Автор: Константинова Галина Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №7
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: контрольно-оценочная самостоятельная деятельность учащихся на уроке математики
Тема: "Графический способ решения систем уравнений второй степени"
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока по алгебре в 9 «ж» классе, 24.11.2016г. учителя
математики Константиновой Г.С.
Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными второй
степени
Цель: создать условия для конкретизации алгоритма решения систем уравнений с
двумя переменными графическим способом:
повторить решение систем линейных уравнений графическим способом;
проверить на решении систем линейных уравнений с двумя переменными
второй степени справедливость алгоритма решения систем уравнений;
сделать вывод о том, алгоритм решения систем линейных уравнений можно
использовать и при решении систем уравнений второй степени;
найти положительные и отрицательные стороны графического способа
решения систем уравнений с двумя переменными второй степени.
Оборудование: презентация, программа Geogebra.
Ход урока
Логика
построени
я урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Эмоционал
ьный
настрой
Актуализац
ия
знаний
(демонстраци
я
учащимися
владения
старым
способом
действий)
Приветствие.
1 ) Ч то
п р е д с т а в л я е т
собой уравнение
у = 3х + 2?
2 )
Ч т о
н а з ы в а е т с я
решением уравнения с 2-
мя переменными?
3)Найти 3 пары решений
данного уравнения.
4 )
К а к и е
с п о с о б ы
р е ш е н и я
с и с т е м
у р а в н е н и й
с
д в у м я
переменными вы знаете?
5 )
Р е ш и м
с и с т е м у
линейных
уравнений
графическим способом:
у – 3х =2
у = 2х +1
П о с л е
п о с т р о е н и я
графиков
у р а в н е н и й
Индивидуальная фронтальная работа.
-уравнение с двумя переменными
- р е ш е н и е м
у р а в н е н и я
с
д в у м я
переменными называется пара чисел (х;у),
обращающая каждое уравнение системы в
верное равенство.
- (0;2), (1;5), (4;14)…
- графический способ,
способ подстановки,
способ сложения
1
учащийся
решает
данную
систему
графическим
способом
(о ст а льные
выполняют
в
тетрадях),
при
этом
проговаривает и каждый шаг (алгоритм)
решения системы уравнений:
1.
выразим переменную у через х
2.
составим
таблицу
зависимости
значений
функции
от
значений
аргумента
учащимся
на
д о с ке ,
показать
правильность
решения
сист емы
с
помощью
программы
Geogebra.
3.
построим график первого уравнения
4.
построим график второго уравнения
5.
найдём точку пересечения графиков
уравнений (если они есть), абсцисса
и
ордината,
которой
являются
р е ш е н и е м
д а н н о й
с и с т е м ы
уравнений.
6.
координату
полученной
точки
записать в ответ: х= -1, у = -1или
(-1;-1)
Этап
разрыва
(постановка
проблемы)
Р е ш и т ь
с и с т е м у
уравнений:
у= х
2
+1
у=2х +1
Учащиеся
решают
систему
уравнений
в
тетрадях,
применяя
алгоритм
решения
системы для систем линейных уравнений,
при
этом
по
каждому
шагу
вызывается
учащийся и выполняет у доски:
1
ученик:
1
шаг
(нет
необходимости
выражать переменную у через х), 2 шаг:
составляет таблицы значений функций:
Для первого уравнения находит вершину
параболы
по
формуле m=0
и
n=1и
составляет таблицу значений:
х
-3
-2
-1
0
1
2
3
у
10
5
2
1
2
5
10
Для второй функции:
х
0
1
у
1
5
В это время один учащийся выполняет
построение
графиков
уравнений
с
помощью
программы Geogebra за столом
учителя
2 ученик строит графики
уравнений в
одной системе координат
3
ученик
определяет
координаты
точек
пересечения
графиков
уравнений
и
говорит
ответ
(с
ме ста):
г раф ики
пересекаются
в
точках:
А(0;1)
и
В(2;5),
ответ: (0;1), (2;5).
Затем на экране показывается слайд, где
построены графики уравнений с помощью
программы Geogebra
Открытие
нового
знания:
тема
урока
и
целеполага
ние
Так какова тема нашего
урока
и
чем
мы
будем
заниматься на уроке?
У ч а щ и е с я
н а з ы ва ют
т е м у
у р о к а :
Графический
способ
решения
систем
у р а в н е н и й
в т о р о й
с т е п е н и
и
устанавливают цель данного урока:
Конкретизируют алгоритм
решения
системы уравнений с двумя переменными:
1.
Выразить
(если
это
необходимо)
переменную
у
через
х
из
каждого
уравнения системы.
2.
Составить
(при
необходимости)
таблицы значений соответствующих
уравнениям
функций
от
значений
аргумента.
3.
П о с т р о и т ь
г р а ф и к
п е р в о г о
уравнения.
4.
П о с т р о и т ь
г р а ф и к
в т о р о г о
уравнения
в
этой
же
системе
координат.
5.
Найти точки пересечения графиков
у р а в н е н и й
( е с л и
о н и
е с т ь ) .
Абсциссы
и
ординаты
точек
их
пересечения
являются
решениями
данной системы уравнений.
6.
Координаты
полученных
точек
записать
в
ответ.
Если
нет
точек
пересечения,
то
система
не
имеет
решения.
Первичное
закреплени
е
(самостояте
льная
р а б о т а
с
последующ
ей
проверкой).
Р е ш и т ь
с и с т е м у
уравнений:
х
2
+у
2
=9
х+у=4 по составленному
алгоритму,
ка ж д ом у
учащемуся
раздаются
карточки
с
алгоритмом,
г д е
у ч а щ и е с я
выставляют «+» или «-»
напротив каждого этапа
алгоритма.
Во
время
выполнения
р а б от ы
у ч а щ и м и с я ,
у ч и т е л ь
д а ё т
консультации
и н д и в и д у а л ь н о
п о
вопро сам
у ч а щ и хс я .
Учащиеся
могут
при
этом
помогать
д р у г
другу.
П о с л е
в ы п о л н е н и я
построенных
графиков
для
само стоятельной
п р о в е р к и
у ч и т е л ь
показывает
с
помощью
п р о г р а м м ы Geogebra
слайд
с
построенными
графиками и учащиеся.
Учащиеся
самостоятельно
выполняют
задание,
фиксируя
умение
на
своих
карточках:
Решить систему уравнений:
х
2
+у
2
=9
х+у =4
ученик_________________________
эта
пы
действие
умение
1
В ы р а з и т ь
( е с л и
э т о
необходимо)
переменную
у
через х
2
С о с т а в и т ь
( п р и
необходимости)
таблицы
з а ви с и м о с т и
з н а ч е н и й
функции от значений х
3
Построить график первого
уравнения
4
Построить график второго
у р а в н е н и я
в
т о й
ж е
системе координат
5
Найти
точки
пересечения
графиков
(если
они
есть).
Абсциссы и ординаты точек
их
пересечения
являются
решениями данной системы
уравнений.
6
Координаты
полученных
точек записать в ответ.
Учащиеся проверяют ответ по слайду.
Итог
Оценить
выполнение
Оценивание результатов деятельности.
(оценка
собственно
й
деятельнос
ти)
задания
при
помощи
з н а к о в
( « + » ,
« - »
напротив каждого этапа
алгоритма,
тем
самым
у ч и т е л ь
м о ж е т
скорректировать
знания
учащихся на следующем
уроке.
В ы б о р оч н о
у ч и т е л ь
спрашивает
некоторых
учащихся:
- я справился с заданием
самостоятельно
- задание было сложным
-для выполнения задания
потребовалась помощь
Что
понравилось
на
уроке?
А
в
чём
вы
в и д и т е
«плюсы»
и
«минусы»
д а н н о г о
с п о с о б а
р е ш е н и я
с и с т е м ы
уравнений?
- в том, что данный способ не всегда даёт
точное решение системы уравнений.
Домашнее
задание
Прочитать
п.12,
стр.66
повторить
а л го р и т м
р е ш е н и я
с и с т е м ы
у р а в н е н и й
с
д в у м я
переменными
второй
степени,
в ы п о л н и т ь
№236(а), 237(а).
Учащиеся записывают домашнее задание,
сдают карточки учителю.
слайд 1
сл.2
сл.3
сл.4
сл.5
сл.6
сл.7