Автор: Ивлева Дарья Юрьевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "МК№1"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки."
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №1»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО БИОЛОГИИ
ПО ТЕМЕ:
«Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки»
для студентов I курса
специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва
2018
Аннотация: методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС,
может
быть
использована
преподавателями
биологии,
генетики
человека
с
основами медицинской генетики для подготовки и проведения теоретических
занятий
по
данной
теме.
В
данной
методичке
представлена
информация
о
строении и функциях цитоплазмы и клеточной мембраны, их роль и значение в
клетке, а также другие органеллы клетки.
Ключевые слова: клетка, цитология, цитоплазма, клеточная мембрана,
органоиды клетки, лизосомы, митохондрии, ЭПС.
Составитель: Ивлева
Д.Ю.
Преподаватель
дисциплины
«Биология»,
«Медицинская паразитология», «Генетика человека с основами медицинской
генетики», «Основы медицинской генетики» ГБПОУ ДЗМ «МК№1»
2
Оглавление
Пояснительная записка
4
Методический блок
5
Мотивация
7
Междисциплинарные связи
8
Оснащение занятия
9
План занятия
10
Блок контроля исходного уровня знаний
11
Информационный блок
12
Блок выходного контроля уровня знаний
18
Приложения
20
Зачетный лист
23
Критерии оценок
24
Список литературы
25
3
Пояснительная записка
Данная
методическая
разработка
предназначена
для
проведения
теоретического занятия по теме: «Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды
клетки»
для
студентов I
курса,
обучающихся
по
специальности
31.02.03
«Лабораторная диагностика».
Тема входит в дисциплину «Биология», и разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Теоретическое занятие рассчитано на 2 академических часа, в ходе кото-
рых студенты должны узнать новые понятия, общий план строения клеток и не-
клеточных
структур,
строение
плазмолеммы,
изучить
микроскопическое
и
ультрамикроскопическое строение органелл и включений, а также их роль и
функции в клетке.
Для выяснения исходного уровня знаний студенты отвечают письменно на
вопросы биологического диктанта.
Итогом
полученных
на
данном
занятии
знаний
и
умений
является
тестовый контроль знаний.
Самостоятельная
работа
студентов
оценивается
в
баллах,
которые
определяют по критериям оценки. Количество баллов, полученных студентами
за биологический диктант, за тестовый контроль знаний заносится в зачетный
лист.
Общая отметка за работу студентов на данном занятии вычисляется по
критериям оценки знаний и умений и заносится в учебный журнал.
4
Методический блок
Тема: «Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды мембраны».
Количество часов — 2 академических.
Место проведения — учебная аудитория.
Вид занятия — теоретическое.
Цель занятия: разобрать общий план строения клеток и неклеточных
структур, строение плазмолеммы, изучить микроскопическое и ультрамикроско-
пическое строение органелл и включений, отметить их локализацию, степень
развития в различных клетках, обратить внимание на связь степени развития ор-
ганелл и включений с уровнем клеточного метаболизма.
Задачи:
Обучающие (образовательные):
1.
закрепление и повторение изученного материала;
2.
развитие интереса к изучению биологии;
3.
формирование уважительного отношения к собственному организму;
4.
предоставление возможности освоить тему «Цитология».
Развивающие:
1.
формирование навыков самообразования, самостоятельного поиска и
анализа информации;
2.
развитие познавательных способностей учащихся, их способностей
к самообучению;
3.
развитие навыка самоконтроля;
4.
развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного
мышления;
5.
развитие
личных
качеств студентов:
внимательности,
воли,
стремления к познанию.
5
Воспитательные:
1.
воспитание стремления к здоровому образу жизни;
2.
воспитание положительных качеств личности учащихся: активности,
умения работать в команде.
3.
во спит ание
конкурентно спо собного,
ответ ственного
и
компетентного
специалиста,
свободно
владеющего
своей
профессией,
способного к эффективной работе по специальности.
Студент должен уметь:
Рассказывать определение понятия «клетка»;
научиться распознавать клетки и неклеточные структуры;
научиться идентифицировать в клетках ядро, цитоплазму, плазмо-
лемму;
рассмотреть
клетки
различной
формы
и
проанализировать
связь
между формой клеток и выполняемыми функциями;
и з у ч и т ь
с т р о е н и е
п л а з м о л е м м ы ,
е е
п р о и з в о д н ы х
(микроворсинок,мерцательных ресничек), межклеточных контактов;
уметь идентифицировать структуры, образующиеся с участием плаз-
молеммы при поглощении веществ клетками - пиноцитозные пузырьки, фагосо-
мы;
изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение ор-
ганелл цитоплазмы;
научиться идентифицировать мембранные и немембранные органел-
лы цитоплазмы клеток исходя из их структурных и цитохимических особенно-
стей;
изучить различные виды включений цитоплазмы – трофические, се-
креторные, экскреторные и пигментные;
уметь использовать конкретные данные о строении, химическом со-
ставе органелл и включений для характеристики обмена веществ и функцио-
нального состояния клеток;
6
научиться определять функцию данной клетки по преимущественно-
му развитию тех или иных органелл;
изучить строение неклеточных структур - симпласта, синцития, меж-
клеточного вещества.
Рекомендации по работе с пособием
Прежде чем приступить к решению заданий, внимательно ознакомьтесь с
пояснениями автора, которые необходимы для выполнения заданий.
Выполняйте задания в письменном виде и обращайтесь к эталонам ответов
только для сравнения со своими ответами. Своевременная коррекция знаний
позволит вам лучше усвоить изучаемый материал.
Оценку ваших знаний проведут на занятиях, где не будет ответов к задани -
ям, и вам смогут помочь только ваши истинные знания.
7
Мотивация
В
современной
науке
большую
роль
занимают
новые
дисциплины,
которые сформировались в самостоятельные разделы относительно недавно.
Благодаря новейшим технологиям и научным методам исследования получение
новых результатов в развитии науки становится более доступным. Одной из
новых дисциплин является цитология.
Знания
морфологической
и
цитохимической
характеристики
клеток
необходимы будущему врачу, так как, клетки и образующиеся в результате их
жизнедеятельности
неклеточные
структуры
являются
основой
развития,
строения
и
функционирования
всех
животных
и
растительных
организмов.
Внутренние и внешние факторы могут вызвать изменения структуры и функции
клеток,
что,
в
свою
очередь,
влечет
за
собой
возникновение
морфо-
функциональных изменений в органах и системах. Изучение микроскопического
строения клеток, взятых при жизни или от трупа, помогают врачу уточнить
диагноз.
Широко
распространены
в
клинике
цитологические
исследования
крови, пунктатов костного мозга, селезенки, печени и др. органов.
8
9
Междисциплинарные связи
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
Цитология
Гематология
Микробиология
Клетка
Патология
Генетика
человека
Анатомия и
физиология
человека
ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ
Оснащение занятия:
Раздаточный материал для студентов:
информационный материал;
иллюстрации по теме;
тестовый контроль знаний;
зачетный лист.
Схемы:
Структура цитоплазмы;
Модель клеточной мембраны;
Домашнее задание к новой теме:
Прочитать и закрепить изученную тему.
Ответить на следующие вопросы письменно в тетради:
1.
Клетка как структурно-функциональная единица ткани. Определение
клетки.
2.
Общий план строения эукариотических клеток.
3.
Цитоплазма. Общая морфо-функциональная характеристика.
4.
Классификация органелл, их структура, функции.
5.
Включения,
их
классификация,
химическая
и
морфо
-
функциональная характеристика.
10
План занятия
1
Организационный
момент
- приветствие;
- заполнение учебного
журнала;
-проверка готовности
студентов к занятию;
- мотивация занятия.
5 минут
2
Контроль исходного
уровня знаний
- ответы на вопросы
биологического диктанта
10 минут
3
Изучение нового
материала
- изучить и
законспектировать информацию
по новой теме
25 минут
4
Самостоятельная
работа студентов
- сделать иллюстрации и
подписи к ним по теме
30 минут
5
Закрепление
полученных знаний
и умений
- тестовый контроль
знаний
10 минут
6
Подведение итогов
занятия
- заполнение зачетного
листа
5 минут
7
Домашнее задание
- записать тему
теоретического занятия
5 минут
Итого:
90 минут
11
Блок контроля исходного уровня знаний
Ответьте письменно на вопросы.
Биологический диктант.
(проводится методом самоконтроля и самооценки)
1.
Дайте определение клетки.
2.
Цитоплазма включает в себя
3.
Что такое органеллы? Расскажите об их классификации.
4.
Расскажите о строении комплекса Гольджи.
5.
Каковы строение и функции эндоплазматической сети?
6.
Какую функцию выполняют митохондрии?
7.
Что такое включения? Перечислите виды включений.
8.
Что такое фагоцитоз ?
9.
Какое строение имеет симпласт?
10.
Перечислите структуры на свободной поверхности клеток.
Критерии оценки:
1 ошибка - «5» (отлично)
2 ошибки - «4» (хорошо)
3 ошибки - «3» (удовлетворительно)
(Правильные ответы см. Приложение №1)
Проверьте правильность ответов и поставьте себе оценку за работу.
12
Информационный блок
Словарь биологических терминов.
Цитология – наука о клетке.
Клетка - наименьшая структурная единица живого.
З и г о т а
— оплодотворенная
яйцеклетка,
одноклеточный
зародыш,
образовавшийся в результате слияний двух гамет.
Органеллами- называют структуры, постоянно присутствующие и обяза-
тельные
для
всех
клеток
микроструктуры,
выполняющие
жизненно
важные
функции. Различают мембранные и немембранные органеллы. К мембранным
органеллам относят эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, митохондрии,
лизосомы и пероксисомы. Немембранные – это рибосомыы(полирибосомы), кле-
точный центр, микротрубочки, микрофиламенты и промежуточные филаменты.
Эндоплазматическая
сеть
-
представлена
системой
уплощенных
мембранных мешочков – в виде трубочек , пластинок, полостей и цистерн,
образующих в клетке сеть.
Лизосомы - органеллы внутриклеточного ферментативного расщепления
как экзогенных, так и эндогенных веществ.
Рибосома - гранула рибонуклеопротеина, состоящая из большой и малой
субъединиц.
Включения
–
необязательные
компоненты
клетки,
возникающие
и
исчезающие в зависимости от метаболического состояния клеток.
Межклеточное
вещество
-
является
производным
клеток
собственно
соединительной ткани, хряща и кости.
Фагоцитоз процесс активного захватывания и поглощения живых и нежив
ых частиц одноклеточными организмамиили особыми клетками (фагоцитами) м
ногоклеточных животных организмов.
13
Знакомство студентов с цитологией
Задание: прочитайте и законспектируйте информацию о строении клеток и
неклеточных структур, строение плазмолеммы, изучите микроскопическое и
ультрамикроскопическое
строение
органелл
и
включений, отметьте
и х
локализацию, степень развития в различных клетках, обратите внимание на
связь
степени
развития
органелл
и
включений
с
уровнем
клеточного
метаболизма.
Цитология – наука о клетке. Клетка - наименьшая структурная единица
живого. Клетки различных органов и тканей человека и животных разнообразны
по форме, строению, химическому составу. Форма клеток находится в неразрыв-
ной связи с функциями. Так, например, мышечные клетки, выполняющие сокра-
тительную функцию, имеют вытянутую форму, нервные клетки имеют отростки
(дендриты и аксон) для восприятия и передачи нервного импульса.
Несмотря на все многообразие, клетки имеют ряд общих структурных при-
знаков. Так, для всех эукариотических клеток характерно наличие ядра и цито-
плазмы. Цитоплазма включает в себя гиалоплазму, органоиды и включения. От
окружающей среды и от соседних клеток цитоплазма отделена плазмолеммой.
Плазмолемма состоит из липидов (40%), белков (60%), углеводов (5-
10%). Липиды образуют двойной слой, в котором неполярные части молекул
направлены друг к другу, а полярные – к внешней среде.
Плазмолемма выполняет:
барьерную функцию, отделяя содержимое клетки от внешней среды
осуществляет активный и пассивный перенос веществ через клетку
обеспечивает
механическое
и
химическое
взаимодействие
между
клетками.
Специализированными
структурами
плазмолеммы
являются
различные
типы межклеточных контактов. В их образовании принимают участие плазмати-
ческие мембраны соседних клеток, их цитоскелет и межклеточный матрикс. Все
межклеточные контакты делятся на три основных типа:
14
1.
Адгезионные контакты, которые механически соединяют клетки между
собой.
2.
Плотные контакты.
3.
Проводящие контакты.
Органеллами называют структуры, постоянно присутствующие и обяза-
тельные
для
всех
клеток
микроструктуры,
выполняющие
жизненно
важные
функции. Различают мембранные и немембранные органеллы. К мембранным
органеллам относят эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, митохондрии,
лизосомы и пероксисомы. Немембранные – это рибосомы (полирибосомы), кле-
точный центр, микротрубочки, микрофиламенты и промежуточные филаменты.
Эндоплазматическая сеть представлена системой уплощенных мембран-
ных мешочков – в виде трубочек , пластинок, полостей и цистерн, образующих в
клетке сеть. Эндоплазматическую сеть, на поверхности которой находятся рибо-
сомы, называют гранулярной, а лишенную рибосом – агранулярной.
Функции гранулярной эндоплазматической сети:
1.
Синтез белков.
2.
Транспорт белков в другие участки клетки.
3.
Модификация белков (фосфорилирование, гликозилирование).
Функции агранулярной эндоплазматической сети:
1.
Синтез липидов.
2.
Синтез полисахаридов.
3.
Дезактивация вредных веществ.
4.
Депонирование ионов кальция.
Комплекс Гольджи в световой микроскоп на препаратах, обработанных
серебром, имеет вид сеточки или корзиночки вокруг ядра. В электронный ми-
кроскоп комплекс Гольджи представлен стопкой мембранных структур, которые
могут быть связаны между собой. Ряд отдельных стопок называется диктиосо-
15
мой. Каждая диктиосома состоит из 5-10 уплощенных и слегка изогнутых ци-
стерн, с которыми связана система пузырьков.
Функции:
1.
Сегрегация и накопление продуктов, синтезированных в эндоплазматиче-
ской сети.
2.
Дозревание, доупаковка белка.
3.
Синтез полисахаридов.
4.
Образование секреторных гранул и транспортировка их из клетки.
5.
Обеспечивает формирование лизосом.
6.
Выведение продуктов обмена, подлежащих удалению из клетки.
Митохондрии в световом микроскопе выглядят как палочки , нити, грану-
лы. При рассмотрении митохондрий в электронном микроскопе видны их вну-
тренняя и наружная мембраны, между которыми находится межмембранное про-
странство. Внутренняя мембрана образует кристы. Каждая митохондрия запол-
нена тонкозернистым матриксом, в котором локализована система митохондри-
ального белкового синтеза. Она представлена молекулами ДНК, на которых син-
тезируются различные типы РНК (рРНК, тРНК, иРНК). Убыль митохондрий по-
полняется за счет деления их перетяжкой.
Основная функция митохондрии — окисление органических соединений и
использование освобожденной энергии для синтеза АТФ.
Пероксисомы – напоминают лизосомы. Содержат оксидазы аминокислот
и каталазу, разрушающую перекись водорода.
Функции: участвуют в защитных и обезвреживающих реакциях.
Рибосома - гранула рибонуклеопротеина, состоящая из большой и малой
субъединиц. Различают единичные рибосомы и комплексные (полисомы). Рибо-
сомы и полисомы могут свободно располагаться в цитоплазме, а могут быть
фиксированы на мембранах эндоплазматической сети.
Основная функция рибосом – синтез белка.
16
Микротрубочки - это прямые, неветвящиеся длинные полые цилиндры.
Их внешний диаметр составляет 24 нм, внутренний – 15 нм, толщина стенки – 5
нм. Стенка микротрубочек построена из 13 плотно уложенных округлых субъ-
единиц белка тубулина, выстроенных в виде однослойного кольца. Деполимери-
зацию тубулинов или торможение их полимеризации может быть вызвано дей-
ствием колхицина или понижением температуры.
Функции микротрубочек:
1. Выполняют роль цитоскелета;
2. Участвуют в транспорте веществ и органелл в клетке;
3. Участвуют в образовании веретена деления и обеспечивают расхожде-
ние хромосом в митозе;
4. Входят в состав центриолей, ресничек, жгутиков. (см.приложение №2)
Реснички и жгутики являются выростами цитоплазмы, в центре которых
находится система микротрубочек (аксонема), состоящая из двух центральных
нитей и девяти дуплетов на периферии. Это специальные органоиды движения и
их основная функция заключается в движении.
Включения – необязательные компоненты клетки, возникающие и исчеза-
ющие в зависимости от метаболического состояния клеток. Различают трофиче-
ские,
секреторные,
экскреторные
и
пигментные
включения.
К
трофическим
включениям относятся капельки нейтральных жиров, гликоген, белки. Секретор-
ные включения – биологически активные вещества, образующиеся в клетках в
процессе синтетической деятельности, Экскреторные включения – это продукты
метаболизма, подлежащие выведению. Пигментные включения могут быть экзо-
генными (каротин, пылевые частицы, красители и др.) и эндогенными (гемогло-
бин, гемосидерин, билирубин, меланин, липофусцин).
Неклеточные структуры. К ним относят симпласты, синцитии, межкле-
точное вещество. Симпласты состоят из большого объема цитоплазмы с много-
численными ядрами. Они образуются в результате слияния клеток или деления
ядер без разделения цитоплазмы клетки. Поперечно-полосатое мышечное волок-
17
но может служить примером симпласта. Синцитии – представляют собой струк-
туры, сформировавшиеся в результате того, что при делении клеток цитокенез не
завершился и сохранилась связь перемычками цитоплазмы. Например, спермато-
гонии семенника долго сохраняют связь друг с другом.
Межклеточное вещество является производным клеток собственно со-
единительной ткани, хряща и кости. Межклеточное вещество образуется клетка-
ми опорно-трофических тканей. Таким образом, оно выполняет питательную и
опорную функции, объединяет клетки в ткань. Межклеточное вещество является
результатом деятельности тех тканей, между которыми оно образуется. Оно раз-
растается у зародыша из эмбриональной соединительной ткани, липидов, угле-
водов, белков. Иногда межклеточное вещество можно найти в эпителиальных
тканях,
в
иных
случаях
оно
составляет
основную
массу
т ка ни.
18
Блок выходного контроля уровня знаний
Для контроля знаний и умений, полученных в результате проведенного
занятия, ответьте на вопросы тестового задания.
Тестовый контроль знаний.
Выберите один или несколько правильных ответов:
1.
Выберите
органоиды
клетки
содержащие
наследственную
информацию
А) ядро
Б) лизосомы
В) митохондрии
Г) хлоропласты
2 . Какие из перечисленных органоидов являются мембранными?
А) лизосомы
Б) центриоли
В) вакуоли
Г) лейкопласты
3.Синтез белка происходит в:
А) митохондрии
Б) лейкопласте
В) аппарате Гольджи
Г) рибосоме
4.Установите соответствие:
1) органеллы а) постоянные структуры клетки
2) включения б) непостоянные структуры клетки
5.Какие функции выполняет комплекс Гольджи
А) синтезирует органические вещества из неорганических
Б) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке
В) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
19
Г) участвует в образовании лизосом
6.Какие вещества входят в состав клеточной мембраны?
А) липиды
Б) хлорофилл
В) углеводы
Г) ДНК
7. Назовите одну из функций агранулярной ЭПС.
А) синтез липидов
Б) синтез белка
В) транспорт белков в другие участки клетки.
Г) участвуют в транспорте веществ и органел в клетке.
8.Выберите правильные ответы. Одномембранные органеллы это:
А) эндоплазматическая сеть
Б) митохондрии
В) комплекс Гольджи
Г) лизосомы
9. Экскреторные включения –это…
А) продукты метаболизма, подлежащие выведению
Б) биологически активные вещества, образующиеся в клетках в процессе
синтетической деятельности.
В ) необязательные
компоненты
клетки,
возникающие
и
исчезающие
в
зависимости от метаболического состояния клеток.
Г) каротин, пылевые частицы, красители.
10. Функция рибосом .
А) Выполняют роль цитоскелета
Б) Синтез полисахаридов
В) синтез белка
Г) участвуют в защитных и обезвреживающих реакциях
20
Приложение
Приложение №1
Эталоны правильных ответов.
1). Клетка- это наименьшая единица всего живого.
2). Цитоплазма включает в себя гиалоплазму, органоиды и включения.
3). Органеллами
называют
структуры,
постоянно
присутствующие
и
обязательные для всех клеток микроструктуры, выполняющие жизненно важные
функции. Различают мембранные и немембранные органеллы.
4). В
электронный
микроскоп
комплекс
Гольджи
представлен
стопкой
мембранных структур, которые могут быть связаны между собой.
5). Эндоплазматическая
сеть
представлена
системой
уплощенных
мембранных
мешочков
–
в
виде
трубочек,
пластинок,
полостей
и
цистерн,
образующих в клетке сеть.
Функции гранулярной эндоплазматической сети:
1. Синтез белков.
2. Транспорт белков в другие участки клетки.
3. Модификация белков
6). Функция
-
окисление
органических
соединений
и
использование
освобожденной энергии для синтеза АТФ.
7). Включения
–
необязательные
компоненты
клетки,
возникающие
и
исчезающие в зависимости от метаболического состояния клеток. Различают
трофические, секреторные, экскреторные и пигментные включения.
8). Фагоцитоз процесс активного захватывания и поглощения живых и неж
ивых частиц одноклеточными организмамиили особыми клетками (фагоцитами) м
ногоклеточных животных организмов.
9). Симпласты
со стоят
из
большого
объема
цитоплазмы
с
многочисленными ядрами.
10).
Реснички и жгутики
21
Приложение №2
Строение животной клетки
22
Приложение №3
Ответы к тестовым заданиям.
1.
А,В,Г
2.
А,В,Г
3.
Г
4.
1а, 2б
5.
Б,В,Г
6.
А,В,Г
7.
А
8.
А,В,Г
9.
А
10.
В
23
Зачетный лист
Дата « » 20 г.
Группа
№п/
п
ФИО
студента
Контроль
исходного
уровня
знаний
Самостоятель
ная работа
Итоговый
тестовый
контроль
занятий
Общее
количест
во баллов
Оценка
Критерий оценок
15-16 баллов - «5» - (отлично)
13-12 баллов - «4» - (хорошо)
11-10 баллов - «3» - (удовлетворительно)
менее 10 баллов - «2» - (неудовлетворительно)
Оценки, полученные студентами за занятие, заносятся в учебный журнал.
24
Список литературы
Основная литература
1.
Чебышев Н.В. «Биология», Москва 2016
Дополнительная литература
1.
Ленченко Е.М. «Цитология, гистология и эмбриология 2-е изд., испр. и
доп. Учебник для СПО» 2017, 379 с.
2.
Ченцов Ю.С. «Введение в клеточную биологию»
Москва,
«Академкнига»
2004, 495 с.
25