Напоминание

Будь природе другом


Автор: Казьмина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Умка"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: конспект
Тема: Будь природе другом
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия по теме:

«Природа родного края»
Цель: Развивать интерес к родному краю. Задачи: Закрепить знания детей о природе родного края, о Красной книге Тамбовской области, о правилах поведения в природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать; воспитывать чувство ответственности перед природой, интерес и любовь к природе. Материал: макет "Жалобной книги природы Тамбовского края", странички- жалобы с картинками авторов жалоб, кроссворд, жетоны (разноцветные кружки, эмблемы "Ромашки"). Ход занятия: 1. Введение в игровую ситуацию. Кольцом лугов, кольцом садов С землёю обручен Тамбов Сбежав к реке на водопой, Теснятся ветлы над водой. А за рекой – хлебов прибой А за рекой – леса, поля… Мой край – мой дом - моя земля. Воспитатель: Это стихотворение написал Семён Милосердов. Сегодня мы с вами будем беседовать о природе Тамбовской области (показ карты Тамбова). У нас немало лесов. Больше всего их по берегам рек Цны, Вороны и Воронежа. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Символично, что в этом году отмечается 150-летие со дня рождения выдающегося ученого и нашего земляка В. И. Вернадского, деятельность которого оказала огромное влияние на развитие наук о Земле. Ведущий: Ребята, у меня в руках "Жалобная книга природы Тамбовского края". В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержание книги вошли списки редких и находящихся под угрозой
исчезновения некоторых видов растений и животных. Я думаю, что вы - друзья природы и по-настоящему любите ее. Сегодня мы проводим конкурс "Лучший юный эколог". За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, победит тот, у кого жетонов окажется больше. Задание 1. Ведущий: Почему цвет обложки "Жалобная книга природы Тамбовского края" красный? Дети: Красный цвет - сигнал тревоги. Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений, животных. Ведущий: Итак, страница первая "Будем знакомы! " (Ведущий открывает первую страницу и читает) : Я - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным в нашем родном крае. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помощником. Ведущий: Мы с вами, ребята, превратимся сейчас в группу друзей природы. (Дети надевают эмблемы "Ромашки"). Будем эти жалобы разбирать и вместе искать ответы: как природе помочь, как сделать, чтобы "Жалобная книга природы Тамбовского края" была поменьше. Чья жалоба первой в книгу записана? Ответы детей. 2. Затруднения в игровой ситуации. Задание 2. "Цветы". Ведущий: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал. (Читает загадки) : Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш) . Только солнышко пригрело - появился из-под снега самый первый, тонкий, нежный. Что это за цветок? (Подснежник) . Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка) .
Стоит в саду Кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) . Эй, звоночек, синий цвет С язычком, а звона нет. (Колокольчик) . Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу- жалобу в эту книгу? Ответы детей, раздача жетонов. Ведущий: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на улицах города и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранилось на земле и до сих пор радовали нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте, их название, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья! 3. Открытие нового знания и способа действия. Задание 3. "Животные" Ведущий: Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал. (Читает) . Первая жалоба. "Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых никто не любит. А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я?. (Жаба) . А вот вам еще загадка про ее ближайших родственников: И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете: На поляне, на опушке, Мы - зеленые. (лягушки) . Ведущий: Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы! Уважайте и оберегайте их!
А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках он часто встречается. Что же случилось? (Читает) . Вторая жалоба. "Многие люди меня не любят, голос мой не нравится, считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки любят, уважать обязаны. Умные люди меня уважают и ценят: символом Мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему известной передачи: "Что? Где? Когда? " Ведущий: Догадались, ребята, что это за лесной житель? Ответы детей, раздача жетонов. Ведущий: Ребята, сов осталось в природе не так уж много, и у нас в лесах Тамбовского края встречаются они редко. 4. Включение нового знания в систему знаний ребенка. Задание 4. "Лес". Ведущий: Следующую страницу книги непонятно кто написал. Придется вам отгадать загадку: Богатырь стоит, богат, Угощает всех ребят: Сашу - земляникой, Настю - костяникой, Алешу - орешком, Яну - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Даню - хворостинкой. Ведущий: Догадались, ребята, что это за чудо-богатырь? Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему тоже жалобу написал? Ответы детей, раздача жетонов. Ребята, а кто назовет, какие деревья растут в нашем лесу? Давайте поиграем в игру "Я знаю названия деревьев. ".
(Выходят по 2-3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев) . А кто объяснит, что такое лес? Ответы детей, раздача жетонов. Молодцы, ребята! Все правильно вы объясняете. А теперь послушайте еще загадки: Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими. (Ель) . Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес: красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна) . Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок- то медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа) . Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина) . Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза) . Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки - опадают те иголки. (Лиственница) . Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб) . 5. Повторение и развивающие задания. Задание 5. "Грибы". Ведущий: Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прошлогодней листвы выглядывают их буро-коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. Что это за гномики, догадались? Ответы детей. Конечно же, это грибы. Щедр лес на подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы - мы сейчас выясним. (Читает загадки) : Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я. (подосиновик) .
Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай - это. (сыроежки) . Под березой - старичок, на нем бурый колпачок. (Подберезовик) . Стоит Лукашка - белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Боровик) . Стоит мальчонка - замасленная шапчонка. (Масленок) . Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый. (мухомор) . Ведущий: Ребята, как вы думаете, грибы-то, почему и на кого обижаются? Ответы детей, раздача жетонов. Задание 6. "Лесные обитатели". Ведущий: А эту страничку в "Жалобной книге природы Тамбовского края" написали лесные жители: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум? Ответы детей, раздача жетонов. Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями понаблюдать. Можно так делать? Ответы детей, раздача жетонов. А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли, поймали, подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно мы поступаем? Ответы детей, раздача жетонов. Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды сочные, вкусные. Вот и корзина полна, а ягод еще много - такие они на кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать? Ответы детей, раздача жетонов. Ведущий: Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но пока не все умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте
будем стараться себя вести в лесу осторожно. Внимательно относится к тому, что нас окружает. А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, мы узнаем просьбу, которая содержится в жалобе леса. Вопросы кроссворда: 1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка) . 2. Дерево, очень часто встречающееся в наших лесах, которое называют "русской красавицей". (Береза) . 3. Насекомое - санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей) . 4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник) . 5. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь) . 6. Дерево, семенами которого зимой питаются птицы, выбирая их из ягод. (Рябина) . 7. Птица - санитар леса. (Дятел) . 8. Лесной певец. (Соловей) . 9. Цветок, занесенный в Красную книгу Тамбовской области. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш) . 10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку - скок-поскок, орешек за орешком - щелк да щелк. (Белка) . 11. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна) . Ведущий: А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в "Жалобной книге природы Тамбовского края"? Воспитатель показывает строчку в красных клетках кроссворда и читает: БЕРЕГИТЕ ЛЕС! 6. Итог Ведущий: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
(В. Берестов) . Мы с вами обязательно будем друзьями природы! Давайте вспомним правила поведения в природе. "Правила друзей природы": - Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения. - Не сшибайте грибы, даже несъедобные. - Не обрывайте паутину и не убивайте пауков. - Не разоряйте птичьих гнезд. - Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой. - Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами видите и услышите гораздо меньше. Как вы думаете, а какой девиз должен быть у друзей природы? Правильно, ребята: ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ! Награждение победителей и участников конкурса.


В раздел образования