированию установки на партнерство в общении.

Все стоят в кругу. Человек в центре круга указывает на кого-то из участников игры и говорит: «Слон».

Человек, на которого пал выбор, сгибается и вытягивает руки наподобие хобота. Те игроки, которые

стоят от него по бокам, сгибают руки, изображая уши слона. Если человек, стоящий в центре круга,

говорит: «Орел», то тот, на которого он указал, изображает рукой клюв, а стоящие с двух сторон от

него изображают крылья. Если человек в центре произносит: «Жираф», то тот, на кого указали,

вытягивает руку вверх, изображая шею животного, а его соседи сгибаются и показывают ноги

жирафа. Если стоящий в центре произносит слово: «осьминог», то тот, на кого пал выбор,

наклоняется, перебирая внизу руками. Стоящие с ним рядом делают тоже самое. Кенгуру – тот, на

кого указали, показывает сумку, а стоящие рядом, заглядывают в неё и говорят: «Ого!». Игра

проводится в быстром темпе.

Ведущий:

Много значит в общении умение передавать настроение.

Игра «Эмоциональный взрыв»

7 желающих. Надо произнести по 3 раза фразу, но так, чтобы менялось настроение.

- «Оставь меня в покое» ( от легкого раздражения до сильного гнева)

- «У меня получилось» ( от спокойного утверждения до восторга)

- «Мне страшно» ( от спокойного утверждения до ужаса)

«Это так забавно» ( от улыбки до безудержного смеха)

- «Ты самый лучший» ( от дружеского заверения до пламенной любви)

- «Это такая гадость» ( от утверждения до отвращения)

Упражнение «Через стекло».

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и

выразительных движений.

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга

стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора им можно предложить, например:

«Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне, пожалуйста, стакан воды, я

очень хочу пить» и т.п., или дети сами придумают свое сообщение. Анализ упражнения:

— Легко ли тебе было объяснять жестами то, что ты хотел сказать? А легко ли было понять то, что

изображал жестами другой? Что было легче?



В раздел образования