Автор: Князева Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/С №360 город Челябинск" Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область Наименование материала: конспект образовательной деятельности Тема: Царица - водица Раздел: дошкольное образование
1
Опытно – экспериментальная образовательная деятельность детей
подготовительная группа
Тема: Царица – водица
Количество детей: подгруппа.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о
свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывать экологическую культуру;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе.
Предварительная работа: 1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2 . Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Дидактические игры о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»,
«Разрезные картинки» и др.
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
6. Заучивание стихов о воде.
Оборудование:
халаты
для
экспериментов, прозрачные
пластиковые
стаканчики, емкости разной формы,
соль,
сахар,
аскорбиновая кислота,
краски, кисточка, молоко, картинка, воронка, салфетки, аудиозапись «Вода»,
кувшин
с
водой,
алгоритмы,
кроссворд,
вырезанные,
из
бумаги
цветы
красного цвета и скрученные в бутон и тарелочка на каждого ребенка.
Методы и приемы
Организационный момент
Художественное слово
Уточнения, опросы, игровые приемы
Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной
активности.
2
Сюрпризный момент.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов
и исследования.
Ход занятия
I часть: Вводная
Давайте, отгадаем загадку, чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим:
Я очень добродушная,
Я мягкая послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
Звучит запись журчания ручейка.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?
Ответы детей: Пить, мыться, растения поливать
Воспитатель: Вот послушайте, как о воде рассказывает Надежда Рыжова,
читает стихотворение, включает слайды:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель: А хотите больше узнать о воде?
Ответы детей: Да.
Давайте сегодня мы с вами поиграем учёных и будем проводить опыты
по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и
говорим.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам
понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные
3
столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети
одевают халаты для экспериментов и садятся на стульчики за столы)
.
II часть: Опыты
1.
Есть ли у воды запах. Ребята я предлагаю вамсделать первый опыт,
есть ли у воды запах. Ответы… Понюхайте воду. А рядом чай с
шиповником. Понюхайте, есть запах?
Вывод: у воды нет запаха.
2.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое
мнение. Затем предложить детям за одним столом размешать в воде
сахар, другим – соль, третьим – аскорбиновую кислоту. После
растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что
изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая,
кислая. Воспитатель показывает детям алгоритм, который
символизирует, что у воды нет вкуса, и вывешивает на магнитную
доску.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами,
которые мы положили в воду? (ответы детей)
3.
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель
спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли
форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.
Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает
вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в
котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На
асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются
их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у
воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
4.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с
молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам
видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за
стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит
вода прозрачная жидкость. И так, делаем вывод, что вода прозрачная
жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это
свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Физкультминутка:
4
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один,
Плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой. (шагаем на месте)
Воспитатель: Давайте отгадаем кроссворд о воде.
Кроссворд:
По горизонтали:
1.
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь вода в руке?
Снежинка.
2.
Посмотрите-ка! В апреле
С крыши брызги полетели
И стараются, шлеп-шлеп,
Попадать нам прямо в лоб.
Капель
3.
День вначале был хороший
Вдруг посыпался горошек
Я принес домой штук тридцать,
А в руках – одна водица!
Град.
4.
Мы журчим в апреле звонко,
Ведь сугробы быстро тают,
А мальчишки и девчонки
В нас кораблики пускают.
Ручьи
5.
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
Вода
По вертикали:
5
1.
Снежный ком
По снегу покатите -
Я подрасту
На костре согреете –
Я пропаду.
Снеговик.
2.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
Лужа
3.
В небе родился, в земле он, схоронился.
Дождь
Итог: При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о
последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и
видов воды.
Фокусы с водой:
Я вам приготовила сюрприз, мы сейчас будем волшебниками: Это
цветы, я каждому дам этот цветок, видите, он еще закрыт в бутон.
Нальем в тарелочки воду, и посмотрим, что с этим цветком произойдет.
(Он раскрывается)
3
1
2
4
5
2
1
3
6
Методическая литература:
1.Рыжова
Н.А.
Экологическое
образование
в
детском
саду.
М.:
Карапуз,
2000г.
2.Методика
ознакомления
с
природой
в
детском
саду/под
ред
П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992г.
3.Мир
природы
и
ребенок:
Методика
экологического
воспитания
дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф.
Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-
пресс, 2003г.
4.
Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому
воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7, 2003г. С. 10-12.