Напоминание

Роль междометий в выражении субъективной модальности на материале прозы А.П.Чехова


Автор: Тамбиева Екатерина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1021
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Роль междометий в выражении субъективной модальности на материале прозы А.П.Чехова
Раздел: полное образование





Назад




Междометия являются активным элементом разговорной речи и занимают одно из первых мест среди средств вербализации эмоций. Разговорная речь - это непосредственная и неподготовленная речь, зависящая в сильной мере от ситуации. Литературные произведения, в частности п роз а и ч е с к и е , предоставляют богатый материал для исследования разговорной речи и для изучения особенностей употребления и функционирования междометий в художественном тексте. Актуальность исследования о б у с л о в л е н а , в о – п е р в ы х , неослабевающим интересом к творчеству А. П. Чехова писателя – психолога, непревзойденного мастера в передаче тончайших движений души созданных им персонажей; во – вторых, определением той конкретной роли, которые играют языковые единицы разных уровней в реализации художественного замысла автора; в – третьих, описанием функций конкретных частей речи в представлении субъективной модальности текста; необходимостью описания функций междометий - разнообразного и довольно пестрого класса слов в русском языке. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе семантико - грамматической классификации междометий, предложенной В.В. Виноградовым, раскрыть их роль в выражении субъективной модальности в прозе А. П. Чехова. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: 1. Охарактеризовать отличительные особенности междометий среди слов других частей речи, опираясь на труды известных лингвистов. 2. Изучить семантико–грамматическую классификацию междометий. 3. Определить роль междометий в выражении субъективной модальности. 4. Выявить из художественных текстов междометия.
5. Представить их классификацию на основе структурно – семантических свойств. 6. Выявить роль междометий в прозе А.П.Чехова. Предметом исследования является функционирование междометий в прозаических текстах А.П. Чехова. Материалом исследования послужили произведения А.П.Чехова «Крыжовник», « Степь», «Дуэль», «Огни», «Открытие», «Маска», «Гость», «Гусев», «Злой мальчик», «Жена», «По делам службы», «Мужики». Объектом исследования являются междометия как средство выражения субъективной модальности в прозе А. П. Чехова. Первая глава нашей дипломной работы посвящена проблеме становления междометий, как части речи. Нами были рассмотрены точки зрения известных лингвистов на вопрос о происхождении междометий, различные семантико – грамматические классификации междометий., в результате чего в своем исследовании за основу мы взяли классификацию В.В. Виноградова, что объясняется тем, что ХХХ. В след за А.А. Потебней мы разграничиваем звукоподражания и междометия по причине того, что хоть в грамматическом отношении звукоподражания и близки к междометиям, но в отличие от них - менее «привязаны» к интонации. Отличительной о с о б е н н о с т ь ю з ву ко п од р ажа н и й я вл я е тс я н а л и ч и е з в у к о в о й мотивированности лексического значения. Семантика же звукоподражаний не находится в тесной зависимости от интонации, не требует жестового и мимического сопровождения, не вырастает из обстановки, контекста. Так же нами отмечается тот факт, что междометия – это неизменяемые слова, роль которых в языке, и особенно в речи, довольно специфична. Они выражают (но не называют) эмоциональные, волевые, эмоционально-волевые и другие реакции человека на действительность. Междометия являются
необходимым звеном в системе разговорной речи и характерным средством эмоциональной сферы языка. Междометия - это подвижный открытый пласт слов, постоянно пополняющийся новыми элементами, богатым источником которых является прежде всего сфера непринуждённого устного общения, когда партнёры по коммуникации имеют возможность свободно и полно выразить переживаемые эмоции. Нами было установлено, что в русском языке междометия составляют большой и весьма богатый - по диапазону выражаемых ими ощущений, переживаний, волевых импульсов, настроений — пласт слов. По данным «Толкового словаря служебных частей речи русского языка" Т.Ф. Ефремовой, в современном русском языке (570) междометий; предлогов (351), союзов (363), частиц (510). По данным «Объяснительного словаря русского языка» В.В. Морковкина (162) междометия, предлогов (202), союзов (220), частиц (208). Признание за междометиями статуса полноценного слова привело к появлению их в толковых словарях и, соответственно, к необходимости давать им толкование наравне с другими словарными единицами.
Кроме

этого,

по

составу

междометия

могут

быть

первообразными

(непроизводными) и непервообразными (производными). Междометия

образуются

из

других

частей

речи.

Такая

функциональная

переориентация языковых единиц в междометия на фоне той или иной

категориальной

эмоциональной

ситуации

существенно

расширяет

междометный фонд русского языка.
Во второй главе мы говорим о роли междометий в выражении субъективной модальности на материале прозы А.П. Чехова. Речь человека после мимики представляет собой наиболее совершенный аппарат для передачи самых тонких, деликатных душевных ощущений. Ментальная лексика в русском языке удивительно разнообразна и включает в себя различные междометия, произносимые говорящими в
ситуациях внезапной догадки, решения задачи, появления идеи, неожиданного воспоминания и т. п.: А!, О!,Э!, Ага!, Эге! и другие. Междометия – одно из важнейших средств выражения модального значения высказывания, т.к. основной функцией междометий является выражение чувств, эмоций, ощущений, настроений и волеизъявлений человека с целью сообщения их другому человеку. Модальность являет собой функционально-семантическую категорию, выражающую разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Данную категорию большинство исследователей дифференцируют, и один из аспектов дифференциации — противопоставление объективной и субъективной модальности. Объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане ре а льно сти (о суще ствляемо сти и л и осуществлённости) и ирреальности (неосуществлённости). С у б ъ е к т и в н а я модальность – это отношение говорящего к сообщаемому, в отличие от объективной модальности, является факультативным признаком высказывания. Междометия являются неспециализированным периферийным средством формирования субъективной модальности. Это связано с особенностями семантики междометий, в которой доминирует эмоциональная и экспрессивная составляющая, а также специфика их употребления в речи – меньшая подвижность по сравнению с вводными словами и ряд коммуникативных ограничений, в числе которых условия диалогичности и разговорности речи. Литературные произведения представляют богатый материал для исследования роли междометий в выражении субъективной модальности. А.П.Чехов, достигая высокого искусства в передачи живых интонаций речи, мимики, жестов, в своих произведениях использовал большое количество междометий. Чем непосредственнее высказывание, чем короче речь, тем быстрее нужно выразить отношение говорящего к собеседнику, тем больше в
речи междометий. А.П. Чехов учитывает при построении речи персонажей и характер говорящего, и его интеллектуальный уровень, и степень культуры, и ситуацию высказывания. Часто двумя, тремя, пятью полнозначными словами писатель поясняет интонацию междометий. К анализу роли междометий в выражении субъективной модальности были привлечены следующие произведения А.П.Чехова, как «Крыжовник», «Степь», «Дуэль», «Огни», «Открытие», «Маска», «Гость», «Гусев», «Злой мальчик», «Жена», «По делам службы», «Мужики». Используемые в указанных текстах междометия представлены следующими структурно – семантическими группами: - непроизводные междометия, выражающие чувства и эмоции; - производные междометия, выражающие чувства и эмоции; - междометия, выражающие оценку состояния; - междометия, выражающие волевые изъявления, побуждения; - модальные междометия; - этикетные междометия; - бранные междометия; - звательные междометия; - звукоподражательные восклицания; - междометные глаголы.
Самой

обширной

является

группа

Непроизводных

междометий,

выражающих чувства и эмоции.
К ней относятся такие междометия, как :
ах
,
ах ты
,
ай
,
ага
,
айда
,
ба
,
бррр
,
ой
,
ой
;
ох
,
тьфу
,
увы
,
уф
,
фу – ты
,
ну – ты
;
эх
,
ого
,
то- то
. Эти междометия выражают различные чувства и эмоции. Назовем некоторые из них: восторг, испуг, возмущение, сожаление, осуждение, страх, печаль, изумление, упрек, стыд, предостережение и др. Например: Удивление:
-
Ах
, матерь божия! Василиса, поди хоть ставни отвори! Ангельчик мой! Красота моя неописанная! Я и не знала, что у Олечки таком сыночек! («Степь») -
Увы
! - вздохнул Кирилин. -
Увы
! Не в моих планах отпускать вас, я только хочу проучить вас, дать понять, и к тому же, мадам, я слишком мало верю женщинам. («Дуэль») Страх: В море, должно быть, теперь штормяга -
ой, ой
! («Дуэль»)
Вторая группа включает в себя производные междометия: батюшки,

боже мой, батюшки мой, ну да.
Многие междометия этой группы выражают сложные эмоционально- интеллектуальные состояния человека: недовольство, удивление, досада, изумление, радость. Недовольство: - Как это грубо,
боже мой
! («Дуэль»)
Интересно употреблено междометие крышка, которое представляет собой

не

столько

непосредственное

выражение

эмоций,

настроений

и

ощущений, сколько эмоциональную характеристику и оценку состояния.
Выпьем, душа моя, ― продолжал он, вздыхая, ― а то уж очень тяжко стало. Нашему брату-чудаку конец пришел,
крышка
. («Жена»)
Далее

следуют

междометия,

выражающие

волевые

изъявления,

побуждения. Это группа междометных императивов.
К этой группе относятся такие междометия, как:
тсс
,
стоп
. Выражает призыв к молчанию: ―
Тсс!
Егор Нилыч спит…(« Маска»)

Следующая

группа

-

модальные

междометия.

Эти

междометия

выражают

эмоционально-волевое

отношение

к

речи

собеседника,

реакции, аффективные оценки, вызванные репликами собеседника.
К этой группе относятся такие междометия, как:
вот еще, вот как,

вот те на
. Они выражают разные чувства и состояния человека: отказ, удивление. Отказ: ―
Вот еще
! До захода солнца он несколько раз прошелся по бульвару и по улице, в надежде встретиться с Лаевским. («Дуэль»)
Этикетные междометия – это шестая группа.
К данному разряду В.В. Виноградов относит междометия, являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются люди соответственно общественному этикету в разных случаях жизни. В эту группу входят междометия : доброе утро, добрый вечер, здравствуй, здравствуйте, прощай, прощайте, спасибо, благодарю. Употреблено при расставании навсегда или на очень долгий срок: -
Прощайте
, милая! Извините, что побеспокоила. ( «Дуэль»)
В седьмую группу входят бранные междометия, например
чёрт побери
.
Неудовольствие: Какие тут,
чёрт подери
, могут быть разговоры о честном или нечестном, если поскорее надо спасать жизнь мою, если я задыхаюсь в этой проклятой неволе и убиваю себя? («Жена»)
Группа звательных (или вокативных) междометий представлена такими

междометиями как, например: Господи.

Выражают такие чувства и эмоции как: испуг, чувство вины, желание, удивление. ― Когда же, наконец, всё это кончится?
Господи
! Судя по голосу и по плачу, эта была девочка лет 10-12. («Огни»)
Группа звукоподражательных восклицаний представлена в прозе Чехова

междометием БАЦ:
Подъезжаем уже ночью к его усадьбе и вдруг из лесу
― бац
! и в другой раз:
бац
!

(«Жена»)
И последняя группа – междометные глаголы, например: трах, бултых.
Выражает передачу звука, возникающего при падении в воду твердого или тяжелого предмета: Окунь сорвался с крючка, запрыгал по травке к родной стихии и...
бултых
в воду! («Злой мальчик») Вахтенный приподнимает конец доски, Гусев сползает с нее, летит вниз головой, потом перевертывается в воздухе и —
бултых
! («Гусев») В данной работе нами было отобрано и проанализировано 94 междометия. Из них 46 непроизводных, 7 производных, 2 выражающих оценку состояния, 2 выражающих волеизъявления, 4 модальных, 23 этикетных, 1 бранное, 1 звательное, 1 звукоподражательное, 3 междометных глагола. Из этого мы можем сделать вывод, что наиболее многочисленная группа непроизводных междометий, а наименее – бранных, звательных и звукоподражательных. В заключении скажем следующее. Субъективная модальность, определяемая как отношения говорящего к сообщаемому, реализуется в виде многоуровневой системы, одним из средств которой является междометие.
А. П. Чехов широко использует междометия для выявления своеобразия речи отдельных персонажей, характеристики обстановки общения. Употребление междометий в произведениях находится в полной зависимости от идеи произведения и индивидуального стиля писателя. Одни и те же эмоциональные междометия могут выражать различные оттенки чувств, а одна эмоция может быть выражена различными междометиями. Типы эмоций Эмоции Положительные Восторг, восхищение, радость, облегчение Отрицательные Испуг, возмущение, разочарование, сожаление, досада, упрек, недовольство, страх, печаль, неудовольствие, усталость, отказ, укор, стыд В прозе А. П. Чехова междометия являются средством формирования субъективной модальности, это связано с особенностью семантики междометий. Они выражают эмоциональную составляющую разговорной речи героев произведений. Как видно из вышеприведенной таблицы, самыми частотными эмоциями в прозе А.П. Чехова является употребление междометий для выражения отрицательных эмоций: возмущения, сожаления, досады, недовольства, испуга. Использование междометий для выражения отрицательных эмоций можно считать особенностью идиостиля А.П. Чехова, средством выражения субъективной модальности в зоне автора и в зоне созданных персонажей. Это находит объяснение и в том, что писатель своей основной задачей считал обличение пошлости и мещанства. Следует отметить, что наиболее часто автор употребляет междометия, непроизводные, выражающие чувства и эмоции. Большая часть таких
междометий служит для выражения таких чувств, как досада, высокой степени проявления чего- либо.


В раздел образования