"Здоровьесберегающие технологии в работе учителей тувинского языка и литературы"
Автор: Сарыглар Сырга Сергеевна Должность: учитель тувинского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна Населённый пункт: Республика Тыва Наименование материала: конспект Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителей тувинского языка и литературы" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хайыраканская средняя общеобразовательная школа
Дзун-Хемчикского кожууна РТ
«Здоровьесберегающие технологии в работе
учителей тувинского языка и литературы»
Выполнила: Сарыглар Сырга Сергеевна
учитель тувинского языка и литературы.
1
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей тувинского языка и литературы
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования становится сбережение
и
укрепление
здоровья
учащихся,
выбор
образовательных
технологий,
соответствующих
возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи
создает
объективные
препятствие
на
пути
эффективной
модернизации
российского
образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические
проблемы,
достичь
опережающего
развития
общеобразовательной
и
профессиональной
школы.
По
современным
представлением
целостное
здоровье
человека
имеет
три
составляющие:
1.
Физическое
здоровье,
или
здоровье
тела,
которое
подразумевает
наличие
у
организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную
адаптированность к изменением внешней и внутренней среды;
2.
Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти,
мышления,
особенностями
эмоционально-волевых
качеств,
способностью
к
саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
3.
Социально-нравственное
здоровье,
отражающее
систему
ценностей
и
мотивов
поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в
признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения
и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Для
формирования,
сохранения
и
укрепления
этих
составляющих
целостного
здоровья человека, необходимо внедрение в деятельности образовательных учреждений
здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и
укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной
среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
Р а с с м о т р и м
о с н о в н ы е
н а п р а в л е н и я
к о м п л е к с н о й
о р г а н и з а ц и и
здоровьесберегающего образовательного процесса в школы.
Цели и задачи программы
Целью программы может являться создание условий образовательной деятельности,
соответствующих
требованиям
сохранения
здоровья
учащихся
и
обеспечения
психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1)
Создание здоровьесберегающией инфраструктуры образовательного учреждения;
2)
Рациональная организация учебного процесса в школе;
3)
Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной
на формирование ценностное здоровья и навыков здорового образа жизни;
4)
Поведение методической работы с педагогами и психологами, направленной на
повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и
технологиях;
5)
Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися школы;
6)
Формирование
социального
партнерства
между
педагогами
и
родителями
в
здоровьесберегающей сфере;
7)
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся
школы;
8)
Организация
необходимой
медико-социальной
и
психолого-педагогической
помощи школьникам;
9)
Проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей;
2
10) Ф о р м и р о в а н и е
к о м п л е к с н о й
п р о с в е т и т е л ь с к о й
д е я т е л ь н о с т и
в
здоровьесберегающей
сфере
совместно
с
другими
учреждениями
и
организациями.
Для
решения
данных
задач
в
нашей
школе
организована
просветительско-
воспитательная работа с учащимися в виде тематических бесед, встреч с врачом.
В школе разработана программа «Твое здоровье» учителями физической культуры
целью, которой является совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового
образа
жизни,
составленных
согласно
принципу
природосообразности.
Каждый
месяц
проводится борьба «Хүреш» организованной «Советом отцов», выпускаются стенгазеты на
тему ЗОЖ.
Значит: урок – главная состояния часть учебного процесса. Учебная деятельность,
учащихся
в
значительной
мере
сосредотачивается
на
уроке.
Конечно,
урок
–
фактор
движения
обучения
в
целом,
трудная
работа
для
ученика,
означающая
40
минут
концентрации внимания и напряжения.
Поэтому на занятиях проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей
рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения
на новый вид деятельности.
На уроке наши учителя стремятся создать благоприятную микросреду и морально-
психологической
климат
для
каждого
ученика,
ведут
целенаправленную
пропаганду
здорового
образа
жизни,
во
второй
половине
учебного
дня
следят
за
выполнением
школьниками режима дня.
Например:
учителями
тувинского
языка
и
литературы
разработаны
и
широко
используются в практике методы по воспитанию на уроках, во внеклассной деятельности
этических норм поведения и эстетического воспитания окружающего мира учащимися.
Мы убеждены, что учащимся 5-11 классов надо раскрыть и показать возможности
правильной
организации
их
досуга,
помочь
сформировать
устойчивый
интерес
к
самостоятельному
поиску
разносторонних
знаний,
а
не
просто
бороться
с
вредными
привычками, пагубно влияющими на их здоровье.
Считаем, что если подросток или старшеклассник будет занят и увлечен интересным
делом,
какой-либо
творческой
работой,
у
него
не
будет
лишнего
времени
на
вредные
привычки.
Для этого имеются хорошие возможности, и мы их широко используем: посещаем
кинотеатры, музеи.
Все это способствует правильной организации досуга школьников.
На
интегрированных
уроках
тувинского
языка,
литературы,
изобразительного
искусства
учащиеся
знакомятся
как
с
творчеством
известных
художников,
писателей
и
поэтов.
Ученики
изучают
пейзаж
как
жанр
изобразительного
искусства,
знакомясь
с
богатством и красотой родной природы. Они (учащиеся) – часть этого богатства и должны
жить в гармонии с природой.
Божественная красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами
художника, не может оставить никого равнодушными.
Школьники
уже
по-иному
смотрят
на
окружающую
их
природу,
нашу
действительность, на сохранение экологии.
Большое
эмоциональное
впечатление
на
учащихся
производит
эффективное
изображение репродукций с картин известных художников в цвете, в увеличенных размерах
на мультимедийном экране на интегрированных уроках развития устной и письменной речи.
Помогая школьникам понять картину, почувствовать ее колорит, задаем вопросы по ней,
просим
подобрать
художественные
средства
языка:
эпитеты,
метафоры,
сравнения,
инверсии и т.д.
3
После
работы
с
репродукциями,
как
правило,
предлагаем
ученикам
творческие
работы как классные, так и домашние.
Творческие
работы
на
уроке
нередко
проводятся
под
тихое
музыкальное
сопровождение произведений горлового пения, народных песен классиков отечественной и
зарубежной музыки.
На
уроках
тувинской
литературы,
анализируя
поэзию
с
эстетической
и
художественной
точек
зрения,
обращаем
внимание
школьников
на
роль
пейзажа
в
раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя.
Обратной связи с учащимися по итогам интегрированных уроках становится желание
самих
учеников
«попробовать
себя»
в
поэтическом
творчестве,
создании
собственных
стихов.
На уроках тувинского языка широко используем для лингвистического анализа, в
качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его
виды, туризм.
При изучении глаголов рассматриваем режим дня школьника с последующим его
обсуждением.
Изучение
числительных
дает
возможность
использовать
тексты,
рассказывающие
детям об истории Олимпийских игр, завоеванных нашими спортсменами в разные периоды
медалях.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об
их сохранении.
В
начале
учебного
дня,
на
первом
уроке,
можно
провести
точечный
массаж
биологически
активных
точек
лица
и
головы,
чтобы
окончательно
«разбудить»
детей
и
задать
соответствующий
рабочий
настрой
на
целый
учебный
день.
При
массаже
активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не
только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связанны с
мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1.
Точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2.
Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3.
Точка посередине верхнего края подбородка;
4.
Парные точки в височных ямках;
5.
Три точки на затылке в углублениях;
6.
Парные точки в области козелки уха;
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого
воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в
хорошем настроении.
Обязательно 2-3 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание
уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения отдыха рук, в которые
входит массаж на только рук, но и упражнения для глаз. Не меньшее значение имеет зарядка
для глаз, которая проводится регулярно.
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включить в физкультминутку,
так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при
неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Это следующие упражнения:
1.
Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2.
Горизонтальное вправо-влево;
3.
Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4.
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуга как можно отчетливее;
4
5.
На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность,
ломанную) предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном,
а затем в другом направлении.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что
понравилось
на
уроке,
какие
вопросы
хотелось
бы
повторить,
задания
какого
типы
выполнить.
Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что
ученики должны выполнить, чтобы подготовить задания на «три», «четыре», «пять».
Забота
о
здоровье
школьников
–
это
и
контроль
за
нормами
и
требованиями
школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей
школьного возраста, и выявление скрытых причин школьной неспешности и отклонений в
поведении. Если все в школе будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских
проблем, если в школах будут специалисты (психологи, логопеды и т.д.), работающие над
вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье
наши детей в школе если не улучшится, то не будет падать.
Учителя нашей школы ищут самые оптимальные пути обучения детей, используют
передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным,
доступным для всех, здоровьесберегающим.
Список использованной литературы
5
1.
Здоровый образ жизни в современной школе./Е.А.Воронова. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007.
2.
Система
работы
по
внедрению
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательных учреждений./сост. Мирошниченко Т.А. – В.: Корифей ИТД, 2007.
6
7
8
9
10
11
12
13