Напоминание

"Работа с одаренными детьми на уроках географии"


Автор: Маринина Ирина Ивановна
Должность: учитель географии, педагог до цдт
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№9"
Населённый пункт: г. Нурлат РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одаренными детьми на уроках географии"
Раздел: полное образование





Назад




Обмен педагогическим опытом по теме:

«Эффективная подготовка учащихся к олимпиадам»

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений

национального проекта и президентской инициативы.

Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать

познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в

учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные

данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению

с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую,

активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от

умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок

может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся

соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают

уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у

одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не

воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа

быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными.

Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде,

необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок

талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать

ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе

собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к

освоению обществознания учащиеся, высокий уровень их как общих, так и

специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий

(умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять

многовариантные решения поставленных проблем).

Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках,

на практических работах.

География это предмет, который в большей степени имеет практическую

направленность. Это работа с картой, атласом, контурными картами.

Одну из таких работ я хотела бы вам продемонстрировать.

Практическая работа в 6 классе по теме:«Топографическая карта»

---

Таким образом, разрабатывая практические работы, я стараюсь разнообразить их по

содержанию, сделать их многофункциональными, т.е. я ставлю задачу – не только

закреплять знания, но и взаимоувязывать их, заставлять размышлять, приобретать

необходимые умения и навыки.

организации исследовательской деятельности,

создание проектов

проведения внеклассных мероприятий.

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му

классу появляется резерв из 2-3 учащихся, способных участвовать на олимпиаде.

Одновременно с выявлением школьников интересующихся географией и геологией и

формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы,

команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной

формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа,

наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать

взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку

новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение

ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные

конкурсы, кружки, элективы.

- Повысить интерес к предмету через различные источники информации!!!!!

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках.

При подготовке учащихся к олимпиаде следует придерживаться нескольких

принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного

решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными

усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный

принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает

тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных

заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном

применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с

требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.

При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и

расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий

прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного

участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям

высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня

сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на

олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность

учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не

учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип

обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к

олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению

прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и

недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося,

отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию,

от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их

решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности,

стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно

для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества.

Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно

подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде

принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях,

результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а

нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

- Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей

школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие

результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным

экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях.

В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в

случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает

возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и

личностного становления.

Мастер – класс

Организация подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

Цель:

Обеспечение мотивационной готовности педагогов к совершенствованию профессиональной

компетентности.

Задачи:

1.Представить опыт работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам.

2. Смоделировать практические навыки моделирования занятий по подготовке учащихся к

предметным олимпиадам.

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое ) занятие.

В настоящее время олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября

школьники последовательно участвуют в школьном, затем муниципальном и региональных этапах

олимпиад. Значение предметных олимпиад возросло в связи с введением ЕГЭ и новых правил

поступления в ВУЗы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при

поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это, в свою очередь, повышает статус

всего олимпиадного движения.

В отличие от проводимых нами контрольных, зачётных, самостоятельных работ олимпиады

охватывают более широкий круг знаний, требуют от учащихся работы на высоком интеллектуальном

уровне, предполагают применения знаний в нестандартной ситуации, владения в совершенстве

навыками анализа, синтеза, логически выстроенной системой знаний по предмету. Успешное участие

в олимпиадах намного сложнее, чем подготовка к ЕГЭ, поскольку это кропотливая работа

исключительно на профильном предметном уровне. Следовательно, просто знаний, данных на уроке

ученику в соответствии со стандартами образования, явно недостаточно.

Особого эффекта не принесут и единичные консультации перед олимпиадами, поскольку дети в этот

период крайне перегружены. Поэтому потребовалось создание своей методики подготовки к

предметным олимпиадам. Процесс подготовки включает следующие этапы:

1.Определение контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета.

Делать это нужно как можно раньше, лучше с 5-6 класса. Ученику ваш предмет должен быть

интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но

интересующиеся определённой областью знаний.

2.Создание для учащихся развивающей среды, которая включает их работу на элективных курсах,

курсах по выбору, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых

консультаций, использование ЭОР

3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.

Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не

только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка

должна быть понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.

4.Активная работа по опережающему обучению.

Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать

на уроках, вовлекаю детей в систему внеурочных занятий, где применяю метод работы в

разновозрастных группах (9,10,11 классы; 7-8 классы).

5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся с пособиями, научной

литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В этом случае учитель выступает как тьютор,

определяя для учащихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как

без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к

ним требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.

6. Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, определение траектории его

движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий, определяющих его активное развитие.

7. Принцип «активность знаний».

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении.

Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта

образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам

постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний. Исходя из этого, следует, что

разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для

успешного участия в олимпиадах.

8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход.

Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни. Для этого

максимально используется их жизненный опыт, а так же лабораторные экспонаты, муляжи,

коллекции, гербарии и другие средства наглядности.

9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы учащихся, их требования

при подготовке в определённое учебное заведение, развитие интереса к будущей профессии.

10.Использование принципа «От простого к сложному».

Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать

у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков,

иллюстраций.

Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует

ученика к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление

учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и

творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных школьников.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники