Напоминание

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы


Автор: Малахова Галина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Котовск, Тамбовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
Учитель-логопед ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Г.А. Малахова В настоящее время в системе специального образования есть разные модели обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. С вступлением в силу Федерального Закона № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г расширилось число образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. Что такое инклюзивное обучение? Зачем нам инклюзивное образование? Что это дает детям с ОВЗ и их нормально развивающимся сверстникам? Каким образом будет происходить процесс инклюзии? Эти вопросы волнуют каждого человека российского общества. Ответы на них выявляют проблемы, преимущества и перспективы инклюзивного образования – одного из приоритетных направлений развития системы образования в настоящее время. В основу инклюзивного обучения положена идеология, которая исключает дискриминацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает условия для детей, имеющих особые, в том числе, образовательные потребности. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Инклюзия детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, в том числе и в России. Такой подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. Все это стало возможным благодаря ц е л е н ап р а вл е н н о й государственной политике в области образования детей с ОВЗ и созданию
нормативно-правовых документов, способствующих качественному получению образования этой категории детей: государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 г г, утвержденная постановлением правительства РФ от 17.03.2011г. № 175, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010), и разрабатывается новая программа «Доступная среда на 2016-2020 г. г»,. На наш взгляд, преимущества инклюзивного образования очевидны: дети с ОВЗ не изолированы от общества, в которое они должны войти как полноправные граждане, способные к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этих позиций инклюзивное обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели обучения детей с ОВЗ в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы специальные условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку. Это адаптированные общеобразовательные программы, специальные учебники и учебно-методические пособия, коррекционные приемы и методы обучения, а также материально-технические и кадровые условия, обеспечивающие безбарьерную среду образования и жизнедеятельности детей с ОВЗ и инвалидностью. Немаловажно, что совместное обучение детей с ОВЗ и здоровых сверстников способствует социализации детей с ОВЗ, приобретению уверенности в себе, а для нормально-развивающихся детей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество, включающее людей с проблемами. Мы, специалисты Регионального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в 2012-2013 г.г. столкнулись с проблемами: неприятие детей с ОВЗ, неприятие идеологии инклюзивного образования не только педагогами, но и родителями, трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ , фактами непонимания, отторжения, нежелания и страха обучения таких детей в массовых образовательных учреждениях. Прошло немного времени. Проводя, выездные обучающие и практико-ориентированные семинары, оказывая консультации на базе нашего Т а м б о в с к о г о о б л а с т н о г о г о с уд а р с т в е н н о г о а в т о н о м н о г о общеобразовательного учреждения «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», мы видим возросший уровень профессиональных компетенций педагогов, реализующих инклюзивную практику: умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, умение адаптировать содержание учебных
предметов для всех обучающихся, независимо от их потребностей и возможностей, умение включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий обучающихся с ОВЗ. С 1 сентября 2014 г. в рамках эксперимента на федеральном уровне наше образовательное учреждение апробирует ФГОС начального общего образования (НОО) для обучающихся с задержкой психического развития. Мы видим изменения контингента обучающихся с ОВЗ в сторону усложнения, интеграцию законодательства в образовании (единая структура Примерной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся массовых школ и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ЗПР), сохранение коррекционно-развивающей составляющей специального образования и её проникновение в общее образование. Развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования. Инклюзивное образование - новый виток развития новой школы, в которой дети с ОВЗ, дети-инвалиды могли реализовывать свое право обучаться по месту жительства в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности. Мы понимаем, что достижение социальной инклюзиии, преодоление дискриминации не сводится только к обеспечению получения образования. В этом процессе важным будет создание безбарьерной среды: работа по изменению общественного мнения, программы поддерживаемого трудоустройства. Инклюзивное образование не может быть построено само по себе. Это одно из направлений создания инклюзивного общества, социально и политически развитого, безопасного, более гармоничного и устойчивого.


В раздел образования