Напоминание

Взаимодействие с социумом по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников


Автор: Гербер Маргарита Людвиговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад № 5
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: проект
Тема: Взаимодействие с социумом по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №5 Г. ТАТАРСКА
Взаимодействие с социумом по формированию основ

безопасности жизнедеятельности дошкольников

Воспитатель:
Маргарита Людвиговна Гербер
В современных условиях введения федеральных го сударственных образовательных стандартов дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личности, способностей детей, в разных областях. Так, например, область социально – коммуникативное развитиенаправлена на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Защита детей от негативных воздействий - первостепенная задача образовательных учреждений. На протяжении трёх лет наш детский сад ведет плодотворную работу в данном направлении, это отражено в вариативной части основной образовательной программы учреждения, а так же в рабочих программах возрастных групп. Задача нас, педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Поэтому основной
целью
в данном направлении является
:
использование возможности социума для создания единой воспитательной системы по основам безопасности жизнедеятельностидошкольников. Исходя из этого, определила комплекс задач
:
1. Совершенствовать систему работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельностив соответствии с требованиями ФГОС ДО. 2. Стимулировать интерес и мотивацию детей к соблюдению правил безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. 3. Сформировать умения детей самостоятельно находить возможные варианты помощи в экстренных случаях и опасных для жизни ситуаций. 4. Повысить уровень активности родителей в освоении новых форм и методов взаимодействия с детьми по основам безопасности жизнедеятельности и применение их на практике. Инновационным подходом в организации образовательного процесса считаем проектную деятельность, так как проект позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей.В связи с этим разработали проект «Азбука безопасности»
.
В основу проектавключили парциальную программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Значимость проекта заключается в его открытости, преемственности с другими учреждениями,такими как ГИБДД, МЧС, отряд ЮИДД СОШ №9. Каждый участник проекта имеет возможность непосредственного вхождение в образовательный процесс. Кроме этого основной принцип проекта повторность –направленность мероприятий повторяется в каждой возрастной группе, но усложняется его содержание с учётом возрастных особенностей детей.Работа в проекте ведётся по разделам:«Ребёнок и другие люди», «Ребёнок дома», «Здоровье ребенка», «Ребёнок и природа», «Ребенок и улица».
На первом этапе реализации проекта создана в группе развивающая предметно пространственная среда, которая построена по принципу зонирования, выделяются мини
центры «Безопасность»
, где дети могут познакомиться с разным материалом по данной теме: - щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов; - плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «пожарная безопасность», «Внимание! Терроризм!»; -памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действия при несчастном случае», «Доктор Айболит» и др.; -настольно-печатные игры: «Дорожные правила», «Ралли по пустыне», «Морское путешествие» и др.; -фотоальбомы; -план – схемы «Безопасная дорога от детского сада до дома», «Оказание первой помощи при порезах» В
«Мини библиотеку»
вошлилитературные произведения с разным содержанием: Е.Хоринский «Спичка- невеличка», Б.Жидков «Пожар в море», Л.Толстой «Пожар», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,Г.Ш.Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»,В.Семерин «Запрещается- разрешается», С.Я.Маршак «Кошкин дом», К.Чуковский «Телефон», «Айболит» В «Игротеке», сосредоточен материал к сюжетно ролевым играм: «Полицейские», «Скорая помощь», «Мой дом», «Пожарники» и др.

На территориидетского сада оформлена разметка по дорожному движению, используются выносные дорожные знаки, большие машины. Второй этап проекта направлен на реализацию поставленной цели. С участниками проекта определили тематику мероприятий, формы и методы работы с детьми и сотрудничества с учреждениями. Весь проект представлять не буду, остановлюсь на двух разделах, которые отражают наибольшую взаимосвязь с учреждениями. Например, раздел
«Ребёнок

дома»
решает одну из важных задач это формирование представленияребёнка о причинах пожара, о правильном отношении к огнеопасным предметам и умение принять правильное решение (действие) в экстремальных ситуациях. Ведь не секрет, что число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. В рамках проекта,для лучшего усвоения правил безопасного поведения проводим экскурсии в пожарную часть. Руководитель учреждения решает административно - организационные вопросы (транспорт,проводит инструктаж с педагогами по безопасности во время выезда за приделы учреждения). Старший воспитатель составляет план экскурсии, договаривается о времени и месте проведения экскурсии.
В свою очередь воспитатели обязательно берут согласие с родителей,проводят инструктаж с детьми о правилах поведения в транспорте,общественных местах и непосредственно следят за ходом экскурсии, до экскурсии проводится предварительная работа с детьми – разучивание стихов, чтение произведений о труде пожарных, просмотр документальных фильмов. Не маловажное значение в данном разделе имеют и беседы, в течение дня в совместной деятельности с детьми, например, «Пожароопасные предметы», «Труд пожарных», «Лесной пожар». Рассматриваем плакаты «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома». Играем в дидактические игры «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Что нельзя делать?».Дети знакомятся, с какими опасностями они могут столкнуться при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами. Учитывая рекомендации парциальной программы «Безопасность», которые направленные на приобретение детьми не только теоретических знаний, но и практического опыта, проводим практикумы для отработки защитных навыков поведения. С детьми разыгрываются ситуации правильного поведения дома. Подомный материал, несомненно, оказал существенное воздействие на образовательный процесс. Ребята хорошосталиориентироваться в назывании экстренных служб, знают номера телефонов, называют свой домашний адрес, могут описать место происшествия. Применяют полученные умения на практике - в сюжетно – ролевых играх «Дом», «Пожарные», «Больница» и др. В старшем возрасте (под.группа)вводим новый раздел
«Ребенок и улица».
Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараемся воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу . Должное внимание уделяем обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения, знакомству с разными видами транспорта, дорожными знаками через дидактические игры: «Светофор», «Узнай знак», «О чём рассказывают знаки»; сюжетно-ролевые игры: «Я водитель», «Я пешеход». При изучении данного раздела помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», а также обучающие фильмы «Учим правила дорожного движения». Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, поэтому в рамках проекта с воспитанниками ходим на экскурсию к перекрёстку проезжей части, на железнодорожный вокзал. Два раза в год организовываем встречи с инспектором ГИБДД М. В. Хомченко.
Цель встреч направлена на закрепление знаний ребят, о правилах дорожного движения иобменом информацией. Ежегодно с отрядом юных инспекторов СОШ №9 организовываем мастер- класс «Фликер - мой дорожный талисман». На эти встречи приглашаем инспектора М.В.Хомченко, представителя Совета учреждения. Юные инспектора дорожного движения начинают встречу, представляют программу для воспитанников детского сада, в которую включают мини сценки по правилам дорожного движения, загадки о знаках, песни. Воспитанники д/с продолжают встречу, читают стихи, задают вопрос и обыгрывают ситуации. А потом все вмести изготавливают фликеры. Информацию о проведённом мероприятии размещаем в средствах массовой информации- газета околица, сайт детского сада. Такие формы работы особенно нравятся детям, они эмоционально рассказывают об этом родителям, делятся впечатлением друг с другом, а это одна из задач проектной деятельности. Одно из важнейших направлений работы в проекте -
работа с родителями.
В своей практике используем такие формы работы как: - создание памяток по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников; - веселые старты «Мама, папа и я – лучшие пешеходы»; - тесты: «Что я знаю о правилах дорожного движения», «Безопасность ребенка дома»; - конкурсная программа «Знатоки ПДД»; - родительские собрания со встречей с инспектором ГИБДД; - оформление буклета по безопасности. - консультации«Дорожная азбука», «Правила безопасности на дорогах», «Дисциплина на улице - залог безопасности» , «Безопасность детей летом». Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, принесла положительный результат: - 2014г. дети победители районного конкурса рисунков: «Безопасные дороги детям»; заняли первое место врайоном конкурсе творческой выставке «Безопасность дорожного движения». Педагоги детского сада заняли 1 место в районном конкурсе по оформлению уголков безопасности. -2015г. участие в районном конкурсе поделок:«Безопасные дороги детям» - нет результатов; - качественное освоение ООП; - дети ответственно относятся к личной безопасности и безопасности окружающих; -сформированы умения детей самостоятельно находить возможные варианты помощи в экстренных случаях и опасных для жизни ситуаций;
- систематизированы знания детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми, о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту; - работа в данном направлении способствует предупреждению детского травматизма. В течение проекта неоднократно делились опытом работы с педагогами ДОУ на педсоветах, семинарах, проводили открытый показ образовательной деятельности: «Путешествие по правилам дорожного движения». Опыт работы обобщали на районном уровне в 2014 г. – представляли проект «Азбука безопасности» на смотре - конкурсе методических служб, делилась опытом работы на Всероссийских творческих конкурсах. Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты. Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.


В раздел образования