Организация исследовательской деятельности учащихся
Автор: Ильяшевич Владимир Михайлович Должность: учитель биологии Учебное заведение: МКОУ "Тегульдетская СОШ" Населённый пункт: с. Тегульдет Наименование материала: Статья Тема: Организация исследовательской деятельности учащихся Раздел: полное образование
Ильяшевич Владимир Михайлович
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тегульдетская средняя общеобразовательная школа», с.Тегульдет
В
современных
условиях
общество
предъявляет
высокие
требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению
работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или
явление с точки зрения различных наук. Один из возможных путей
достижения
указанных
целей,
на
мой
взгляд,
это
учебно
-
исследовательская
деятельность
учащихся
как
одна
из
наиболее
прогрессивных
форм
обучения
детей
в
современной
школе.
Она
позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные,
так
и
творческие
их
способности.
Проведение
самостоятельных
исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на
поиск и решение проблемы, требует привлечения знаний из разных
областей.
Развитие
навыков
и
умений
исследовательской
работы
переводит
учащихся
на
продуктивный
и
творческий
уровни
познавательной самостоятельности.
Для организации и проведения исследовательской работы учащихся
в
Тегульдетской
средней
общеобразовательной
школе
с
2010
года
работает кружок «Юный эколог».
Членами
объединения
являются
учащиеся
5-11
классов.
Естественно - научный кружок насчитывает 15 человек. Кружок имеет
экологическую направленность.
Научить
наших
учеников
действовать
-
самая
важная
задача,
которую должна решать школа. За годы своей работы в школе я пришел
к
выводу,
что
эта
задача
решается
успешно
при
организации
экологически
ориентированной
деятельности
школьников,
когда
обеспечивается возможность познания и усвоения детьми не только
системы знаний, но и ценностей, нравственно - этических и правовых
норм поведения в окружающей среде.
В
нашей
школе
широкое
распространение
на
протяжении
нескольких лет получила такая форма деятельности школьников, как
проекты
разных
видов.
В
основе
метода
проектов
–
развитие
познавательных
интересов
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой
проекта, развитие критического мышления, проектной деятельности.
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную индивидуальную,
парную
или
групповую
деятельность
учащихся,
которую
ребята
выполняют в течение определенного промежутка времени.
По
экологии
и
биологии
в
Тегульдетской
школе
наибольшее
распространение получили исследовательские проекты. Эти проекты
имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со
структурой
реального
научного
исследования.
Исследовательские
работы
проводятся
как
индивидуально,
так
и
коллективно.
Выбор
формы проведения исследований определяется склонностью учащихся,
а
также
самой
задачей,
требующей
решения.
Выбранная
тема
исследования
должна
быть
интересна
детям,
понятна,
посильна,
не
должна
вызывать
сомнений
в
возможности
ее
реализации.
Учитель
помогает
в
выборе
темы,
формулировке
цели,
задач,
методов
исследования,
подборе
литературы,
наблюдает
за
ходом
работы.
оказывает
помощь
в
случае
каких
-
либо
затруднений,
участвует
в
обсуждении полученных результатов, формулировке выводов.
Важнейшее
условие
успеха
исследовательской
деятельности
учащихся
-
это
использование
межпредметных
связей,
широкие
контакты
школьников
с
различными
организациями
(администрация
села
Тегульдет,
санитарно-
эпидемиологическая
служба
района,
жилищно - комунальное хозяйство села, ветеринарная лечебница).
В
п о с л е д н и е
т р и
год а
п р и
в ы п о л н е н и и
н е ко т о р ы х
исследовательских работ учащиеся используют цифровой микроскоп.
На районных научно - практических конференциях, которые стали
в Тегульдетском районе традицией, работы по биологии и экологии
вызывают большой интерес как у учащихся, так и у гостей. Среди
гостей
бывают
представители
администрации
села,
представители
прессы,
которые
внимательно
прислушиваются
к
рекомендациям
школьников по сохранению и улучшению природной среды.
В
ходе
исследовательской
деятельности
учащиеся
приобретают
следующие компетенции:
-умение пользоваться оборудованием для проведения наблюдений,
измерений, экспериментов;
-умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями,
объектами живой природы
-понимание
последствий
бездумного
использования
природных
ресурсов;
-
соблюдение
правил
поведения
в
природе
и
участие
в
мероприятиях по ее охране.
-выявление связей в природных процессах и явлениях;