Напоминание

Особенности реализации когнитивно-стилевой дифференциации в процессе обучения математике


Автор: Маматова Раиса Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №32 имени Г.А.Сборщикова"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Особенности реализации когнитивно-стилевой дифференциации в процессе обучения математике
Раздел: полное образование





Назад





ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
На сегодняшний день приоритетные цели школьного образования – это формирование и всесторонне развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовка его к интеллектуальному творческому труду. Основной целью образования становится не достижение учащимся определенных знаний, умений и навыков, а обеспечение его индивидуального развития, внимание к его индивидуальности как неповторимому уникальному образованию; не воспитание исполнителя, а формирование творческой личности. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении, в частности, учета когнитивных стилей, которые отражают различия между людьми в характере восприятия и переработки информации. Кроме индивидуальных особенностей, характерных для данной группы людей (возрастной, социальной и т.д.), каждый человек имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности и свой субъектный опыт. Развитие человека как личности требует обращения к его психофизиологическим особенностям. Среди большого набора психологических характеристик личности можно выделить те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся и определить 4 когнитивных типа: поленезависимый-рефлексивный (ПН-Р), поленезависимый-импульсивный (ПН-И), полезависимый-рефлексивный (ПЗ-Р) и полезависимый-импульсивный (ПЗ-И). Выраженность каждой характеристики в группе распределяется от весьма импульсивного до крайне рефлексивного через умеренно выраженные признаки и нейтральные типы. С этой точки зрения каждый ученик индивидуален, но для организации дифференцированной работы достаточно выделить эти четыре типа, четыре модели ученика. Как показывает практика, именно поленезависимые-рефлексивные учащиеся наиболее удобны для учителя. Именно такие школьники имеют лучшие оценки по математике. Худшие показатели у полезависимых-импульсивных учащихся. О рекомендациях к организации учебного процесса для учащихся каждого когнитивного стиля можно сказать следующее:  Поленезависимые школьники включаются в процесс обучения скорее как его участники в силу предпочтительной ориентации на внутренние стимулы, а не на внешние раздражители. Достижение успеха и внутренне удовлетворение – вот их основной стимул. У ПН- индивидов более легко происходит такой важный процесс, как генерализация учебного материала, перенос знаний и умений. Поскольку они меньше зависят от контекста, им присуща более рациональная стратегия познавательной деятельности, особенно если этот материал требует предварительной аналитической обработки.  Обучение же полезависимых нуждается в так называемом негативном подкреплении, критической реакции на ошибки. Такие учащиеся склонны игнорировать менее заметные черты 1
явления, объекта, поэтому для них необходимо специально выделять, подчеркивать главное, существенное в изучаемом материале.  Для учащихся с импульсивным типом реагирования характерно большое число ошибок при малом времени обдумывания, поэтому для них полезно, во-первых, искусственно замедлять темп работы путем организации внешней речи, ответов на контрольные вопросы. Во-вторых, целесообразно делить учебный материал на мелкие дозы, вопросы, задания.  Для рефлексивных учащихся излишняя детализация вредна и отвлекает их. В целом рекомендации по организации процесса обучения для учащихся с различными когнитивными стилями представлены в таблице 1.
Методические особенности обучения учащихся

с различными когнитивными стилями.
Таблица 1 Стиль О с о б е н н о с т и у ч е б н о й деятельности Рекомендации по организации учебного процесса поленезависимый- рефлексивный (ПН-Р)  Восприятие аналитично, вы- деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, делают мало ошибок.  Легко происходит перенос знаний и умений, образование навыков  Способны адекватно оцени- вать учебную ситуацию  Как можно больше свободы и самостоятельности. Проблемно- поисковые и индукт ивны е методы обучения.  Задания и вопросы на глубо- кое понимание, особенно в связи с прошлым материалом  Задания могут быть на любое количество действий поленезависимый- импульсивный (ПН-И)  Восприятие аналитично, вы- деляют существенные детали. Активные участники учебного процесса, но вследствие импуль сивности делают много ошибок  Сравнительно легко проис- ходит перенос знаний и умений  При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок  Проблемно- поисковые и инду ктивные методы, но свобода познавательной деятельности д ол ж н а б ы т ь о г р а н и ч е н а руководством учителя  Задания и вопросы, требую- щие глубинного понимания  Использовать одношаговые задания и вопросы при эврис- тических методах обучения полезависимый- рефлексивный (ПЗ-Р)  Не могут выделить детали  Пассивные участники учебно- го процесса, трудно происхо- д и т п е р е н о с з н а н и й , н о рефлексивность даёт им больше осмысленности, понимания  А д е к в а т н о о ц е н и в а ю т учебную ситуацию  Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты  С оч е т а н и я п р о б л е м н о - поисковых методов обучения с репродуктивными  Задания могут быть на любое количество действий 2
полезависимый- импульсивный (ПЗ-И)  Не могут выделить существен ные детали  В процессе обучения пассив- ны, труднее происходит пере- нос знаний и умений  При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок  Необходимо обрисовать сущес тво изучаемого явления, выде лить основные моменты  Преобладают репродуктивные методы обучения  Использовать одношаговые з а д а н и я и в о п р о с ы п р и э в р и с т и ч е с к и х м е т о д а х обучения Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение с учетом познавательных способностей позволит ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобном в том смысле, что организация работы учащихся соответствует их когнитивным стилям. В зависимости от дидактической задачи дифференцировать можно группы, объединяющие учеников одного когнитивного стиля (гомогенные в этом смысле, но возможно существенно различные по другим параметрам), и группы, в состав которых входят ученики, обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные). Наличие у человека того или иного когнитивного стиля не ставит его в заведомо лучшую или худшую позицию в решении познавательных или практических, профессиональных задач, поскольку можно варьировать стратегиями поведения, выбирая индивидуальный способ решения. В качестве иллюстрации представленных положений рассмотрим примеры заданий для учащихся с полезависимым - рефлексивным и полезависимым - импульсивным когнитивными типами. Для ПЗ-Р: (1). Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11 17 13 %; 150%;528%. (2). Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045; 25 3 ; 1,8; 4. (3). Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика? Определите, соответствует ли данная схема приведенной задаче, если нет, то приведите свою схему. Составьте краткую запись и решите задачу. 3 100% 32% 120 костюмов ?
(4).Составьте и решите задачи по следующим данным: а)700 учеников I – 3% б) Для ПЗ-И: (1). Замени проценты числами: 3%; 18%;7,5%; 11 17 13 %; 150%;528%. (2). Замени числа процентами: 0,05;0,28; 0,9; 0,045; 25 3 ; 1,8; 4. (3). Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика? При решении задачи ответьте на вопросы:  Что принято за 100%?  Какой процент от всех костюмов составляют костюмы нового фасона? а) Рассмотри внимательно графическую схему к задаче, дополните её необходимыми данными. б) Рассуждай так: в) запишите решение по действиям с пояснениями. (4). Проведите соответствие между краткими записями и графическими схемами некоторых задач: 1. 700 учеников посещают шахматный клуб – 3% 4 700 цветов розы лилии 70% 32% 120 костюмов ? 1. Так как 1200 костюмов – это выпуска, то, чтобы найти 1% выпуска надо 2. Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить
а) 2. 700 цветов Розы – 70% Лилии - ? б) 3. 5000 р. Торт – 4% Осталось ? в) Составьте и решите задачи по данным схемам и кратким записям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности. М.:МАГО, 1996. – 240 с. 2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. – М.: Новая школа, 1995 – 330 с. 3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с. 4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с. 5 700 цветов розы лилии 70% торт ? 4% 5000 р. осталось ? 3% остальные 700 учеников


В раздел образования