Напоминание

Организация исследовательской деятельности учащихся


Автор: Ильяшевич Владимир Михайлович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Тегульдетская СОШ"
Населённый пункт: с. Тегульдет
Наименование материала: Статья
Тема: Организация исследовательской деятельности учащихся
Раздел: полное образование





Назад





ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

Ильяшевич Владимир Михайлович
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа», с.Тегульдет В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Один из возможных путей достижения указанных целей, на мой взгляд, это учебно - исследовательская деятельность учащихся как одна из наиболее прогрессивных форм обучения детей в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие их способности. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения знаний из разных областей. Развитие навыков и умений исследовательской работы переводит учащихся на продуктивный и творческий уровни познавательной самостоятельности. Для организации и проведения исследовательской работы учащихся в Тегульдетской средней общеобразовательной школе с 2010 года работает кружок «Юный эколог». Членами объединения являются учащиеся 5-11 классов. Естественно - научный кружок насчитывает 15 человек. Кружок имеет экологическую направленность. Научить наших учеников действовать - самая важная задача, которую должна решать школа. За годы своей работы в школе я пришел к выводу, что эта задача решается успешно при организации экологически ориентированной деятельности школьников, когда обеспечивается возможность познания и усвоения детьми не только системы знаний, но и ценностей, нравственно - этических и правовых норм поведения в окружающей среде. В нашей школе широкое распространение на протяжении нескольких лет получила такая форма деятельности школьников, как проекты разных видов. В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления, проектной деятельности. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную индивидуальную,
парную или групповую деятельность учащихся, которую ребята выполняют в течение определенного промежутка времени. По экологии и биологии в Тегульдетской школе наибольшее распространение получили исследовательские проекты. Эти проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования. Исследовательские работы проводятся как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей решения. Выбранная тема исследования должна быть интересна детям, понятна, посильна, не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. Учитель помогает в выборе темы, формулировке цели, задач, методов исследования, подборе литературы, наблюдает за ходом работы. оказывает помощь в случае каких - либо затруднений, участвует в обсуждении полученных результатов, формулировке выводов. Важнейшее условие успеха исследовательской деятельности учащихся - это использование межпредметных связей, широкие контакты школьников с различными организациями (администрация села Тегульдет, санитарно- эпидемиологическая служба района, жилищно - комунальное хозяйство села, ветеринарная лечебница). В п о с л е д н и е т р и год а п р и в ы п о л н е н и и н е ко т о р ы х исследовательских работ учащиеся используют цифровой микроскоп. На районных научно - практических конференциях, которые стали в Тегульдетском районе традицией, работы по биологии и экологии вызывают большой интерес как у учащихся, так и у гостей. Среди гостей бывают представители администрации села, представители прессы, которые внимательно прислушиваются к рекомендациям школьников по сохранению и улучшению природной среды. В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобретают следующие компетенции: -умение пользоваться оборудованием для проведения наблюдений, измерений, экспериментов; -умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами живой природы -понимание последствий бездумного использования природных ресурсов; - соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране. -выявление связей в природных процессах и явлениях;


В раздел образования