Роль междометий в выражении субъективной модальности на материале прозы А.П.Чехова
Автор: Тамбиева Екатерина Витальевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ Школа №1021 Населённый пункт: Город Москва Наименование материала: Статья Тема: Роль междометий в выражении субъективной модальности на материале прозы А.П.Чехова Раздел: полное образование
Междометия
являются
активным
элементом
разговорной
речи
и
занимают одно из первых мест среди средств вербализации эмоций.
Разговорная речь - это непосредственная и неподготовленная речь, зависящая
в сильной мере от ситуации.
Литературные
произведения,
в
частности
п роз а и ч е с к и е ,
предоставляют богатый материал для исследования разговорной речи и для
изучения особенностей употребления и функционирования междометий в
художественном тексте.
Актуальность
исследования
о б у с л о в л е н а ,
в о
–
п е р в ы х ,
неослабевающим интересом к творчеству А. П. Чехова писателя – психолога,
непревзойденного мастера в передаче тончайших движений души созданных
им персонажей; во – вторых, определением той конкретной роли, которые
играют языковые единицы разных уровней в реализации художественного
замысла автора; в – третьих, описанием функций конкретных частей речи в
представлении субъективной модальности текста; необходимостью описания
функций междометий - разнообразного и довольно пестрого класса слов в
русском языке.
Цель
исследования состоит в том, чтобы
на основе семантико -
грамматической
классификации
междометий,
предложенной
В.В.
Виноградовым, раскрыть их роль в выражении субъективной модальности в
прозе А. П. Чехова.
Достижение
поставленной
цели
потребовало
решения
следующих
задач:
1.
Охарактеризовать
отличительные
особенности
междометий
среди
слов
других
частей
речи,
опираясь
на
труды известных лингвистов.
2.
Изучить семантико–грамматическую классификацию
междометий.
3. Определить роль междометий в выражении субъективной модальности.
4. Выявить из художественных текстов междометия.
5. Представить их классификацию на основе структурно – семантических
свойств.
6. Выявить роль междометий в прозе А.П.Чехова.
Предметом исследования является функционирование междометий в
прозаических текстах А.П. Чехова.
Материалом
исследования
послужили
произведения
А.П.Чехова
«Крыжовник», « Степь», «Дуэль», «Огни», «Открытие», «Маска», «Гость»,
«Гусев», «Злой мальчик», «Жена», «По делам службы», «Мужики».
Объектом
исследования
являются
междометия
как
средство
выражения субъективной модальности в прозе А. П. Чехова.
Первая
глава
нашей
дипломной
работы
посвящена
проблеме
становления междометий, как части речи. Нами были рассмотрены точки
зрения
известных
лингвистов
на
вопрос
о
происхождении
междометий,
различные
семантико
–
грамматические
классификации
междометий.,
в
результате чего в своем исследовании за основу мы взяли классификацию
В.В. Виноградова, что объясняется тем, что ХХХ. В след за А.А. Потебней
мы разграничиваем звукоподражания и междометия по причине того, что
хоть
в грамматическом отношении звукоподражания и близки к междометиям, но
в
отличие
от
них
-
менее
«привязаны»
к
интонации.
Отличительной
о с о б е н н о с т ь ю
з ву ко п од р ажа н и й
я вл я е тс я
н а л и ч и е
з в у к о в о й
мотивированности лексического значения. Семантика же звукоподражаний
не находится в тесной зависимости от интонации, не требует жестового и
мимического сопровождения, не вырастает из обстановки, контекста.
Так же нами отмечается тот факт, что междометия – это неизменяемые
слова, роль которых в языке, и особенно в речи, довольно специфична. Они
выражают (но не называют) эмоциональные, волевые, эмоционально-волевые
и
другие
реакции
человека
на
действительность.
Междометия
являются
необходимым звеном в системе разговорной речи и характерным средством
эмоциональной сферы языка. Междометия - это подвижный открытый пласт
слов, постоянно пополняющийся новыми элементами, богатым источником
которых является прежде всего сфера непринуждённого устного общения,
когда партнёры по коммуникации имеют возможность свободно и полно
выразить переживаемые эмоции.
Нами было установлено, что в русском языке междометия составляют
большой и весьма богатый - по диапазону выражаемых ими ощущений,
переживаний, волевых импульсов, настроений — пласт слов. По данным
«Толкового словаря служебных частей речи русского языка" Т.Ф. Ефремовой,
в современном русском языке (570) междометий; предлогов (351), союзов
(363), частиц (510). По данным «Объяснительного словаря русского языка»
В.В. Морковкина (162) междометия, предлогов (202), союзов (220), частиц
(208). Признание за междометиями статуса полноценного слова привело к
появлению
их
в
толковых
словарях
и,
соответственно,
к
необходимости
давать им толкование наравне с другими словарными единицами. Кроме
этого,
по
составу
междометия
могут
быть
первообразными
(непроизводными) и непервообразными (производными). Междометия
образуются
из
других
частей
речи.
Такая
функциональная
переориентация языковых единиц в междометия на фоне той или иной
категориальной
эмоциональной
ситуации
существенно
расширяет
междометный фонд русского языка.
Во
второй
главе
мы
говорим
о
роли
междометий
в
выражении
субъективной модальности на материале прозы А.П. Чехова.
Речь
человека
после
мимики
представляет
собой
наиболее
совершенный аппарат для передачи самых тонких, деликатных душевных
ощущений. Ментальная лексика в русском языке удивительно разнообразна и
включает
в
себя
различные
междометия,
произносимые
говорящими
в
ситуациях
внезапной
догадки,
решения
задачи,
появления
идеи,
неожиданного воспоминания и т. п.: А!, О!,Э!, Ага!, Эге! и другие.
Междометия – одно из важнейших средств выражения модального
значения
высказывания,
т.к.
основной
функцией
междометий
является
выражение
чувств,
эмоций,
ощущений,
настроений
и
волеизъявлений
человека с целью сообщения их другому человеку.
Модальность являет собой функционально-семантическую категорию,
выражающую разные виды отношения высказывания к действительности, а
также
разные
виды
субъективной
квалификации
сообщаемого.
Данную
категорию большинство исследователей дифференцируют, и один из аспектов
дифференциации
—
противопоставление
объективной
и
субъективной
модальности. Объективная модальность выражает отношение сообщаемого к
действительности
в
плане
ре а льно сти
(о суще ствляемо сти
и л и
осуществлённости) и ирреальности (неосуществлённости). С у б ъ е к т и в н а я
модальность
–
это
отношение
говорящего
к
сообщаемому,
в
отличие
от
объективной
модальности,
является
факультативным
признаком
высказывания.
Междометия
являются
неспециализированным
периферийным
средством
формирования
субъективной
модальности.
Это
связано
с
особенностями
семантики
междометий,
в
которой
доминирует
эмоциональная
и
экспрессивная
составляющая,
а
также
специфика
их
употребления в речи – меньшая подвижность по сравнению с вводными
словами и ряд коммуникативных ограничений, в числе которых условия
диалогичности и разговорности речи.
Литературные
произведения
представляют
богатый
материал
для
исследования роли междометий в выражении субъективной модальности.
А.П.Чехов, достигая высокого искусства в передачи живых интонаций речи,
мимики, жестов, в своих произведениях использовал большое количество
междометий.
Чем
непосредственнее
высказывание,
чем
короче
речь,
тем
быстрее нужно выразить отношение говорящего к собеседнику, тем больше в
речи междометий. А.П. Чехов учитывает при построении речи персонажей и
характер говорящего, и его интеллектуальный уровень, и степень культуры, и
ситуацию высказывания. Часто двумя, тремя, пятью полнозначными словами
писатель поясняет интонацию междометий.
К анализу роли междометий в выражении субъективной модальности
были привлечены следующие произведения А.П.Чехова, как «Крыжовник»,
«Степь», «Дуэль», «Огни», «Открытие», «Маска», «Гость», «Гусев», «Злой
мальчик»,
«Жена»,
«По
делам
службы»,
«Мужики».
Используемые
в
указанных
текстах
междометия
представлены следующими
структурно
–
семантическими группами:
- непроизводные междометия, выражающие чувства и эмоции;
- производные междометия, выражающие чувства и эмоции;
- междометия, выражающие оценку состояния;
- междометия, выражающие волевые изъявления, побуждения;
- модальные междометия;
- этикетные междометия;
- бранные междометия;
- звательные междометия;
- звукоподражательные восклицания;
- междометные глаголы.
Самой
обширной
является
группа
Непроизводных
междометий,
выражающих чувства и эмоции.
К ней относятся такие междометия, как : ах , ах ты , ай , ага , айда , ба ,
бррр , ой , ой ; ох , тьфу , увы , уф , фу – ты , ну – ты ; эх , ого , то- то .
Эти междометия выражают различные чувства и эмоции. Назовем
некоторые
из
них: восторг,
испуг,
возмущение,
сожаление,
осуждение,
страх, печаль, изумление, упрек, стыд, предостережение и др.
Например:
Удивление:
- Ах , матерь божия! Василиса, поди хоть ставни отвори! Ангельчик мой!
Красота моя неописанная! Я и не знала, что у Олечки таком сыночек!
(«Степь»)
- Увы ! - вздохнул Кирилин. - Увы ! Не в моих планах отпускать вас, я
только хочу проучить вас, дать понять, и к тому же, мадам, я слишком
мало верю женщинам. («Дуэль»)
Страх:
В море, должно быть, теперь штормяга - ой, ой ! («Дуэль»)
Вторая группа включает в себя производные междометия: батюшки,
боже мой, батюшки мой, ну да.
Многие междометия этой группы выражают сложные эмоционально-
интеллектуальные
состояния
человека: недовольство,
удивление,
досада,
изумление, радость.
Недовольство:
- Как это грубо, боже мой ! («Дуэль»)
Интересно употреблено междометие крышка, которое представляет собой
не
столько
непосредственное
выражение
эмоций,
настроений
и
ощущений, сколько эмоциональную характеристику и оценку состояния.
Выпьем, душа моя, ― продолжал он, вздыхая, ― а то уж очень тяжко
стало. Нашему брату-чудаку конец пришел, крышка . («Жена»)
Далее
следуют
междометия,
выражающие
волевые
изъявления,
побуждения. Это группа междометных императивов.
К этой группе относятся такие междометия, как: тсс , стоп .
Выражает призыв к молчанию:
― Тсс! Егор Нилыч спит…(« Маска»)
Следующая
группа
-
модальные
междометия.
Эти
междометия
выражают
эмоционально-волевое
отношение
к
речи
собеседника,
реакции, аффективные оценки, вызванные репликами собеседника.
К этой группе относятся такие междометия, как: вот еще, вот как,
вот те на .
Они выражают разные чувства и состояния человека: отказ, удивление.
Отказ:
― Вот еще ! До захода солнца он несколько раз прошелся по бульвару и по
улице, в надежде встретиться с Лаевским. («Дуэль»)
Этикетные междометия – это шестая группа.
К
данному
разряду
В.В.
Виноградов
относит
междометия,
являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми
обмениваются
люди
соответственно
общественному
этикету
в
разных
случаях жизни.
В эту группу входят междометия : доброе утро, добрый вечер, здравствуй,
здравствуйте, прощай, прощайте, спасибо, благодарю.
Употреблено при расставании навсегда или на очень долгий срок:
- Прощайте , милая! Извините, что побеспокоила. ( «Дуэль»)
В седьмую группу входят бранные междометия, например чёрт побери .
Неудовольствие:
Какие тут, чёрт подери , могут быть разговоры о честном или нечестном,
если поскорее надо спасать жизнь мою, если я задыхаюсь в этой проклятой
неволе и убиваю себя? («Жена»)
Группа звательных (или вокативных) междометий представлена такими
междометиями как, например: Господи.
Выражают такие чувства и эмоции как: испуг, чувство вины, желание,
удивление.
― Когда же, наконец, всё это кончится? Господи ! Судя по голосу и по плачу,
эта была девочка лет 10-12. («Огни»)
Группа звукоподражательных восклицаний представлена в прозе Чехова
междометием БАЦ:
Подъезжаем уже ночью к его усадьбе и вдруг из лесу ― бац ! и в другой раз:
бац ! («Жена»)
И последняя группа – междометные глаголы, например: трах, бултых.
Выражает передачу звука, возникающего при падении в воду твердого или
тяжелого предмета:
Окунь сорвался с крючка, запрыгал по травке к родной стихии и...
бултых в
воду! («Злой мальчик»)
Вахтенный приподнимает конец доски, Гусев сползает с нее, летит вниз
головой, потом перевертывается в воздухе и — бултых ! («Гусев»)
В
данной
работе
нами
было
отобрано
и
проанализировано
94
междометия.
Из
них
46
непроизводных,
7
производных,
2
выражающих
оценку
состояния,
2
выражающих
волеизъявления,
4
модальных,
23
этикетных, 1 бранное, 1 звательное, 1 звукоподражательное, 3 междометных
глагола. Из этого мы можем сделать вывод, что наиболее многочисленная
группа непроизводных междометий, а наименее – бранных, звательных и
звукоподражательных.
В заключении скажем следующее.
Субъективная модальность, определяемая как отношения говорящего
к сообщаемому,
реализуется в виде многоуровневой системы, одним из
средств которой является междометие.
А.
П.
Чехов
широко
использует
междометия
для
выявления
своеобразия
речи
отдельных
персонажей,
характеристики
обстановки
общения. Употребление междометий в произведениях находится в полной
зависимости от идеи произведения и индивидуального стиля писателя.
Одни и те же эмоциональные междометия могут выражать различные
оттенки
чувств,
а
одна
эмоция
может
быть
выражена
различными
междометиями.
Типы эмоций
Эмоции
Положительные
Восторг, восхищение, радость, облегчение
Отрицательные
Испуг,
возмущение,
разочарование,
сожаление,
досада,
упрек,
недовольство,
страх,
печаль,
неудовольствие,
усталость, отказ, укор, стыд
В прозе А. П. Чехова междометия являются средством формирования
субъективной
модальности,
это
связано
с
особенностью
семантики
междометий.
Они
выражают
эмоциональную
составляющую
разговорной
речи героев произведений.
Как
видно
из
вышеприведенной
таблицы,
самыми
частотными
эмоциями
в
прозе
А.П.
Чехова
является
употребление
междометий
для
выражения
отрицательных
эмоций:
возмущения,
сожаления,
досады,
недовольства, испуга.
Использование междометий для выражения отрицательных эмоций
можно считать особенностью идиостиля А.П. Чехова, средством выражения
субъективной модальности в зоне автора и в зоне созданных персонажей.
Это находит объяснение и в том, что писатель своей основной задачей считал
обличение пошлости и мещанства.
Следует отметить, что наиболее часто автор употребляет междометия,
непроизводные,
выражающие
чувства
и
эмоции.
Большая
часть
таких
междометий
служит
для
выражения
таких
чувств,
как
досада,
высокой
степени проявления чего- либо.