Особенности реализации когнитивно-стилевой дифференциации в процессе обучения математике
Автор: Маматова Раиса Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "СОШ №32 имени Г.А.Сборщикова" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: Особенности реализации когнитивно-стилевой дифференциации в процессе обучения математике Раздел: полное образование
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
На сегодняшний день приоритетные цели школьного образования – это формирование и
всесторонне развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для
самоопределения
и
самореализации,
удовлетворения
образовательных
потребностей
каждого
ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовка его к
интеллектуальному творческому труду.
Основной целью образования становится не достижение учащимся определенных знаний,
умений
и
навыков,
а
обеспечение
его
индивидуального
развития,
внимание
к
его
индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а
формирование
творческой
личности.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
учета
индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей,
которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации.
Кроме
индивидуальных
особенностей,
характерных
для
данной
группы
людей
(возрастной,
социальной
и
т.д.),
каждый
человек
имеет
свои
индивидуальные
психофизиологические
особенности и свой субъектный опыт. Развитие человека как личности требует обращения к его
психофизиологическим особенностям.
Среди большого набора психологических характеристик личности можно выделить те,
которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности
учащихся
и
определить
4
когнитивных
типа:
поленезависимый-рефлексивный
(ПН-Р),
поленезависимый-импульсивный
(ПН-И),
полезависимый-рефлексивный
(ПЗ-Р)
и
полезависимый-импульсивный (ПЗ-И).
Выраженность каждой характеристики в группе распределяется от весьма импульсивного до
крайне рефлексивного через умеренно выраженные признаки и нейтральные типы. С этой точки
зрения
каждый
ученик
индивидуален,
но
для
организации
дифференцированной
работы
достаточно выделить эти четыре типа, четыре модели ученика.
Как
показывает
практика,
именно
поленезависимые-рефлексивные
учащиеся
наиболее
удобны для учителя. Именно такие школьники имеют лучшие оценки по математике. Худшие
показатели у полезависимых-импульсивных учащихся.
О рекомендациях к организации учебного процесса для учащихся каждого когнитивного
стиля можно сказать следующее:
Поленезависимые
школьники
включаются
в
процесс
обучения
скорее
как
его
участники в силу предпочтительной ориентации на внутренние стимулы, а не на внешние
раздражители. Достижение успеха и внутренне удовлетворение – вот их основной стимул. У ПН-
индивидов
более
легко
происходит
такой
важный
процесс,
как
генерализация
учебного
материала, перенос знаний и умений. Поскольку они меньше зависят от контекста, им присуща
более
рациональная
стратегия
познавательной
деятельности,
особенно
если
этот
материал
требует предварительной аналитической обработки.
Обучение же полезависимых нуждается в так называемом негативном подкреплении,
критической реакции на ошибки. Такие учащиеся склонны игнорировать менее заметные черты
1
явления, объекта, поэтому для них необходимо специально выделять, подчеркивать главное,
существенное в изучаемом материале.
Для учащихся с импульсивным типом реагирования характерно большое число ошибок
при малом времени обдумывания, поэтому для них полезно, во-первых, искусственно замедлять
темп работы путем организации внешней речи, ответов на контрольные вопросы. Во-вторых,
целесообразно делить учебный материал на мелкие дозы, вопросы, задания.
Для рефлексивных учащихся излишняя детализация вредна и отвлекает их.
В целом рекомендации по организации процесса обучения для учащихся с различными
когнитивными стилями представлены в таблице 1.
Методические особенности обучения учащихся
с различными когнитивными стилями.
Таблица 1
Стиль
О с о б е н н о с т и
у ч е б н о й
деятельности
Рекомендации
по
организации
учебного процесса
поленезависимый-
рефлексивный
(ПН-Р)
Восприятие
аналитично,
вы-
деляют
существенные
детали.
Активные
участники
учебного
процесса, делают мало ошибок.
Легко
происходит
перенос
знаний
и
умений,
образование
навыков
Способны
адекватно
оцени-
вать учебную ситуацию
Как можно больше свободы и
самостоятельности. Проблемно-
поисковые
и
индукт ивны е
методы обучения.
Задания и вопросы на глубо-
кое понимание, особенно в связи
с прошлым материалом
Задания могут быть на любое
количество действий
поленезависимый-
импульсивный
(ПН-И)
Восприятие
аналитично,
вы-
деляют
существенные
детали.
Активные
участники
учебного
процесса, но вследствие импуль
сивности делают много ошибок
Сравнительно
легко
проис-
ходит перенос знаний и умений
При решении сложных задач
резко
увеличивается
число
ошибок
Проблемно- поисковые и инду
ктивные
методы,
но
свобода
познавательной
деятельности
д ол ж н а
б ы т ь
о г р а н и ч е н а
руководством учителя
Задания
и
вопросы,
требую-
щие глубинного понимания
Использовать
одношаговые
задания
и
вопросы
при
эврис-
тических методах обучения
полезависимый-
рефлексивный
(ПЗ-Р)
Не могут выделить детали
Пассивные участники учебно-
го
процесса,
трудно
происхо-
д и т
п е р е н о с
з н а н и й ,
н о
рефлексивность даёт им больше
осмысленности, понимания
А д е к в а т н о
о ц е н и в а ю т
учебную ситуацию
Нужно
сразу
обрисовать
существо
изучаемого
явления,
выделить основные моменты
С оч е т а н и я
п р о б л е м н о -
поисковых методов обучения с
репродуктивными
Задания
могут
быть
на
любое количество действий
2
полезависимый-
импульсивный
(ПЗ-И)
Не могут выделить существен
ные детали
В процессе обучения пассив-
ны,
труднее
происходит
пере-
нос знаний и умений
При решении сложных задач
резко
увеличивается
число
ошибок
Необходимо обрисовать сущес
тво
изучаемого
явления,
выде
лить основные моменты
Преобладают
репродуктивные
методы обучения
Использовать
одношаговые
з а д а н и я
и
в о п р о с ы
п р и
э в р и с т и ч е с к и х
м е т о д а х
обучения
Разделение
учащихся
на
группы
в
зависимости
от
когнитивного
стиля
и
обучение с учетом познавательных способностей позволит ученикам достичь одного
уровня знаний, причем путем наиболее для них удобном в том смысле, что организация
работы
учащихся
соответствует
их
когнитивным
стилям.
В
зависимости
от
дидактической
задачи
дифференцировать
можно
группы,
объединяющие
учеников
одного когнитивного стиля (гомогенные в этом смысле, но возможно существенно
различные
по
другим
параметрам),
и
группы,
в
состав
которых
входят
ученики,
обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные).
Наличие у человека того или иного когнитивного стиля не ставит его в заведомо
лучшую
или
худшую
позицию
в
решении
познавательных
или
практических,
профессиональных
задач,
поскольку
можно
варьировать
стратегиями
поведения,
выбирая индивидуальный способ решения.
В
качестве
иллюстрации
представленных
положений
рассмотрим
примеры
заданий
для
учащихся
с
полезависимым
-
рефлексивным
и
полезависимым
-
импульсивным когнитивными типами.
Для ПЗ-Р:
(1).
Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11
17
13
%; 150%;528%.
(2).
Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045;
25
3
; 1,8; 4.
(3).
Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы
нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Определите, соответствует ли данная схема приведенной задаче, если нет, то приведите
свою схему.
Составьте краткую запись и решите задачу.
3
100%
32%
120 костюмов
?
(4).Составьте и решите задачи по следующим данным:
а)700 учеников
I – 3%
б)
Для ПЗ-И:
(1).
Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11
17
13
%; 150%;528%.
(2).
Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045;
25
3
; 1,8; 4.
(3).
Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы
нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
При решении задачи ответьте на вопросы:
Что принято за 100%?
Какой процент от всех костюмов составляют костюмы нового фасона?
а) Рассмотри внимательно графическую схему к задаче, дополните её необходимыми
данными.
б) Рассуждай так:
в) запишите решение по действиям с пояснениями.
(4).
Проведите соответствие между краткими записями и графическими схемами
некоторых задач:
1.
700 учеников
посещают шахматный клуб – 3%
4
700 цветов
розы
лилии
70%
32%
120 костюмов
?
1.
Так как 1200 костюмов – это выпуска, то,
чтобы найти 1% выпуска надо
2.
Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить
а)
2.
700 цветов
Розы – 70%
Лилии - ?
б)
3.
5000 р.
Торт – 4%
Осталось ?
в)
Составьте и решите задачи по данным схемам и кратким записям.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Берулава Г.А. Стиль индивидуальности. М.:МАГО, 1996. – 240 с.
2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. – М.: Новая школа, 1995 – 330 с.
3.
Гельфман
Э.Г.,
Холодная
М.А.
Психодидактика
школьного
учебника.
Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
4.
Холодная
М.А.
Психология
интеллекта.
Парадоксы
исследования.
–
2-е
изд.,
перераб. И доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
5
700 цветов
розы
лилии
70%
торт
?
4%
5000 р.
осталось
?
3%
остальные
700 учеников