Напоминание

Царица - водица


Автор: Князева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/С №360 город Челябинск"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Царица - водица
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Опытно – экспериментальная образовательная деятельность детей

подготовительная группа

Тема: Царица – водица

Количество детей:
подгруппа.
Цель:
Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
 Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;  Развивать речь, мышление, любознательность;  Воспитывать экологическую культуру;  Развивать умение делать выводы, умозаключения;  Воспитывать аккуратность при работе.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека. 2 . Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 3. Дидактические игры о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др. 4. Чтение художественной литературы. 5. Наблюдение за водой во время прогулок. 6. Заучивание стихов о воде.
Оборудование:
халаты для экспериментов, прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, соль, сахар, аскорбиновая кислота, краски, кисточка, молоко, картинка, воронка, салфетки, аудиозапись «Вода», кувшин с водой, алгоритмы, кроссворд, вырезанные, из бумаги цветы красного цвета и скрученные в бутон и тарелочка на каждого ребенка.
Методы и приемы
 Организационный момент  Художественное слово  Уточнения, опросы, игровые приемы  Алгоритмы для составления модели этапов деятельности  Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
2  Сюрпризный момент.
Организация детей:
дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия

I часть: Вводная
Давайте, отгадаем загадку, чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим: Я очень добродушная, Я мягкая послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода) Звучит запись журчания ручейка.
Воспитатель:
Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?
Ответы детей:
Пить, мыться, растения поливать
Воспитатель:
Вот послушайте, как о воде рассказывает Надежда Рыжова, читает стихотворение, включает слайды: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Воспитатель:
А хотите больше узнать о воде?
Ответы детей:
Да. Давайте сегодня мы с вами поиграем учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные
3 столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети одевают халаты для экспериментов и садятся на стульчики за столы) .
II часть: Опыты

1.

Есть ли у воды запах.
Ребята я предлагаю вамсделать первый опыт, есть ли у воды запах. Ответы… Понюхайте воду. А рядом чай с шиповником. Понюхайте, есть запах?
Вывод:
у воды нет запаха.
2.

А есть ли у воды вкус?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям за одним столом размешать в воде сахар, другим – соль, третьим – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет вкуса, и вывешивает на магнитную доску.
Вывод:
своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
3.

Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод:
вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
4.

Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод:
через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. И так, делаем
вывод,
что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Физкультминутка:

4
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, Плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. (шагаем на месте)
Воспитатель:
Давайте отгадаем кроссворд о воде.
Кроссворд:

По горизонтали:
1. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке. Все сквозные, вырезные, а возьмешь вода в руке? Снежинка. 2. Посмотрите-ка! В апреле С крыши брызги полетели И стараются, шлеп-шлеп, Попадать нам прямо в лоб. Капель 3. День вначале был хороший Вдруг посыпался горошек Я принес домой штук тридцать, А в руках – одна водица! Град. 4. Мы журчим в апреле звонко, Ведь сугробы быстро тают, А мальчишки и девчонки В нас кораблики пускают. Ручьи 5. В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место. Вода
По вертикали:

5 1. Снежный ком По снегу покатите - Я подрасту На костре согреете – Я пропаду. Снеговик. 2. По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. Лужа 3. В небе родился, в земле он, схоронился. Дождь
Итог:
При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.
Фокусы с водой:
Я вам приготовила сюрприз, мы сейчас будем волшебниками: Это цветы, я каждому дам этот цветок, видите, он еще закрыт в бутон. Нальем в тарелочки воду, и посмотрим, что с этим цветком произойдет. (Он раскрывается) 3 1 2 4 5 2 1 3
6
Методическая литература:
1.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000г. 2.Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992г. 3.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство- пресс, 2003г. 4. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7, 2003г. С. 10-12.


В раздел образования