Автор: Наумова Туйара Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-Детский сад №6 "Олонхо кэскилэ" с.Бердигестях МР "Горный улус" РСЯ
Населённый пункт: с.Бердигестях, Горный улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая рабработка
Тема: "Знакомство с особенностями звуков якутского алфавита дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Содержание
Глава 1. Теоретические основы.
1.1. Введение
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Лингвистические основы подготовки к обучению грамоте дошкольников
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методика обучения
2.2. Методические рекомендации
2.3. Мониторинг
2.4. Выводы. Список использованной литературы
1
Глава 1. Теоретические основы
1.1. Введение.
Проблема развития речи является одной из актуальных, так как с развитием речи связано
формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому
определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших
педагогических задач. Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется
определенная
готовность
сенсомоторной
и
интеллектуальной
сферы
детей.
Важнейшим
компонентом
успешной
работы
дошкольников
по
овладению
грамотой
является
сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит
опора
на
речевой
слух,
на
фонематическое
восприятие
и
навыки
звукового,
а
затем
звукобуквенного
анализа,
то
возникает
необходимость
более
раннего
выявления
у
детей
недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У
детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне
речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом
возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы,
которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при
обучении
грамоте
необходимо
наличие
добуквенного,
чисто
звукового
периода
обучения,
который
будет
проходить
ряд
этапов:
от
умения
различать
звуки (как
речевые,
так
и
неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен
научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть
по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему
закономерностей
родного
языка,
учиться
слышать
звуки,
различать
гласные (ударные
и
безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и
различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить
речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с
буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким
образом,
работа
по
подготовке
детей
дошкольного
возраста
к
обучению
грамоте
должна
начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться
формированием
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
первоначальных
навыков
звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.
Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы
детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно
с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения
звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети
обладают
так
называемым
первичным
фонематическим
слухом,
который
обеспечивает
им
2
понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его
форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его
звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных
умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких
детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.
В последнее время наблюдается следующая тенденция- якутские дети затрудняются в
произношении, запоминании исконно якутских звуков. Хотя наш детский сад расположен в
сельской местности, наши воспитанники путают данные звуки, плохо выговаривают, дифтонги
часто заменяют на русские буквы и так далее. Тому есть несколько причин:
-Не четкая артикуляция звуков родного языка;
-Незнание зрительных образов букв;
-В основном, ближнее окружение детей часто говорит на русском, любимые мультфильмы,
детские передачи идут на русском языке;
-Некоторые якутские семьи хотят, чтобы дети с детства владели русским языком;
Считаю, что данная проблема достаточна актуальна, предлагаю свое виденье разрешения
вышеуказанной проблемы.
Тема
моего
самообразования
«Дети
рисуют
олонхо
через
нетрадиционные
техники
рисования». В данном докладея решила соединить тему самообразования, используя детскую
любознательность, и взаимодействие с родителями.
Работа
с
необычными
материалами
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
эмоции,
развивает
творческие
способности,
общий
психический
настрой
детей.
Ребенок
получает
возможность
отразить
свои
впечатления
от
окружающего
мира,
передать
образы
воображения,воплотив их с помощью разнообразных нетрадиционных материалов в реальные
формы. Творчество не может существовать под давлением, оно должно быть свободным,
яркими
неповторимым.
Не
расставаясь
с
изобразительными
материалами,
как
с
традиционными, так и нетрадиционными, ребенок не заметно для себя учиться наблюдать,
сравнивать, думать, фантазировать.
Сначала
ребенок
овладевает
звуко-буквенными
отношениями
в
изолированном
положении: за буквой закрепляется типовое звучание. Ребенок учится устанавливать связь
между
звуком
устной
речи
и
его
графическим
обозначением-буквой.
Используя
нетрадиционную технику рисования при знакомстве с буквами якутского алфавита можно
ускорить процесс запоминания данных букв.
Для эффективного обучения детей грамоте необходимо сформированное познавательное
отношение к родной речи, в частности осознанная ориентирование в звуковой структуре языка
и его словарном составе.
3
Необходимым условием обучения грамоте является так же осознание ребенком элементов
языка. Осознание звуковой структуры слова- необходимое условие обучения грамоте. Звуковой
анализ предполагает умения различать звуки при восприятии на слух и в произношении;
устанавливать точное место каждого звука, то есть определять в начале, в конце или в середине
находится данный звук.
Цель:
Разработать
систему
деятельностного
обучения
якутской
грамоте
старших
дошкольников.
Нами поставлены следующие задачи:
-Включить в НОД систему занятий
нацеленных на отработку якутских звуков, на их
запоминаний;
-Подобрать технику выполнения нетрадиционных приемов рисования при знакомстве с
якутскими буквами.
При соблюдении всех рекомендаций, при создании определенных условий мы сможем
добиться прочного знания родного якутского языка, грамотной устной речи якутских детей,
можем стимулировать интерес к изучению родного языка, Эпоса Олонхо, и как следствие - в
будущем успешное обучение в школе.
Предлагаемая
система
занятий
может
быть
полезно
для
воспитателей,
специалистов,
работающих в данной области.
Методологической
основой
исследования
являются
труды:
Л.С.
Выготского,
И.И.
Каратаева, М.Е. Охлопковой, В.Г. Горецкого и др.
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.
Развитие
речи
идет
в
нескольких
направлениях:
совершенствуется
ее
практическое
употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки
психических процессов, орудием мышления.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает
не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для
последующего овладения грамотой.
Многие
родители
не
понимают,
почему
подготовка
к
обучению
грамоте
должна
начинаться с занятий по звуковой культуре речи, т.е. по формированию слухового внимания и
фонематического слуха. Дело в том, что программа по обучению чтению в первом классе
4
требует в подготовительный (добукварный) период научить ребенка различать на слух гласные
и
согласные
звуки,
определять
твердость
и
мягкость,
глухость
и
звонкость
согласных,
количество звуков и слогов в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое со схемой-
моделью слова.
Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и
на
изживание
в
ней
ситуативных
моментов.
Но
опора
на
наглядный
образец
усиливает
ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты
экспрессивности.
По
данным
М.Р.Львова,
по
мере
расширения
круга
общения
и
по
мере
роста
познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью[14,105]. Это свидетельствует
о
ведущем
значении
усвоения
грамматических
форм
родного
языка.
Данная
форма
речи
характеризуется
тем,
что
ее
содержание
раскрывается
в
самом
контексте
и
тем
самым
становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации.
Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях
в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной
речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети
присваивают из речи взрослых.
Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги.
Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок
начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в
зависимости от условий и характера общения.
Не
менее
важным
условием
для
формирования
связной
речи
дошкольника
является
овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном
возрасте носит непосредственный характер[28, 95].
Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной
речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей
собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у
ребенка
возникает
потребность
объяснить
сверстнику
содержание
предстоящей
игры,
устройство
игрушки
и
многое
другое.
В
ходе
развития
разговорной
речи
происходит
уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно
языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.
М.М.Алексеев и В.И Яшина считают, что развитие связной речи играет ведущую роль в
процессе речевого развития дошкольников. [1,57]. В ходе развития ребенка перестраиваются
5
формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным
составом и грамматическим строем языка.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
связная
речь
достигает
довольно
высокого
уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми
(если
это
необходимо)
ответами.
Развивается
умение
оценивать
высказывания
и
ответы
сверстников, дополнять или исправлять их.
На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить
описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.
Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя.
Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам
или явлениям у них развито недостаточно.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
развитие
речи
достигает
высокого
уровня.
Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и
сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим
ошибкам, умение контролировать свою речь.
По данным Д.Б.Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся
в зависимости от условий жизни и воспитания.
На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя
русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как
период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением
типов склонений и спряжений.
В
этот
период
происходит
разграничение
ранее
смешавшихся
однозначных
морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в
большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.
После
трех
лет
происходит
интенсивное
овладение
сложными
предложениями,
соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи лет союзов 61% усваивается в
период после трех лет. В этот период усваиваются следующие союзы и союзные слова: что,
коли, куда, сколько, который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, или, оттого что, зачем,
почему,
отчего.
Усвоение
этих
союзов,
обозначающих
самые
разнообразные
зависимости,
показывает интенсивное развитие связных форм речи.[56, 203]
Интенсивно
идущее
именно
в
дошкольном
возрасте
усвоение
родного
языка,
заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной
активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных
словообразованиях
и
словоизменениях,
совершаемых
самим
ребенком
по
аналогии
с
уже
усвоенными формами.
6
И.В.Артюшков
подчеркивает,
что
в
период
от
двух
до
пяти
лет
ребенок
обладает
необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над
языком создают основу столь интенсивно идущего процесса [3,66]. Происходит активный
процесс усвоения родного языка.
"Без
такого
повышенного
чутья
к
фонетике
и
морфологии
слова
один
голый
подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных
младенцев к полному обладанию родным языком".
А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста.
Ребенок
конструирует
формы,
свободно
оперируя
значимыми
элементами,
исходя
из
их
значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих
случаях
создается
новое
значение;
для
этого
требуется
разносторонняя
наблюдательность,
умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.
Наиболее рельефно детские образования по аналогии, носящие по внешнему своему виду
характер словотворчества, выражены при усвоении ребенком словообразовательных суффиксов.
Леонтьев
А.Н.
установил,
что
на
протяжении
дошкольного
возраста
значительно
увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом [10,471].
Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все
новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников
временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного
падежа.
Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов склонения.
Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже и в зависимости от того,
как они его произносят, производят формы – по первому или по второму типу. Если безударное
окончание воспринималось и произносилось ими как "а", они употребляли во всех падежах
окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное "о", то они
воспроизводили во всех падежах окончания II склонения.
Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена
ориентировка
на
звуковую
форму
существительных,
что
способствует
усвоению
морфологической системы родного языка.
Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи.
В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно небольшое
число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение
формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно
продвинуть
этот
процесс.
Например,
при
помощи
внешних
опор
дети
вычленяют
предлагавшиеся им слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят
7
приемы
анализа,
выработанные
при
помощи
внешних
опор,
на
действие
без
них.
Таким
образом, формируется умственное действие.
Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком
не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри предложения. Все это служит
началом
нового
этапа
в
усвоении
языка,
который
Д.Б.
Эльконин
назвал
собственно
грамматическим в отличии от дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка
до начала школьного обучения.
Таким образом, в речи старших дошкольников возрастает количество распространенных
предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений.
К
концу
дошкольного
детства
ребенок
овладевает
почти
всеми
союзами
и
правилами
их
употребления. Однако даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста
(55%)
составляют
простые
предложения,
что
подтверждается
в
исследованиях
Л.А.
Калмыковой.
Важным
моментом
в
развитии
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
увеличение
количества
обобщающих
слов
и
рост
придаточных
предложений.
Это
свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.
К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой
грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и
морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.
Что касается развития звуковой стороны речи к концу дошкольного возраста ребенок
правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их
произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте.
Почти
все
психологи
и
методисты,
занимавшиеся
этими
вопросами,
единодушно
подчеркивают, что для этого очень важно иметь четкое представление о звуковом составе языка
(слов) и уметь анализировать его.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего,
знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова,
является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте –
важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.
В связи с этим представляет интерес исследование возможностей ребенка- дошкольника
анализировать звуковой состав слов.
Т.Н Ушакова указывает, что "хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но
разложение
слов
на
звуки
им
самостоятельно
не
производится"[24,59].
Вместе
с
тем
в
некоторых дневниках по развитию детей есть указания на то, что некоторые дети задолго до
начала обучения грамоте самостоятельно пытаются анализировать звуковой состав слов. Так, в
8
дневнике Э.И. Станчинской есть указание, что у ее Юры уже в возрасте пяти лет восьми
месяцев появляется, как она пишет, "желание анализировать слова". Юра читать не умеет, знает
случайно некоторые буквы и цифры, но он заявляет: "Мама, я знаю, какие буквы (следует звуки)
в "вечеринка" – в, ч, р – ин - ка".
А.В.Детцова полагает, что задача выделения звука в слове, несмотря на ее трудности,
является посильной для ребенка. Она предположила, что неумение выделять звуки в слове не
является возрастной особенностью, а связано только с тем, что такой задачи никто перед
ребенком
не
ставит,
а
сам
он
в
практике
речевого
общения
не
испытывает
в
этом
необходимости.
Данные исследования Л.С.Выготского показывают, что уже в средней группе детского сада
дети могут не только узнавать тот или иной звук в слове, но и самостоятельно выделять звуки. В
старшей группе с этой задачей справляются больше половины детей:
- узнавали звуки в начале слова – 95% детей;
- в середине слова – 75% детей;
- самостоятельное выделение звука в начале слова – 95% детей;
- самостоятельное выделение звука в середине слова – 60% детей.
Если
даже
без
специального
обучения
у
старших
дошкольников
возникает
умение
выделять
отдельные
звуки
в
словах,
то
при
специально
организованном
обучении
дети
относительно легко овладевают звуковым анализом слов[9,416].
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка,
когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом
сознательного
изучения.
Этот
новый
период
познания
языковой
действительности
Д.Б.
Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.
Психологи Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др. и методисты О.С. Ушакова,
Т.Н Ушакова, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. выделяют
следующие особенности развития речи старших дошкольников:
1. Звуковая культура речи.
- Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие,
сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.
- Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной
жизни, а не только во время специальных занятий с ним.
- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух.
Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в
которых есть заданные звуки.
9
- Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности:
могут читать стихи грустно, весело, торжественно.
Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и
восклицательной интонациями.
- Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных
ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских
беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно
при соответствующих обстоятельствах.
- У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не
только гласные звуки, но и некоторые согласные
(сонорные, шипящие, свистящие).
-
Дети
пяти
лет
могут
сравнивать
речь
сверстников
и
свою
с
речью
взрослых,
обнаруживать
несоответствия:
неправильное
произношение
звуков,
слов,
неточное
употребление ударений в словах.
2. Грамматический строй речи.
- Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом
возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием,
создавая множество неологизмов.
-
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
совершают
первые
попытки
произвольного
использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.
- Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи.
Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая
ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.
-
Дети
этого
возраста
умеют
самостоятельно
образовывать
слова,
подбирая
нужный
суффикс.
- У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение
контролировать свою речь.
- В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений,
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
3. Лексическая сторона речи.
- К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по
форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и
выделять
из
них
существенные.
Дети
свободно
пользуются
обобщающими
словами,
группируют предметы в категории по родовому признаку.
10
-
Развивается
смысловая
сторона
речи:
появляются
обобщающие
слова,
синонимы,
антонимы,
оттенки
значений
слов,
происходит
выбор
точных,
подходящих
выражений,
употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
- Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны
пересказать сказку, короткие рассказы.
- Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и
развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на
картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся
составлять рассказ самостоятельно.
- Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и
заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
- Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или
нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.
-
В
диалогической
речи
дети
пользуются,
в
зависимости
от
контекста,
краткой
или
развернутой формой высказывания.
- Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение
разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
- В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными
типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания,
соблюдая при этом его структуру.
Таким образом, мы выяснили особенности развития речи детей старшего дошкольного
возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи.
1.3. Лингвистические основы подготовки к обучению грамоте дошкольников
Якутский язык — государственный язык Республики Саха (Якутия). Носители — якуты.
Усвоение родной грамоты воспитанниками - якутами во многом зависит от всестороннего учета
особенностей фонетической и графической систем родного языка. В настоящее время обучение
грамоте
начинается
с
практического
овладения
фонетическими
знаниями,
умениями
и
навыками. Поэтому в настоящей главе излагаются особенности фонетической и графической
систем якутского языка.
11
При
разработке
лингвистических
основ
методики
обучения
якутской
грамоте
мы
опирались
на
труды
таких
якутских
исследователей
как
П.П.Барашков,
Н.Д.Дьячковский,
Н.Е.Петров, П.А.Слепцов, Л.Н.Харитонов и др.
Все звуки речи якутского языка делятся на гласные и согласные. Различаются они как
артикуляционно
(произносительно),
так
и
акустически
(на
слух).
При
изучении
звуков
старшими
дошкольниками
наибольшее
внимание
уделяется
усвоению
артикуляционных
различий гласных и согласных, то есть работе органов речи.
Есть
два
источника
звуков
речи.
Первый
-
колебание
голосовых
связок
(голосовой
складки) в момент прохождения через гортань струи воздуха из легких. Эти колебания создают
тон,
музыкальный
звук.
Второй
источник
-
шум,
возникающий
в
результате
преодоления
воздушной струей различных препятствий, которые выстраиваются органами речи в ротовой
полости [135;4].
Таким образом, гласные - тоновые звуки, а согласные - шумовые. Тон в образовании
согласных может принимать или не принимать участие.
Наибольший
интерес
в
практике
обучения
членению
звучащей
речи
на
сегментные
единицы
представляет
высказывание
А.Богородицкого:
«гласные
—
роторазмыкатели»,
«согласные - ротосмыкатели». Действительно, при произнесении гласных рот в большей или
меньшей
степени
приоткрывается
для
свободного
прохождения
воздушной
струи;
при
произнесении согласных, наоборот, прикрывается для обеспечения трения воздушной струи о
преграду. На этой особенности звуков основывается прием, основанный на наблюдении работы
органов речи, который поможет детям в случае, если они затрудняются определить, гласный или
согласный звук они произносят.
Система
вокализма
якутского
языка.
В
якутском
языке
существует
разнообразная
подсистема гласных фонем. Их соотношение с согласными - 20/19 (7 согласных из русской
фонетики). Следовательно, якутский язык можно назвать уверенно языком вокалистического
типа.
Разумеется, чем больше звуков какого - либо типа в языке, тем больше должно быть
признаков, по которым их различают. Классификация якутских гласных основана на четырех
признаках:
1) участие губ;
2) степень подъема языка по вертикали (по отношению к небу);
3) степень продвинутости языка вперед или назад по горизонтали;
4) длительность гласных (краткие и долгие).
12
Конструирование системы деятельностного обучения грамоте потребовало углубления в
историю методики обучения якутскому языку РС(Я) для выявления и учета наиболее типичных
недочетов, с одной стороны, а с другой - всего позитивного, что было накоплено традиционной
методикой.
Рассмотрение
вопроса
необходимо
начать
с
общей
характеристики
развития
якутской грамматики.
Вопрос о происхождении якутского языка в настоящее время нельзя считать решенным.
Однако работы исследователей (О.Н.Бетлингк, В.В. Радлов, А.П. Окладников и др.) постепенно
шаг
за
шагом
накапливают
объективные
данные
для
научного
решения
вопроса
о
происхождении и истины якутского.
Историческое развитие якутского языка знает два основных периода: дореволюционный и
период после Октябрьской революции XX столетия. Это основано на следующих фактах.
Якутский язык прошел сложный исторический путь развития. Исследователи выделяют в
дореволюционной
истории
якутского
языка
его
зарождение,
становление
и
дальнейшее
развитие. По данным различных источников якутский язык зародился на юге, на родине
курыкан, в результате тесного и длительного взаимодействия древнего тюркского языка с
монгольскими и другими языками. А его становление произошло на Средней Лене, на почве
активного взаимовлияния эвенков и монголоязычных племен. Период дальнейшего развития
якутского языка связан с приходом русских на Лену. Л.Н.Харитонов пишет об этом следующее:
« С этого времени (с 30-х годов XV11 в.) начинается новая эпоха в историческом развитии
якутского народа, сущность которой состоит в постепенном приобщении якутов к культуре
цивилизованных народов и русского в первую очередь»
До Октябрьской революции на якутском языке не было массовой письменности и развитой
письменной
литературы.
Л.Н.
Харитонов
отмечает,
что
в
период
господства
феодально-
капиталистических отношений и монархического строя в России якуты относились к разряду
так называемых инородцев. Их язык не допускался в школу и государственные учреждения.
Как показывают исследования этнографов А.П. Окладникова, С.А. Токарева, развитие
письменности на якутском языке в дореволюционное время имеет два отдельных периода.
Первый из них — зарождение миссионерской церковной литературы на якутском языке (первая
половина XIX в. до 1905 г.). В истории известно, что первые записи якутских слов и текстов
начались с конца XVII века. Однако зарождение письменности на якутском языке ученые
связывают «с появлением реально функционирующего алфавита» священника Георгия Попова.
Этот алфавит появился в 1819 г. вместе с катехизисом на якутском языке. Второй период (1905-
1917г.г)
характеризуется
появлением
первых
периодических
изданий
и
оригинальных
13
художественных произведений якутских писателей А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова. Однако
вся эта небольшая печатная продукция функционировала среди узкого круга лиц (грамотная
часть якутского населения до революции едва составляла 0,7 %).
Изучение материала позволяет говорить о том, что подлинное развитие якутский язык
получил
за
годы
Советской
власти
прошлого
столетия.
Новый
период
характеризуется
созданием
массовой
письменности,
зарождением
и
становлением
современного
якутского
литературного языка.
Таким образом, наряду с устным народным языком вырабатывался и входил в быт язык
литературный. Круг проблем, исследуемых нами, вызвал интерес к истории алфавита якутского
языка.
Сегодня в якутском языке используется алфавит на основе кириллицы, который содержит
весь русский алфавит, плюс пять дополнительных букв: Ҕҕ, Ҥҥ, Өө, Һһ, Үү и два диграфа:
Дьдь, Ньнь. Используются также 4 дифтонга: уо, ыа, иэ, үө (в состав алфавита не входят).
А а
Бб
Вв
Г г
Ҕ ҕ
Д д
Дьдь
Е е
Ё ё
Ж ж
З з
Ии
Й й
Кк
Л л
М м
Н н
Ҥ ҥ
Ньнь
O o
Ө ө
П п
Р р
Сс
Һ һ
Т т
У у
Ү ү
Ф ф
Х х
Цц
Ч ч
Шш
Щ щ Ъ ъ
Ы ы
Ь ь
Э э
Ю ю Я я
Современный якутский язык имеет следующий состав гласных: гласные нормальной долготы —
а, э, о, ө, и, у, ү; долгие гласные — аа, ээ, оо, өө, ыы, ии, уу, үү; дифтонги — ыа, иэ, уо, үө.
Закон гармонии гласных построен на противопоставлении гласных заднего ряда а, аа, ы, ыы, ыа,
о, оо, у, уу, уо гласным переднего ряда э, ээ, и, ии, иэ, ө, өө, ү, үү, үө, неогубленных — а, аа, ы,
ыы, ыа, э, ээ, и, ии, иэогубленным — о, оо, у, уу, уо, ө, өө, ү, үү, үө; широких — а, аа, э, ээ, о, оо,
ө, өө узким — ы, ыы, и, ии, у, уу, ү, үү.
В якутском языке имеются следующие согласные: б, п, м, т, д, н, дь, нь, ч, к, г, ҕ, х, ҥ, с, һ, й,
й, л, ль, р. По месту и способу образования они могут быть представлены в следующей таблице
(прим.: В заимствованных словах пишутся: в, ж, з, ц, ш, щ. В устной речи якутов эти
согласные можно услышать лишь у лиц, хорошо владеющих русским языком.):
губно-
губные
передне-
язычные
средне-
язычные
задне-
язычные
увулярные
фарин-
гальные
смычные
Сонанты
м
н
нь
ҥ
шумные
чистые
б, п
д, т
дь
г, к
Аффрикаты
ч
Проточные Шумные
с
х, ҕ
һ
сонант
Серединные
й, Й**
боковые
л
ль
14
ы
дрожащие
р
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методика обучения
Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по
подготовке
к
овладению
письмом
и
чтением.
Подготовка
к
обучению
грамоте
в
системе
профилактики
дислексии
и
дисграфии
занимает
важное
место.
Дислексия
–
частичное
специфическое
нарушение
процесса
чтения,
проявляющиеся
в
повторяющихся
в
ошибках
стойкого характера. Дисграфия – частичное специфическое нарушение навыка письма. К мерам
ранней
профилактики
относятся
целенаправленное
развитие
у
ребёнка
тех
психических
функций,
достаточная
сформированность
которых
необходима
для
нормального
овладения
процессом письма, а именно:
1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза слов.
3.
Забота
о
своевременном
исчезновении
нарушения
звукопроизношения.
4. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
5. Обогащение словарного запаса.
6. Забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Сначала ребенка учат отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по
высоте, громкости и длительности звучания, тем самым мы в значительной степени готовим его
слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.
Далее приучают ребёнка соотносить тот или иной слышимый им звук с определённым
скрытым от него предметом, издающим этот звук.
Очень важно также развивать у ребёнка умение определять направление источника звука.
При
развитии
фонематического
анализа
и
синтеза
слов
обращается
внимание
на
количество слогов в слове, звуков, уделяется внимание наличию заданного звука в слове,
позиции заданного звука в слове, если это согласный звук, то определяем, какой он: твердый
или мягкий.
Что касается обогащения словарного запаса, то здесь также необходима специальная и
постоянная забота окружающих ребёнка взрослых людей.
Помимо создания названных необходимых условий для полноценного формирования у
ребёнка грамматического строя речи очень важно специально упражнять его в правильном
употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.
В старшей группе дети научились узнавать и произносить звуки речи и перешли к умению
складывать из них слоги и слова. Это этап непосредственного обучения чтению.
15
Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к
обучению грамоте. На этом этапе они осознают, что наш язык – система, минимальная речевая
единица которой – звук. Звуки речи образуют слоги, из которых складываются слова, слова
образуют предложения, а из предложений состоят тексты.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем в период
обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме. Основой воспитания и
обучения в якутских детских садах являются осторожное, бережное отношение к материнскому
языку,
который
является
важнейшим
орудием
познания
окружающего
мира
и
развития
мышления.
Мы разработали систему
непосредственной образовательной деятельности, нацеленных
на
отработку
якутских
звуков,
на
их
запоминания.
Непосредственная
образовательная
деятельность
разработана
на
базе
методического
пособия
И.И.
Каратаева
«Алта
саастаах
оҕолору грамотаҕа үөрэтии».
План работы НОД по ознакомлению якутских звуков и букв
№
Тема занятий
Форма проведения
Взаимодействие с
родителями
Конечный продукт
1
Буква и звук «о»
(вводное)
Рисование тычками.
Вырезания из бумаги
различной плотности
структуры
-нарисовать в словаре слова с
буквы «о»
- Выделение звука в слове.
«Отуйэ»
Отуйэ угус улэлээх,
Оруу туттарга наадалаах.
Кини саайарга аналлаах,
Ким сатыыр – ол саталлаах.
Отуйэ уна илиибэр,
Тоьо5о ханас оттубэр.
Охсобун, саайабын –
Туьалаа5ы тутабын.
У. Бахсалыырап
Сделать объемную
букву «о» из фетра
- найти слова с
данным звуком
Буква «о» из фетра
В словаре предметы
из буквы «о».
Закрепить работу с
фишками.
Закрепление звука «О»
Аудирование, повторение
прослушивание записей
Олонхо, диктофона
2
Буква и звук «Y»
Нетрадиционное рисование.
Оттиск поролоном буква «Y».
- Выделение звука в слове.
Знакомство с Yрун Уолан.
Вырезание из фетра
«Y»
Буква «Y»
Закрепить работу с
фишками.
3
Буква и звук «Н»
Нетрадиционное рисование –
тычкование МананАт –
Дьулуруйар Ньургун Боотур
ата. Сравнение звуков «Н» и
«Н»
- Выделение звука в слове.
Аудирование, прослушивание
записей и диктофона.
Вырезание из фетра
буквы «Н»
- Буква «Н»
закрепить работу с
фишками.
4
Буква и звук «Нь»
Лепка из пластилина
Вырезание из фетра
- Буква «Нь»
16
буквы «Нь»
- Выделение звука в слове.
Отгадывания загадок
- Биир мас куйуурдаах киьи
баар уьу (Ньуоска)
- Оттон урут тахсар,
хагдарыйыан иннинэ хатан
хаалар баар уьу (Ньургуьун)
- Токунук тоболоох, туу
баттахтах, кыракый уолчаан
хонууга турбут.
Тыал урбут да, уолчаан
бытыктаах кырдьа5ас
о5онньор буолаохсубут.
(Ньээм - ньээм)
-Нарисовать в словаре слова с
звука «Нь»
- Знакомство с персонажем
олонхо Ньургун Боотур
- Аудирование, повторение
прослушивание записей
Олонхо, диктофона.
буквы «Нь»
закрепить работу с
фишками
5
Буква и звук «Дь»
Рисование пальчиками.
- Нарисовать в словаре
предметы со звуками «Дь»
- Выделение звука в слове.
- Аудирование, повторение
прослушивание записей
Олонхо, диктофона
-Знакомство с персонажем
Олонхо Кун Дьирибинэ.
Фигура из фетра
«Дь»
Буква из фетра «Дь»
- Работа с фишками.
6
Буква и звук «h»
Нетрадиционное рисование –
тычок полусухой жесткой
кистью.
- Нарисовать в словаре
предметы со звуками «h»
- Выделение звука в слове.
-Аудирование, повторение,
прослушивание записей
Олонхо, диктофона.
-Знакомство с персонажем
Олонхо-Абааhы уола.
Фигура из фетра
«h»
Буква из фетра «h»
-Работа с фишками
7
Буква и звук «5»
-Нетрадиционная техника
«знакомая форма-новый
образ» -цифра 5
- Выделение звука в слове.
-- Нарисовать в словаре
предметы со звуками «5»
-Сравнение звуков «Х» и «5»
-Аудирование, повторение,
прослушивание записей
Олонхо, диктофона.
Дьоллоох о5о сааспытын
Дор5оонноохтук туойуо5ун.
Эдэр сурэх ырыатын
Эьиэкэйгэ холбуо5ун.
С.Дадаскинов
Фигура из фетра
«5»
Буква из фетра «5»
-Работа с фишками
17
8
Знакомство с
дифтонгом «ЫА»
-Артикуляция «ЫА»
-Схема «ЫА»
-Нетрадиционная техника
«набрызг по трафарету»
- Нарисовать в словаре
предметы с дифтонгом «ЫА»
- Выделение звука в слове.
-Аудирование, прослушивание
записи Олонхо, диктофона
-Берестяная посуда –Ыа5айа
Туоhу тогурутэн,
Тугэхонорон,
Кылыкыбытан,
Кэрэтиккиэргэтэн,
Ылдьаана эбэбит
Ыа5айа тикпит.
Туттуннар диэн
Тутаахтаабыт,
Ыйаатыннар диэн
Ыйыыр быалаабыт.
Г.Иванова
Фигура из фетра
«ЫА»
Буква из фетра
«ЫА»
-Работа с фишками
9
Знакомство с
дифтонгом «ИЭ»
-Артикуляция «ИЭ»
-Схема «ИЭ»
-Нетрадиционная техника –
лепка из соленого теста
- Нарисовать в словаре
предметы с дифтонгом «ИЭ»
- Выделение звука в слове.
-Аудирование, прослушивание
записи Олонхо, диктофона
-Знакомство с персонажем
Олонхо-Иэйэхсит
Фигура из фетра
«ИЭ»
Буква из фетра
«ИЭ»
-Работа с фишками
10
Знакомство с
дифтонгом «УО»
-Артикуляция «УО»
-Схема «УО»
-Нетрадиционная техника –
оттиск пробкой
- Нарисовать в словаре
предметы с дифтонгом «УО»
- Выделение звука в слове.
-Аудирование, прослушивание
записи Олонхо, диктофона
-Пословицы:
-Киhи тыла-уот.
-Уол о5о тороото5унэ,
суоруорэр.
-Уол о5о биир кун ат
оро5отугэр, биир кун ат
уора5атыгар.
Фигура из фетра
«УО»
Буква из фетра «УО
»
-Работа с фишками
18
11
Знакомство с
дифтонгом «У8»
-Артикуляция «У8»
-Схема «У8»
- Аппликация дифтонга «У8»
- Нарисовать в словаре
предметы с дифтонгом «У8»
- Выделение звука в слове.
-Аудирование,
прослушивание записи
Олонхо, диктофона
У8рэниэххэ,ууну8ххэ
Учугэй да дойду,
Учугэй да дойду-
8лу8нэ эбэккэм.
Уту8кэн дьоннордоох
Учугэй да дойду-
Учугэй да дойду,
8лу8нэ эбэккэм.
С.Данилов
Фигура из фетра
«У8»
Буква из фетра «У8
»
-Работа с фишками
На основе этого плана мы с родителями изготовили следующие методические пособия:
1. Настенный коврик-панно “Якутские буквы”.
Цель: Ознакомление с якутскими буквами и дифтонгами. Различение гласных, согласных
звуков, дифтонгов, закреплять образы звуков.
2. Конструктор “Якутские буквы”.
Цель: Ознакомление с якутскими буквами и дифтонгами.
Различение гласных, согласных букв, развитие мелкой моторики.
Предлагаемые дидактические игры:
1. Дидактическая игра “Кто внимательный?”
Цель: Различение гласных, согласных звуков, дифтонгов.
2. Дидактическая игра. “Собери буквы”
Цель: закреплять образы звуков, развитие мелкой моторики.
3. Игровая ситуация: “Сортировка по звукам”.
Цель: уметь соотносить звук и его символ.
4. “Лото букв”
Содержание: ведущий показывает букву, ребенок из частей собирает одну букву, и произносит
звук, соответствующий графической букве.
5. Дидактическая игра “Волшебные звуки”.
Цель: различение дифтонга, нахождение данного дифтонга на коврике.
6. Дидактическая игра “Назови слово”.
Цель: совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
19
7. Дидактическая игра “Рассыпанные буквы”
Цель: учим правильно подбирать слова на определенную букву (звук) .
Рекомендации к игре «Рассыпанные буквы»: прослушать стихотворение П. Тобурокова:
О5ус са5а буолуо5ун
О5о ба5а ба5арбыт,
А5а ба5а буойбутун
О5о ба5а утарбыт.
О5ус са5а буолаары
О5о ба5а уллубут.
Хабах са5а буолаатын-
Ха5а хайаыстаммыт.
8. Дидактическая игра ”Найди слово’’
Цель: Упражнять детей в определении места звука в слове ( в начале ,в середине, в конце), в
умении записывать печатные буквы , развивать память, внимание.
20
2.2. Методические рекомендации для родителей:
Что должен усвоить ребенок по грамоте
1. РЕЧЬ - все, что мы говорим. Она нужна для того, чтобы понимать друг друга, общаться,
узнавать новое. Состоит из предложений. Бывает устная и письменная.
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - состоит из СЛОВ, о чем-то сообщает. Слова в предложении связаны
по смыслу. Оно начинается с заглавной буквы. В конце ставится . ? !
3. СЛОВА делятся на СЛОГИ. Они состоят из ЗВУКОВ. В каждом слоге есть один
гласный
звук.
(«Сколько
в
слове
гласных,
столько
и
слогов»)
Один
слог
всегда
ударный
(произносится сильнее, чем другие).
5. ЗВУКИ бывают гласными и согласными.
ГЛАСНЫЕ звуки поются, при произношении их воздух не встречает преград.
СОГЛАСНЫЕ произносятся отрывисто, воздух встречает преграды (зубы, губы, язык,
нёбо).
8. Звуки обозначаются на письме БУКВАМИ.
9. ЗВУКИ и БУКВЫ - не путать!!! ЗВУКИ произносим и слышим. БУКВЫ видим, читаем,
пишем.
11. Характеристика букв:
В якутском языке используется алфавит на основе кириллицы, который содержит весь
русский алфавит, плюс пять дополнительных букв: ҕ, һ, ө, ү, ҥ и два диграфа: Дь, дь., Нь, нь,
используется также 4 дифтона: уо, иэ, у8, ыа (в состав алфавита не входят).
Гласные нормальные долготы – а, э, о, 8, у, Y.
Долгие гласные – аа, ээ, оо, 88, ыы, ии, уу, YY.
Согласные: среднеязычны: нь, дь
Заднеязычны – н.
Увулярии – 5
Фарингальны – h
10. Ребенок должен уметь:
- находить и выделять заданный звук в слове и определять его позицию (начало, середина,
конец слова).
21
2 . 3 . Мониторинг
качества
знаний,
умений
и
навыков
воспитанников
по
ознакомлению с якутскими звуками.
Речевое
развитие
детей
является
одним
из
главных
компонентов
их
готовности
к
школьному
обучению.
Изучение
уровня
овладения
языком
позволяет
получить
данные
не
только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.
Для
того,
чтобы
понять
насколько
важно
изучение
якутских
звуков
мы
должны
представить
какие
компоненты
самые
важные
для
обучения
грамоте
–
это
ориентация
в
звуковой системе родного языка, осознание принципов образования слогов и на этой основе
усвоить способы слогового чтения.
В целях комплексного исследования, нами использовались методики, опубликованные в
работе Ф.Г.Даскаловой и адаптировали её применительно к исследуемой проблеме.
Изучение уровня практического осознания элементов языка
Задания:
1. Скажи одно слово (по заданной картине).
2. – Скажи один звук
- Сколько звуков в слове «КУН»
- Назови звуки в этом слове.
Оценка: Высшая оценка составляет 4 балла. Ответы оцениваются 1 балл и не верные 0
баллов.
Результаты обследования заносятся в таблицу.
22
Анализ уровня практического осознания элементов языка
подготовительной группы 2017-2018уч.года
Ф.И.
ребенка
в
возр
аст
В начале года
В середине года
Скажи
одно
слово
(по
картине
Скажи
один
звук
Сколько
звуков
в
слове
«КУН»
Назови
звуки
в
этом
слове.
Скажи
одно
слово
Скажи
один
звук
Сколько
звуков
в
слове
«КУН»
Назови
звуки
в
этом
слове.
п
римеча
ние
1.Е.Милена
6
+
+
-
-
+
+
+
+
2.Е.Айаал
6
-
-
-
-
+
+
-
-
ЗРР
3.С.Сабрина
6
+
+
+
+
+
+
+
+
4Д.Алгыстаана
6
+
+
+
+
+
+
+
+
5.Ф.Ванесса
6
-
-
-
-
+
+
-
-
ЗРР
6.С.Айгылан
6
-
-
-
-
+
-
-
ЗРР
7.Ш.Саяна
6
-
-
-
-
+
+
-
-
З
8.С.Саяна
6
-
+
-
-
+
+
-
-
9.А.Даниил
6
+
-
-
-
+
+
+
+
10.О.Аманда
6
+
-
-
-
+
+
-
-
11.Н.Айаал
6
+
+
-
-
+
+
+
+
12.С.Артем
6
-
-
-
-
+
+
-
-
13С.Айаал
6
+
-
-
-
+
+
+
+
14.К.Кеша
6
-
-
-
-
+
+
-
-
15.П.Роберт
6
-
-
-
-
+
+
+
+
16.Е.Айхан
6
+
-
-
-
+
+
-
-
Зн.
н/з
8-50%
8-50%
5-31%
11-69%
2-12%
14-
88%
2-12%
14-
88%
16-100
0-0%
15-
94%
1-6%
7-43%
9-57%
7-43%
9-57%
В
начале
Знает-
26%
Не
знает-
74%
В
серед
Знает-
70%
Не
знает-
30%
Вывод:
При соблюдении всех рекомендаций, при создании определенных условий мы
сможем добиться прочного знания родного якутского языка, грамотной устной речи якутских
детей, можем стимулировать интерес к изучению родного языка, Эпоса Олонхо, и как следствие
- в будущем успешное обучение в школе.
Предлагаемая
система
занятий
может
быть
полезно
для
воспитателей,
специалистов,
работающих в данной области.
Список использованной литературы
1. Алексеева, М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку
дошкольников [Текст]: [Учеб.пособие] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.:,1998.
2. Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. //
Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой.[Текст]: – М., 1955.
23
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб, пособие для студентов средне
специальных учеб, заведений / А.М. Бородич - М.: 1988.
4. Воскресенская, А. И.. Грамота в детском саду. – М., 1965; Обучение грамоте в детском саду.
[Текст]/ А. И. Воскресенская: – М., 1963.
5. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова // Проблемы
формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера.
[Текст]: – М., 1980.
6. И.И.Каратаев. О5ону чуолкайдык сацарарга уерэтии уонна грамота5а уерэнэргэ бэлэмнээьин,
Саха сиринээ5и кинигэ издательствота Якутскай 1984
7. Обучение дошкольников грамоте. / Под ред. Н. В. Дуровой. [Текст]: – М., 1994
Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. [Текст]: – М.,
1984. С.163,
8. Сохин, Ф. А., Тумакова, Г. А. Ознакомление детей 5 лет с основным принципом звукового
строения слова. [Текст]: //Ученые записки МГЗПИ. Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова– 1970
9. Филичёва, Т.Б., Основы логопедии. [Текст]: учеб, пособие / Чевелева Н.А., Чиркина Н.В.- М.:
Просвещение, 1989.
10. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. [Текст]:/Д. Б. Эльконин– М.: Знание, 1976.– Вып.4
11. Дьячковский Н.Д.; Звуковой строй якутского языка[Текст]:, Якутск, Кн.изд-во, 1971.
24