Автор: Козлова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №33 имени П.Н.Шубина
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический проект "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"
Раздел: высшее образование
Педагогический проект
"Системно-деятельностный подход
как основа реализации ФГОС
"
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №33 г.Липецка
имени П.Н.Шубина
Козлова Надежда Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Понятие системно-деятельностного подхода:
цели и задачи системно-деятельностного подхода;
система дидактических принципов.
3. Основные технологии системно-деятельностного метода.
4.Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода:
типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
5.Структура урока ведения нового знания в рамках деятельностного подхода:
вид структуры уроков ведения нового знания.
6.Технологическая карта урока в рамках системно-деятельностного подхода.
7. Алгоритм работы с технологической картой:
технологическая карта изучения темы (название темы);
требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку открытия
новых знаний;
требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку рефлексии.
Базовый уровень реализации ТДМ;
системнo-технологический уровень реализации ТДМ к уроку рефлексии.
8.
Различия
традиционного
обучения
и
обучения,
основанного
на
деятельностном подходе.
9 .
Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании
(мастер-класс педагогов МБОУ СШ №33 ).
.
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
1. Введение.
Многие годы традиционной целью школьного образования было
овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников
загружалась
многочисленными
фактами,
именами,
понятиями.
Именно
поэтому
выпускники
российской
школы
по
уровню
фактических
знаний
заметно
превосходят
своих
сверстников
из
большинства
стран.
Однако
результаты
проводимых
за
последние
два
десятилетия
международных
сравнительных исследований заставляют насторожиться.
Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют
задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными
знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий
на применение знаний в практических, жизненных ситуациях. Школа сегодня
стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же
изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это
ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников
к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько
дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его
о б щ е к ул ьт у р н о е ,
л и ч н о с т н о е
и
п о з н а в а т е л ь н о е
р а з в и т и е .
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я
делаю – я усваиваю”.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом
виде, а получает их сам в процессе собственной учебно – познавательной
деятельности называется деятельностным методом. Все объекты познания в
школе,
как
и
в
окружающем
мире,
представлены
как
системы,
поэтому
соответствующим
подходом
их
изучения
является
системный.
Развитие
систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных
исследований. Применение учащимися системных исследований возможно
только
на
основе
их
собственной
учебной
деятельности.
Внедрение
системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в
системно-деятельностный.
2. Понятие системно-деятельностного подхода.
Сведений науки, не следует сообщать учащемуся,
но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,
самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший,
самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость
его применения.
А. Дистервег
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом
отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в
основе
Стандарта
нового
поколения
лежит
системно
–
деятельностный
подход.
Идея
соединения
системного
и
деятельностного
подходов
принадлежала
в
основном
отечественным
учёным
и
рассматривалась,
в
первую
очередь,
в
работах
философов
марксистской
школы.
Проблемы
деятельности
разрабатывались
в
разных
гуманитарных
дисциплинах,
но
прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган и др.) и психологии
(А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Значительный
импульс
развитию
этой
идеи
придали
работы
зарубежных
и
отечественных
психологов
и
педагогов
1960-90-х
гг.,
разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский,
В.В.Давыдов,
Л.В.Занков,
А.Н.Леонтьев,
Д.И.Фельдштейн,
Л.М.Фридман,
Г.А.Цукерман,
Д.Б.Эльконин,
К.Ван
Парререн,
Ж.Карпей,
Э.Эриксон),
известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего
обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в
1985
г.
как
особого
рода
понятие.
В
системно-деятельностном
подходе
категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность
сама рассматривается как своего рода система.
Что значит "деятельность"?
Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система,
система,
которая
нацелена
на результат.
С самого начала в системно-
деятельностном
подходе
выделяется
результат
деятельности
(стандарты
нацеливают
на
результат
–
развитие
личности
ребенка
на
основе
универсальных учебных действий).
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если
есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть,
что все действия не разорваны.
В-третьих,
в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и
индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим
особенностям формы деятельности.
Таким
образом,
любая
деятельность,
осуществляемая
её
субъектом,
включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как
образ предвидимого результата созидания. Задача школы на современном
этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том,
как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам
вам рыбу, чтобы вы утолили голод".
Text
Text
Какова
деятельность –
такова и
личность
Вне деятельности
нет личности
деятельн
ость
личнос
ть
Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить
учиться,
научить
"ловить
рыбу",
а
тем
самым,
овладеть универсальными
учебными
действиями,
без
которых
ничего
не
может
быть,
и
которые
формируют
фундаментальное
ядро
образования.
Именно
в
действии
порождается знание.
Системно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача – создание и организация
условий, инициирующих детское действие
Чему учить?
Обновление
содержания
Ради чего
учить?
Ценности образования
(цель)
Как учить?
Обновление
средств
обучения
Основной результат – развитие личности ребенка на основе
универсальных учебных действий
2.1
Цели и задачи системно-деятельностного подхода
Цель системно-деятельностного подхода в организации учебного
процесса: расширение деятельностных форм обучения, предполагающих
приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во
всех остальных сферах школьной жизни.
Целью
системно-деятельностного
подхода
является
воспитание
личности
ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином
своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый
цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и
исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.
По утверждению В.В. Давыдова в процессе учебной деятельности человек
воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться.
Так как основной формой организации обучения является урок, то
необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию
уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного
подхода.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
организация образовательного процесса с использованием технологий
деятельностного обучения, учебного сотрудничества;
формирование учебной деятельности младших школьников
(организация постановки учебных целей, создание условий для их
«присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
побуждение и поддержание детских инициатив, направленных на поиск
средств и способов достижения учебных целей);
организация коллективных форм учебной работы, формирование их
коммуникативного опыта в совместной деятельности в группах;
постепенный переход от устных видов коммуникации к письменным, в
том числе с использованием возможностей информационных и
коммуникативных технологий;
использование во всех классах (годах обучения) начальной школы
оценочной системы, ориентированной на обучение детей само - и
взаимооцениванию (технология контрольно-оценочной деятельности );
учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая
одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных
мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования
как основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
2.2
Система дидактических принципов
1). Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности
ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он
воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности,
направленной на “открытие” им нового знания.
2). Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда
результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало
следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью
технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения
содержания и методики.
3).Принцип
целостного
представления
о
мире
означает,
что
у
ребёнка
должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире
(природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе
наук.
4). Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому
обучающемуся
содержание
образования
на
максимальном
(творческом)
уровне
и
обеспечивает
его
усвоение
на
уровне
социально
безопасного
минимума (государственного стандарта знаний).
5).Принцип
психологической
комфортности
предполагает
снятие
стрессообразующих
факторов
учебного
процесса,
создание
в
школе
доброжелательной
атмосферы,
ориентированной
на
реализацию
идей
педагогики сотрудничества.
6 )
. Принцип
вариативности
предполагает
развитие
у
учащихся
вариативного
мышления,
то
есть
понимания
возможности
различных
вариантов
решения
проблемы,
формирование
спо собно сти
к
систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7 ) . Принцип
творчества
предполагает
максимальную
ориентацию
на
творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу
детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями
традиционной модели школы.
Анализ показывает, что перечисленные дидактические принципы
являются
в
определённой
мере
необходимыми
и
достаточными
для
организации процесса обучения в новой парадигме образования.
Таким образом, принцип деятельности выделяет деятеля в базовом
процессе
и
устанавливает
требования
к
развивающим
и
воспитательным
целям
обучения;
принцип
непрерывности
обеспечивает
инвариантность
реализуемой
нормы;
принцип
целостного
представления
о
мире
устанавливает
требования
к
содержательным
целям
обучения;
принцип
вариативности
предусматривает
возможности
различных
уровней
достижения
целей
в
соответствии
с
самоопределением
обучающихся;
принцип
минимакса
регламентирует
процедуру
контроля
достижения
образовательных целей; принцип творчества определяет границы высокого
уровня подготовки по предмету; принцип психологической комфортности
устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и
учеником.
Таким образом, к каждому элементу системы предъявлены требования,
обеспечивающие
воспроизводимость
его
функций,
что
обосновывает
их
достаточность. С другой стороны, они являются независимыми друг от друга,
что обосновывает их необходимость.
Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы
задают
систему
необходимых
и
достаточных
условий
функционирования
школы как системы образования, реализующей деятельностный подход.
Выделяют три вида деятельности, отличающихся отношением к норме:
самоопределение;
нормотворчество;
нормореализация.
Самоопределение
предполагает
соотнесение
предложенной
нормы
деятельности
с
актуальным
уровнем
способностей
(«могу»)
и
системой
ценностей
(«хочу»).
Самоопределение
бывает
как
положительным,
так
и
отрицательным.
при положительном самоопределении фиксируется наличие способностей к
реализации данной нормы деятельности и потребности к включению в эту
деятельность
Нормореализация
(исполнительская
деятельность)
предполагает
воспроизведение
известной
нормы
деятельности,
ее
итогом
является
преобразованный продукт.
Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение
новой нормы деятельности.
Под
самореализацией
понимается
процесс
нормореализации
в
условиях
выполнимости
известной
нормы
и
нормотворчества
в
условиях
кризиса
(невыполнимости)
известной
нормы,
а
под
саморазвитием
–
процесс
самоопределения и самореализации.
В качестве метода, обеспечивающего реализацию цели самоопределения и
самореализации выбран развернутый цикл рефлексии.
Структура учебной деятельности включает в себя все виды деятельности
(самоопределение,
нормореализацию,
нормотворчество)
и
рефлексию
учащимися
собственной
деятельности,а
значит
обеспечивает
системный
тренинг деятельностных способностей.
Принцип деятельности
Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам,
осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и
принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности
Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,
содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности.
Предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире
(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и
месте каждой науки и системе наук).
Принцип минимакса.
Заключается в следующем – школа должна предложить ученику возможность освоения
содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной
ближайшего развития возрастной группы ) и обеспечить при этом его усвоение на
уровне социально безопасного минимума, государственного стандарта знаний)
Принцип психологической комфортности
Предполагает снятие всех стрессообразующиих факторов учебного процесса , создание
на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения
Принцип вариативности.
Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору
вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества.
Означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном
процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
3.
Основные технологии системно-деятельностного подхода
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе используются современные образовательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания.
Основными
образовательными
технологиями,
которые
можно
положить в основу изучения биологии , являются:
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения - это создание в учебной деятельности
проблемных
ситуаций
и
организация
активной
самостоятельной
деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит
творческое
овладение
знаниями,
умениями,
навыками,
развиваются
мыслительные способности.
Информационно-коммуникационные
технологии -
это
изменение
и
неограниченное
обогащение
содержания
образования,
использование
интегрированных
курсов,
доступ
в
Интернет,
интерактивные
методы
обучения, дистанционное взаимодействие.
Технология
разноуровневого
обучения –
даёт
учителю
возможность
помогать
слабому,
уделять
внимание
сильному.
При
данной
технологии
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в
образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые
получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в
рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья.
Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает
возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся,
более
осознанно
подходить
к
профессиональному
и
социальному
самоопределению.
Технология
исследовательских
методов в
обучении дает
возможность
учащимся
самостоятельно
пополнять
свои
знания,
глубоко
вникать
в
изучаемую
проблему
и
предполагать
пути
ее
решения,
что
важно
при
формировании мировоззрения.
Технология использования в обучении игровых методов. Эта технология
обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,
формирование
определенных
умений
и
навыков,
необходимых
в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Технология
обучения
в
сотрудничестве (командная,
групповая
работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности
взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от
учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей,
которыми
располагает
ребенок,
применять
психолого-педагогические
диагностики личности.
Здоровьесберегающие
технологии.
Использование
данных
технологий
позволяют
равномерно
во
время
урока
распределять
различные
виды
заданий,
чередовать
мыслительную
деятельность
с
физминутками,
определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на
проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает
положительные результаты в обучении.
Технология дистанционного обучения - эта технология уравнивает шансы
на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или
тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки.
Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного
общения учителя с учениками при выполнении домашнего задания ,при
работе над проектом, а так же для полноценного обучения при временной
нетрудоспособности учеников.
Технология
модульного
обучения обеспечивает
индивидуализацию
обучения:
по
содержанию
обучения,
по
темпу
усвоения,
по
уровню
самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и
самоконтроля.
Это
лишь
часть
существующих
педагогических
технологий.
Однако
уже
применение выше названных в различных сочетаниях ощутимо повышает
качество
обучения
и
эффективность
образовательного
проце сса.
У каждого учителя своя дорога и свои методы. Моя основная методика – это
практикоориентированное
обучение.
На
мой
взгляд,
самую
важную
и
запоминающуюся
информацию
ученики
добывают
своими
руками.
И
я
стараюсь, по возможности, давать им на каждом уроке реализовывать свои
творческие
и
исследовательские
задатки,
что
существенно
повышает
мотивацию изучения моего предмета и повышает качество обучения.
В
своей
работе
я
применяю
технологию
проблемного
обучения,
развивающую
умение
учащихся
думать
и
выстраивать
логические
закономерности,
разноуровневого
обучения,
позволяющую
добиваться
результатов от каждого ученика и избегать ситуации неуспешности. Очень
большое место в моей работе занимают информационно-коммуникативные
технологии,
технологии
игровых
методик
и
обучения
в
сотрудничестве,
которые позволяют сделать любой урок интересным и вовлечь в изучение
материала самых инертных учащихся. Одним из основных направлений моей
внеурочной деятельности являются технологии проектирования и исследов
4.
Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода
Примерная структура урока в рамках системно-деятельностного подхода.
1
.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом
уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная
направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает
пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы
на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся
в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом»,
«напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и
т. п.)
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло
затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания,
необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт
эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных
операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы
ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который
предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации
диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из
затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания
диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования,
проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются
выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая
формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания,
там, где это возможно, используется приём перевода математических правил
на язык образов.
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами,
выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ процессе
первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и
самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок
проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял,
запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка
ситуацию успеха.
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те,
которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется
вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые
элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный
эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка
результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного
закрепления примеры решаются с комментированием: дети
проговаривают новые правила в громкой речи.
4.1
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими
должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того,
какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать
свою
готовность,
обнаруживать
незнание,
находить
причины
затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель
владеет
технологией
диалога,
обучает
учащихся
ставить
и
адресовать вопросы.
у р о к и
« о т к р ы т и я »
н о в о г о
з н а н и я
у р о к и
р а з в и в а ю щ е г о
к о н т р о л я
у р о к и
о б щ е м е т о д о л о г и ч
е с к о й
н а п р а в л е н н о с т и
Учитель
эффективно
(адекватно
цели
урока)
сочетает
репродуктивную
и
проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности
у обучающихся).
Учитель
добивается
осмысления
учебного
материала
всеми
учащимися,
используя для этого специальные приемы.
Учитель
стремиться
оценивать
реальное
продвижение
каждого
ученика,
поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель
принимает
и
поощряет,
выражаемую
учеником,
собственную
позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль,
тон
отношений,
задаваемый
на
уроке,
создают
атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На
уроке
осуществляется
глубокое
личностное
воздействие
«учитель
–
ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная
цель:
формирование
способности
учащихся
к
новому
способу
действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за
счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа
и
реализации
коррекционной
нормы
(фиксирование
собственных
затруднений
в
деятельности,
выявление
их
причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов
и т.д.
У р о к
о б щ е м е т о д о л о г и ч е с к о й
н а п р а в л е н н о с т и .
Деятельностная
цель:
формирование
способности
учащихся
к
новому
способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий
и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения
содержательно- методических линий.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная
цель:
формирование
способности
учащихся
к
осуществлению контрольной функции.
Образовательная
цель:
контроль
и
самоконтроль
изученных
понятий
и
алгоритмов.
Теоретически
обоснованный
механизм
деятельности
по
контролю
предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление
проверяемого
варианта
с
эталоном
по
оговоренному
механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным
критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию
деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление
с
объективно
обоснованным
эталоном
выполнения
этой
работы;
оценка
учащимися
результата
сопоставления
в
соответствии
с
ранее
установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с
ведущими
целями
не
должно
разрушать
его
непрерывности,
а
значит,
необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при
построении
технологии
организации
уроков
разных
типов
должен
сохраняться
деятельностный
метод
обучения
и
обе спечиваться
соответствующая
ему
система
дидактических
принципов
как
основа
для
построения
структуры
и
условий
взаимодействия
между
учителем
и
учеником.
5.
Структура
урока
ведения
нового
знания
в
рамках
деятельностного
подхода.
Этапы развивающего урока
5 .1
Вид структуры уроков ведения нового знания.
Мотивирование к учебной деятельности.
Данный
этап
процесса
обучения
предполагает
осознанное
вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью
на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности,
а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
(“надо”);
актуализация знаний
постановка проблемы
стадия генерирования и накопления идей
обобщение предположений, выход на правило
творческая работа с новым материалом
2)
создаются
условия
для
возникновения
внутренней
потребности
включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В
развитом
варианте
здесь
происходят
процессы
адекватного
самоопределения
в
учебной
деятельности
и
самополагания
в
ней,
предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом
“Я
-
идеальный
ученик”,
осознанное
подчинение
себя
системе
нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней
готовности к их реализации.
2.
Актуализация
и
фиксирование
индивидуального
затруднения
в
пробном учебном действии.
На
данном
этапе
организуется
подготовка
и
мотивация
учащихся
к
надлежащему
самостоятельному
выполнению
пробного
учебного
действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1)
актуализацию
изученных
способов
действий,
достаточных
для
построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2)
актуализацию
соответствующих
мыслительных
операций
и
познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и
его самостоятельное осуществление;
4)
фиксацию
индивидуальных
затруднений
в
выполнении
пробного
учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На
данном
этапе
учитель
организует
выявление
учащимися
места
и
причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и
знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2)
соотнести
свои
действия
с
используемым
способом
действий
(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать
во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения
или способности, которых недостает для решения исходной задачи и
задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,
план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих
учебных
действий:
ставят
цель
(целью
всегда
является
устранение
возникшего
затруднения),
согласовывают
тему
урока,
выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-
алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых
порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и
с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На
данном
этапе
осуществляется
реализация
построенного
проекта:
обсуждаются
различные
варианты,
предложенные
учащимися,
и
выбирается
оптимальный
вариант,
который
фиксируется
в
языке
вербально и знаково. Построенный способ действий используется для
решения
исходной
задачи,
вызвавшей
затруднение.
В
завершение
уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление
возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На
данном
этапе
учащиеся
в
форме
коммуникации
(фронтально,
в
группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При
проведении
данного
этапа
используется
индивидуальная
форма
работы:
учащиеся
самостоятельно
выполняют
задания
нового
типа
и
осуществляют
их
самопроверку,
пошагово
сравнивая
с
эталоном.
В
завершение
организуется
исполнительская
рефлексия
хода
реализации
построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная
направленность
этапа
состоит
в
организации,
по
возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к
включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и
выполняются
задания,
в
которых
новый
спо соб
д е й с т в и й
предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется
использование
изученного
ранее
материала,
имеющего
методическую
ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким
образом,
происходит,
с
одной
стороны,
автоматизация
умственных
действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в
будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной
деятельности.
В
завершение
соотносятся
ее
цель
и
результаты,
фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели
деятельности.
6.
Технологическая
карта
урока
в
рамках
системно-деятельностного
подхода
Технологическая карта позволяет:
реализовать стандарт образования;
понять и в системе применить предложенную технологию по
формированию у учащихся универсальных учебных действий;
сформировать
целостную
картину
мира
за
счет
реального
использования «межпредметных связей»;
полностью
использовать
воспитательный
потенциал
используемого УМК;
определить уровень раскрытия материала и соотнести его с
изучаемым материалом в последующих классах;
реализовывать региональный и школьный материал, основываясь
на материале УМК «Перспектива»
реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте
даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,
педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по
подготовке к урокам);
индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Для
полноценного
и
эффективного
использования
технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений,
обязательных для работы с ней. «Технологическая карта» – новый вид
методической
продукции,
обеспечивающей
учителю
эффективное
и
качественное
освоение
нового
учебного
курса
путем
перехода
от
планирования урока к проектированию учебного процесса по темам.
В
технологической
карте
дается описание процесса обучения в
определенной структуре и в заданной последовательности.
Ко н с т р у и р о в а н и е
у н и в е р с а л ь н о го
и н с т р у м е н т а р и я
(технологической
карты)
направлено
на
достижение
результатов,
заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на
вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как
помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь
требуемых результатов.
По
сравнению
с
т радиционными
«методичками»
в
технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один
урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до
результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных
результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.
Технологическая карта включает в себя:
название темы;
число часов, отведенное на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые
результаты
(личностные,
предметные,
метапредметные);
основные понятия темы;
межпредметные связи и организацию пространства (формы
работы и ресурсы);
технологию изучения указанной темы;
систему диагностических заданий, определяющих уровень
усвоения материала на каждом этапе его изучения;
контрольные задания по теме, определяющие достижение
планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы
Раздел
«Технология
изучения»
разбит
на
этапы
обучения.
На
каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый
результат, даются практические задания по отработке материала и
диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в
конце
темы
-
контрольное
задание,
проверяющее
достижение
планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель
учебной деятельности и учебные задания.
На первом
этапе обучения «Самоопределение в деятельности»
организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной
темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие
шаги:
мотивацию как стимулирование интереса;
определение потребностей как личностно значимого компонента
изучения данной темы;
выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения
ситуативного задания и определение цели учебной деятельности
на следующем этапе.
На этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется
освоение
содержательных
блоков
темы.
Для
освоения
учебного
содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание»,
«умение».
На
этапе
«Интеллектуально-преобразовательной
деятельности»
учащимся предлагается выполнить практические задания:
информативное, где учащиеся работают, используя образец
на доске;
импровизационное,
где
учащиеся
используют
задание,
которые отличаются от образца по содержанию или форме;
эвристическое,
где
учащиеся
выполняют
свой
вариант
задания.
Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников,
которая
содержит:
подготовку
к
выполнению
(планирование)
деятельности, выполнение и представление работы.
Результатом этого этапа является:
ориентация
школьника
в
разных
видах
задания
(познавательное действие);
самоорганизация
учащегося
при
выполнении
задания
(регулятивное действие);
и с п ол ь зо ва н и е
у ч е н и ком
а д е к ват н ы х
р е ч е в ы х
в ы с к а з ы в а н и й
д л я
п р е д с т а в л е н и я
р е з у л ь т а т а
(познавательное, коммуникативное действие);
проявление
своего
отношения
(благодарности)
к
героям
учебника и учителю (личностное действие);
умение
школьника
решать
поставленную
задачу
(познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
конкретной
практической деятельности.
На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят
полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное
действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие)
по освоению темы.
В
отличие
от
других
методических
пособий,
при
использовании карты
на
каждом этапе обучения учитель
может
уверенно
сказать,
достиг
он
результата
или
нет.
И
если в
соответствии
с
прогнозируемым
учителем
результатом
диагностическую работу на конкретном этапе выполнили более 60%
учащихся класса, то можно с уверенностью сказать, что материал
понят, освоен, и можно переходить дальше. Если задание правильно
выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо еще раз
вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное
освоение. Только после этого можно перейти к следующему этапу.
7.
Алгоритм работы с технологической картой.
1. Используйте технологические карты для работы по теме
или разделу курса.
2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете
работать.
3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и
подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные
связи».
4. Познакомьтесь
с
целями
изучения
темы,
соотнесите с
планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут
добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее
материалом).
5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы,
посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные
связи).
6. Проанализируйте
смысл
планируемых
результатов,
особенно в части универсальных учебных действий
7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и
условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий,
для поиска информации или демонстрации достижений и т.д. Это
поможет расширить границы использования ресурсов, к которым
относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные
пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие доски,
выставки, стенды и так далее.
8.
В
разделе
«Технология
обучения»
придерживайтесь
алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни
один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное,
добиться эффективного и качественного освоения темы
9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы,
можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или
предложить свое.
10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и
соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в
изучаемом
материале, каким способом выполняет, т.
е.
выполните
задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого
переходите к следующему этапу.
12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические
и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта
тема
пройдена,
планируемые
результаты
достигнуты.
Двигаемся
дальше».
Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным
планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный
способ организации работы.
7. 1
Технологическая карта изучения темы (название темы
)
Тема
Цель темы
Основное
содержание темы, термины и
понятия
Планируемый результат:
Предметные умения,
УУД
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Организация пространства
Межпредметные
связи
Формы
работы
Ресурсы
I этап. Мотивация к деятельности
Цель –
Проблемная ситуация.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Последователь
ность изучения
Диагностическое задание
Цель –
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель –
Репродуктивное задание
Импровизационное задание
Эвристическое задание
Самоорганизация в деятельности
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.
Формы
контроля;
контрольное
задание.
О ц е н к а
р е з у л ь т а т о в
деятельности
Само
оценка
Оценка
присутствующего
Если сложно или непривычно проектировать тему, то можно
ограничиться проектированием одного урока. В данную структуру могут
быть внесены изменения или дополнения.
7.2
Требования
технологии
деятельностного
метода
(ТДМ)
к
уроку
открытия новых знаний
Базовый уровень реализации ТДМ.
Требования ТДМ
I.Организационный момент
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в
учебный процесс.
II. Актуализация знаний
1)
Организовать
актуализацию
изученных
способов
действий,
достаточных
для
проблемного изложения нового знания.
2)
Актуализировать
мыслительные
операции,
необходимые
для
проблемного
изложения нового знания.
3)
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
4)
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках.
5)
Организовать обобщение актуализированных способов действий.
6)
Организовать
самостоятельное
выполнение
индивидуального
задания
на
новое
знание.
7) Организовать
фиксацию затруднений
в
выполнении
учащимися
индивидуального
задания или в его обосновании.
III. Проблемное объяснение нового знания
1)Зафиксировать причину затруднения.
2)Сформулировать и согласовать цели урока.
3)Организовать уточнение и согласование темы урока.
4)Организовать
подводящий
или
побуждающий
диалог
по
проблемному
объяснению
нового знания.
5)Организовать
использование предметных действий с моделями, схемами, формулами,
свойствами и пр.
6)Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
7)Организовать фиксацию нового способа действия в знаках.
8)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, и т.д.).
9) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
IV. Первичное закрепление во внешней речи
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса
задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый
способ действия.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и
исправление допущенных ошибок.
4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
* В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация
успеха заключается в ее выявлении и исправлении.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
11) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа
действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения
содержательной непрерывности.
VII. Итог урока
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и
поставленной цели.
3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей
деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
7.3
Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку
рефлексии. Базовый уровень реализации ТДМ.
Требования ТДМ
I. Организационный момент
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Сформулировать основную образовательную цель урока.
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в
учебный процесс.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
1) Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного
анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)
2) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
3) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).
4) Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А
1
, А
2
, П
1
, В, О
и т.д.)
5) Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.
6) Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться
на уроке.
7) Организовать выполнение самостоятельной работы №1 на применение способов
действий, запланированных для рефлексивного анализа.
8) Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию
полученных результатов (без исправления ошибок).
9) Организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по подробному образцу, в
котором у каждого задания указано обозначение используемых эталонов (см. п. 4) с
целью:
а) выявления места и причины затруднения;
б) самопроверки хода решения.
III. Локализация затруднения
Организовать подводящий диалог, результатом которого является пошаговое
сопоставление работ с подробным образцом (фронтально, с проговариванием во внешней
речи):
а) фиксация способа действия, в которых возникло затруднение;
б) фиксация отсутствия затруднений в ходе решения.
IV. Коррекция выявленных затруднений
1) На основе алгоритма исправления ошибок, уточнить цель будущих действий.
2) Для учащихся, допустивших ошибки:
а) Организовать исправление ошибок с помощью предложенного подробного образца.
б) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых
допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).
г) Организовать самопроверку заданий по образцу.
3) Для учащихся, не допустивших ошибки:
Организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по
данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих
построения новых методов решения.
V. Обобщение затруднений во внешней речи
1) Организовать обсуждение типовых затруднений.
2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали
затруднение.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Для учащихся, допустивших ошибки:
1) Организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной самостоятельной
работе № 1
(учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены
ошибки).
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3) Организовать фиксацию достижения цели по преодолению индивидуальных
затруднений.
4) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений, требующих дальнейшей
коррекции.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
5) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов
решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.
VII. Включение в систему знаний и повторение
1) Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к
изучению следующих тем.
VIII. Итог урока
1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов
деятельности.
2) Организовать вербальную фиксацию способов действий, которые вызвали затруднения
на уроке.
3) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок
(алгоритм исправления ошибок).
4) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление
будущей учебной деятельности.
5) Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.
6) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
7
.4
Системнo-технологический уровень реализации ТДМ к уроку рефлексии
.
Требования ТДМ
I. Мотивация к учебной деятельности
1) Сформулировать основную образовательную цель урока.
2) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности
(«надо»).
3) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
4) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в
учебную деятельность («хочу»).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
1)
Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного
анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)
2)
Актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.
3)
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
4)
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).
5)
Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А
1
, А
2
, П
1
, В,
О и т.д.)
6)
Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и
т.д.
7)
Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет
использоваться на уроке.
8) Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1 на применение способов действий,
запланированных для рефлексивного анализа.
9)
Организовать выполнение с.р. №1 с фиксацией в каждом задании используемого
эталона (обозначение актуализированного способа действия).
10) Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию
полученных результатов (без исправления ошибок).
11) Мотивировать к рефлексивному анализу своей деятельности.
а) с целью коррекции результатов деятельности;
б) с целью самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого
эталона.
III. Локализация затруднений
1) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися места затруднения.
2) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися причины
затруднения.
Для учащихся, не выявивших самостоятельно место затруднения:
3) Организовать выявление места затруднения по подробному образцу.
Для учащихся, не выявивших самостоятельно причину затруднения:
4) Организовать выявление причины затруднения по эталону для самопроверки.
Для учащихся, получивших верные ответы в с.р. № 1:
5) Организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании (по
эталону для самопроверки).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1) Организовать уточнение учащимися цели своих будущих действий.
2) Организовать формулирование учащимися шагов, которые необходимо сделать для
реализации поставленной цели.
3) Организовать выбор средств достижения поставленной цели.
V. Реализация проекта выхода из затруднения
Организовать реализацию построенного плана действий:
Для учащихся, допустивших ошибки:
1) Организовать самостоятельное исправление ошибок.
Для учащихся, которые смогли самостоятельно исправить свои ошибки:
2) Организовать конструирование и выполнение учащимися заданий на те способы
действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю
работу).
Для учащихся, которые не смогли самостоятельно исправить свои ошибки:
3) Организовать исправление ошибок с помощью эталона для самопроверки.
4) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых
допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).
5) Организовать самопроверку заданий по образцу.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
6) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме,
заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых
методов решения.
VI. Обобщение затруднения во внешней речи
1)
Организовать обсуждение типовых затруднений.
2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали
затруднение.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Для учащихся, допустивших ошибки:
1) Организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1
(учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены
ошибки).
2) Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и
знаковую фиксацию результатов.
3) Организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
4) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов
решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к
изучению
следующих тем.
IX. Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов
деятельности.
2) Организовать проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения
выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать вербальную фиксацию мест и причин (способов действий) возникших на
уроке затруднений.
4) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок
(алгоритм исправления ошибок).
5) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление
будущей учебной деятельности.
6) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
7) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
8.
8.1 Различия традиционного обучения и обучения, основанного на
деятельностном подходе.
Традиционное обучение
Инновационное обучение,
системно-деятельностный подход.
1) базируется на принципе доступности;
2) учащийся выступает в роли объекта ПД;
3) ориентировано на усвоение определенной
суммы знаний;
4) развивает обыденное мышление,
эмпирический способ познания
1) опирается на зону ближайшего
развития;
2) учащийся действует как субъект
собственной учебной деятельности;
3) нацелено на усвоение способов
познания как конечной цели учения;
5) решая конкретно-практические задачи,
учащиеся усваивают частные способы;
6) в результате формируется индивид –
человек, способный к исполнительской
деятельности.
4) развивает теоретическое мышление и
теоретический способ познания;
5) на первый план выступают учебные
задачи, решая их учащиеся, усваивают
общие способы умственной деятельности
6) формируется личность, способная к
самостоятельной творческой деятельности.
Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании
(мастер-класс педагогов МБОУ СОШ №33 )
21 февраля 2017 года на базе МБОУ СШ№33 прошел межрегиональный
научно-практический семинар по теме:
«Повышение уровня профессиональной
компетенции педагога при внедрении системно-деятельностного подхода на
основе технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
в условиях реализации ФГОС на уровнях
ДО–НОО–ООО».
В рамках данного семинара перед слушателями выступила Гайдукова В. И.,
методист Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..."
АПК и ППРО . В течение семинара был рассмотрена «Образовательная
система Л.Г. Петерсон как условие профессионального роста педагога в
условиях реализации ФГОС».
Были даны открытые уроки педагогами МБОУ СШ№33 в рамках системно-
деятельностного
подхода.
Данные
уроки
получили
высокую
оценку
от
методиста Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..." и
коллег.
1 подгруппа:
2
класс.
«Русский
лубок», учитель
изобразительного
искусства
высшей
квалификационной категории Власова Е.Л.,
2
к л а с с .
«С т а в л ю
ц е л ь » , учитель
начальных
классов
высшей
квалификационной категории Пендюр Е.Н.,
2 подгруппа:
5 класс.
«Полные
и
краткие
прилагательные», учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной категории Шеина Г.Е.,
3
класс.
«Учимся
дружно.
Диалог», учитель
начальных
классов
высшей
квалификационной категории Черникова Н.В.,
3 подгруппа:
6 класс. «Умножение рациональных чисел», учитель математики высшей
квалификационной категории Аксенова Н.И.,
4 класс. «Учимся дружно. Организатор», учитель начальных классов высшей
квалификационной категории Яблоновская Т.А.
Проводимые семинары, школьные творческие мастерские, работа
учителей - все позволяет грамотно использовать деятельностный подход на
уроках и добиваться хороших результатов.
Вывод: системно-деятельностный подход в образовании –
это
не
совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего
рода
философия
образования
новой
школы,
которая
дает
возможность
педагогу творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером
своего
дела,
работать
на
высокие
результаты,
формировать
у
учащихся
универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными,
что имеют смысл не только в предметном, но и в социально- воспитательном
контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к
жизни в постоянно изменяющихся условиях
.