Автор: Бублей Мария Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 29 "Ёлочка" Населённый пункт: г. Нижневартовск Наименование материала: Программа ДПОУ художественно-эстетической направленности Тема: Секреты пластилина Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка»
Принято:
На педсовете № ____
Протокол № _____
От «___» «_____» 20___ год
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
г. Нижневартовска ДС № 29 «Ёлочка»
____________________Корнеенко Т.М.
№ ____«____» «__________» 20___ год
ПРОГРАММА ДПОУ
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Секреты пластилина»
Составитель: Бублей М.В.
г. Нижневартовск
2015
0
1.
Содержание
2. Паспорт программы....................................................................................................................................................................................... 2
3. Пояснительная записка..................................................................................................................................................................................3
3.1 Цели и задачи программы........................................................................................................................................................................ 4
3.2 Планируемые результаты......................................................................................................................................................................... 5
3.3 Объём образовательной нагрузки............................................................................................................................................................6
4. Содержание программы «Секреты пластилина»........................................................................................................................................ 7
5. Организационно-педагогические условия...................................................................................................................................................8
5.1 Учебный план............................................................................................................................................................................................9
5.2 Расписание занятий................................................................................................................................................................................ 10
5.3 Календарный учебный график...............................................................................................................................................................11
5.4 Программно-методическое обеспечение.............................................................................................................................................. 12
6. Педагогическая диагностика.......................................................................................................................................................................13
7. Материально-техническое обеспечение.................................................................................................................................................... 14
8. Список литературы...................................................................................................................................................................................... 15
1
2.
Паспорт программы
Наименование
программы
Программа ДПОУ по художественно – эстетической направленности секреты пластилина для детей среднего
дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Основания для
разработки Программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных
образовательных услуг»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 64 «Об утверждении
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях» от 15.05.2013г.;
Программа Карлёнок И.В. «Секреты лепки из пластилина шаг за шагом», - «Эксмо» 2014 г.; учебного пособия
Орен Рони «Секреты пластилина» - «Махаон» 2015 г.; Данкевич Е.М. «Умные пальчики» - «Астрель» 2009 г.
Приказ «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным
учреждением города Нижневартовска детским садом № 29 «Ёлочка» от …………..
Заказчик Программы
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 29 «Ёлочка», родители (законные представители)
Составитель
Программы
Воспитатель: Бублей М.В.
Цель Программы
Формировать
художественно
-
творческое
мышление,
развивать
активную
речь
у
детей
4-5
лет
посредством
пластилинографии.
Задачи Программы
Учить
основным
техническим
приемам
пластилинографии
(надавливание,
размазывание,
отщипывание,
вдавливание).
Учить
обследовать
различные
объекты
(предметы)
с
помощью
зрительного,
тактильного
ощущения
для
обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать активную речь детей.
Способствовать воспитанию усидчивости, выдержки, терпения, умение доводить начатое до конца.
2
3.
Пояснительная записка
В
настоящее
время
в
умах
и
душах
людей
нашей
страны
происходит
переоценка
ценностей,
зачастую
приоритетную
роль
играют
материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития
нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у
них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения,
что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой
фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к
сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит
реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих
работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для
всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям,
тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки
движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет
кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
3
3.1 Цели и задачи программы
Цель
программы
-
формировать
художественно
-
творческое
мышление,
развивать
активную
речь
у
детей
4-5
лет
посредством
пластилинографии.
Задачи:
•
Учить основным техническим приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
•
Учить
обследовать
различные
объекты
(предметы)
с
помощью
зрительного,
тактильного
ощущения
для
обогащения
и
уточнения
восприятия их формы, пропорции, цвета.
•
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
•
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
•
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
•
Развивать активную речь детей.
•
Способствовать воспитанию усидчивости, выдержки, терпения, умение доводить начатое до конца.
3.2 Планируемые результаты
Планируемый результат:
•
дети будут активно использовать лепные навыки в самостоятельной продуктивной деятельности.
•
расшириться кругозор детей.
•
укрепится мелкая моторика.
•
овладение грамотной устной речью.
4
3.3
Объём образовательной нагрузки
В программе участвуют дети от 4 до 5 лет.
Дополнительная платная образовательная программа «Секреты пластилина на 1 год обучения (средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет).
Проводится 2 раза в неделю. Занятия проводятся по группам из 8 человек.
Продолжительность 1 занятия - 20 минут, в месяц – 8 занятий – 160 минут – 2 часа 40 минут, в год – 64 занятия – 1280 минут – 21 час.
В середине занятий проводятся физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз,
мышц шеи, спины, рук в форме игры.
5
4.
Содержание программы «Секреты пластилина»
Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными или круговыми
движениями кистей рук.
Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик или колбаску сдавливают до формы лепёшки.
Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева
направо.
Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию,
поворачивает пальчик в нужном направлении.
Работа с детьми состоит из нескольких этапов:
Подготовительный. Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной
постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка
умения работать на ограниченном пространстве.
Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов
пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения
пользоваться
специальной
стекой,
доводить
дело
до
конца,
работать
аккуратно,
выполнять
коллективные
композиции,
восстанавливать
последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
6
Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение
к результатам своей деятельности
.
Месяц
Неделя
№ занятия
Тема занятия
Задачи занятия
Октябрь
1
1
«Осеннее деревце»
-
Подводить
к
образной
передаче
явлений
и
учить
передавать
образ
осеннего
дерева
посредством
пластилинографии;
- учить использовать пластилин разных цветов для получения яркого осеннего образа (листочков);
- продолжать учить наносить пластилин на основу в виде мазков;
- развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия;
- закрепить знания об жёлтом, красном и зелёном цвете;
- закреплять умение работать аккуратно, испытывая чувство удовлетворения от проделанной работы.
2-3
«Падают, падаю листья»
коллективная работа
- Учить детей смешивать пластилин для получения яркого образа (листочков);
- учить пальчиком, размазывать пластилин равномерно по всему рисунку, как будто закрашивая его, не
выезжая за контур;
- учить с помощью стеки оживлять предмет (листок);
- обучать детей работать коллективно, испытывать чувство радости от проделанной работы.
2
4
«Чудо плоды»
- Сформировать у детей обобщение представление об овощах: растут на грядках, полезны людям,
- уточнить способы их переработки,
- развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их
природные особенности, цвет;
- создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над
поверхностью основы,
-развивать мелкую моторику рук.
3
5-6
«Ешьте овощи и фрукты –
это лучшие продукты»
(коллективная работа).
- Уточнить знания у детей о пользе овощей и фруктов; их названия;
- закрепить умение определять форму (круглая, овальная) и правильно называть цвет;
- продолжать учить пальчиком, размазывать пластилин равномерно по всему рисунку, как будто закрашивая
его, не выезжая за контур;
- воспитывать интерес к пластилинографии.
- продолжать учить создавать коллективную композицию
4
7
«Ёжик»
- Развивать познавательный интерес к природе, представления о зависимости существования конкретного
животного от условий окружающей среды,
- расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать;
- закрепить навыки работы с пластилином:
- создание полу объёмного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного
восприятия объекта;
- развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала
7
8
«Листопад»
- Учить приему размазывания (в разных направлениях);
- продолжать обучать отщипывать маленькие кусочки пластилина, использовать пластилин нескольких
цветов,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
-обогащать словарь.
Ноябрь
5
9
«Консервированные
фрукты»
- Обобщить представления детей о фруктах, об их характерных особенностях;
- развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту,
- учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины и изображения
мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков,
-развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания,
сплющивания
10
«Я люблю свою лошадку»
-
Продолжать
воспитывать
у
детей
интерес
к
домашним
животным
(лошадка)
и
их
образе
жизни.
– побуждать желание изобразить животное,
- формировать умение изображать гриву лошадки посредством пластилинографии (наносить пластилин на
основу в виде мазков).
6
11
«Золотая рыбка»
- Уточнять и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей;
-
продолжать
учить
создавать
выразительный
и
интересный
сюжет
в
полу
объеме,
используя
нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином;
- активизировать в речи существительные: хвост, плавники, чешуя.
«Маленький
ёжик»
- Продолжать развивать у
детей
по знавател ьный
и н т е р е с
к
п р и р о д е ,
п р е д с т а в л е н и й
о
зависимости
существования
конкретного
животного
( е ж а )
о т
у с л о в и й
окружающей среды;
-
у ч и т ь
к р е п и т ь
пластилиновые шарики на
основу рядом друг к другу,
н а
о г р а н и ч е н н о м
пространстве;
-
активизировать
в
речи
существительные:
ёж-
ежиха-ежонок.
7
13
«Маленький ёжик»
продолжение работы
- Продолжать развивать у детей интерес к пластилинографии;
- учить аккуратно выполнять свои работы.
8
14
«Вот поезд наш едет,
колёса стучат»
- Учить прикреплять готовую форму к плоскости в нужном месте;
- продолжать учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их
между ладонями;
- развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука»;
- прививать навыки аккуратной работы с пластилином;
- активизировать словарь
8
15
«Кудряшки для овечки»
- Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки;
-закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом;
- развивать согласованность работы обеих рук;
-воспитывать навык аккуратной работы с пластилином;
- актуализировать словарь(овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка).
16
«Кудряшки для овечки»
продолжение работы
- Продолжать развивать у детей интерес к пластилинографии;
- учить аккуратно выполнять свои работы.
Декабрь
9
17
«Бусы для ёлочки –
красавицы»
- Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки)
близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету и размеру (большой-маленький
- уточнить знание детей о круглой форме предметов,
-закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
- закреплять знания о цвете.
- развивать чувство ритма.
18
«Снеговик»
- Учить создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии;
- продолжать учить размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур;
-развивать согласованность в движении обеих рук;
активизировать словарь (снег, снеговик, большой, средний, маленький, круглый).
10
19
«Ёлочная игрушка»
- Продолжать учить размазывать пластилин в ограненном пространстве;
- формировать прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- показать детям способ обведения контура рисунка пластилином ( тонкой линией, либо жгутиком);
- развивать творческие способности (придумать как можно украсить игрушку);
- учить аккуратно выполнять свои работы.
20
«Шубка для зайчика»
- Учить летнюю шубку зайчика способом размазывания менять на зимнюю;
- использовать стеку для создания эффекта пушистости;
- развивать согласованность работы обеих рук;
- воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается;
- активизировать словарь (зайчик – зайчонок, белая шубка, названия частей тела);
-учить строить ответ на вопрос «Чьи это ушки, хвостик?».
9
11
21
«Ёлочка – красавица всем
ребятам нравится»
- Формировать умение детей передавать характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное
строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое
время года.
- совершенствовать технические приёмы.
22
«Ёлочка – красавица всем
ребятам нравится»
продолжение работы
- Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими
цветами украшений.
- поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
- развивать интерес к работе.
12
23
«Дед Мороз»
- Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к
другу;
- закреплять знания о цвете.
-развивать согласованность в движении обеих рук;
активизировать словарь (Дед Мороз, большой, весёлый).
24
«Дед Мороз»
продолжение работы
- Продолжать развивать у детей интерес к лепке из пластилина;
- учить аккуратно выполнять свои работы.
Январь
13
25
«Весёлый снеговик»
- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но
разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
- упражнять в равномерном размазывании пластилина на поверхности основы (картона) не выезжая за
контур рисунка.
- учить оформлять лицо (глаза, нос-морковка, рот).
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое
время года.
26
«Весёлый снеговик»
продолжение работы
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Способствовать воспитанию усидчивости, выдержки, терпения, умение доводить начатое до конца.
14
27
«Зайка беленький сидит»
- Продолжать вызывать интерес к окружающему миру животных;
- воспитывать у детей познавательный интерес к природе, представлений о зависимости существования
конкретного животного (зайца) от условий окружающей среды;
- активизировать в речи существительные: заяц-зайчиха-зайчонок;
-
продолжать
учить
создавать
выразительный
и
интересный
сюжет
в
полу
объеме,
используя
нетрадиционную технику исполнения работы рисование пластилином.
28
«Зайка беленький сидит»
продолжение работы
- Способствовать воспитанию усидчивости, выдержки, терпения, умение доводить начатое до конца.
10
15
29
«Наш друг – светофор»
- Учить создавать изображение светофора, прикрепляя друг под другом на равном расстоянии готовую
форму;
- развивать глазомер, координацию в системе «глаз–рука»;
- приучать к усидчивости и аккуратности;
- активизировать словарь (светофор, красный цвет горит – идти нельзя, пешеход, правила дорожного
движения).
30-31
«Как у котика усы
удивительной красы»
- Учить размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения усов
кота;
- продолжать учить рисовать на заданном пространстве,
- развивать согласованность движений обеих рук;
-вызывать добрые чувства к животным;
-побуждать использовать слова, обозначающие части тела, и уменьшительно-ласкательные формы имени
существительного.
16
32
«Мышка»
- Продолжать вызывать интерес к окружающему миру животных;
- воспитывать у детей познавательный интерес к природе, представлений о зависимости существования
конкретного животного (мышки) от условий окружающей среды;
- активизировать в речи существительные: мышь - мышонок;
Февраль
17
33
«Сидит на ветке снегирёк,
сияет, словно фонарёк»
- Закрепить знания детей о птицах их образе жизни; уточнить, что снегирь – птица зимняя.
- упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней приставляя их
плотно друг к другу.
- развивать аккуратность в работе с пластилином.
- воспитывать любознательность, интерес к природе
- развивать интерес к работе.
34
«Сидит на ветке снегирёк,
сияет, словно фонарёк»
продолжение работы
-
Развивать
воображение,
творческие
способности
детей,
побуждать
вносить
в
работу
дополнения,
обогащающие её содержание.
18
35
«Зимнее деревце»
- Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного
слова, произведений живописи;
-
подводить
к
образной
передаче
явлений
и
учить
передавать
образ
зимнего
дерева
посредством
пластилинографии.
- Развивать у детей эстетическое восприятие зимней природы, образное и пространственное восприятия.
- Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая
шарики-снежинки по всему листу.
- Закрепить знания о белом цвете.
11
36
«Дочке - крошке, купили
платьице в горошек».
-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими
готовую форму.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного
расплющивания на поверхности основы.
- Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.
- Закрепить знания о цветах.
19
37
«Зимний лес»
- Учить приему размазывания из столбика;
- закреплять прием прямого раскатывания;
- развивать согласованность движений обеих рук;
- воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца;
- расширять представления о зимних изменениях в живой и неживой природе;
- дать представления о зимнем лесе; активизировать словарь
38
«Рыбки в аквариуме»
- Уточнить и расширить знания о подводном мире, о многообразии его обитателей,
- учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику
исполнения работы-рисование пластилином,
- совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения,
- использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал;
- развивать детское творчество при создании реализации замысла
20
39-40
«Подарок для папы»
- Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к празднику средствами художественного слова,
произведений живописи;
- Развивать у детей эстетическое восприятие
- развивать согласованность движений обеих рук;
- воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца;
Март
21
41-42
«Букет для мамочки моей»
- Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности
выполнять работу.
- Учить использовать бросовый материал (рожки в форме цветочка) для выразительного образа подарка.
- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
22
43-44
«Полевые цветы»
- Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира,
- формировать реалистические представления о природе,
-
учить
отражать
впечатления
и
наблюдения
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
нетрадиционную технику изображения-рисование пластилином,
- побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов,
- поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции работы и внесения дополнений в
рисунок по теме роботы
12
23
45
«Солнышко проснулось,
деткам улыбнулось»
- Передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями,
придавая ему шарообразную форму;
-
Закреплять
прием
сплющивания
шарика
на
горизонтальной
поверхности
для
получения
плоского
изображения исходной формы;
- Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.
46
«Ромашки для мамы»
- Учить создавать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг
серединки цветка;
- закреплять прием вдавливания; развивать мелкую моторику;
- воспитывать отзывчивость, доброту;
- активизировать словарь (букет, цветы, ромашки, белые лепестки, желтая серединка, мамин праздник).
24
47-48
«Клумба с цветами»
коллективная работа
- Учить размазывать пластилиновый шарик в виде цветка;
- продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа,
- согласованность работы обеих рук;
-воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается;
-активизировать словарь
Апрель
25
49
«Радуга-дуга не давай
дождя»
- Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
- Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины
прямыми движениями рук.
- Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании
радужных полос.
- Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
50
«Клубочки для котёнка»
- Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
- Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету
необходимой длины.
- Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
26
51
«Пасхальное яйцо».
- учить детей располагать кусочки пластилина на ограниченном пространстве;
- развивать композиционные умения у детей, эстетические чувства, творческие способности (придумать как
можно украсить яичко);
- учить аккуратно выполнять свои работы.
52
«Ягодка за ягодкой»
- Учить приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики;
- развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук;
-воспитывать желание работать самостоятельно.
13
27
53-54
«На лесной полянке чудо
— на цветочках бантики,
это бабочки расселись, как
цветные фантики»
(коллективная работа).
- Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки;
- знакомить с понятиями симметрии на примере бабочки в природе и в рисунке;
-
совершенствовать
умение
детей
работать
в
нетрадиционной
изобразительной
технике
–
рисование
пластилином;
- отрабатывать умение наносить пластилин, не выезжая за контур.
28
55-56
«На лугу цветут ромашки,
в белой каждая рубашке»
(коллективная работа).
- Воспитывать любовь к прекрасному;
-
закреплять
умение
детей
раскатывать
пластилин
между
ладоня
прямыми
движениями;
- закрепить название цветка – ромашка.
Май
29
57
«Салют»
- Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией;
- учить детей крепить комочки пластилина на основу (цветной картон) в виде мазков (с помощью большого
или указательного пальца);
- развивать аккуратность в работе с пластилином.
58
«Красивая салфетка»
-Учить детей располагать кусочки пластилина на ограниченном пространстве;
- развивать композиционные умения у детей, эстетические чувства.
30
59
«Божья коровка»
- Продолжать вызывать интерес к окружающему миру насекомых;
- познакомить детей с Божьей коровкой и её средой обитания;
- продолжать учить крепить пластилин в ограненном пространстве;
- закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями между ладоней (для
получения круглой формы и столбика);
- активизировать в речи слова: насекомое, Божья коровка, и др.
Май
60
«Яблоки поспели»
- Развивать интерес к изобразительной, художественной деятельности;
- подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета;
- учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе,
- закрепить умение аккуратно использования пластилина в своей работе
31
61
«Гусеница на листочке»
- Учить прикреплять готовые формы к поверхности основы в определенном порядке (друг за другом);
-закреплять умение расплющивать пластилиновый диск на основу;
- развивать согласованность в работе обеих рук;
- закреплять навыки аккуратной работы с пластилином;
- активизировать речь (зеленая гусеница, барышня).
62
«Зелененький,
полосатенький, а в середке
сладенький».
- Продолжать учить крепить пластилин в ограненном пространстве;
- формировать прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- учить аккуратно выполнять свои работы;
- активизировать в речи слова: арбуз, ягода.
14
32
63
«Червячок в яблочке»
- Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и конкретных живых существ,
- закреплять умения работать пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании,
разглаживании поверхности в создаваемых объектах,
- развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина
64
«Консервирование
овощей»
- Учить прикреплять готовую форму на основу путем равномерного расплющивания ее по поверхности
(круг, овал);
- развивать умение равномерно располагать предметы в силуэте;
- обобщать представления об овощах, их характерных особенностях;
- приучать к усидчивости и аккуратности;
- активизировать словарь
15
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
№
Этапы работы
Месяц
Количество занятий
1
Подготовительный
Октябрь - ноябрь
8
2
Основной
Ноябрь - март
48
3
Заключительный
Март - май
8
5.2 Расписание занятий
Дни недели
Время
Вторник
8.30 – 8.50
Четверг
8.30 – 8.50
5.3 Программно-методическое обеспечение
№
Наименование услуги
Наименование программы
На основании какой программы разработана и
кем утверждена, рекомендована
1
«Секреты пластилина
Программа ДПОУ по проведению занятий художественно-эстетической
направленности «Секреты пластилина» для детей среднего дошкольного возраста
от 4 до 5 лет
Программа составлена на основе использования
методик:
- Карлёнок И.В. «Секреты лепки из пластилина шаг
за шагом»,
- Орен Рони «Секреты пластилина»
- Данкевич Е.М. «Умные пальчики»
16
5.
Педагогическая диагностика
Диагностические задания
Что изучается?
Дидактические игры,
упражнения, вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
1
2
3
4
Умение
правильно
передавать
в
рисунке
пластилином
форму,
с т р о е н и е
п р е д м е т о в ,
р а с п о л о ж е н и е
ч а с т е й ,
соотношение
по
в е л и ч и н е ;
связывать
предметы
единым
содержанием;
самостоятельно
определять
содержание
рисунка
на заданную тему
Самостоятельное
рисование
пластилином по теме «Цветы»
Материалы: силуэт букета цветов
на
листе
картона,
карандаши,
пластилин, стеки
Ре б е н ку
п р е д л а г а е т с я
р а с с м о т р е т ь
иллюстрации цветов.
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с
заданием, правильно отвечает на вопросы.
2
балла
-
ребенок
справляется
с
заданием
с
помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Уме н и е
д е т е й
р а с п о л а г а т ь
к у с о ч к и
п л а с т и л и н а
н а
ограниченном пространстве.
Рисование пластилином по теме
«Цветы»
Материалы: силуэт букета цветов
на
листе
картона,
карандаши,
пластилин, стеки
Ребенку предлагается украсить силуэт букета
цветов пластилином
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с
заданием.
2
балла
-
ребенок
справляется
с
заданием
с
помощью взрослого.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Ур о в е н ь
о с в о е н и я
д е т ь м и
сенсорных эталонов (цвета)
Дидактическая
игра
«Назови
цвет».
Материал:
набор
карточек
11
цветов (белый, черный, красный,
ж е л т ы й ,
с и н и й ,
з е л е н ы й ,
розовый,
голубой,
оранжевый,
коричневый, фиолетовый)
Перед
ребенком
выкладывается
набор
карточек разного цвета.
Задание:
назови
цвет
каждой
карточки.
П о к а ж и
к а р т о ч к у
с и н е го
( б е л о г о ,
коричневого...) цвета
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с
заданием.
2
балла
-
ребенок
справляется
с
заданием
с
помощью взрослого.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
17
Ум е н и е
л е п и т ь
п р е д м е т ы ,
состоящие из нескольких частей,
используя
приемы
оттягивания,
сглаживания,
вд а в л и в а н и я ,
прижимания
и
примазывания;
использовать в работе стеку
С а м о с т о я т е л ь н а я
л е п к а
п р е д м е т о в ,
с о с т о я щ и х
и з
нескольких частей.
Материал:
пластилин,
стека,
доска для лепки
Ребенку
предлагается
вылепить
предмет,
с о с т о я щ и й
и з
н е с ко л ь к и х
ч а с т е й .
Примечание.
Предварительно
можно
п р е д л о ж и т ь
р а с с м о т р е т ь
о б р а з ц ы
вылепленных изделий
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с
заданием.
2
балла
-
ребенок
справляется
с
заданием
с
помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Высокий уровень - 21-24 балла; средний уровень - 14-16 баллов; низкий уровень - 7-8 баллов.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Воспитатель:
_____________________________________
Дата проведения диагностики: начало года ____________ конец года _____________
№ п/п
7. Материально-техническое обеспечение
Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются оборудование и материалы:
- помещение, расположенное на втором этаже группы от 4 до 5 лет №1 МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка»;
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- доска, компьютер, магнитофон
- телевизор
- канцелярские принадлежности.
Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы для пластилинографии, лепке из пластилина, а именно:
- наборы плотного картона разного по форме, цвету, величине с контурным рисунком;
- набор пластилина, стеки;
- различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).
- фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов.
20
8. Список литературы
1.
Карлёнок И.В. «Секреты лепки из пластилина шаг за шагом», - «Эксмо» 2014 г.;
2.
Орен Рони «Секреты пластилина» - «Махаон» 2015 г.;
3.
Данкевич Е.М. «Умные пальчики» - «Астрель» 2009 г.
21