Автор: Малахова Галина Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: город Котовск, Тамбовской области Наименование материала: Статья Тема: Инклюзивное образование: проблемы и перспективы Раздел: среднее профессиональное
Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
Учитель-логопед ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Г.А. Малахова
В настоящее время в системе специального образования есть разные
модели
обучения
и
воспитания
детей
с
нарушениями
в
развитии.
С
вступлением в силу Федерального Закона № 273 «Об образовании в РФ» от
29.12.2012г расширилось число образовательных учреждений, реализующих
инклюзивную практику.
Что
такое
инклюзивное
обучение?
Зачем
нам
инклюзивное
образование? Что это дает детям с ОВЗ и их нормально развивающимся
сверстникам? Каким образом будет происходить процесс инклюзии? Эти
вопросы волнуют каждого человека российского общества. Ответы на них
выявляют
проблемы,
преимущества
и
перспективы инклюзивного
образования
–
одного
из
приоритетных
направлений
развития
системы
образования в настоящее время.
В
основу
инклюзивного
обучения
положена
идеология,
которая
исключает дискриминацию детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) и детей-инвалидов, которая обеспечивает равное отношение ко всем
людям,
но
создает
условия
для
детей,
имеющих
особые,
в
том
числе,
образовательные
потребности.
Инклюзивное
образование
ставит
своей
основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и
создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми
без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей,
психических и физических возможностей.
Инклюзия детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения - это
закономерный этап развития системы специального образования в любой
стране мира, в том числе и в России. Такой подход к образованию детей с
особыми
образовательными
потребностями
вызван
к
жизни
причинами
различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ
достигших определенного уровня экономического, культурного, правового
развития
общества
и
государства.
Право
на
образование
детей
с
ОВЗ
закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного
права.
Родителям
предоставляется
право
выбирать
формы
обучения,
образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
Все
это
стало
возможным
благодаря
ц е л е н ап р а вл е н н о й
государственной политике в области образования детей с ОВЗ и созданию
нормативно-правовых
документов,
способствующих
качественному
получению образования этой категории детей: государственная программа
РФ
«Доступная
среда»
на
2011-2015
г
г,
утвержденная
постановлением
правительства
РФ
от
17.03.2011г.
№
175,
национальная
образовательная
инициатива «Наша новая школа» (2010), и разрабатывается новая программа
«Доступная среда на 2016-2020 г. г»,.
На наш взгляд, преимущества инклюзивного образования очевидны:
дети с ОВЗ не изолированы от общества, в которое они должны войти как
полноправные
граждане,
способные
к
самостоятельной
жизни,
взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.
С
этих
позиций
инклюзивное
обучение
выступает
как
наиболее
эффективное средство достижения конечной цели обучения детей с ОВЗ в
том
случае,
если
в
массовых
образовательных
учреждениях
созданы
специальные
условия,
позволяющие
получить
качественное
образование,
коррекционную помощь, трудовую подготовку.
Это адаптированные общеобразовательные программы, специальные
учебники и учебно-методические пособия, коррекционные приемы и методы
обучения,
а
также
материально-технические
и
кадровые
условия,
обеспечивающие
безбарьерную
среду
образования
и
жизнедеятельности
детей с ОВЗ и инвалидностью.
Немаловажно,
что
совместное
обучение
детей
с
ОВЗ
и
здоровых
сверстников
способствует
социализации
детей
с
ОВЗ,
приобретению
уверенности в себе, а для нормально-развивающихся детей создает среду, в
которой
они
начинают
осознавать,
что
мир
представляет
собой
единое
сообщество, включающее людей с проблемами.
Мы, специалисты Регионального ресурсного центра сопровождения
инклюзивного
образования
в
2012-2013
г.г.
столкнулись
с
проблемами:
неприятие детей с ОВЗ, неприятие идеологии инклюзивного образования не
только педагогами, но и родителями, трудности в понимании и реализации
подходов
к
обучению
детей
с
ОВЗ
,
фактами
непонимания,
отторжения,
нежелания
и
страха
обучения
таких
детей
в
массовых
образовательных
учреждениях. Прошло немного времени. Проводя, выездные обучающие и
практико-ориентированные семинары, оказывая консультации на базе нашего
Т а м б о в с к о г о
о б л а с т н о г о
г о с уд а р с т в е н н о г о
а в т о н о м н о г о
общеобразовательного
учреждения
«Котовская
школа-интернат
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья»,
мы
видим
возросший уровень профессиональных компетенций педагогов, реализующих
инклюзивную
практику:
умение
проектировать
и
адаптировать
образовательный
процесс,
умение
адаптировать
содержание
учебных
предметов
для
всех
обучающихся,
независимо
от
их
потребностей
и
возможностей,
умение
включаться
во
взаимодействие
со
специалистами
образовательного учреждения, создавать условия для проявления субъектами
педагогического
процесса
инициативы
и
заинтересованности,
нести
ответственность за результаты своих действий и действий обучающихся с
ОВЗ.
С 1 сентября 2014 г. в рамках эксперимента на федеральном уровне
наше
образовательное
учреждение
апробирует
ФГОС
начального
общего
образования (НОО) для обучающихся с задержкой психического развития.
Мы
видим
изменения
контингента
обучающихся
с
ОВЗ
в
сторону
усложнения, интеграцию законодательства в образовании (единая структура
Примерной
основной
общеобразовательной
программы
НОО
для
обучающихся
массовых
школ
и
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ЗПР), сохранение
коррекционно-развивающей составляющей специального образования и её
проникновение в общее образование.
Развитие
инклюзивного
образования
не
предполагает
отказа
от
сложившейся системы специального образования. Инклюзивное образование
- новый виток развития новой школы, в которой дети с ОВЗ, дети-инвалиды
могли реализовывать свое право обучаться по месту жительства в условиях,
учитывающих их особые образовательные потребности. Мы понимаем, что
достижение
социальной
инклюзиии,
преодоление
дискриминации
не
сводится только к обеспечению получения образования. В этом процессе
важным
будет
создание
безбарьерной
среды:
работа
по
изменению
общественного
мнения,
программы
поддерживаемого
трудоустройства.
Инклюзивное образование не может быть построено само по себе. Это одно
из направлений создания инклюзивного общества, социально и политически
развитого, безопасного, более гармоничного и устойчивого.