Взаимодействие с социумом по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
Автор: Гербер Маргарита Людвиговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ - детский сад № 5 Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область Наименование материала: проект Тема: Взаимодействие с социумом по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №5 Г. ТАТАРСКА
Взаимодействие с социумом по формированию основ
безопасности жизнедеятельности дошкольников
Воспитатель:
Маргарита Людвиговна Гербер
В
современных
условиях
введения
федеральных
го сударственных
образовательных стандартов дошкольного
образования особое внимание уделяется
развитию личности, способностей детей, в разных областях. Так, например, область
социально
–
коммуникативное
развитиенаправлена
на
формирование
основ
безопасного
поведения
в
быту,
социуме,
природе.
Защита
детей
от
негативных
воздействий - первостепенная задача образовательных учреждений.
На протяжении трёх лет
наш детский сад ведет плодотворную работу в данном
направлении,
это
отражено
в
вариативной
части
основной
образовательной
программы учреждения, а так же в рабочих программах возрастных групп.
Задача нас, педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка,
но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой
опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в
трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих
опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать
и уменьшать.
Поэтому основной целью в данном направлении является : использование
возможности социума для создания единой воспитательной системы по основам
безопасности жизнедеятельностидошкольников.
Исходя из этого, определила комплекс задач :
1.
Совершенствовать
систему
работы
с
детьми
по
формированию
основ
безопасности жизнедеятельностив соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2.
Стимулировать интерес и мотивацию детей к соблюдению правил безопасного
для человека и окружающего мира природы поведения.
3.
Сформировать умения детей самостоятельно находить возможные варианты
помощи в экстренных случаях и опасных для жизни ситуаций.
4.
Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов
взаимодействия
с
детьми
по
основам
безопасности
жизнедеятельности
и
применение их на практике.
Инновационным
подходом
в
организации
образовательного
процесса
считаем
проектную
деятельность,
так
как
проект позволяет
связать
процесс
обучения
с
реальной жизнью детей.В связи с этим разработали проект «Азбука безопасности» . В
основу
проектавключили парциальную
программу
«Основы
безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р.
Б. Стёркиной.
Значимость
проекта
заключается
в
его
открытости,
преемственности
с
другими
учреждениями,такими как ГИБДД, МЧС, отряд ЮИДД СОШ №9. Каждый участник
проекта
имеет
возможность
непосредственного
вхождение
в
образовательный
процесс.
Кроме
этого
основной
принцип
проекта
повторность
–направленность
мероприятий
повторяется
в
каждой
возрастной
группе,
но
усложняется
его
содержание с учётом возрастных особенностей детей.Работа в проекте ведётся по
разделам:«Ребёнок и другие люди», «Ребёнок дома», «Здоровье ребенка», «Ребёнок и
природа», «Ребенок и улица».
На первом этапе реализации проекта
создана в группе развивающая предметно
пространственная среда,
которая построена по принципу зонирования, выделяются
мини центры «Безопасность» , где дети могут познакомиться с разным материалом
по данной теме:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет
улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов;
-
плакаты
по
ОБЖ
по
темам
«Если
ты
потерялся
на
улице»,
«пожарная
безопасность», «Внимание! Терроризм!»;
-памятки
«Пользования
электричеством
для
детей
и
взрослых»,
«Порядок
действия при несчастном случае», «Доктор Айболит» и др.;
-настольно-печатные
игры:
«Дорожные
правила»,
«Ралли
по
пустыне»,
«Морское путешествие» и др.;
-фотоальбомы;
-план – схемы «Безопасная дорога от детского сада до дома», «Оказание первой
помощи при порезах»
В «Мини библиотеку» вошлилитературные произведения с разным содержанием:
Е.Хоринский «Спичка- невеличка», Б.Жидков «Пожар в море», Л.Толстой «Пожар»,
С.Маршак
«Рассказ
о
неизвестном
герое»,Г.Ш.Шалаева
«Большая
книга
правил
поведения
для
воспитанных
детей»,В.Семерин
«Запрещается-
разрешается»,
С.Я.Маршак «Кошкин дом», К.Чуковский «Телефон», «Айболит»
В
«Игротеке»,
сосредоточен
материал
к
сюжетно
ролевым
играм:
«Полицейские», «Скорая помощь», «Мой дом», «Пожарники» и др.
На территориидетского сада оформлена разметка по дорожному движению,
используются выносные дорожные знаки, большие машины.
Второй этап проекта направлен на реализацию поставленной цели. С участниками
проекта определили тематику мероприятий, формы и методы работы с детьми и
сотрудничества с учреждениями.
Весь проект представлять не буду, остановлюсь на двух разделах, которые отражают
наибольшую взаимосвязь с учреждениями.
Например,
раздел «Ребёнок
дома» решает
одну из важных задач это
формирование представленияребёнка о причинах пожара, о правильном отношении к
огнеопасным
предметам
и
умение
принять
правильное
решение
(действие)
в
экстремальных ситуациях. Ведь не секрет, что число детей, пострадавших от пожара
или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Детей любого возраста во время
пожара отличает пассивно-оборонительная реакция.
В рамках
проекта,для лучшего усвоения правил безопасного поведения проводим
экскурсии в пожарную часть. Руководитель учреждения решает административно -
организационные
вопросы
(транспорт,проводит
инструктаж
с
педагогами
по
безопасности
во
время
выезда
за
приделы
учреждения).
Старший
воспитатель
составляет план экскурсии, договаривается о времени и месте проведения экскурсии.
В
свою
очередь
воспитатели
обязательно
берут
согласие
с
родителей,проводят
инструктаж с детьми о правилах поведения в транспорте,общественных местах и
непосредственно
следят
за
ходом
экскурсии,
до
экскурсии
проводится
предварительная работа с детьми – разучивание стихов, чтение произведений о труде
пожарных, просмотр документальных фильмов.
Не маловажное значение в данном разделе имеют и беседы, в течение дня в
совместной деятельности с детьми, например, «Пожароопасные предметы», «Труд
пожарных»,
«Лесной
пожар».
Рассматриваем
плакаты
«Правила
поведения
при
пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома». Играем в дидактические игры
«Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Что нельзя делать?».Дети знакомятся, с
какими опасностями они могут столкнуться при неправильном поведении в доме и
неправильном обращении с электроприборами.
Учитывая
рекомендации
парциальной
программы
«Безопасность»,
которые
направленные
на
приобретение
детьми
не
только
теоретических
знаний,
но
и
практического опыта,
проводим практикумы
для отработки защитных навыков
поведения.
С
детьми
разыгрываются
ситуации
правильного
поведения
дома.
Подомный
материал,
несомненно,
оказал
существенное
воздействие
на
образовательный
процесс.
Ребята
хорошосталиориентироваться
в
назывании
экстренных служб, знают номера телефонов, называют свой домашний адрес, могут
описать
место
происшествия. Применяют
полученные
умения
на
практике
-
в
сюжетно – ролевых играх «Дом», «Пожарные», «Больница» и др.
В старшем возрасте (под.группа)вводим новый раздел «Ребенок и улица». Так
при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице,
а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует
только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться.
В таких беседах всегда стараемся воспитывать уважительное, дружеское и заботливое
отношение друг к другу
.
Должное внимание уделяем обучению детей правилам поведения на улицах
города, правилам дорожного движения, знакомству с разными видами транспорта,
дорожными знаками через дидактические игры: «Светофор», «Узнай знак», «О чём
рассказывают
знаки»;
сюжетно-ролевые
игры:
«Я
водитель»,
«Я
пешеход».
При
изучении данного раздела помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила
поведения
на
дороге»,
а
также
обучающие
фильмы
«Учим
правила
дорожного
движения».
Дети
всегда
тянутся
ко
всему
зрелищному,
поэтому в
рамках
проекта
с
воспитанниками
ходим
на
экскурсию
к
перекрёстку
проезжей
части,
на
железнодорожный вокзал.
Два раза в год организовываем встречи с инспектором ГИБДД М. В. Хомченко.
Цель
встреч
направлена
на
закрепление
знаний
ребят,
о
правилах
дорожного
движения иобменом информацией.
Ежегодно
с отрядом юных инспекторов СОШ №9 организовываем мастер-
класс «Фликер - мой дорожный талисман». На эти встречи приглашаем инспектора
М.В.Хомченко,
представителя
Совета
учреждения.
Юные
инспектора
дорожного
движения начинают встречу, представляют программу для воспитанников детского
сада, в которую включают мини сценки по правилам дорожного движения, загадки о
знаках, песни. Воспитанники д/с продолжают встречу, читают стихи, задают вопрос
и обыгрывают ситуации. А потом все вмести изготавливают фликеры. Информацию о
проведённом
мероприятии
размещаем
в
средствах
массовой
информации-
газета
околица, сайт детского сада.
Такие формы работы особенно нравятся детям, они эмоционально рассказывают об
этом родителям, делятся впечатлением друг с другом, а это одна из задач проектной
деятельности.
Одно из важнейших направлений работы в проекте - работа с родителями. В своей
практике используем такие формы работы как:
- создание памяток по проблеме формирования основ безопасности
жизнедеятельности у дошкольников;
- веселые старты «Мама, папа и я – лучшие пешеходы»;
- тесты: «Что я знаю о правилах дорожного движения», «Безопасность ребенка
дома»;
- конкурсная программа «Знатоки ПДД»;
- родительские собрания со встречей с инспектором ГИБДД;
- оформление буклета по безопасности.
- консультации«Дорожная азбука», «Правила безопасности на дорогах», «Дисциплина
на улице - залог безопасности»
,
«Безопасность детей летом».
Систематическая
работа
с
детьми
по
обучению
правилам
безопасности
жизнедеятельности, принесла положительный результат:
- 2014г. дети победители районного конкурса рисунков: «Безопасные дороги детям»;
заняли первое место врайоном конкурсе творческой выставке «Безопасность
дорожного движения». Педагоги детского сада заняли 1 место в районном конкурсе
по оформлению уголков безопасности.
-2015г. участие в районном конкурсе поделок:«Безопасные дороги детям» - нет
результатов;
- качественное освоение ООП;
-
дети ответственно относятся к личной безопасности и безопасности окружающих;
-сформированы умения детей самостоятельно находить возможные варианты
помощи в экстренных случаях и опасных для жизни ситуаций;
- систематизированы знания детей о правильном поведении при контакте с
незнакомыми людьми, о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе,
в быту;
- работа в данном направлении способствует предупреждению детского травматизма.
В течение проекта неоднократно делились опытом работы с педагогами ДОУ на
педсоветах, семинарах, проводили открытый показ образовательной деятельности:
«Путешествие
по
правилам
дорожного
движения».
Опыт
работы
обобщали
на
районном уровне в 2014 г. – представляли проект «Азбука безопасности» на смотре -
конкурсе
методических
служб,
делилась
опытом
работы
на
Всероссийских
творческих конкурсах.
Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического
коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение
и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты.
Из
всего
сказанного
нам
следует
запомнить:
лучший
урок
безопасного
поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.